По изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
Изучение любого языка нельзя начинать без элементарного экскурса в его историю. При рассмотрении первой темы основное внимание следует уделить уяснению исторической детерминированности того обстоятельства, что большая часть терминологического аппарата любой науки, любой сферы культуры восходит, в конечном счете, к латыни. Для этого необходимо проследить основные этапы развития языка, особенности его бытования в разные периоды истории, его роль в формировании мировой науки и культуры.
Переходя непосредственно к грамматике латинского языка необходимо выработать не механическое, а аналитическое восприятие материала, что предполагает постоянное его сопоставление с таковым в русском, а также основном иностранном языке. Например, при изучении повелительного наклонения следует обратить внимание на индоевропейское сходство формы императива множественного числа в латинском, русском и немецком языках (date! дайте!gebt!).
При изучении отдельных разделов латинской грамматики следует учитывать ее четкую системность и логическую структурированность.
В темах, касающихся глагола, в целях упорядочения материала, следует уяснить, что, несмотря на разнообразие глагольных форм, все это разнообразие можно свести к единой алгоритмической формуле: основа+суффикс (при его наличии)+окончание.
При изучении латинского существительного прежде всего необходимо уяснить что является практическим признаком склонения и как определяется основа слова (последнее особенно актуально для существительных
III склонения). Особое внимание следует уделить склонению существительных среднего рода. Выходящее за рамки имени существительного и проходящее «красной нитью» практически через всю систему латинской грамматики правило среднего рода наглядно демонстрирует органическую преемственность и логичность изучаемого материала.
При изучении имени прилагательного особое внимание следует обратить на систему прилагательных III склонения и правила согласования прилагательных с существительными. Например, необходимо помнить, что получаемое в ходе подобного согласования словосочетание, точнее, его составляющие, далеко не всегда будут иметь одинаковые в номинативе окончания и принадлежать к одному типу склонения, в связи с чем «приведение их к единому знаменателю» будет иметь следствием заведомо неверный результат.
При работе с латинскими юридическими терминами, крылатыми выражениями необходимо избегать их механического «зазубривания».
Для успешного и осмысленного их запоминания необходимо, в первую очередь, сделать грамматический анализ всех слов выражения (или юридического термина). Следующим шагом должно стать рассмотрение их с точки зрения смысловой нагрузки (что, собственно, разъясняется на занятии преподавателем). Только тогда возможно свободное оперирование ими и употребление в нужном смысловом контексте.
Самостоятельная работа студентов предполагает закрепление и углубление знаний, полученных в рамках аудиторных занятий. Большую роль, как в изучении теоретического материала, так и при выполнении тех или иных практических заданий (особенно при переводе латинских текстов) играет умение работать с латинско-русским словарем. Необходимо помнить, что каждая часть речи имеет характерную для нее словарную запись. Словарная форма содержит всю базовую информацию об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Например, словарная запись существительного crimen – crimen, ǐnis n – означает, что это существительное среднего рода (на что указывает последняя часть записи),
3-го склонения (на это, в свою очередь, указывает окончание -is в Gen. Sing. во второй части словарной формы), согласного типа (об этом свидетельствует неравное количество слогов в Nom. Sing. (первая часть записи) и Gen. Sing.). Отсюда, умение извлечь максимум информации из приводимой в словаре формы (а не простое, зачастую неверное, воспроизведение значения латинских слов) является одной из составляющих успешного выполнения любого рода заданий.
При работе с латинскими текстами особое внимание следует уделить правилам перевода латинского предложения. Дело в том, что в данном случае недопустимо простое соотнесение латинских слов с таковыми в русском языке (за исключением элементарных латинских фраз типа «Scientia potentia est»). В первую очередь, необходимо произвести полный морфологический анализ предложения, что предполагает теоретическую подкованность студента и все то же умение работать со словарем.
При последующем синтаксическом анализе следует воздержаться от поочередного перевода слов, то есть перевода их в том порядке, как они представлены в латинском предложении. Сначала необходимо выделить главные члены предложения – сказуемое и подлежащее, затем – прямое дополнение (при его наличии), затем – остальные члены предложения.
В той же последовательности нужно производить уже непосредственно
и сам перевод. Учитывая же то, что навыки перевода латинских текстов приобретаются в значительной степени благодаря самостоятельной работе студентов (аудиторные занятия вырабатывают, прежде всего, сам алгоритм выполнения переводов), недооценка вышепредставленных рекомендаций может стать серьезным препятствием успешному овладению техникой перевода.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1
I. Согласовать прилагательное с существительным и просклонять:
- delictum (magnus, a, um); causa (privātus, a, um);
- furtum (manifestus, a, um); populus (liber, ěra, ěrum);
- dolus (malus, a, um); verbum (primus, a, um);
- negotium (bonus, a, um); ager (publǐcus, a, um).
