Урок № 68. Виталий Валентинович Бианки.
Цели:1. Подвести итоги работы с произведением Г. Скребиц-кого «День рождения».
2. Познакомить учащихся с писателем В. В. Бианки и его произведениями.
3. Развивать читательский интерес.
4. Учить на возникшие вопросы искать ответы в книгах.
Урок начинаем с опроса. Каждый из учащихся выбрал для заучивания наизусть тот отрывок из произведения, который заинтересовал именно его. Поэтому очень важно выявить этот интерес. Это позволит учителю больше узнать ребенка и целенаправленно влиять на становление его личности. В данном случае учащиеся могут выбрать для заучивания отрывки, касающиеся отношений в семье (теплых, нежных, уважительных), непосредственно связанных с днем рождения, поездкой на рыбалку, самим процессом рыбалки, природой, возвращением с рыбалки и т. д. Обоснованность выбора и позволит выявить интерес.
После опроса предлагаем ребятам подойти и посмотреть книги на выставке (с помощью библиотекаря организуем выставку произведений В. В. Бианки) и дополнить ее своими произведениями. Каждый из учащихся рассказывает о своей книге или произведении и о том, что он знает об этом писателе. Совместно с детьми определяем, что В. В. Бианки писал в основном о природе и животных.
Предлагаем учителю более обширный материал о В. Бианки и его творчестве.
Материал для учителя
Биолог, исследователь и следопыт, страстный охотник, Виталий Валентинович Бианки писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе.
В. Бианки родился в Петербурге, в семье ученого-биолога. С детства он любил природу. Этому способствовала обстановка дома, в котором был аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами, всегда жило много птиц, зверей. В статье «Отчего я пишу лес» В. Бианки вспоминал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И — самое главное — с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».
В литературу В. Бианки ввел С. Маршак. В 1923 г. в журнале «Воробей» появилась первая сказка В. Бианки «Путешествие крас-ноголового воробья». В том же 1923 г. написаны небольшие сказки «Первая охота», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет». В 1923—1924 гг. они вышли отдельными книжками. Все годы своей литературной деятельности В. Бианки был сотрудником детских журналов «Новый Робинзон», «Дружные ребята», «Пионер», «Еж», «Чиж», «Мурзилка», «Костер», «Юный натуралист». Начало природоведческой книги положили М. М. Пришвин и В. Арсеньев. Дальнейшее её развитие связано с именем В. Бианки. Всей своей творческой деятельностью писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. Исследовать творчества В. Бианки Гр. Гроденский справедливо пишет: «И пусть большинство героев произведений Виталия Бианки всего только лесные звери и птицы — они пробуждают у ребёнка большие человеческие чувства: смелость, стойкость, доброту к слабым, стремление к достижению цели».
Автор умеет вызвать у читателя интерес к окружающей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц, стать следопытом своего края. Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, он часто название своих книг дает в форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т. д. В. Бианки показывает детям, как интересен окружающий их мир, как увлекательно его исследовать.
Тематика книг В. Бианки многообразна. В сказках, рассказах, повестях писателя заключены обширные биологические знания. Произведения Бианки дают читателю правильное представление о природе, воспитывают бережное к ней отношение. Писатель знакомит детей с обитателями леса, озера, поля. Он показывает, как тесно связана жизнь животного с окружающей его природой, как идёт борьба за существование. Он объясняет ребёнку, почему по-разному поют птицы («Кто чем поет?»), отчего у животных разные ноги («Чьи это ноги?»), зачем зверям хвост («Хвосты») и др. В. Бианки создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Для сказок его характерна простота сюжета, приём антропоморфизма, краткость в описании, народный язык.
Например, в чудесной сказке «Лесные домишки» (1924) рассказывается о том, как ласточка-береговушка разыскивала дорогу домой. В небольшой сказочной повести «Мышонок Пик» (1927) создан живой образ мышонка. Мышонок Пик, совершает вынужденное длительное, полное приключений путешествие, знакомится с окружающим его миром. В повести чувствуется авторская теплота и внимание к маленькому путешественнику. В ходе повествования раскрывается суровая борьба в природе за существование.
В каждом произведении Бианки, кроме отличного знания материала, чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным.
Книги Бианки издаются с иллюстрациями. Первые его книги («Чей нос лучше?») и др. вышли с рисунками П. Бугкина. Книга «Лесные домишки» иллюстрировались известными художниками Н. Тырсой, Е. Чарушиным, В. Курдовым и др.
В. Бианки был чрезвычайно требовательным к своему творчеству. Его произведения отличаются не только богатством содержания, но и художественным совершенством.
Книги В. Бианки — классический образец природоведческой детской литературы.
Учитель зачитывает в учебнике короткую статью об авторе и дополняет ее новыми сведениями из приведенного выше материала. Учащиеся перечитывают статью молча и отвечают на вопросы: «Что вы знали о писателе В. В. Бианки? Где и когда впервые встретились с его произведениями? Нарисуйте его словесный портрет и дайте характеристику. Кто повлиял на становление Бианки-писателя, научил зорко вглядываться в окружающий мир? Что любил делать в детстве Виталий Валентинович? О чем и как пишет писатель? Что дают читателю произведения этого автора?»
Домашнее задание: перечитать статью об авторе. Найти и прочитать небольшой рассказ Виталия Валентиновича.