Тептярско-татарские деревни 2 страница

В 1842 г. 35 дворов при 238 жителях владели пашней в 625 десятин, а также 100 лошадьми, 30 коровами, 100 овцами, 50 козами.

Можгинское 4-годичное земское училище с 1900 г. находилось в здании сельского общества, в 1909 г. имело 45 учеников, в т.ч. 4 девочки.

Развитие д. Кониговопри р. Сусады прослеживается в следующих цифрах. В 1795 г. удмуртов-тептярей насчитывалось 176 человек обоего пола, в 1834 г. — 240, в 1859 г. - 348, в 1870 г. - 344, в 1920 г. - 243 человек.

В 1842 г. земельные угодья 39-дворной деревни с 240 жителями выражались в следующих цифрах: усадьбы — 23, пашня — 640, сенокосные угодья — 30, лес — 208 десятин. Деревня имела 110 лошадей, 80 коров, по 200 овец и коз. Была мельница. Пчеловоды имели 30 бортей.

Д. Каймашабашпри одноименной речке имела в 1748 г. 47 душ ясачных вотяков м.п., в 1795 г. — 60 женщин и 72 души тептярей из удмуртов м.п., в 1816 г. — 112 мужчин и 30 дворов, в 1834 г. — 302 человека обоего пола, в 1859 г. —

483 припущенника и 78 дворов, в 1870 г.— 515 человек (ошибочно названы марийцами) и 75 дворов, в 1920 г.— 931 удмурт при 171 дворе.

В 1842 г. 47-дворная деревня с 302 жителями имела земли под усадьбой — 29, под пашней — 600, под сенокосом — 2500, под лесом — 110 десятин. Жителям принадлежало 226 лошадей, 236 коров, 315 овец, 300 коз. Пчеловоды владели 40 ульями и 20 бортями. Было три водяные мельницы.

Д. Банибаш,расположенная при одноименной речке и р. Каймаша, развивалась следующим образом. В 1748 г. она состояла из 25 душ ясачных удмуртов м.п., в 1795 г. — из 81 тептяря обоего пола, в 1816 г. — из 97 человек, в 1834 г. - из 112, в.1870 г. - из 156, в 1920 г. - из 244 удмуртов.

Банибашцы занимались земледелием (160 десятин пашни, водяная мельница, угодья: 10 десятин усадьбы, 160 десятин сенокосных угодий, 312 десятин леса), животноводством (в 1842 г. на 18 дворов со 112 жителями приходилось 50 лошадей, по 40 коров, овец, 50 коз). В деревне было 15 ульев.

Ориентирами местоположения д. Нократуказывают pp. Усарга и Орья. В 1747 г. имела 95 душ ясачных удмуртов мужчин, в 1795 г. — 314 тептярей, в 1834 г. — 238, в 1859 г.-326, в 1870 г.-320, в 1920 г. - 315 удмуртов.

40-дворная деревня с 238 жителями в 1842 г. имела в своем распоряжении следующие виды земельных угодий: усадьба — 16, пашня — 13, сенокосные — 70, лес — 7, неудобные — 625 десятин. Во владении удмуртов было 120 лошадей, 80 коров, 150 овец, 140 голов коз. Пчеловоды имели 18 ульев. В деревне была водяная мельница.

По договорной записи башкир Уранской волости от 7181 (1673) г. и жалованной грамоте от 5 декабря 7192 (1683) г. ясачные удмурты основали свои поселения Новая Кирга, Барабановка (Пештеряк), Верхняя Барабановка (Усак), Большая Барабановка (ныне в Пермской области)143.

Д. Новая Киргавозникла как выселок коренной д. Старая Кирга (Пермская область), переросший в самостоятельное поселение между 1850 и 1858 гг. на основе договорной записи башкир от 7181 (1673) г. и жалованной грамоты от 5 декабря 7192 (1683) г. Во всяком случае, при Генеральном межевании земель ее жители ссылались на эти документы.

