О проблеме периодизации истории Кореи

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

С. О. КУРБАНОВ

ИСТОРИЯ КОРЕИ

С древности до начала XXI века

ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ББК 63.3(5) К93

Рецензенты:

д-р ист. наук А. В. Филиппов (С.-Петерб. гос. ун-т);

д-р ист. наук И. Ф. Попова (С.-Петерб. Ин-т восточных рукописей РАН)

Печатается по решению Ученого совета

Восточного факультета

С.-Петербургского государственного университета

Курбанов С. О.

К93 История Кореи: с древности до начала XXI в. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — 680 с.

ISBN 978-5-288-04852-4

Книга представляет читателю историю Кореи с древнейших времен до начала XXI столетия. Работа построена на изучении отечественной, южно­корейской и северокорейской историографии с привлечением материалов первоисточников, а также ряда сведений, почерпнутых из западной науч­ной литературы.

Книга содержит ряд новых трактовок различных вопросов историче­ского развития Кореи и впервые предлагает читателю систематизированное изложение основных событий истории страны конца 1970 — начала 2000-х годов.

Предназначена для специалистов, а также всех интересующихся исто­рией Кореи.

© С. О. Курбанов, 2009

© Издательство С.-Петербургского университета, 2009

______________________________________________

OCR и вычитка – Aspar, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Предисловие к первому изданию книги


Введение
§ 1. О понятии история
§ 2. О проблеме периодизации истории Кореи

Часть I. Ранняя история Кореи

Глава 1. Корейский полуостров в догосударственную эпоху
§ 1. Каменный век – палеолит, мезолит, неолит – на территории Корейского полуострова
§ 2. О происхождении неолитического населения Корейского полуострова
§ 3. Бронзовый и железный век на Корейском полуострове

Глава 2. Государство Древний Чосон
§ 1. Формально-хронологические этапы истории Древнего Чосона
§ 2. О местоположении Древнего Чосона
§ 3. Социально-экономическое устройство Древнего Чосона
§ 4. История восприятия Древнего Чосона в Корее
§ 5. Судьба четырех китайских округов на территории Древнего Чосона

Глава 3. Протогосудартва Пуё и Три Хан
§ 1. История Пуё
§ 2. Чингук и Три Хан: Махан, Пёнхан, Чинхан

Глава 4. Формирование Трех государств: Когурё, Пэкче и Силла в I – IV вв.
§ 1. Когурё
§ 2. Пэкче
§ 3. Силла

Глава 5. Административное, социально-экономическое устройство Трех государств
§ 1. Общие черты
§ 2. Когурё
§ 3. Пэкче
§ 4. Силла

Глава 6. Культура Кореи периода Трех государств
§ 1. Верования
§ 2. Конфуцианство и письменность
§ 3. Материально-техническая культура
§ 4. Архитектура
§ 5. Скульптура, живопись, ремесло

Глава 7. Войны между Тремя государствами
§ 1. Противостояние Пэкче и Когурё
§ 2. Союз Пэкче и Силла
§ 3. Развал союза Пэкче и Силла
§ 4. Войны Когурё с Китаем династии Суй

Глава 8. Войны Трех государств с Китаем династии Тан и объединение Кореи под эгидой государства Силла
§ 1. Войны Когурё с Китаем династии Тан в середине VII в.
§ 2. Покорение Пэкче и Когурё Китаем династии Тан и объединение Кореи под эгидой королевства Силла
§ 3. Силлаский институт хваран

Глава 9. Административное, социально-экономическое устройство Объединенного Силла
§ 1. Административное устройство Объединенного Силла
§ 2. Социально-экономическое устройство Объединенного Силла
§ 3. Культура Объединенного Силла

Глава 10. Государство Пархэ (Бохай)
§ 1. Образование государства Пархэ и проблема его этнокультурной принадлежности
§ 2. Основные вехи истории государства Пархэ

Глава 11. Распад и гибель государства Силла
§ 1. Объединенное Силла к концу IX – началу X в.: причины распада единого государства
§ 2. Хронология «Поздних Трех государств»

Часть II. История Кореи в средние века

Глава 1. Становление государства Корё
§ 1. Объединение страны под властью Корё
§ 2. Реформы системы государственного управления начала эпохи Корё
§ 3. Социально-экономические реформы начала Корё

Глава 2. Отражение военных походов киданей в 993 – 1018 гг. и чжурчжэней в 1107 г
§ 1. Политика Корё по отношению к киданям в Х в.
§ 1. Военные походы киданей в Корё в X–XI вв.
§ 2. Политика Корё по отношению к чжурчжэням в X–XII вв.

Глава 3. Корё в XII – начале XIII в.: мятежи аристократии, борьба за власть при дворе и крестьянские восстания
§ 1. Мятежи корёской аристократии в XII в.
§ 2. Военная диктатура рода Чхве
§ 3. Народные волнения конца XII – начала XIII в.

