Русская история в трудах а.с. пушкина
Декабристы оказали сильное влияние на современников, на развитие передовой исторической мысли. Яркое доказательство – взгляды Пушкина. «Заметки по русской истории» (1822).
· интерес к отечественной истории
· в оценках следовал декабристам
· глубоко оценил двойственный характер деятельности Петра І как великого преобразователя России и как деспота-крепостника
· разоблачал лживость либерализма Екатерины ІІ
В «Истории Пугачева» выступил одним из первых исследователей истории крестьянских движений в России. Полнее и глубже, чем декабристы, оценил крестьянское восстание под руководством Пугачева, порожденное, как полагал, крепостническим угнетением и безудержным произволом помещиков.
Высоко оценил могилевского епископа Георгия Конисского – борца за права православного меншинства в Речи Посполитой. Назвал его найдостойнешим мужем XVIII в.
20. Н.А. ПОЛЕВОЙ И ЕГО «ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА»(1796 – 1846).Происходил из небогатой, но просвещенной семьи иркутского купца. Его знания являлись результатом самообразования. Редактор одного из передовых журналов 1830-х г. «Московского телеграфа». Представитель передового течения русского романтизма.
Противопоставил «Истории государства Российского» Карамзина требование обращения к истории народа, к темам общественной жизни, народного быта, привлечения в качестве исторических источников памятников народного творчества. «История русского народа».
· основа изучения истории – «философский метод» (научное познание), единство и многообразие исторического процесса
· непрерывное поступательно-прогрессивное развитие человечества
· три фактора, определяющие жизнь человечества: природно-географический, дух мысли и характер народа, события в странах окружающих
· концепция всемирной истории – столкновение Востока и Запада
· обусловленность действия личности историчесими условиями
· периодизация: 1 – история русского народа; 2 – история русского царства; 3 – российская империя
· своеобразная концепция феодализма на Руси (два этапа, до и после XI в.)
· смысл реформ Петра I видел в решительном повороте России к Западу
21. М.Т. КАЧЕНОВСКИЙ И «СКЕПТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»(1775-1842)
Выходец из мещанской среды. Его педагогическая и научная детельность связана с Московским университетом. Историк, филолог, философ, заведовал разными кафедрами в Московском университете. Редактор журналала «Вестник Европы».
Выступал с критикой «Истории государства Российского» Карамзина: повторение дворянской исторической концепции Щербатова + отсутствие научной критики источников. Основатель «скептической школы». Видел задачу истории не только в критике, в разрушении баснословных легенд, а в текстологической критике источника, проверке его исторической подлинности на основе выяснения его соответствия исторического развития не только русского, но и европейского.
· единство исторического развития отдельных народов
· исторический процесс – «цепь великих происшествий»
· сравнительно-историчсекий метод
· датировать древнейшие русские памятники можно лишь XIII – XIV вв.
22. ТРУДЫ ПО ИСТОРИИ Н.Ф. ЭВЕРСА(1781-1830)
Окончил Геттингенский университет. Первый труд – «О происхождении русского государства» (1808 г.). Член Московского общества истории и древностей российских, член СПб АН. Ректор университета в Тарту. Основные труды: «История русов», «Предварительные критические исследования для Российской истории», «Древнейшее русское право в историческом раскрытии».
· изучение древнейшего периода русской истории
· происхождение Русского государства как результат внутренней жизни славян
· черноморское, а не варяжское происхождение русов
· гипотеза о том, что Тьмутаракань – «родовое наследие династии Рюриковичей»
· периодизация – как у Шлецера, 5 периодов (1 – 552 – 1015 гг.; 2 – до м-т завоевания; 3 – до начала княжения Ивана IV; правления Петра I рубеж 4 и 5 периодов)
· первое исследование правовых институтов Древней Руси (право – результат внутренней жизни)
· выделил две ступени развития общества: патриархальное состояние и государство
· податная и финансовая системы – древнейшие институты государства
У него сочетались новые взгляды на развитие общества с консервативной идеологией, обосновывавшей абсолютную монархию как естественную форму государства.