В 1859 г. в 32-дворной деревне было 204 удмурта, в 1870 г. в 34 дворах — 218 (ошибочно названы марийцами), в 1920 г. в 57 дворах — 309 удмуртов.

В министерском одноклассном училище с 4 отделениями в 1909 г. обучалось 34 мальчика.

В XVIII в. была зарегистрирована д. Еловна р. Ясеть («Барабановка тож»). В 1748 г. в ней было 68 душ удмуртов м.п. Последняя ревизия XVIII в. (V) взяла на учет д. Барабан, где проживало 164 мужчины и 160 женщин. Ревизия 1816 г. учла дд. Большой Барабан(40 дворов и 131 душа м.п.) и Верхняя Барабановкапри р. Исеть (или Ясеть), имеющую всего лишь 10 дворов. Если д. Большой Барабан ныне находится на территории Пермской области, то д. Верхняя Барабановка — это д. Елов на р. Ясеть.



142 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 137; ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 240.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 138.



ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН



Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru Думается, что ревизия 1795 г. учла обе деревни вместе, причем Верхнюю Барабановку следует считать коренной. В другом источнике о д. Верхняя Барабановка сказано, что она возникла на основе договора башкир Уранской волости от 1792 г. из оброка по 2 руб. 80 коп. в год от всех дворов144. Одним словом, наблюдаем противоречие в источниках относительно времени заключения договоров башкир с удмуртами. Разрешение его можно увидеть в следующей трактовке двух документов: второй договор конца XV1I1 в. лишь дополнил первый от 1673 г. Итак, первый составил юридическую основу для создания деревни, а второй послужил веским аргументом для ее развития.

В 1834 г. в д. Верхняя Барабановка (Усак) проживал 171 удмурт (тептяр). 236 человек при 35 дворах было в 1859 г. Перепись 1920 г. показала в ней 468 человек и 99 дворов.

Ревизия 1859 г. взяла на учет три деревни под названием Барабановка. Одна из них, недавно возникшая (она не учтена IX ревизией 1850 г.) так и называлась — Барабановка,состояла из 10 дворов с 210 удмуртами. Ее еще называли Пештеряк. В 1870 г. в 35 дворах проживало 240 тептярей из удмуртов. 457 человек и 84 двора было в 1920 г.

Д. Максимовка(Андыш) была основана удмуртами по грамоте 1735 г.145 В 1795 г. она имела 50 душ м.п. На 24 человека увеличилось количество мужчин в 1816 г. Все население в 1859 г. составляло 424 человека при 53 дворах. В 1870 г. их стало 436 человек (69 дворов), причем из них 96 человек составили татары. Перепись 1920 г. показала 1169 человек при 223 дворах. Это были прежде всего тептяри, затем удмурты.

Д. Арлянпри р. Безымянная возникла на основе договора башкир Уранской волости от 1807 г.146 В 1816 г. она имела 17 дворов с 80 тептярями из удмуртов. Население ее в 1834 г. выросло до 152 человек. 252 человека было в 1870 г. 310 удмуртов и башкир было в 1920 г.

В министерском одноклассном училище с 3 отделениями в 1908—1909 учебном году обучалось 14 девочек.

Д. Норкинопри р. Кундакле была основана по «партикулярному»* договору башкир Уранской волости от 5 октября 1801 г.147 «на срочное время из оброка»148. В 1816 г. здесь было 15 дворов и 52 души м.п. 79 мужчин и 68 женщин показала ревизия 1834 г. 264 человека было в 1859 г. На 5 человек больше показали в 1870 г. Советская перепись 1920 г. учла 429 человек.

В конце XIX — начале XX в. могли возникнуть дд. Вотская Урада(в 1920 г. 36 человек при 65 дворах) и Вотская Орья(в 1920 г. 117 дворов и 657 человек).

Д. Никольски поселок Красный Трудбыли основаны после переписи 1925 г.