Глава 4. Военные походы монголов в Корё и подчинение Корё монгольской династии Юань Китая
§ 1. Военные походы монголов в Корё
§ 2. Дипломатические отношения между Корё и монголами. Подчинение Корё монгольской династии Юань Китая

Глава 5. Культура Кореи династии Корё
§ 1. Научно-технические достижения Корё
§ 2. Издание исторических сочинений, литература, образование в Корё
§ 3. Архитектура, ремесло, живопись Корё

Глава 6. Государство Корё в XIV в. и приход к власти новой династии Ли
§ 1. Социально-экономическое положение Корё в XIV в.
§ 2. Попытки проведения реформ и приход к власти Ли Сонге

Глава 7. Корея в XV— начале XVI в.: формирование государства Чосон раннего периода
§ 1. Борьба за власть в первые годы династии Ли
§ 2. Государственно-административное устройство Кореи периода Чосон
§ 3. Социально-экономические изменения в раннем Чосоне
§ 4. Внешние связи Кореи XV–XVI вв.
§ 5. Культурные достижения Кореи XV–XVI вв.

Глава 8. Буддизм и конфуцианство в Корее XV— XVI вв.
§ 1. Политика корейских правителей по отношению к буддизму и конфуцианству в XV-начале XVI в.
§ 2. Выдвижение конфуцианских ученых нового поколения — сарим (Корея XVI в.)

Глава 9. Имчжинская война 1592 — 1598 гг.
§ 1. Первый период войны (1592 — 1593). Флотоводец Ли Сунсин
§ 2. Второй (1593 — 1597) и третий (1597 — 1598) периоды войны. Последствия Имчжинской войны

Глава 10. Маньчжурские военные походы в Корею 1627 — 1636 гг. Подчинение Кореи маньчжурской династии Цин
§ 1. Корея в начале XVII в.
§ 2. Маньчжурские военные походы в Корею
§ 3. Начало формирования представления о Корее как о «маленьком Китае»

Часть III. История Кореи в новое время

Глава 1. Социально-экономические изменения в Корее XVII—XVIII вв.
§ 1. Переход к новой агротехнике, его социально-экономические последствия
§ 2. Новая аграрная политика государства
§ 3. Ремесло и торговля
§ 4. Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи

Глава 2. Идейное течение сирхак
§ 1. Возникновение и развитие идейного течения сирхак
§ 2. Сирхак о реформах в сфере земледелия и землепользования
§ 3. Сирхак о государственном устройстве Кореи, ее месте в мире

Глава 3. Культура Кореи XVII — начала XIX в.
§ 1. Литература, живопись, ремесло, наука
§ 2. Распространение христианства ….

Глава 4. Корея в первой половине XIX в. Правление тэвонгуна
§ 1. Положение в Корее в начале XIX в
§ 2. Реформы тэвонгуна

Глава 5. «Открытие Кореи» и начало социально-экономических преобразований. Движение за реформы кэхва ундон
§ 1. Завершение политики «закрытия страны»
§ 2. Начало социально-экономических преобразований
§ 3. Движение кэхва ундон. Переворот 1884 г.

Глава 6. Крестьянское восстание и идейное учение тонхак
§ 1. Корея второй половины 1880-х – начала 1890-х гг.
§ 2. Возникновение идейного учения тонхак
§ 3. «Революция» тонхак

Глава 7. Реформы 1894 – 1895 гг. Деятельность Общества независимости. Провозглашение Корейской Империи
§ 1. Японо-китайская война и реформы годов кабо и ыльми
§ 2. Образование и деятельность Общества независимости
§ 3. Провозглашение Корейской Империи

Глава 8. Корея в первое десятилетие ХХ в.: сопротивление японской колониальной политике
§ 1. Корея в 1900-1905 гг.
§ 2. Корея под протекторатом Японии (1905 – 1910)
§ 3. Японская колонизация Кореи (1910 г.) и начальный этап антияпонского движения за независимость

Глава 9. Первое десятилетие после японской аннексии Кореи. Первомартовское движение 1919 г
§ 1. Корея в 1910-1919 гг.
§ 2. Первомартовское движение 1919 г

Глава 10. Движение за независимость Кореи в 1920-1930-е гг. внутри страны
§ 1. Положение в Корее в 1920-1930-е гг.
§ 2. Основные направления движения за независимость внутри страны
§ 3. Коммунистическое движение и выступления народных масс
§ 4. Движение за сохранение национальной культуры

Глава 11. Движение за независимость Кореи в 1920 – 1930-е гг. за рубежом
§ 1. Временное правительство Республики Корея
§ 2. Действия корейских вооруженных отрядов в Маньчжурии
§ 3. Революционная деятельность Ким Ирсена

Глава 12. Корея в годы японо-китайской и второй мировой войны
§ 1. Положение Кореи в годы японо-китайской и второй мировой войны
§ 2. Новая стадия движения за независимость

Часть IV. Новейшая история Кореи. Вторая половина ХХ века

Глава 1. Освобождение Кореи от японского колониального господства. Проблема воссоздания государственности в 1945 – 1948 гг.