II.Выделить три глагольные основы (инфекта, перфекта и супина), проспрягать в Praesens indicatīvi actīvi et passīvi; образовать Imperatīvus praesentis actīvi. Перевести полученные формы:
- culpo, culpāvi, culpātum, culpāre – обвинять;
-iubeo, iussi, iussum, iubēre–приказывать, повелевать;
- absolvo, absolvi, absolūtum, absolvĕre – освобождать, оправдывать;
- impedio, impedīvi, impedītum, impedīre–мешать, препятствовать.
III. Определить часть речи, форму (склонение, падеж, число / спряжение, лицо, число, залог) и заменить единственное число множественным и наоборот:
- maleficia, deportamǐni, vendit, servōrum, deles, estis;
- iurātis, constituuntur, iudicium, damnis, habēmus, est;
- scimur, negotia, condunt, causae, certatis, sunt;
- iniuriam, promittǐmus, iudǐcor, periculōrum, muniunt, sumus.
IV.Перевести из римской системы в арабскую и наоборот:
MDCCCXLII, 511, CCCXCI, 1185, MCCLXXVII, 1533, DCCXIV, 1871, MCMXCIX, 726, CDLXXXIV, 1749, MCLXVIII, 838, DLXXIII, 1122, MDCCCLXXXIX, 106, CMXVII, 2373.
V. Подобрать русские дериваты к следующим латинским словам:
- alter, ěra, ěrum – второй, другой (из двух);
- consǔlo, ěre – заботиться (о ком); советоваться (с кем);
- divǐdo, ěre – делить;
- ius, iuris, n – право;
- appello, āre – называть, обращаться к кому-либо с речью;
- crimen, ǐnis, n – обвинение, вина;
- initium, ii, n – начало;
- totus, a, um – весь, целый;
- credo, ěre – верить;
- domǐnus, i, m – хозяин, господин;
- peto, ěre – стремиться, добиваться; просить;
- ultǐmus, a, um – последний, крайний;
- alimentum, i, n – пища, корм; пособие;
- constituo, ěre – ставить, устанавливать;
- cura, ae, f – забота, старание, надзор;
- ministra, ae, f – служанка, помощница.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 2
(ТЕСТОВОЕ)
1. Найдите словарную запись существительного:
а) corrumpo, rūpi, ruptum, ĕre
б) publĭcus, a, um
в) articǔlus, i m
г) facĭlis, e
2. Склонение существительного принято определять по окончанию:
а) именительного падежа
б) родительного падежа
в) дательного падежа
г) винительного падежа
3. Определите склонение существительного calumnia, iae f – клевета:
а) III
б) II
в) I
г) IV
д) V
4. Какова будет правильная словарная запись существительного iudicium, если известно, что оно относится ко II склонению:
а) iudicium, ii n
б) iudicium, ae n
в) iudicium, is n
г) iudicium, us n
5. Какое окончание Gen. Sing. (родительного падежа ед. числа) является критерием III склонения:
а) ei
б) ae
в) us
г) is
д) i
6. Выберите существительное IV склонения:
а) res, rei f – вещь, дело
б) senatus, us m - сенат
в) сulpa, ae f - вина
г) adiuratio, ionis f – принесение клятвы, клятва
7. Выберите правильную основу существительного heredĭtas, hereditātis f – наследство:
а) heredĭt-
б) hereditāt-
в) heredĭtas-
г) hered-
8. Определите форму существительного: testamentis (testamentum, i n – завещание):
а) 1 склонение, Dat.=Abl.Pl.
б) 3 склонение, Gen.Sg.
в) 2 склонение, Dat.=Abl.Pl.
г) 2 склонение, Nom.=Acc.Pl.
9. Определите форму существительного: auctoritatum (auctorĭtas, ātis f – сила, влияние):
а) 4 склонение, Gen.Pl.
б) 2 склонение, Acc.Sg.
в) 3 склонение, Gen.Pl.
г) 2 склонение, Gen.Pl.