Марийские поселения

Их в районе 11. Все они были основаны на вотчинной земле башкир Уранской волости.

Самой ранней по времени образования является д. Орьяпри одноименной речке. Она возникла по припуску («по допуску») башкир «по грамоте от 7 февраля 7161 (1653) г.»149. Вместе с тем, имеется другое утверждение о времени ее основания. Это — грамота Уфимской провинциальной канцелярии от 7197 (1689) г.150 Однако здесь нет никакого разночтения: под последней датой следует понимать узаконивание упомянутой грамотой оседания в данном селе новой партии переселенцев.

В 1748 г. насчитывалось 80 душ ясачных марийцев м.п., в 1795 г. — 124 мужчины и 116 жегпцин, в 1816 г. уже в Старойи Новой Орье— 326 человек обоего пола (значит, между 1796—1815 гг. образовалось, выделившись из коренного, новое поселение), в 1834 г. в Старой Орье — 172, в Новой — 196 человек, в 1859 г. в первой — 236, во второй — 304 человека, в 1870 г. в коренной деревне — 264, в дочерней — 341 мариец, в 1920 г. в д. Старая Орья — 282, в д. Новая Орья — 401 мариец.

О хозяйственном развитии двух деревень предлагаем сведения за 1842 г.151

Таблица 176

Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru

Пчеловоды коренной деревни имели 19 ульев и 1 борть, нового поселения — 3 улья.

В восстании Е. И. Пугачева участвовало 76 орьинцев.

Ямбаевои Мендыш— некогда самостоятельные поселения, впоследствии составили единое целое. Они возникли перед башкирским восстанием 1661 — 1664 гг.152 В 1816 г. в Ямбаево отмечены лишь ясачные марийцы в 4 дворах 20 человек, а в Мендыше — тептяри из марийцев в 36 дворах 225 человек153.

При последующих учетах численности населения показали только одну деревню: или Мендыш (Ямбаево), или Ямбаево (Мендыш). В 1834 г. было 263 тептяря, в 1859 г. - 290, в 1870 г. - 348, в 1920 г. - 629 марийцев.

В Ямбаево занимались хлебопашеством, для этого у жителей имелось 515 десятин пашни, 2 мельницы; животноводством, владея в 1842 г. 106 лошадьми, 115 коровами, 177 овцами, 55 козами.

Было земское одноклассное училище с 4 отделениями. В 1908 г. в нем обучалось 16 мальчиков и 1 девочка, в следующем году — 29 мальчиков и 8 девочек.

66 марийцев были пугачевцами.



144 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 241.

145 Там же.

146 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 137.
* Т.е. частный договор, официально не утвержденный

властями.

147 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 138.

148 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 241. Здесь указана дата -
1802 г.

149 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 133.

150 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 243.

151 РГВИА. Ф. 414. Д. 360. Л. 24.

152 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 980. Л. 8.

153 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 241.

БИРСКИЙ УЕЗД




Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru Д. Рыбакпо источникам XVIII — начала XX в. известна как Рабак, расположенная при одноименной речке. Поэтому за основу возьмем истинное ее название Рабак, а не искаженное. Согласно опубликованному источнику, она возникла на основе грамоты от 1 августа 7181 (1673) г.154 Но имеются и другие данные, свидетельствующие о ее основании по грамоте 7192 (1684) г. Марийцы обосновались здесь «из платежа ясака на вечность»155. Как бы то ни было, вполне можно довериться этим двум источникам, дополняющим друг друга.

В 1748 г. здесь проживало 79 душ ясачных марийцев м.п.,в 1816 г.— 140 душ тептярей м.п., в 1834 г. — 354 человека обоего пола, в 1870 г. — 629, в 1920 г. — 878 марийцев.

В 1842 г. 62 дворам принадлежало 2139 десятин пашни, 260 лошадей, 270 коров, 340 овец, 203 козы. Было 6 мельниц. Пчеловоды владели 36 ульями и 2 бортями.

