Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни
I. А. П. Платонов: страницы биографии
В 5 классе школьники уже читали вступительную статью о детстве А. П. Платонова и рассказ «Никита». Попросим их вспомнить содержание рассказа и факты из жизни писателя, которые им наиболее запомнились. Затем прочитаем статью в учебнике 6 класса (с. 29—31, ч. 2).
Обобщим то, что уже известно школьникам о жизни Платонова.
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году.
— Соотнесите год рождения Платонова с основными датами русской истории XX века. Какой вывод мы можем сделать?
Настоящая фамилия писателя — Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком А. П. Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
А. П. Платонов учился в церковноприходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. Будущий писатель признавался, что он больше всего любил свою мать, деревню, поля, колокольный звон и работу на паровозах. С 14 лет он начал работать.
А. П. Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
Главной мечтой А. П. Платонова было «стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...». Он смог воплотить эту мечту в жизнь, став писателем.
II. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни
— Как вы понимаете, что такое сказка-быль?
Обучение выразительному чтению
Ученики читают текст рассказа не «на черновик», а сразу «на чистовик», т. е. стремясь с первого раза читать текст выразительно, находя нужные интонации и выдерживая паузы. Текст достаточно прост для того, чтобы привлекать к чтению слабых учеников класса.
Беседа
— Как вы думаете, почему «Неизвестный цветок» — это сказка-быль? Что в этом произведении сказочного?
— Как вы представляете характер Даши?
Характер Даши автор раскрывает через детали: Даша целует конверт с письмом — мы видим, что она любит маму и скучает по ней; она сочувствует цветку и разговаривает с ним; она приглашает пионеров посмотреть на цветок, и дети решают удобрить пустырь. Мы видим, что Даша продолжает помнить о цветке даже зимой и через год вновь приходит на пустырь, который покрылся цветами. Девочка находит новый цветок, такой же прекрасный, как прежде, даже еще лучше: он вырос «из середины стеснившихся камней».
— Почему маленький цветок заинтересовал девочку? Как описывает автор встречу девочки с цветком?
Маленький цветок заинтересовал Дашу, потому что он источал удивительный запах. Автор с любовью описывает девочку и ее поступок, олицетворяет, делает живым цветок: «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания».
Сказка-быль говорит нам, что самое прекрасное вырастает там, где жизни приходится преодолевать препятствия. На удобренном пустыре росли красивые цветы, но «они были только немного хуже, чем тот первый цветок», и у них не было того прекрасного аромата. Автор говорит нам, что новый цветок в преодолении, в борьбе наполнил воздух своим благоуханием.
Герои Платонова верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.
В заключение можно прочитать статью учебника «История создания сказки-были „Неизвестный цветок“» (с. 31—32, ч. 2).
История цветка может быть символом жизни как А. П. Платонова, так и А. С. Грина: этим людям в жизни пришлось преодолеть невыносимые, казалось бы, трудности, но творчество их, как благоухание прекрасного цветка, будит в людях любовь.
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению-рассуждению на тему «Сказка нужна не только детям, но и взрослым» (К. Г. Паустовский) — по феерии А. С. Грина «Алые паруса» и сказке-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок».
Урок 59
«Сказка нужна не только детям, но и взрослым» (К. Г. Паустовский)
Урок развития речи
Наши дети, к сожалению, с начальной школы часто привыкают к тому, что сочинения им помогают писать родители. На уроках времени для творческих письменных работ недостаточно, в результате дети не учатся концентрироваться в нужный момент, направлять энергию мысли на решение конкретной задачи. В старших классах неумение организовать себя начинают прикрывать особенностями творческого процесса, неуправляемостью вдохновения.
Этого можно избежать, если уже в средней школе давать ученикам возможность тренироваться в способности сосредоточиваться, направлять свои мысли на создание текста на заданную тему.
Мы предлагаем достаточно широкую для сочинения-рассуждения тему. Учитель в ходе предыдущих уроков увидит, что из прочитанных произведений особенно затронуло детей, и сформулирует тему более конкретно.
Необязательно требовать от учеников рассуждения по строгой схеме: тезис — антитезис — вывод. Возможно, результатом их работы на уроке станет эссе (свободное размышление) или собственный рассказ (сказка). Важно, чтобы в этой работе проявилась личность ученика, чтобы размышления послужили толчком для становления мировоззрения, для создания смысложизненных ориентиров.
