VIII. Подведение итогов урока. - Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением?
- Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением?
Домашнее задание
Прочитать весь рассказ.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение.
Где поставить запятую?
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
— Вот что значит
Запятая!
Б. Заходер
- Все ли понятно и правильно в стихотворении?
- Так где же надо поставить запятые? (Ученики говорят, а учитель переставляет запятые.)
- Прочитаем шепотом (еще: громко, с ускорением, начиная быстро, затем замедляя темп, выразительно, скороговоркой).
III. Работа по теме урока
- Расскажите, как мышонок стал мореплавателем. (Примерный ответ. Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. Он пошел в кусты, рубнул сучок, а оттуда выскочила целая куча мышей. Один мышонок забрался под корень. Мальчик перерубил ножиком корень и вытащил крошечного мышонка. Он хотел его убить, бросить в речку. Но сестра взмолилась и уговорила посадить мышонка в кораблик и пустить его по реке.)
- Что вы думаете об этих ребятах?
- Как бы вы поступили на их месте? (Высказывания детей.)
- Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шутку. А вы как считаете? (Да, они отправили его на верную погибель, прекрасно осознавая это.)
- Расскажите о приключениях мышонка. Что вы запомнили?
IV. Физкультминутка
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот — левей, левей!
V. Продолжение работы по теме урока
I. Выборочное чтение
- Перечитайте эпизоды, которые заставили вас поволноваться за мореплавателя.
(Дети зачитывают отрывки.)
- Почему маленький пассажир мог считать себя счастливым, когда ему удалось спастись?
- Перечитайте главу «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка».
— Представьте, что могло произойти на лугу. Как Пику помогла его шерстка-невидимка?
— Прочитайте, как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника».
— Почему автор назвал так птицу? Встречали ли вы такое название раньше?
Работа над текстом по заданиям учителя
— Чему научился Пик во время своего путешествия?
— Подумайте, что писатель мог наблюдать в жизни, а что придумал, когда сочинял историю про мышонка Пика.
— Прочитайте и запишите в рабочую тетрадь только названия глав из сказки Бианки. Что у вас получилось? {Получился план рассказа.)
— Попробуйте рассказать так, как будто вы были в этом путешествии вместе с мышонком Пиком. (Рассказы детей.)
— Проверьте, внимательно ли вычитали. Выполните тест.
1. Мышонок был:
а) серый;
б) желтый;
в) рыжий.
2. Брат хотел убить мышонка за то, что:
а) мыши кусаются;
б) разносят болезни;
в) воруют хлеб.
3. Кораблик был:
а) сосновый;
б) еловый;
в) дубовый.
4. Первыми заметили Пика на кораблике:
а) чайки;
б) вороны;
в) коршуны.
5. Мышонок не утонул, потому что:
а) поплыл;
б) его спасли;
в) ухватился зубами за кораблик.
6. Лягушонка съела:
а) птица;
б) змея;
в) другой зверек.
7. Находить себе пищу Пик научился:
а) через день;
б) через два дня;
в) в первую ночь на берегу.
8. По тоненьким веточкам лазать помогали мышонку:
а) хвост; б)лапки; в) зубки.
9. Певчая птичка, которая охотилась на мышонка, — это:
а)соловей;
б) дрозд;
в) жулан.
Работа над пословицами и поговорками
• Невелика мышка, да зубок остер.
• Сытая мышь и муки не ест.
— Прочитайте пословицы. Можно ли их соотнести с нашей сказкой?
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?