Глава 2. Начало классицизма в архитектуре России.
А. Л. Пунин
заслуженный деятель искусств Российской Федерации,
доктор искусствоведения, профессор
Программа и методические указания по дисциплине
АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербург
Часть 1.
Архитектура Петербурга первой половины и середины XVIII века. Петербургское барокко.
Раздел I. Так начинался город.
Глава 1. Предистория Петербурга.
География региона, прилегающего к руслу и Дельте Невы. Нева как элемент исторического "Великого пути из варяг в греки". Краткий исторический очерк заселения прилегающих к Неве земель в эпоху Средневековья. Борьба за эти земли в ХШ—XVII веках.
Глава 2. Архитектура России на рубеже столетий.
Начало царствования Петра I. Краткая характеристика стилевых особенностей русской архитектуры конца XVII века. Заграничная поездка Петра I в составе "Великого посольства" (1697—1698) и ее значение для формирования архитектурных воззрений молодого царя. Первые проявления начинающегося процесса "европеизации" русской архитектуры и общественных и жилых зданиях Москвы конца XVII —- начала XVIII веков.
Глава 3. Основание Петербурга.
Начало Северной войны. "Нарвская конфузия". Реформа армии и подготовка военных действий в Прибалтике. Взятие Нотебурга и его переименование в Шлиссельбург — "Ключ-Город". Взятие Ниеншанца. Первая морская победа России у берегов Невской дельты — "Небываемое бывает".
Закладка крепости Санкт-Питерсбурх 16 (27) мая 1703 года. Строительство первой земляной крепости на Заячьем острове и первой деревянной "об одном шпице" церкви святых Петра и Павла. Начало застройки Городового острова и первые жилые дома. Деревянный домик Петра на Городовом острове и "голландизм" его архитектуры. Анализ первого изображения Петербурга —- гравюры Пикарта (1704 г.).
Постройка морской крепости Кроншлот.
Военные события 1704—1705 годов. Неудачные попытки шведов взять Петербург. Петербург середины 1700-х годов как "прифронтовой город", отражение этой ситуации в строительстве фортификационных сооружений.
Глава 4. Город начинается.
Формирование композиционного каркаса Петербурга в процессе градостроительной деятельности середины и второй половины 1700-х годов. Закладка резиденции царя — Летнего сада, Адмиралтейства, Кронверка, Литейного двора. Гласисы Адмиралтейства и Кронверка и их последующая градообразующая роль. Появление первых жилых кварталов на Адмиралтейской стороне и жилых слобод на Городовом острове.
Глава 5. Ансамбль Петропавловской крепости в петровскую эпоху.
Строительство кирпичных бастионов крепости. Деревянная церковь св. Петра и Павла "о трех шпицах". Каменный Петропавловский собор (арх. Доминико Трезини, деревянный шпиль – «мостовых и спицных дел мастер» Харман ван Болес, собор построен в 1712— 1733 гг.). Анализ архитектурно-стилистических и конструктивных особенностей собора. Эволюция проекта собора в процессе строительства. Отражение композиционных приемов западноевропейской архитектуры (в частности, творчества выдающегося английского архитектора Кристофера Рена) в облике Петропавловского собора. Иконостас Петропавловского собора (скульптор И. П. Зарудный); новизна его стилистики и его художественного образа. Триумфальные Петровские ворота (арх. Доминико Трезини), синтез искусств в их композиции (скульпторы Конрад Оснер, Никола Пино).
Глава 6. Троицкая площадь на Городовом острове — первый центр и первый морской порт Петербурга.
Ансамбль Троицкой площади по иконографии 1710-х годов и описаниям современников. Деревянная церковь Пресвятой Троицы.
Здание Гостиного двора (прототип последующих многочисленных гостиных дворов Петербурга).
