Судьба донского казачества
В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.
В происходящем виноваты обе борющиеся стороны, разжигающие ожесточение друг в друге. Среди красных у Шолохова нет таких прирожденных палачей, как Митька Коршунов, большевик Бунчук занимается расстрелами из чувства долга и заболевает на такой «работе», но первым убил своего боевого товарища, есаула Калмыкова, именно Бунчук, красные первыми порубили пленных, расстреляли арестованных хуторян, и Михаил Кошевой преследует своего бывшего друга Григория, хотя тот простил ему даже убийство брата Петра. Виновата не только агитация Штокмана и других большевиков, несчастья накрывают людей, как все сметающая на своем пути снежная лавина в результате их же собственного ожесточения, из-за взаимного непонимания, несправедливостей и обид.
Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.
В годы войны и после нее
В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь — и почти исчерпался. Рассказ «Наука ненависти» (1942), агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е гг. Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 в духе уже закончившейся «оттепели», они был напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.
После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства — рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, — это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире — нового большого этапа в развитии литературы.
Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960, осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей — популярных на рубеже 1950-1960-х гг. «птиц мира») и др. было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета.
Но написанное Шолоховым в лучшую его пору — высокая классика литературы 20 в. при всех недостатках, которыми отмечены даже наиболее выдающиеся его произведения.
Роман – эпопея «Тихий Дон»
1.В романе «Тихий Дон» автор воссоздает историю жизни русского донского казачества. Эта общность людей складывалась своеобразно: на протяжении многих десятилетий формировался уклад жизни свободолюбивых и независимых людей, бежавших когда-то из родных мест в поисках свободы и счастья. Если по началу казаки были лишь воинами, которые охраняли рубежи России, сами промышляли набегами на соседние территории, то в последствии, когда жизнь их упорядочилась, они стали землепашцами, занимаясь хозяйством в свободное от военных действий время. В одном лице был и казак-воин, и казак-землепащец. Все это и определили своеобразие народного характера, присущего казакам.
В романе представлено несколько поколений казаков, но особое внимание автор уделяет среднему поколению, к которому принадлежит Григорий Мелехов и его сверстники. Особый интерес к этому поколению связан с тем, что именно на их долю выпало больше всего испытаний, где и проявились черты характера:
1) Любовь к природе, окружающему миру. Выросший на земле Григорий осознает, что это его родина, вдали от которой он не может быть счастливым. Патриотизм казаков проявляется в том, что они достойно несут военную службу и готовы жертвовать собой ради спасения отечества.
2) Военная служба не говорит о жестокости казака, ведь он выполняет то, что ему приказано. Шолохов подчеркивает, что убийство противоречит гуманной сущности человека. Григорий долго переживает по поводу убитого им австрийского солдата. Именно тогда появились морщины на лице молодого казака.
3) Решительность, мужество, способность защищать свою честь и достоинство проявились как в военной, так и в мирной жизни. Григорий не может терпеть подлость и бесчестие, активно борется с такими людьми, поэтому не легко ему смириться, что казаков после революции лишили многих прав, в том числе права на собственность.
4) Григорий способен тонко чувствовать и глубоко страдать, его сложные отношения с Наталией и Аксиньей тревожат его. Долг перед женой и любовь к Аксиньи разрывают его сердце, но выбор сделать очень не легко. Шолохов показывает в романе, что жизнь наказала его за эту нерешительность: он потерял и Наталию и Аксинью.
5) Поиск смысла жизни – это поиск истины, т.е. того, ради чего жить. Григорий не может сделать выбор между белыми и красными, потому что для него важно понять, на чьей стороне правда. Желая во всем разобраться, он совершает ошибки, участвует в драматических событиях, по его вине погибали люди. Но Шолохов не обвиняет своего героя. В финале романа Григорий – постаревший, измученный человек, который потерял очень многое, но даже в самые трагические моменты он вспоминает родную землю, дом, детей. Он находит в себе силы вернуться. Духовная стойкость, воспитанная в нем с детства, любовь к родным местам, желание воспитывать своих детей помогает ему выстоять в тех испытаниях, что выпали на его долю.
Тяжелые испытания выпали на долю тех, кто жил в тоже время, что и герои романа. Две войны: первая мировая и гражданская, две революции разрушили привычный мир казаков. Большинство из них много трудились и жили в достатке; потеряв близких и дорогих людей, тем не менее, люди не отчаялись, жизнь продолжалась и многим приходилось начинать жить заново. Так как от большой семьи Мелеховых в финале остались Григорий, его сын и сестра Дуняша. Не просто было Дуняше выйти замуж за Мишку Кошевого, который был в числе тех, кто участвовал в расстреле ее старшего брата Петра. На даже мать Дуняши – Ильинична перед смертью благословила дочь, она понимала, как не жаль ей сына, что окажись он на месте Мишки, поступил бы точно также. События развели казаков в разные стороны, сделав из них врагов, но война закончилась и оставшиеся в живых думали о будущем, которое не возможно без любви, семьи, детей. Именно женщины-казачки хотя и поддерживали своих мужчин, всегда стремились к миру. Только в мирной жизни человек может быть счастлив.
Вечные проблемы.
«Тихий Дон» - роман-эпопея, для которого характерно создание широкой панорамы действительности, интерес к важнейшим событиям, произошедшим в определенный период времени, а также исследование тем и проблем, которые либо были актуальны для того времени, либо требовали решения, хотя и относились к разряду философских, т.е. вечных.
1) Влияние эпохи на судьбу человека (Григорий Мелехов)
2) Поиски смысла жизни (Григорий, Подтелков, Кошевой)
3) Проблема добра и зла (гражданская война разделила людей на два лагеря, посеяв между ними зло; добро – это мир, спокойствие, обычная жизнь)
4) Проблема нравственного выбора (каждому из героев приходится выбирать: Аксинья – жить с нелюбимым мужем или уйти с Григорием)
5) Человек и природа (гармония в мирной жизни и контраст в военное время)
6) Тема трагической судьбы человека (конфликт с окружающим миром)
7) Темы счастья, любви, семьи
8) Тема национального характера (перемены в жизни страны меняют характер человека, хотя то, что воспитано традициями, укладом жизни остается неизменным)
9) Тема войны и мира, смерти и жизни.