§ 1. Освобождение Кореи от японского колониального господства

§ 2. Политика СССР в Корее в 1945 – 1948 гг. Первые шаги на пути создания КНДР

§ 3. Политика США в Корее в 1945 – 1948 гг. Первые шаги на пути создания Республики Корея

§ 4. Деятельность корейских политических лидеров, направленная на построение государственности в Корее в 1945 – 1948 гг.

Глава 2. Корея в 1948 – 1950 гг.
§ 1. КНДР в 1948 – 1950 гг.
§ 2. Республика Корея в 1948-1950 гг.

Глава 3. Корейская война 1950 – 1953 гг.
§ 1. Международная ситуация и начало Корейской войны
§ 2. Ход боевых действий и переговоров
§ 3. Основные итоги войны

Глава 4. Южная Корея на пороге «экономического чуда»: конец правления Ли Сынмана, «Апрельская революция» и Вторая Республика
§ 1. Первая Республика после Корейской войны
§ 2. «Апрельская революция» и Вторая Республика

Глава 5. Военный переворот, или «Революция» Пак Чонхи. Образование Третьей Республики
§ 1. Приход к власти Пак Чонхи
§ 2. Первые достижения Третьей Республики: восстановление отношений между Южной Кореей и Японией

Глава 6. Третья и Четвертая Республики: Южная Корея под властью «диктаторского режима» Пак Чонхи. Хроника политических событий
§ 1. Диктатура и демократия в Третьей Республике
§ 2. Переворот юсин и ужесточение диктатуры в период Четвертой Республики

Глава 7. Третья и Четвертая Республики: Южная Корея под властью «диктаторского режима» Пак Чонхи. Социально-экономическая политика
§ 1. Основные направления развития экономики
§ 2. Движение за новую деревню

Глава 8. Республика Корея в начале пути демократизации: приход к власти Чон Духвана и Пятая Республика
§ 1. Приход к власти Чон Духвана
§ 2. Установление Пятой Республики
§ 3. Социально-экономическая и внешняя политика Чон Духвана

Глава 9. Республика Корея на пути демократизации: президент Ро Дэу и Шестая Республика
§ 1. Приход к власти Ро Дэу. Провозглашение Шестой Республики
§ 2. Внешняя политика Ро Дэу
§ 3. Социально-экономическая ситуация в годы президентства
Ро Дэу

Глава 10. Республика Корея в условиях демократии: Шестая Республика второй трети – конца 1990-х гг.
§ 1. Выборы президента Ким Ёнсама
§ 2. Курс реформ Ким Ёнсама и «эпоха Международного валютного фонда»
§ 3. Выборы президента Ким Дэчжуна
§ 4. Преодоление «эпохи Международного валютного фонда» и основные достижения политики Ким Дэчжуна

Глава 11. КНДР в 1953-1960 гг.: охлаждение отношений с СССР и начало курса на независимое развитие
§ 1. Успехи послевоенного восстановления 1953-1956 гг.
§ 2. III съезд Трудовой партии Кореи и курс на независимое развитие. Движение Чхоллима

Глава 12. КНДР в 1961 – 1972 гг.: углубление курса на независимое развитие и построение социализма
§ 1. IV съезд Трудовой партии Кореи, «метод Чхонсанри» и «Тэанская система работы»
§ 2. Курс на параллельное строительство экономики и обороны
§ 3. V съезд Трудовой партии Кореи, Конституция КНДР 1972 г.
и построение социализма

Глава 13. КНДР в 1970-1980-х гг.: «борьба за окончательное построение социализма». КНДР перед комплексом проблем
§ 1. Новая политика мобилизации народа
§ 2. VI съезд Трудовой партии Кореи. Попытка «открытия» северокорейского общества в 1980-е гг.

Глава 14. КНДР после распада социалистического лагеря и смерти Ким Ирсена
§ 1. Время испытаний и поиска новых путей
§ 2. Конституция 1992 и 1998 гг. как отражение новых тенденций в развитии КНДР

Часть V. Корея в ХХI веке

Глава 1. Республика Корея в 2000 – 2005 гг.
§ 1. Хроника основных событий
§ 2. Внешняя политика президентов Ким Дэчжуна и Но Мухёна
§ 3. Экономическая ситуация в Республике Корея
§ 4. Интернет-революция и интернет-экономика в Южной Корее

Глава 2. КНДР в 2000 – 2005 гг.
§ 1. Хроника основных событий
§ 2. Ядерная проблема КНДР

§ 3. Отношения между КНДР и КНР

§ 4. Отношения между КНДР и Российской Федерацией
§ 5. Отношения между КНДР и США
§ 6. Отношения между КНДР и Японией

Глава 3. Межкорейские отношения в 2000 – 2005 гг.
§ 1. Переговорный процесс
§ 2. Межкорейские экономические отношения
§ 3. Межкорейские культурные отношения

Приложение. Декларация независимости от 1 марта 1919 г.
Выборочный список литературы по истории и культуре Кореи
Указатель имен

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прошло уже более пяти лет со времени первого издания «Кур­са лекций по истории Кореи с древности до конца XX века». За это время с книгой познакомилось немалое количество читателей, оста­вивших свои отзывы о книге и указавших как на ее достоинства, так и недостатки. Поэтому для того, чтобы исправить и дополнить труд, вышедший из печати в 2002 г., автор решился на повторное — допол­ненное и исправленное издание монографии по истории Кореи.