В помощь учителю мы предлагаем цитаты из статьи К. Паустовского:
«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живем в этом будущем и сами становимся иными».
«Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение — источник высоких и человечных страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новое, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом ее ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина»[17].
Домашнее задание
На усмотрение учителя.
Урок 60
«Сказка нужна не только детям, но и взрослым» (К. Г. Паустовский)
Урок развития речи
После представления лучших сочинений надо обязательно провести работу над ошибками. Однако ошибки орфографические и пунктуационные оставим для урока русского языка. Сейчас нам надо сосредоточиться на ошибках логических, речевых и стилистических. Серьезный анализ и коллективное исправление ошибок помогут детям в будущем внимательнее относиться к своей письменной речи.
Грамотная письменная речь становится очень важной сейчас, когда множество людей имеют свои «Живые журналы» в Интернете, выкладывают свои сообщения (так называемые «посты») и комментируют заинтересовавшие их сообщения. В этих условиях члены интернет-сообществ о человеке часто судят по тому, как он выражает свои мысли и чувства. Письменная речь не только не уходит из нашей жизни, но становится все более актуальной для огромного количества людей.
Домашнее задание
Закончить работу над ошибками.
Мигель де Сервантес Сааведра*
1 час
Урок 61
Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
Урок внеклассного чтения
Федеральный компонент Государственного стандарта (2004) требует в основной школе изучения романа «Хитроумный Идальго дон Кихот Ламанчский» М. де Сервантеса во фрагментах. Исходя из этого, роман может быть прочитан детьми в период с 5 по 9 класс.
Уровень литературного развития даже самых лучших учеников в 6 классе таков, что единственная задача, которую может поставить себе учитель, — дать детям информацию о том, что в XVI—XVII веках в Испании жил человек с необыкновенной судьбой, который написал роман, прославивший его имя в веках, и познакомить детей с главными героями романа.
Чем учитель может воспользоваться для организации урока?
1. Учебник дает нам биографическую статью о М. де Сервантесе (с. 249—251, ч. 2), написанную живо и интересно. Предварить рассказ о жизни Сервантеса стоит рассказом о том, какой была жизнь в Испании в бурном XVI веке. Статью после эмоционального вступления учителя могут вслух прочитать ученики.
2. Начало романа (первую главу, сократив ее) учитель может прочитать на уроке, чтобы дети смогли представить себе стиль романа.
3. Для оживления восприятия и углубления понимания можно воспользоваться великолепным фильмом «Дон Кихот» (автор сценария Евгений Шварц, режиссер Григорий Козинцев. Ленфильм, 1957). Сейчас фильм есть в продаже на DVD-дисках. Полностью картина трудно воспринимается шестиклассниками, но фрагменты ее очень помогут ученикам представить себе образы Дон Кихота и Санчо Пансы.
4. Приблизит восприятие романа и образов его главных героев к детскому сознанию вторая часть фильма «Каникулы Петрова и Васечкина» (автор сценария Т. Коневская, режиссер В. Алеников. Одесская киностудия, 1984) — картина «Рыцарь». Герои фильма, ученики 4 класса, прочитав роман Сервантеса, играют в рыцарей. В фильме звучат прекрасные песни, которые обязательно западут в душу детям.
Если ученики захотят со временем прочитать роман Сервантеса, цель урока будет достигнута.
Домашнее задание
Принести на следующий урок сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (полный текст в переводе Норы Галь).
Антуан де Сент-Экзюпери*
4 часа
Урок 62
Антуан де Сент-Экзюпери. История создания сказки «Маленький принц».
Мир детства в сказке
I. Антуан де Сент-Экзюпери. История создания сказки «Маленький принц»
Методические замечания
«Маленький принц» — произведение, бесспорно достойное внимания учителя и детей; в учебнике предложен не полный текст, а лишь отрывки (главы I—III, VII—IX), к тому же программа указывает, что это произведение для внеклассного чтения. Однако надеяться на то, что дети самостоятельно прочитают всю сказку, опрометчиво. Если же педагог найдет возможность, то прочитает с детьми весь текст: в этой сказке исключительную важность имеет звучание слова, доверительная интонация. Проникновенный голос учителя, атмосфера таинственности и душевности запоминаются детям, побуждают их самостоятельно прочитать сказку.