В министерском одноклассном училище в 3 отделениях в 1908 г. грамоте обучали 13 мальчиков, в 1909 г. — 30 мальчиков и 2 девочек.

На основании грамоты от 7196 (1688) г. на той же уранской вотчине возникли марийские поселения Суса-дыбаш, Эбалак, Шудимари, Ирдуган156.

Д. Сусадыбаш,расположенная в верховьях одноименной речки, развивалась следующим образом. В 1748 г. здесь насчитывалось 34 души мужчин ясачных марийцев, в 1795 г. — 80 мужчин и 84 женщины, в 1816 г. — 196 человек обоего пола, в 1834 г.- 186, в 1859 г.-471, в 1870 г. — 508, в 1920 г. — 421 мариец. До 1908 г. была основана дочерняя деревня. В 1920 г. в д. Новый Сусадыбаш в 63 дворах проживало 317 марийцев.

В 1842 г. 33 двора с 186 жителями имели 6 десятин усадьбы, 300 десятин пашни, 30 десятин сенокосных угодий, 120 десятин леса, а также 93 лошади, 106 коров, 116 овец, 55 коз. Было 3 мельницы. Пчеловодам принадлежало 59 ульев, 2 борти.

В министерском одноклассном училище в 1908 г. обучались 34 мальчика, 6 девочек, в следующем году — 42 мальчика, 3 девочки.

37 человек принимали участие в событиях 1773— 1775 г.

Д. Эбалакбыла основана при той же р. Сусады. Так называли ее до 1870 г., когда взяли на учет как Сусады (Сусадыбаш, Эбалак). В 1920 г. она известна как Сусады (Сусады-Ябалаково). Сегодняшнее ее название Сусады -Эбалак.В 1748 г. она известна под названием Ильтуга-ново («Ябалаково тож»), когда там насчитывалось 72 ясачных марийца мужчины. В 1795 г. было 73 тептяря из марийцев обоего пола. 120 человек взято на учет в 1816 г. Их было 149 человек в 1834 г. По ревизии 1859 г. их оказалось 275, в 1870 г. — 597, в 1920 г. — 475 марийцев.

В 1842 г. 26 дворам принадлежало 175 десятин пашни, 120 лошадей, 111 коров, 80 овец, 45 коз. Было 4 мельницы. Кто-то из домохозяев имел 24 улья и 3 борти.

В 4-годичном министерском училище в 1908 г. обучалось 32 мальчика, 10 девочек, в 1909 г. — 40 мальчиков, 16 девочек.

Д. Шудимарипри р. Аркаш в 1748 г. была известна как Акмурзино (Шудимари). В тот год было учтено 28 ясач-

ных марийцев-мужчин, в 1795 г.— 65 тептярей из марийцев обоего пола, в 1816 г. — 30 человек, в 1834 г. — 35, в 1859 г. - 85, в 1870 г. - 86, в 1920 г. - 123 марийца.

7 дворам с 35 жителями принадлежало 10 десятин
усадьбы, 95 десятин пашни, 100 десятин лугов, 111 деся
тин леса, а также 50 лошадей, 70 коров, 40 овец, 27 коз.
Была водяная мельница.

8 восстании Пугачева принимали участие 38 человек.
При р. Сусады была основана д. Ирдуган(Мендыш).

В 1795 г. в ней проживали 110 тептярей из марийцев обоего пола, в 1816 г. - 103, в 1834 г. - 119, в 1859 г. - 213, в 1870 г. - 208, в 1920 г. - 319 человек.

18-дворная деревня при 119 жителях имела 16 десятин усадьбы, 150 десятин* пашни, 100 десятин сенокосных лугов, 115 десятин леса и 83 лошади, 97 коров, 101 овцу,

49 коз. Кому-то принадлежало 11 ульев. Была и мельница.