Кроме желания исправить обнаруженные недочеты, автор также имел и другую важную причину для того, чтобы заняться переиз­данием «Курса». События, произошедшие на территории Корейского полуострова в начале XXI столетия — в Северной и Южной Корее, — до сих пор не описаны с точки зрения исторической ни в российской, ни даже в корейской специальной литературе[1]. Однако знать эти со­бытия крайне важно, поскольку они проливают свет на важнейшие тенденции развития двух государств Корейского полуострова. Поэто­му в настоящем издании читатель обнаружит новую, довольно объ­емную часть, посвященную событиям 2000-2005 гг.

Готовя к публикации второе издание книги, автор отказался от прежнего заглавия «Курс лекций по истории Кореи» и решил оста­новиться на более лаконичном: «История Кореи». Одной из причин подобной замены послужило не совсем адекватное отношение читате­лей к термину «курс лекций», которое у большинства ассоциируется исключительно с понятием «учебное пособие», что не совсем коррект­но. Лекция в высшем учебном заведении — это не простое изложение материла студентам для механического заучивания, а своего рода на­учная публикация, представляемая лектором в аудитории, в которой на суд слушателей выносятся новые гипотезы и факты. В «Курсе лек­ций» было немало разделов, разработанных автором книги самосто­ятельно или же представляющих особую, авторскую точку зрения на излагаемый предмет. Кроме того, материал, представленный в книге, предназначен не для заучивания, а для размышления. Надеемся, что название «История Кореи» сможет дать верный настрой для будущих читателей.

С другой стороны, имея целью написать книгу для широкого круга читателей, автор не перегружал книгу ссылочным аппаратом, поль­зуясь им лишь в наиболее важных случаях, а также для того, чтобы показать научный путь автора к тем или иным гипотезам и точкам зрения, высказываемым в книге.

Во втором издании, насколько это было возможно, исправлены многочисленные опечатки и ряд неточностей, которые удалось обна­ружить после выхода в свет первого издания. Неточности эти были во многом обусловлены разночтениями в корейской научной литературе, которая послужила основным источником информации при написа­нии книги. Однако, несмотря на огромную работу по исправлению ошибок и неточностей, наверняка еще остались недочеты, требующие дальнейшего исправления. Надеемся на дальнейшую благосклонную читательскую критику представляемой книги, критику, которую ав­тор будет стараться учитывать и в будущем.

Автор выражает огромную благодарность российским и зарубеж­ным коллегам, оказавшим помощь в работе над вторым изданием. Однако в настоящем предисловии осознанно не указываются имена всех тех, кому автор выражает свою благодарность, дабы, по при­чине технического характера, не упустить какую-либо из фамилий и тем самым незаслуженно не обидеть дорогих коллег.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Необходимость создания книги по истории Кореи возникла в хо­де работы на Восточном факультете Санкт-Петербургского государ­ственного университета. С 1992 г. автор этих строк начал читать различные курсы лекций в рамках специальности «история Кореи», в том числе — полный курс лекций по истории Кореи, рассчитанный на четыре семестра. Тогда возникла потребность написания такого сочинения, которое, с одной стороны, достаточно полно отражало бы историю Кореи, а с другой — не было бы чрезмерно перегружено фак­тами и подробностями, ввиду ограниченного объема предъявляемых студентам требований.

Предлагаемая читателю книга отражает собственную точку зре­ния автора на различные аспекты корейской истории, которая может не совпадать с мнением многих как отечественных, так и зарубежных специалистов. «Курс лекций по истории Кореи» не представит читателю некоего «объективного» или «верно раскрытого» хода ис­тории Кореи. Напротив, автор пытается показать, насколько сложно не только дать оценку тех или иных исторических событий, но даже установить их достоверность. Для этого в «Курсе лекций» освещается позиция отечественной, а также корейской историографии, как Юга, так и Севера, на те или иные проблемы истории Кореи.

При написании «Курса лекций по истории Кореи» автор созна­тельно не стремился к полному охвату исторической литературы, из­данной за пределами России или Кореи. Причиной тому является ав­торское представление о востоковедении как национальной науке.

