Святая Церковь Христова. Не я сам себя
поставил!»
Для любящего Старца Николая сердца нет сомнений в его достоинстве Епископа. Голос наших сердец, да будет нам свидетельством. Для епископского сана, размышлял Святитель Игнатий (Брянчанинов), «нужен Ангел или и человек, но равноангельский», таковым был незабвенный Старец Николай. Батюшка Кирилл (Павлов) сказал о нем: «Он — Ангел!»...
Для рассудка и ума приведем некоторые несомненные, не в полноте исчисленные, свидетельства:
Свидетельство слов самого Старца Николая, открывшего не единожды (и не одному человеку) свой Архиерейский сан: «Я Архиерей Божий».
Наличие фотографии праведного Старца в клобуке, сидящего на стуле в предстоянии двух иподиаконов Экзарха Прибалтики, Митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского) по правую и левую руку, что приличествует только Архиерею и что могло состояться (фотографирование) лишь по причине действительности архиерейской хиротонии, ибо кто дерзнет сказать о праведнике, что он это сделал не по достоинству.
Благословение Старца на келейных молитвах воздавать ему Архиерейское «ис пола эти дэспота».
Свидетельство лиц, принимавших от Старца Архиерейское благословение и видевших, как он благословляет двумя руками как Архиерей.
Праведный Николай всегда преподавал священству благословение как Архиерей, после чего они лобызали ему десницу.
Духовенство принимало во время Святого Причащения от Праведного Старца Тело и Кровь Господни как от Архиерея.
Праведный Старец мог разрешать епитимий, наложенные духовниками, что дозволительно лишь Архиерейскому достоинству. Мог снимать с духовенства прешения, если они были незаконными, что также свидетельствует об Архиерейском чине.
Имел исключительное право благословлять на рукоположение во пресвитеры и благословлял на принятие монашеского пострига.
Благословлял закладку и строительство храмов, открытие монастырей, посвящения Престолов, что не мог возложить на себя, не будучи облечен Архиерейской властию.
В некоторых случаях, по исследованию причин, благословлял на второбрачие или же благословлял расторжение брака.
После молитвенного рассмотрения, в некоторых случаях благословлял церковно молиться за самовольно живот свой прекративших, что также не мог делать, не имея епископского достоинства
В случае обоюдного желания, благословлял венчанных супругов на принятие монашества, даже если один из супругов был белым священником, что невозможно благословлять без Архиерейской хиротонии.
Праведный Старец учил народ и проповедовал по епископскому праву, заблуждающихся и противящихся Православному учению обличал и наказывал со всякой властию.
Праведник разрешал некоторые вопросы церковного управления и вопросы, надлежащие церковному суду, что возможно Архиерейскому достоинству.
Наличие у Праведного Старца предметов Архиерейского достоинства.
По отшествии Батюшки Николая в блаженную Вечность, поклониться его святому телу и попросить молитв приехал духовник одного их русских монастырей с древней монашеской традицией и благодатными отцами. Он не бывал у Батюшки при жизни, но всегда почитал его духовные дарования. «Когда я подошел к честным останкам Старца, чтобы приложиться и отдать ему последнее целование, душа моя ощутила Архиерейскую благодать, почивающую на праведнике», — свидетельствовал духоносный пастырь.
Одним из требований церковного прославления святых является свидетельство святости того или иного угодника Божия — от верных, то есть, исповедующих Православную Беру Христианскую. Вот одно из свидетельств верных, не сомневающихся в Архиерейском достоинстве и святости Старца Николая.