В XVIII в. были известны три деревни одноименного названия, происходящего от гидронима — р. Атлегач. В 1748 г. одна из них была поселением ясачных татар (тогда их было 80 человек обоего пола)157, другая Атлегас — марийским (149 человек обоего пола)158, третья — русским, имеющим название с конца XIX в. Петровка. Впоследствии татарская деревня в списках сел не встречается.

Марийская деревня возникла по договору башкир Эске-Еланской волости. Однако текст с датой документа до нас не дошел. Исходя из того, что в год проведения II ревизии 1748 г. в деревне проживало значительное количество жителей, временем ее основания можно смело указать начало XVIII в. В 1795 г. показали столько же людей, сколько было в 1748 г. Но ясачные марийцы являлись теперь тептярями. 416 припущенников было зафиксировано в 1859 г. 427 марийцев при 74 дворах взято на учет в 1870 г. О местоположении деревни можно найти новый ориентир: она находилась не только при р. Атлегач, но и при р. Акбарис. Перепись 1920 г. учла 693 марийца (148 домов).

В 1842 г. 52 дворам с 323 жителями (данные по ревизии 1834 г.) принадлежали угодья: усадьба — 9 десятин, пашня — 40, сенокосные луга — 141, лес — 400 десятин, а также 197 лошадей, 250 коров, 300 овец, 130 коз. Отдельные хозяева имели 40 ульев, 4 борти. При деревне было

3 мельницы, в 1870 г. их стало 5.

Атлегачевское земское одноклассное училище с

4 отделениями с 1897 г. помещалось в здании, принадле
жащем сельскому обществу, в нем в 1908 г. обучались
48 мальчиков, 6 девочек, в следующем году — 57 мальчи
ков, 8 девочек, при этом 18 мальчиков и 7 девочек были
русскими, остальные — марийцами.

История д. Андреевка(Сусадыбаш) не совсем ясна. Ее нет в списках сел уезда под названием Андреевка вплоть до начала XX в., но как Сусады, возникшая по припуск-ному договору башкир Уранской волости в 1739 г.159, она взята на учет в 1816 г., тогда в 12 домах проживали

50 марийцев из ясачного сословия. В 1920 г. в 21 дворе
на считывалось 105 марийцев.



Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 138. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 243. Там же. Л. 241.

РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 362-364. Там же. Л. 612 - 615; Ф. 2. Оп. 1. Д. 30. Л. 79. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 240.



БУРАЕВСКИЙ РАЙОН



Русские поселения

На территории района расположено 8 сел и деревень с русским населением.

Выше, когда речь шла о д. Уртаул, говорилось об основании русскими крестьянами Новотроицкогопочинка на земле Уранской волости. Русских крестьян по договору 1 июля 1815 г. припустили башкиры д. Уртаул160. Вообще такой припуск — явление редкое. Обычно русские крестьяне обосновывались на казенной, ранее конфискованной у башкир, на заводской или на помещичьей земле. В 1834 г. там проживали около 190, в 1920 г. — 249 человек.

В 1787 и 1810 гг. башкиры д. Иткинеево Уранской волости припустили русских дворцовых (удельных) крестьян, основавших д. Каймашапри Одноименной речке. В 1795 г. их насчитывалось 80 человек161. В 64 дворах проживали 358 человек в 1870 г. Тогда в деревне имелось 2 маслобойных заведения, 3 мельницы. По средам проводился базар. В 1920 г. было 689 человек при 70 дворах.