Любой из тех, кто пишет о Востоке за рубежом, вольно или неволь­но сравнивает культуру чужого для него Востока со своей родной. Поэтому востоковедение (корееведение) в каждой из стран мира от­лично друг от друга, и это отличие тем значительнее, чем больше различаются между собой страны, в которых изучается Восток. По­этому, например, для адекватного понимания работ по истории Кореи, изданных на Западе, требуется хорошо знать культуру той страны За­пада, в которой издана эта работа.

Обращение к корейским историческим работам обязательно, по­скольку они помогают понять восприятие корейцами собственной ис­тории.

Таким образом, уделение особого внимания историографии в пред­лагаемом «Курсе лекций по истории Кореи» и попытка представить различные точки зрения на те или иные аспекты истории страны по­могают избежать чрезмерной однобокости в изложении материала. Вместе с тем подобный историографический уклон делает книгу за­ведомо ограниченной. Во-первых, не будучи исследованием по исто­риографии Кореи, «Курс лекций» не охватывает всей доступной лите­ратуры. Во-вторых, по прошествии определенного времени, после того как в свет выйдут новые работы, «Курс лекций» не сможет избежать известного устаревания. И, тем не менее, автор избрал путь сравне­ния представленных в литературе различных подходов и оценок для иллюстрации того, что полное и адекватное отражение исторических событий иногда оказывается в принципе невозможным.

К настоящему времени в России издано немало трудов по истории Кореи, не только специальных, но и общих. Считается, что первое краткое изложение истории Кореи на русском языке (1842 г.) при­надлежит перу знаменитого российского китаеведа Н. Я. Бичурина (о.Иакинф; 1777-1853).

В последней трети XIX столетия, после того как в 1860 г. у России и Кореи появилась общая граница по реке Туманган, а в 1884 г. между двумя странами был подписан договор об установлении дипломати­ческих отношений, в России возник особый интерес к доселе почти неизвестной Стране Утренней Свежести, т.е. к Корее. Тогда были изданы многочисленные очерки о Корее описательного характера, в которых нередко одна из глав отводилась изложению истории стра­ны. Самым известным и фундаментальным сочинением такого рода является трехтомное «Описание Кореи», увидевшее свет в 1900 г. Его первая глава «Краткий очерк истории Кореи» была написана извест­ным российским китаеведом, японоведом и корееведом — Н. В. Кюнером (1877-1955).

Новый этап изучения Кореи в нашей стране начался в 1945 г., по­сле освобождения Кореи от японской колониальной зависимости. То­гда корейский язык, литература (классическая и современная), гео­графия, этнография, история (древняя, средневековая, новая и но­вейшая) — буквально все стороны корейской культуры начали полу­чать отражение в отечественной корееведческой литературе. Однако первая общая работа по истории Кореи была переводной: в 1960 г. в Москве вышел в свет первый том «Истории Кореи» («Чосон тхон-са»), составленный Институтом истории Академии наук Корейской Народно-Демократической Республики. Он охватывал хронологиче­ский период с древности до начала XIX в. Редактором перевода был один из ведущих отечественных историков Кореи — М. Н. Пак.

В 1974 г. был издан двухтомный коллективный труд «История Кореи (с древнейших времен до наших дней)», подготовленный Ин­ститутом востоковедения Академии наук СССР. В его создании при­няли участие лучшие отечественные специалисты по истории Кореи. Изложение исторических событий в нем по степени подробности ино­гда превосходит некоторые современные специальные исследования. Между тем двухтомная «История Кореи» 1974 г., естественно, была написана с позиций исторического материализма и в условиях про­должавшейся «холодной войны». Это особенно отразилось на подборе и оценке фактов, иллюстрировавших события новейшей истории Ко­реи.

Очевидно, что потребность переоценки событий прошлого, в част­ности корейской истории, приводит к появлению новых историче­ских сочинений, написанных с иных (немарксистских) точек зрения. Поскольку в российской историографии Кореи такие попытки еще не предпринимались, в последнее время появляется немало изданий, представляющих собой перевод на русский язык южнокорейских об­щих работ по истории Кореи[2]. Все эти сочинения изначально имеют общий недостаток объективного характера: поскольку они написаны носителями корейской культуры, отдельные аспекты корейской куль­туры и истории, «естественные» для их авторов, но чуждые для рос­сийских читателей, оказываются необъясненными. Не меньшей про­блемой таких изданий остается качество перевода, которое, в отличие от советского периода отечественной историографии, не контролиру­ется признанными научно-исследовательскими или образовательны­ми учреждениями.

Автор предлагаемого «Курса лекций по истории Кореи» не отри­цает известных достижений исторического материализма, а также то­го, что производительные силы, производственные отношения, клас­совая борьба и т. п. воздействуют на ход исторического процесса. Однако набор факторов, определяющих исторический процесс, далеко не ограничивается приведенным перечнем, и его следует рассматривать шире. В «Курсе лекций» автор старается по возможности рассматри­вать предпосылки и последствия излагаемых событий.