При работе с текстом будем пользоваться уже ставшим классическим переводом Норы Галь (учебник дает отрывки именно в этом переводе).
Традиционно начинают знакомство с новым произведением с сообщения некоторых фактов биографии автора. В нашем случае стоит озвучить только самые необходимые факты, без которых современным детям трудно понять коллизию сказки. В учебнике дана достаточно обширная биографическая статья (с. 279—282, ч. 2), ее можно предложить детям для самостоятельного ознакомления.
Слово учителя
Давайте вспомним сказки — народные и литературные. Иван-царевич уходит из дома искать свою Царевну-лягушку. Красная девица идет искать своего любимого — Финиста — ясного сокола. Руслан отправляется на поиски похищенной Черномором княжны Людмилы. Если любишь, то готов сделать все ради любимого, готов отправиться за ним на край света, искать его в тридесятом государстве.
Но в сказке, которую мы будем читать сегодня, все происходит наоборот: принц отправляется из дома, но не на поиски возлюбленной — он уходит от той, кого любит, но не для того, чтобы совершать подвиги и завоевать сердце возлюбленной. Так почему же он уходит?
Прежде чем подумать над этим вопросом, давайте запишем название сказки и имя ее автора.
(Запись на доске и в тетрадях.)
Автор этой книги был летчиком. Однажды его самолет сломался, и он вынужден был совершить посадку в Сахаре. «Ну и что?» — скажете вы. Если в наше время летчик совершит вынужденную посадку, он тут же по рации доложит об этом и ему на помощь вылетит вертолет с механиками и врачами. Даже если сломается рация, есть мобильный телефон. Если и телефон не сработает, то в воздух поднимется поисковая эскадрилья, и пропавший самолет будет найден. Все это так.
Но семьдесят лет назад все было по-другому. Мобильных телефонов не было. Связь по рации была возможна далеко не везде (и уж точно не над Сахарой). Найти один маленький самолет, рассчитанный на одного пилота, в огромной Сахаре было почти невозможно. Починить мотор самолета своими силами значило совершить чудо. Сент-Экзюпери сделал это. Он вернулся в свою любимую Францию и написал несколько прекрасных повестей. Но самой знаменитой стала небольшая сказка под названием «Маленький принц».
II. Мир детства в сказке
Чтение и обсуждение
Учитель читает главы I—III (с. 283—291, ч. 2 учебника). Из главы IV на занятии можно прочитать только первое предложение, затем — V—IX главы (в учебнике даны VII—IX главы, с. 291—299, ч. 2).
Узнать о том, как ребята восприняли произведение, и обсудить его содержание можно по-разному: либо после каждой прочитанной главки, либо после окончания чтения всех запланированных глав. Выбор учитель сделает исходя из настроя и психологического состояния детей. Порой, слушая хорошее чтение «Маленького принца», дети входят в некое состояние, когда не стоит нарушать их задумчивости. Атмосфера доверия и душевной близости, которая возникает при чтении этой сказки-притчи, исключительно ценна для детского творческого коллектива.
Если останется время, можно поразмышлять вместе с детьми над тем, какой была роза, почему она была такой капризной, почему Маленький принц решил «бежать» и как он сейчас относится к своему решению. Некоторые сочтут, что подобные вопросы слишком сложны для шестиклассников. Но не стоит забывать, что дети порой живут в семьях с непростыми отношениями между родителями, и вопросы, которые ставит перед детьми жизнь, часто гораздо сложнее школьных вопросов. Если мы сможем помочь им найти позитивные ответы хотя бы на некоторые из них, это будет уже хорошо.
Не будем стремиться к однозначным выводам и оценкам: гораздо более ценно, чтобы дети научились подтверждать свои мысли словами текста; а еще правильнее — находить в тексте ключевые слова и фразы и на их основе уже делать выводы.
Домашнее задание
Прочитать X—XV главы «Маленького принца». Принести книгу на урок.
Урок 63
Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов? Маленький принц на планете Икс
Урок развития речи
I. Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов?
Обсуждение
Обсуждение должно быть эмоциональным, ярким и доверительным: только так мы сможем подготовить к самостоятельной творческой работе.
Сначала вспомним содержание X—XV глав «Маленького принца».
— На каких планетах побывал Маленький принц?
На доске и в тетрадях можно начертить схему пути Маленького принца.
— Астероид 325 (первая планета), житель: король.
— Астероид 326 (вторая планета), житель: честолюбец.