Д. Атлегач («Петровкатож») возникла на основании договора башкир Уранской волости. Вот его текст: «1787 года 1-го дня Бирского уезда Осинской дороги команды старшины Абдюка Чептарзяпова деревни Итки-нина Уранской волости Шабазяповой тюбы башкирцы Туктагул Кульчурин, Мансур, Субханкул, Зайсан Балти-ны, Гали Ахмеров, Абдулгазиз Субханкулов, Вайс Мансуров учинили сей договор в том, что отдали мы своих жалованных земель впредь на 30 лет с оброком за каждый год по 50 коп. Вятского наместничества Сарапульской округи Козловской сотни деревни Палниковой дворцовым крестьянам Василию Мерзлякову, той же сотни д. Петровки Сергею Хмелеву, Ивану Юхнину, Игнатию Поверейкину, Ивану Вотякову с товарыщами 11 дворам». Вотчина, уступленная им, находилась в верховьях р. Атлегач и Печмянь-речки. Затем эти же крестьяне заключили договор с башкирами Гарейской волости от 1 февраля 1796 г. о новой аренде земель, смежных с вотчиной Уранской волости162.

Из текста договора проясняется вопрос о названии деревни. Оказывается, и на новом месте крестьяне назвали свое поселение именем деревни, откуда они выехали.

В 1795 г. насчитывалось 120 крестьян-переселенцев обоего пола163. 537 человек было в 1870 г. Перепись 1920 г. в 170-дворном селе показала 1006 человек.

В 1909 г. в земском одноклассном училище обучались 33 мальчика и 19 девочек.

Следующие три деревни — Зайцево, Татаркино, Чера-ул, расположенные при р. Бан, были основаны во второй половине XVIII в. и учтены V ревизией 1795 г. Д. Зайцевов 1795 г. состояла из 13 дворов с 80 дворцовыми крестьянами обоего пола. 465 человек, 75 дворов было в 1870 г. Деревня имела часовню, а также 5 водяных мельниц. В 1920 г. взято на учет 819 человек при 148 дворах.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 240. Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1315. Л. 5. Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 68. Л. 73. ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 68. Л. 82.

В одноклассном земском училище в 1909 г. обучалось 18 мальчиков и 13 девочек. Помещение, где они занимались, было арендовано у частного человека в 1903 г.

Вд. Татаркинов 1795 г. насчитывалось 29 душ дворцовых и 6 душ ясачных крестьян м.п. 412 человек и 52 двора было в 1870 г. Деревня имела 3 мельницы. 653 человека и 120 дворов показала перепись 1920 г.

В духовной школе в 1908 г. обучалось 8 мальчиков, 5 девочек, в 1909 г. — 20 мальчиков, 4 девочки. Они занимались в частном доме, арендуемом с 1904 г.

В д. Чераулв 1795 г. проживало 38 душ дворцовых и 47 душ ясачных крестьян. 754 человека и 94 двора было в 1870 г. Тогда она называлась селом, поскольку являлась центром одноименной волорти, имела 2 церкви. В селе имелись маслобойное и кожевенное заведения, при нем — 7 мельниц. По понедельникам проводился базар. Регулярно функционировало 12 лавок. 1405 человек и 262 двора насчитывалось к 1920 г.

В одноклассном земском училище с 4 отделениями, занимающем с 1876 г. здание сельского общества, обучалось в 1908 г. 40 мальчиков и 13 девочек, в 1909 г. 52 мальчика и 26 девочек.

По ранней истории д. Игровкаи с. Орловкаматериалов у нас нет. Лишь отметим, что они возникли после 1870 г. В д. Игровка в 1920 г. насчитывалось 44 двора с 332 жителями. В земском училище в 1909 г. обучалось 22 мальчика, 14 девочек. В с. Орловка (в конце XIX в. была деревней) действовала духовная школа с 4 отделениями, где в 1909 г. обучалось 44 мальчика, 42 девочки.

БУРАЕВСКИЙ РАЙОН

Территорию района в прошлом занимали Тазларская, Эске-Еланская, Таныпская и Ельдякская башкирские волости.

В 1864—1866 гг. вместо родовых волостей были образованы территориальные. Так, на территории родовых общин возникли Бураевская, Калмыковская, Кызылъя-ровская и Кизганбашевская волости.

Башкирские деревни

В первой половине XIX в. они вошли в 3—4-ю, 23— 24-ю юрты 10-го башкирского кантона.