Вероятно, не все читатели согласятся с используемыми в книге принципами транскрипции корейских терминов и имен собственных. Дело в том, что в отечественном корееведении до сих пор отсутству­ют общепринятые нормы и правила транскрипции корейских слов. Есть, например, различия между так называемыми «московской» и «петербургской» школами. Кроме того, даже внутри этих школ нет единства мнений. Кроме того, ряд корейских имен собственных уже в течение нескольких десятилетий имеет в отечественной общественно-политической литературе не совсем точную, но устоявшуюся переда­чу по-русски. Автор «Курса лекций» предпринимает попытку некото­рой универсализации записи корейских названий и имен собственных. Поэтому отдельные имена представлены не совсем привычно для рос­сийского читателя, но узнаваемо. Например, известное имя «Ким Ир Сен» передается как «Ким Ирсен»[3].

В заключение хотелось бы выразить благодарность российским и зарубежным коллегам, оказавшим помощь при написании и изда­нии настоящего «Курса лекций по истории Кореи»: А. В. Филиппову и А. В. Попову (кафедра истории стран Дальнего Востока Восточного факультета СПбГУ), И.Ф.Поповой (С.-Петербургский филиал Инсти­тута востоковедения РАН), Т. М. Симбирцевой (Корейский Центр при Институте стран Азии и Африки МГУ), Хван Пхэгану (Университет Тангук, Сеул, Республика Корея), а также многим другим. Перечень их имен мог бы занять не одну страницу.

Также хотелось бы отметить, что первые практические шаги в овладении корейским языком и в понимании корейской культуры бы­ли сделаны автором в Университете им. Ким Ирсена (КНДР), о вре­мени пребывания в котором у автора настоящих строк сохранились самые теплые воспоминания.

Особую благодарность автор выражает Корейскому Фонду (Рес­публика Корея), не раз предоставлявшему возможность заниматься научной работой в Республике Корея и оказавшему финансовую под­держку при издании настоящей книги.

И конечно же, работа над рукописью книги не была бы возможной без понимания и сопереживания со стороны членов семьи автора — супруги Анны Чон и дочери Веры Чон.

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. О понятии «история»

Посмотрите на секундную стрелку часов!

Всё, что за нею — это история.

Многие ученые, писавшие о прошлом той или иной страны, обра­щались к вопросу о том, что же такое история. Например, в начале XX столетия известный востоковед академик В. Бартольд в рамках курса лекций «Истории изучения Востока в Европе и России» отве­чал на него так: «История есть наука о прошлом человека»[4].

В толковом словаре русского языка можно встретить следующие определения истории:

— «Действительность, в процессе развития». Однако, на наш взгляд, в данном случае можно говорить не только о развитии, но об изменении, которое не всегда бывает поступательным («положи­тельным»).

— «Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жиз­ни»; «прошлое, сохраняющееся в памяти людей».

— «Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности, многообразии».

— «Ход, последовательное развитие чего-либо». В данном случае также следует вести речь не о «развитии», а об изменении чего-либо, ибо, насколько известно, как природе, так и человеческому обществу свойственен не только рост (развитие), но и деградация (движение к смерти). Поэтому, в случае с указанным определением, было бы корректнее говорить именно об «изменении», а не о развитии.

— «Наука, изучающая последовательное развитие, последователь­ные изменения какой-либо области природы, культуры, знания».

— «Совокупность взглядов и событий, связанная с кем-либо или чем-либо».

— «Рассказ, повествование».

— «Происшествие, событие, случай»[5].

Несмотря на различие в указанных выше классических определе­ниях понятия «история», во всех них можно обнаружить общие чер­ты, свойственные «универсальному понятию» «история», которое мы и попытаемся определить. Это:

1. Время (в философии время было принято определять как «все­общую объективную форму существования материи, проявляющуюся в длительности и последовательности, неотъемлемо от движения»).

2. Время всегда прошедшее.

3. Любые события (объекты) прошлого.

Таким образом, рассматривая предмет истории, можно утвер­ждать, что «предмет истории — это всё и одновременно ничего».

Поясним это, на первый взгляд, парадоксальное высказывание.

Так называемое «настоящее» — это некий «неуловимый» момент, постоянно движущийся во времени. Движущееся «настоящее» явля­ется главным атрибутом физического (реального) времени. При этом каждый «пройденный», «прожитый» момент навсегда становится ис­торическим. Таким образом, все сущее и достоверно известное нам и есть история, ибо настоящее невозможно сохранить в памяти, а все сохранившееся в памяти уже есть история.

С другой стороны, это так называемое «известное нам», т. е. сохра­ненная информация о прошлом, есть абстракция, зафиксированная в человеческой памяти или «воссоздаваемая» на основе следов событий, имевших место в прошлом. Это лишь искусственно созданная картина того, чего уже нет и чего уже невозможно вернуть (пережить заново).