10. Выберите существительное, стоящее в форме Gen.Sg. 2-го склонения:
а) exilii
б) furis
в) edictōrum
г) heredi
11. К какому типу III склонения относится существительное appellatio, ōnis f – обращение:
а) согласный
б) гласный
в) смешанный
12. Найдите словарную запись прилагательного:
а) noceo, cui, cĭtum, ēre
б) nexum, i n
в) saepe
г) directus, a, um
13. Выберите правильную последовательность родов в словарной записи прилагательного:
а) f, m, n
б) n, m, f
в) m, f, n
14. Родовые окончания us, a, um (–er, -ra, -rum) имеют прилагательные:
а) I-II склонения
б) III склонения
15. Выберите прилагательное, не относящееся к системе прилагательных
III склонения:
а) utĭlis, e - полезный
б) acer, acris, acre - острый
в) sacer, cra, crum – священный
г) simplex, ĭcis - простой
16. В словарной записи прилагательного (двух окончаний) difficĭlis, e, буква –e означает:
а) окончание среднего рода
б) окончание мужского рода
в) окончание женского рода
г) окончание родительного падежа
17. Какая из приведенных является словарной записью прилагательных одного окончания:
а) testis, is m
б) sagax, ācis
в) vas, vadis m
г) simĭlis, e
18. Выберите правильную основу прилагательного simplex, simplĭcis - простой:
а) simpl
б) simplĭc
в) simplĭcis
г) simplex
19. Выберите правильный вариант согласования (ordo, ordĭnis m – порядок; sevērus, a, um – строгий):
а) ordo sevērum
б) ordo sevēra
в) ordo sevērus
20. Выберите правильный вариант согласования (accusatio, iōnis f – обвинение; novus, a, um – новый):
а) accusatio novus
б) accusatio nova
в) accusatio novum
21. Одно из правил падежей гласит:
а) Vocatīvus=Nominatīvus
б) Genetīvus=Accusatīvus
в) Nominatīvus=Ablatīvus
г) Datīvus=Vocatīvus
22. Правило среднего рода предполагает равенство:
а) Genetīvus=Accusatīvus
б) Nominatīvus=Ablatīvus
в) Nominatīvus=Accusatīvus
г) Datīvus=Vocatīvus
23. Найдите словарную запись глагола:
а) corrumpo, rūpi, ruptum, ĕre
б) malus, a, um
в) libertas, ātis f
г) simĭlis, e
24. Какая из предложенных глагольных форм является формой инфинитива:
а) divīsi
б) divĭdo
в) dividĕre
г) divīsum
25. Определите основу инфекта у глагола libĕro, liberāvi, liberātum, liberāre - освобождать:
а) liber
б) liberā
в) libĕro
г) liberat
26. По форме инфинитива определите, какой из предложенных глаголов относится ко II спряжению:
а) punīre
б) delēre
в) cogĕre
г) advocāre
27. Выберите форму 3 лица множественного числа глагола connecto, connectĕre – связывать, присоединять:
а) connectunt
б) connectĭtis
в) connectit
г) connecto
28. Какая из предложенных глагольных форм является формой страдательного залога (passīvi):
а) condemnāmus
б) condemnant
в) condemnāris
г) condemnātis
29. Определите форму глагола: possidētis (possideo, ēre – владеть):
а) 2 лицо, единственное число, активный залог
б) 3 лицо, единственное число, пассивный залог
в) 2 лицо, множественное число, активный залог
г) 1 лицо, множественное число, пассивный залог
30. Выберите правильную глагольную форму, которая получится при переводе из пассивного залога в активный глагольной формы custodiuntur (custodio, īre -охранять; держать под стражей):
а) custodiunt
б) custodītur
в) custodit
г) custodītis
31. Какая из предложенных глагольных форм является формой Imperatīvus praesentis actīvi (повелительного наклонения активного залога):
а) rege
б) regĭmus
в) regĕre
г) regunt
32. Выберите форму 2 лица множественного числа глагола sum, fui, -, esse – быть, существовать:
а) sunt
б) est
в) estis
г) sumus
33. Какой из перечисленных глаголов является отложительным:
а) servio, īvi, ītum, īre
б) fido, fisus sum, fidĕre
в) sequor, secūtus sum, sequi
г) certo, āvi, ātum, āre
34. Найдите причастие настоящего времени активного залога (participium praesentis actīvi (PPA):
а) absolutus, a, um
б) absoluturus, ura, urum
в) absolvens
35. Подберите соответствие римского числа MCMXXVII арабскому:
а) 1927
б) 1427
в) 1328
г) 1717
36. Подберите соответствие арабского числа 1611 римскому:
а) MCDXI
б) MDCII
в) MDCXI
г) MDCLI
37. Подберите правильный эквивалент термину «corpus delicti»:
а) договорный случай
б) состав преступления
в) свод права
г) случай правонарушения
38. Подберите правильный эквивалент термину «causa capitālis»:
а) общественное дело
б) принудительное право
в) договорный случай
г) уголовное дело
39. Подберите правильный эквивалент термину «гражданское право»:
а) ius cogens
б) ius civīle
в) ius gentium
г) ius privātum
40. Какой из юридических терминов составляет комбинация существительных IV и III склонений:
а) casus delicti
б) corpus iuris
в) forum delicti
г) casus foederis
41. В каком из юридических терминов составляющие его части речи относятся к разным системам склонения:
а) lex speciālis
б) ius crimināle
в) ius publǐcum
г) causa privāta
42. Какой из юридических терминов содержит герундий:
а) casus delicti
б) ius edicendi
в) corpus iuris
г) status belli
43. В каком из приведенных выражений использована герундивная конструкция:
а) Pacta sunt servanda
б) Contra factum non datur argumentum
в) Argumenta ponderantur, non numerantur
г) Manifestum non eget probatione
44. Продолжите выражение «Audiātur et…» («Да будет выслушана и другая сторона»):
а) iacta est
б) suprema lex
в) altĕra pars
г) ars longa
45. Продолжите выражение «Vita brevis,…» («Жизнь коротка, искусство вечно»):
а) ars longa
б) iacta est
в) altĕra pars
г) suprema lex
46. Выберите правильную падежную форму существительного regǔla, ae f в контексте следующего выражения: “Применение есть жизнь закона (правила)” - “Applicatio est vita …”.