Обзор деревень начнем с Эске-Еланской волости. Она подразделялась на Бикметовскую, Ванышскую, Куз-баевскую, Курзинскую, Бадраковскую и Учбулинскую тюбы. Эске-Еланская волость в 1618 г. получила владен-ную грамоту. Вот ее текст: «Лета 7126 июля в 4-й день в государеве Цареве и великого князя Михаила Федоровича всея Руси грамоте писано: в Казань к воеводам и князьям Володимиру Тимофеевичу Долгорукову и Семену Никитичу Гагарину да дьяку Андрею Подлесову били челом государю царю и великому князю Михаиле Федоровичу всея Руси, уфимские башкирцы Казанской дороги Яски-Илянской (правильно: Эске-Еланской) волости Мухамет Абдулов, Базайка Байметов с товарыщи. А сказали, в прошлом 7123 (т.е. 1615) году как изменили казанские татаровя Еналейко Смаилетев (в другом тексте — Емаметов) с товарыщи и они де ходили с собран-

БИРСКИИ УЕЗД




Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru

Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru

прояснит нам состояние двух деревень и дочерних их поселений.

Таблица 177

ными с своих юртов с каждого по два человек и прочими тарханами и того вора Еналейку с товарыщи поймали и привезли в Казань и за ту де их службу и за низовые походы дано им для житья Иски-Илянское поместье и урочищи оному: река Танып на низ, и от оной перейдя Калтасу-Куказилды речки с устья до вершины чрез сырт Киабак левою стороною и до вершины речки Алдигана (Алдигаши) и по верхней стороне чрез вершину до Сара-зова устья, где впал исток, и от онога по обе стороны речки Кусящу и речки Назаре до устья Минишева и до вершины, а от оной чрез сырт Князы к болоту Писмян, а с онаго на Совет (на Сосову?) и чрез Сырт речку Сиязу до устья Талсыкменскова (?) и вниз по обеим сторонам до Исбергану (Сибиргана) на Рядзуллу чрез сырт левою стороною речки Авдеряш до дороги, а по оной чрез Каряж по Силясов вниз на речку Кузар и прямо Себер-гану и вниз на Рибашану чрез лес к состоящему боку (?) до речки Киршинды и от оной чрез озеро по Белой реке на высокую гриву и на озеро Кизиняш (Кизнияш) на нис на большой лес верхней стороной, а с того лесу на Белую реку и по речке Куяшу»1. «В прошлом во 7132 (т.е. 1624) году и о той государеве грамоте стольник и воевода князь Иван Дашков то Скииланское поместье с лесом, с рыбными ловли и с юртовыми угожьи и с сенными покосы к Мухаметке с товарыщи отказав (?), а выписав за свою печатью на тое землю дал, почему им тое землею владеть, а в нынешнем 7138 (т.е. 1629) году генверя в ... день бил челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу* всея Руси и воеводе Борису Михайловичу Салтыкову и сказали в челобитной, которая де выпись дана им при князе Иване Дашкове на шедшею на них юрты воровскою шатостию со скарбом их ограбили и дома их созжены и ныне де тою землею владеть, но почему и государь бы пожаловал велел им на тое земле дать другую выпись и по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа и великия и малыя и белыя России самодержца указу и по грамоте воеводы Бориса Михайловича Салтыкова велено тое землю отдать им, на что и выпись такову ж дать, какову им дал князь Иван Дашков, чего ради и дана лета 7138-го генваря в ... день»2.

По словам башкир Кузбаевой и Ванышской тюб, данная грамота принадлежала им. В 7190 (т.е. 1682) г. они получили еще подтвердительную грамоту!. Это — сберегательная память на пески по р. Белая. Получил ее Имряска Ишелеев4.