Следовательно, задача истории как науки состоит в том, чтобы 1) максимально «восстановить» события, имевшие место в прошлом и априори недостаточно зафиксированные (ибо нет средств абсолют­ной фиксации событий во всей их полноте) или же зафиксированные неверно; 2) объяснить логику последовательности этих событий во времени.

Необходимость реализации задачи истории связана с понятием общечеловеческой «памяти», «общественной памяти», на основе кото­рой формируется человеческая культура. Для индивидуума память является основой формирования личности человека. Ибо все наши знания — это есть память. Таким образом, чем богаче память (чем больше знаний), тем богаче личность человека. Точно также и для каждого отдельного сообщества, для каждой культуры (нации) ис­тория играет роль той самой универсальной памяти, которая облик этой культуры и создает.

Итак, каким образом история как наука может выполнить две обо­значенные выше задачи?

Можно выделить три основных метода (и в то же время — три цели) исторической науки, которые, соответственно, относятся к ве­дению практической и теоретической истории:

1. Поиск новых «следов» событий: открытие новых предметов, активно использовавшихся в прошлом (например, путем археологи­ческих раскопок), новых документов, их перевод на язык и код род­ной культуры (в том случае, если речь идет об инокультурной или слишком отдаленной во времени культурной среде/эпохе), и т.п.

2. Воссоздание, или «вычисление», «расчет» неизвестных ранее фактов истории на основе известных данных.

Первый из указанных методов можно определить как «механиче­ский», а второй — как «логический». При этом оба указанных метода исторической науки относятся к разряду практической истории.

И, наконец, назовем последний метод исторической науки, исполь­зуемый для выполнения двух задач исторической науки:

3. Объяснение причинно-следственных связей событий и фактов.

Третий метод, как и второй, является логическим, но относится к разряду теоретической истории.

Представим описанные выше методы исторической науки, связан­ные с понятиями практической и теоретической истории в форме на­глядной схемы:

        механический метод
практическая история ПОИСК ФАКТОВ
       
ВОССОЗДАНИЕ ФАКТОВ логический метод
       
теоретическая история ОБЪЯСНЕНИЕ ФАКТОВ
       

Таким образом, как это ни парадоксально может звучать, исто­рия является такой же всеобъемлющей и универсальной наукой, как и философия. Например, то же литературоведение является в извест­ном смысле разновидностью истории, поскольку изучает литератур­ные произведения, написанные в прошлом — далеком или близком. Физика, хотя и исследует универсальные законы природы, основывается на практических опытах, описывающих события прошлого. Хотя, с другой стороны, описываемые законы могут проявляться в насто­ящем и будущем. Но основой исследований все равно являются про­шедшие события и явления.

Другое дело, что под исторической наукой в общепринятом, «бы­товом» смысле обычно понимают лишь одну «разновидность» исто­рии—историю общества, имеющего определенную структуру (на­пример государственность), вместе с ее атрибутами — политикой, эко­номикой, культурой.

О проблеме периодизации истории Кореи

Общепринятым является деление мировой истории на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Для истории Кореи как в отече­ственной, так и в корейской и западной историографии также харак­терна указанная периодизация. С одной стороны, в понятиях «древ­няя», «средневековая», «новая» и «новейшая история» отражается прежде всего ход истории классического средиземноморского Древ­него мира и далее — Европы, являвшейся в определенной мере его преемницей. С другой стороны, в этих понятиях заключен элемент формационной периодизации истории: древняя история — это первобытнообщинный и рабовладельческий строй, средневековая — фео­дальный, новая — капиталистический, новейшая — социалистический строй и капитализм в своей высшей стадии.

Азия, в частности Дальний Восток, особенно на ранних этапах ис­тории государственности, существовала независимо от Европы, где как раз сформировалась современная историческая наука. Ранняя и средневековая история Дальнего Востока (Кореи) содержит примеры своих особых форм социально-экономической организации государ­ства, не совсем отвечающих европейским представлениям о формаци­ях. Европейские хронологические рамки древности и средневековья, механически примененные к Дальнему Востоку, часто не отражают реального течения его истории. Поэтому, например, известный отече­ственный историк Кореи М. Н. Пак называет время вплоть до обра­зования первых государств на территории Корейского полуострова и историю самих этих государств «ранней историей» и не употребляет термин «древняя история»[6].

Действительно, то, насколько трудно соотнести понятия «перво­бытной», «древней», «средневековой» и т.п. истории с реалиями Ко­реи, демонстрируется хотя бы теми расхождениями в периодизации «родной истории» по указанному принципу, которые можно обнару­жить в исторической науке Северной и Южной Кореи.