а) regulārum
б) regǔlae
в) regǔlam
г)regǔla
47. Выберите форму глагола, соответствующую его переводу в предложении: “Servus nullum caput…” – “Раб не обладает никакой правоспособностью”.
а) …habent
б) …habētur
в) …habet
г) …habes
48 Вставьте нужное притяжательное местоимение в контекст следующего предложения: “Accuso … amicum” – “Я обвиняю своего друга”:
а) suum
б) meum
49. Какой синтаксический оборот использован в следующем выражении: “filium heredem facere” – “делать сына наследником”:
а) Ablatīvus auctōris
б) Accusatīvus duplex
в) Ablatīvus instrumenti
г) Nominatīvus duplex
50. Какой синтаксический оборот использован в следующем выражении: “Filius a patre accusātur” – “Сын обвиняется отцом”:
а) Ablatīvus instrumenti
б) Accusatīvus duplex
в) Ablatīvus auctōris
г) Nominatīvus duplex
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Ниссенбаум М.Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.
2. Розенталь И.С., Соколов В.С. Латинский язык для юристов. – М., 2006 (2001 – любое издание)*.
3. Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. – Минск, 2003 (2002 – любое издание)*.
Дополнительная литература
1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007 (2006 – любое издание).*
2. Борисова В.С. Крылатые латинские выражения и юридические термины (транскрипция, краткий комментарий): Справочное пособие для студентов юридических вузов и колледжей – Н. Новгород, 2012.* *
3. Борисова В.С. Латинская грамматика в тестах: Учебно-практическое пособие по латинскому языку для студентов юридических вузов и колледжей. – Н. Новгород, 2010.**
4. Борисова В.С., Рязанов П.А. Сборник практических заданий по латинскому языку: Учебно-практическое пособие для студентов юридического факультета. – Н. Новгород, 2009.**
5. Борисова В.С., Рязанов П.А. Учебно-методическое пособие по латинскому языку для студентов юридических вузов и колледжей. – Н. Новгород, 2008.**
6. Григорьев А.В., Романовская Г.А. Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Уч. пособие. – М., 2011.**
7. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – М., 2006.
8. Жданова Е.В. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2011.**
9. Крылатые латинские выражения / Авт.-сост. Ю.С. Цыбульник. – М., 2006.
10. Мельничук А.А. Латинский язык для юристов: Уч. пособие. – М., 2010.**
11. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. – Ч. 1-3. – М., 995.
12. Штунь А.И. Латинский язык: Уч. пособие. – М., 2012.**
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
Теория
1. LINGUA LATINA: происхождение, основные этапы развития.
2. Алфавит. Правила произношения и ударения.
3. Глагол: основы (инфекта, перфекта, супина) и основные формы. Infinitīvus praesentis. Определение спряжения глаголов.
4. Praesens indicatīvi actīvi. Особенности формообразования глаголов
III спряжения. Praesens indicatīvi глагола esse.
5. Praesens indicatīvi passīvi. Ablatīvus auctōris. Ablatīvus instrumenti.
6. Imperatīvus praesentis. Глаголы сложные с esse. Praesens indicatīvi
глагола posse.
7. Отложительные и полуотложительные глаголы.
8. Грамматические категории существительного. Практический признак склонения. Declinatio I.
9. Declinatio II: особенности склонения. Правило среднего рода.
10. Прилагательные I-II склонений. Согласование прилагательных с существительными.
11. Declinatio III: согласный и смешанный тип. Особенности склонения.
12. Declinatio III: гласный тип. Способы образования Nom. Sing: сигматический и асигматический.
13. Прилагательные III склонения. Согласование прилагательных с существительными.
14. Степени сравнения прилагательных. Аналитические степени сравнения. Супплетивные степени сравнения.
15. IV, V склонения существительных. Особенности склонения.
16. Личные, возвратное, притяжательные местоимения.
17. Указательные, относительные, вопросительные местоимения.
18. Participium praesentis actīvi (PPA). Словообразовательная роль причастий.
19. Gerundium. Gerundīvum. Герундивная конструкция.
20. Числительные: количественные и порядковые. Склонение числительных.
21. Наречия. Степени сравнения наречий.