* * *

В 3-й юрте 10-го кантона находились две деревни Бадраково.Одна называлась Таубаш-Бадраково (ныне в составе Дюртюлинского района), другая — просто Бадраково, с 1859 г. Большебадраково. Обе часто называли Бадраково. Поэтому чрезвычайно трудно разобраться в сути каждой. Все-таки представляем таблицу, которая

1 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 355. Л. 35-36; Ф. 2. Оп. 1. Д. 362.
Л. 27.

* Он царствовал в 1613—1645 гг.

2 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 362. Л. 27-27 об.

3 Там же. Оп. 1.Д. 875.Л. 7.

4 Там же. Д. 362. Л. 26.

В д. Бадраково жили башкиры-вотчинники и ясачные татары на правах припущенников. По II ревизии 1748 г.

0 башкирах у нас не имеется сведений. К концу XVIII в. ясачные татары сменили свое ясачное сословие на тептярское. К 1859 г. Бадраково становится большим поселением, а выделившиеся из него тептяри в 1834 г. основали Малобадраково. Таким образом, обе деревни становятся однонациональными: в первой жили башки-ры-эске-еланцы, во второй — тептяри из татар, но время припуска их на вотчину башкир не известно [предположительно, они вселились в эту деревню между

1 (1719-1721 гг.) и II (1748 г.) ревизиями]. В 1773- 1775 гг. пугачевцами стали 30 ясачных татар.

Башкиры обеих деревень — Бадраково (впоследствии Болыпебадраково) и Таубаш- Бадраково — в 1811 г. припустили марийцев, причем они осели в последнем из названных поселений5.

Бадрак — антропоним, превратившийся в этноним — название тюбы.

Приводим имена башкир этой деревни и их тамги за 20-е гг. XIX в.: Аиткул Муртаев . Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru , Амирхан Мавлю-тов Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru , Ярмухамет Ялкеев Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru . , походный сотник Абдул-хак Мавлюкаев _.. Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru , зауряд-есаул Хал ил Мавлюкаев Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru Идрис Гумеров Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru , Сабит Юртбагишев Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru , Юмагул Су-яргулов Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru , Сайфулла Урманчин Тептярско-татарские деревни 2 страница - student2.ru 6.

Ее житель юртовой есаул Габбас Карышев — участник Отечественной войны 1812 г.7

В 1812 г. д. Болыпебадраково принадлежало угодий: усадьба — 5 десятин, пашня — 150, сенокосные луга — 110, лес — 300 десятин. Сельчане владели 241 лошадью, 273 коровами, 337 овцами и 119 козами. Пчеловоды имели 55 ульев, 140 бортей. На 273 человека сеяли 960 пудов озимого (т.е. 3,5 пуда на одного жителя) и 1280 пудов ярового хлеба (по 4,7 пуда). Была мечеть.

5 Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 175.

6 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 342. Л. 11.

7 Там же. Д. 362. Л. 2.



БУРАЕВСКИЙ РАЙОН



К Бикметовской тюбе из этой 3-й юрты относились дд. Силосово (Силасау) и Тукраново. Д. Силосововозникла при одноименной речке между 1795 и 1811 гг. В начале XIX в. башкиры этого селения приняли к себе 5 мишарей-припущенников. В 1816 г. здесь насчитывалось 156 башкир (19 дворов) и 17 мишарей (2 двора), в 1834 г. было 222 башкира (35 дворов) и 18 мишарей; у башкир выявлено 5 многоженцев. В 1859 г. башкир — 397 (73 двора), мишарей не зафиксировали, в 1920 г. в 144 дворах было учтено 740 башкир.

В 1812 г. против французов воевал Габбас Карышев.

Зауряд-есаул Курбангали Авязов сын Карачманов за участие в войне 1812 г. был награжден серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года»8. После возвращения 3 раза находился на линейной службе; его сыновья Бадригани, Мухаметхузя. Зауряд-есаул Ярмуха-мет Япаев сын Райманов к 1842 г. 4 раза находился на Оренбургской пограничной линии; его сын Ахмадий.

Наши рекомендации