Историки КНДРначинают отсчет первобытной истории — вонси са — Кореи с 600000-400000 лет до н.э. и завершают II тысяче­летием до н. э. — временем, когда, по их мнению, на территорию Ко­рейского полуострова пришел бронзовый век. К древней истории — кодэса — относится история государства Древний Чосон (2333-108 гг. до н. э.). Общество Древнего Чосона северокорейские историки счита­ют рабовладельческим. Средневековая история Кореи — чунсе са, — с которой в КНДР связано представление о феодальном строе, продол­жалась с I в. до н. э. вплоть до конца XIX столетия. Иными словами, те периоды, которые в европейской истории по времени соотносятся с древностью, средневековьем и новым временем, в Корее являются «средневековьем». Период новой истории — кындэ са — очень короток: с 1860-х годов, времени прекращения в Корее политики самоизоля­ции, и до 1920-х — начала «революционной» деятельности Ким Ирсена. Соответственно, новейшая история — хёндэ са — охватывает время с 1920-х годов и до наших дней: антияпонская революционная борь­ба Ким Ирсена, построение в северной части Корейского полуострова особого чучхейского государства.

Таким образом, в северокорейской периодизации истории Кореи можно выделить следующие особенности: 1) описание хода истории в соответствии с учением об общественных формациях; 2) представле­ние во многом мифологической истории государства Древний Чосон как реальной, т. е. «удлинение» своей истории; 3) необычайно дли­тельный период средневековья; 4) короткий период нового времени.

Южнокорейская историческая наукатакже оперирует поня­тиями первобытной, древней, средневековой, новой и новейшей ис­тории. При этом необходимо отметить одно различие в периодиза­ции, принятой до недавнего времени образовательной программой для средних школ, и периодизации академической. В школьных учебных пособиях догосударственная история Кореи и история ранних госу­дарств объединены понятием «древняя история»[7].

Первобытная история (вонси са) начинается около 700000-500000 лет до н.э. и продолжается примерно до IV в. до н.э. Древняя исто­рия (кодэ са) охватывает историю первых государственных образова­ний на территории Корейского полуострова с X в. до н. э. до X в. н. э. Несовпадение хронологических границ между первобытной и древней историей объясняется тем, что в то время, когда на севере Корейско­го полуострова и за его пределами существовало государство Древний Чосон, юг полуострова находился в состоянии первобытнообщинного строя. Период средневековья (чунсе са) в южнокорейской историографии определяется всего пятью столетиями, с X по XIV в. Далее следу­ют два периода новой истории. В переводе на русский язык названия периодов можно передать только как «новая история», в то время как в корейском языке употребляются два родственных, но различных по смыслу слова. Время с XIV в. по 1860-е годы определяется термином кынсе са, т.е. дословно «история новой эпохи», а период 1860-1945 гг. называется кындэ са, т. е. «история новой эры (или опять же эпохи)». Новейшая история (хёндэ са) начинается с 1945 г. и длится до насто­ящего времени.

В южнокорейской периодизации «родной истории» можно обна­ружить следующие особенности: 1) включение в единую категорию «древность» истории различных по социально-экономическому харак­теру, этническому составу, территории и т. п. государств Древний Чо-сон и Трех государств; 2) выделение особого периода новой истории — кынсе са; термин кындэ са, использующийся для обозначения истории конца XIX — первой половины XX в., пришел в корейскую (дальнево­сточную) историографию как одно из отражений влияния периодиза­ции, принятой в европейской историографии; 3) определение 1945 г. как водораздела между новой и новейшей историей, что связано с освобождением Кореи от японского колониального господства, воз­рождением ее независимости; однако это не совсем полно отражает процессы всесторонней модернизации корейского общества, которые начались значительно раньше.

Отечественная историографиятакже не демонстрирует един­ства мнений относительно периодизации истории Кореи. Приведем лишь несколько примеров. Если обратиться к фундаментальному ар­хеологическому исследованию М. В. Воробьева «Древняя Корея», то можно обнаружить, что Корея каменного и бронзового веков класси­фицируется как «древняя». Двухтомная «История Кореи», изданная в 1974 г., продолжает период древности до второй половины VII в., т. е. до времени образования государства Объединенное Силла. В мо­нографии «Корея до второй трети VII века», вышедшей в 1997 г. в Санкт-Петербурге, М. В. Воробьев указывает на множество различ­ных вариантов периодизации ранней истории Кореи и на отсутствие по данному вопросу единого мнения. Новая история Кореи для отече­ственных корееведов начинается с XVII-XVIII вв., а рубежом новой и новейшей истории называется 1917 г., что не совсем удачно соотно­сится с конкретными историческими реалиями Кореи.

Таким образом, любая попытка периодизации истории Кореи, ис­ходя из представлений о социально-экономических формациях и евро­пейских взглядов на древность, средние века, новое и новейшее время, наталкивается на множество трудноразрешимых вопросов. Попытки их решения приводят к появлению различных вариантов периодизации. Поэтому, разделяя историю Кореи на отдельные временные отрезки, можно избрать иной тип периодизации — формально-хроно­логический, согласно которому ход истории разделяется на отдельные этапы в связи со сменой династий, образованием или гибелью отдель­ных государств, войнами и другими поворотными историческими со­бытиями. Именно такого принципа придерживались историки старой Кореи.

Наши рекомендации