— Астероид 327 (третья планета), житель: пьяница.
— Астероид 328 (четвертая планета), житель: деловой человек.
— Астероид 329 (пятая планета), житель: фонарщик.
— Астероид 330 (шестая планета), житель: географ.
Словарная работа
Честолю́бец — излишне честолюбивый человек.
Честолюбúвый — склонный к честолюбию.
Честолю́бие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.
— Что узнал Маленький принц о своих соседях?
— Какие чувства у него вызвали их высказывания?
— Как вы думаете, какие мысли он вкладывал в слова: «Право же, взрослые — очень странные люди»?
— Почему он решил отправиться на Землю?
Дети уже знают, что такое символы, и смогут сами (или при помощи учителя) прийти к выводу, что фигуры обитателей планет символичны. Каждый из жителей обозначает один из типов людей. Перед нами не сказка, а притча (обращаемся к «Краткому словарю литературоведческих терминов» в учебнике, с. 311, ч. 2).
Обучение выразительному чтению
Предложим детям выбрать одну из глав для выразительного чтения (возможно, по ролям) и объяснить свой выбор. Пусть выскажется каждый ребенок: почему ему кажется, что именно названную им главу надо прочитать вместе на занятии, почему именно она самая важная?
Распределяем роли, обсуждаем интонации и читаем. Если дети читают недостаточно хорошо, то лучше взять XI главу (про честолюбца).
II. Маленький принц на планете Икс
Самостоятельная творческая работа
— Давайте попробуем стать соавторами Антуана де Сент-Экзюпери. Пусть каждый из вас придумает свой астероид (или планету). Кого бы вы на нее поселили? Как будет жить ваш герой?
— Как он встретится с Маленьким принцем?
На последний вопрос можно не отвечать: для некоторых учеников достаточно будет того, что они придумают персонажа и обстановку планеты.
Предложим детям раскрыть свои тетради и написать о придуманной планете.
Сделать это очень непросто. Кто-то может сказать: «Я дома напишу». Но если ученик не может сосредоточиться здесь и сейчас, значит, он не сможет сосредоточиться и подтолкнуть к работе свое воображение и дома (конечно, встречаются и исключения из этого правила). Главная задача учителя — создать творческую атмосферу, в которой детям захочется поделиться своими сомнениями, потому что обитатель планеты, избранный ребенком, часто становится персонификацией детской проблемы или проблемы семьи ребенка.
Может быть, кто-то из детей нарисует своего персонажа и устно расскажет о его жизни. Пусть учитель не будет догматиком, поможет детям выбрать наиболее подходящие формы выражения своих мыслей и стимулирует их литературное творчество.
При чтении и обсуждении детских работ будем помнить о такте. Представление «своих» планет может состояться на следующем занятии.
Домашнее задание
Завершить рассказ о планете Икс.
Урок 64
Маленький принц на планете Земля. «А как это — приручить?»
«...Зорко одно лишь сердце»
I. Проверка домашнего задания
Ученики представляют свои творческие работы «Маленький принц на планете Икс».
II. Маленький принц на планете Земля. «А как это — приручить?» «...Зорко одно лишь сердце»
Комментированное чтение
Мы предлагаем читать сказку (главы XVI—XXI) на уроке вслух, отвечая на те вопросы, которые могут возникнуть у детей, выписывая ключевые фразы. Глава XXI в этом отношении основная: многие высказывания из нее уже стали неотъемлемой частью нашей культуры.
Главы ХVI—XVII
Человечество на планете Земля: «Люди занимают на Земле не так уж много места». Змея — символ ухода: «Я решаю все загадки».
Глава XVIII
Люди с точки зрения цветка: «У них нет корней — это очень неудобно».
Главы ХIX—XX
Разрушение иллюзий: Маленький принц узнает горы и попадает в сад, полный роз: «Какой же я после этого принц?..»
Глава XXI
Маленький принц и Лис.
Отметим ключевые фразы и попросим детей дома выписать эти слова себе в тетрадь.
* «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...»
«Узнать можно только те вещи, которые приручишь... <...> Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»
«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
«...Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу».
Домашнее задание
Выписать в тетрадь выделенные ключевые слова.
Дочитать сказку «Маленький принц» до конца. Выбрать из оставшихся глав (XXII—XXVII) главу, которая кажется самой важной, подготовить ее выразительное чтение.
Урок 65