"Мазанковые" (фахверковые) здания Коллегий у Троицкой площади. Попытки внедрения "мазанкового" строения в Петербурге, сущность конструктивных решений фахверковых зданий, построенных в Петербурге "на прусский манер". Кратковременность "мазанкового периода" петербургской архитектуры как следствие несоответствия конструкций такого типа климатическим особенностям Петербурга.
Троицкая площадь — центр общественной жизни Петербурга 1710-х—1720-х годов. Парады и празднества на Троицкой площади.
Глава 7. Ансамбль Летнего сада и Царицына луга в 1705 — 1710-х годах.
Появление Летнего сада и Царицына луга и их последующая градообразующая роль. Планировка Летнего сада. Летний дворец Петра I (арх. Доминико Трезини, скульптор Андреас Шлютер). Украшение сада статуями. Павильоны, люстгаузы, гроты. "Ассамблейный дом" в Летнем саду и деревянный дворец царицы с картинной галереей. Краткая характеристика личного быта и семейной жизни Петра I.
"Золотые палаты" царицы Екатерины и ее Летний сад на северном берегу Мойки.
"Почтовый дом" у Царицына луга и его значение в общественной жизни Петербурга петровской эпохи.
Глава 8. Начало строительства на Васильевском острове.
Усадьба и дворец А.Д.Меншикова, их историческая иконография.
Этапы строительства дворца Меншикова в 1710-х — начале 1720-х годов. Последующая история дворца. Реставрация дворца в 1970-х—1980-х.
Дворец Меншикова как образец стиля петровского барокко. Новаторские металлические конструкции в архитектурном решении кухни дворца.
Глава 9. Застройка левобережной части Невской дельты в 1710-х годах.
Здание Адмиралтейства. Этапы его строительства и его градообразующая роль.
Адмиралтейские слободы в 1700-х— 1710-х годах, стихийность их застройки. Зимний дворец Петра I начала 1710-х годов, "голландизм" его архитектурного облика. Интерьер дворца по иконографии "Свадьбы их Императорских Величеств".
Первые дома сподвижников Петра I на Адмиралтейской стороне. Основание d 1709 г. старейшей школы Петербурга "Петри-шуле" в доме адмирала Крюйса.
Застройка Немецкой слободы и Московской слободы по описаниям современников и по гравюрам 1710-х годов. Палаты Кикина как образец жилого дома середины 1710-х годов, их использование для размещения коллекций Кунсткамеры.
Заключение но Разделу I:
Значение основания новой столицы на берегах Невы для последующего исторического развития Российского государства и культуры России.
Раздел II. Петербург — молодая столица России.
Глава 1. Градостроительное развитие Петербурга в середине 1710-х годов. Перелом в ходе Северной войны и значение "славных викторий", одержанных русской армией и русским флотом в 1709—1714 годах, для России и Петербурга.
Петербург становится столицей России.
Организация архитектурно-строительного дела в Петербурге. Успешное функционирование "Канцелярии городовых дел". Доминико Трезини — главный архитектор Петербурга. Деятельность других архитекторов, приглашенных из-за рубежа. Начало подготовки национальных кадров архитекторов.
Мероприятия по градостроительному развитию Петербурга в середине 1710-х годов. Указы Петра, определяющие градостроительную и архитектурную политику. Регламентация строительства: "...Дабы никто нигде противу указу и без чертежа архитекторского отнюдь не строился" (указ от 14 сентября 1715 года).
Внедрение идей и принципов "регулярства" в градостроительство и архитектуру Петербурга. Первые "образцовые" проекты жилых домов и их значение для развития архитектуры Петербурга.
Глава 2. Градостроительная деятельность архитектора Ж.-Б. Леблона.
Новые задачи, вставшие перед архитектурой Петербурга в связи с его превращением в столицу Российского государства.
Начало "переориентации" стиля петровского барокко на опыт и стилистику архитектуры Франции. Поездка Петра I в Париж в 1716 году Приглашение архитектора Леблона и других мастеров из Франции. Приезд отца и сына Растрелли.
Разработанный Леблоном проект ансамбля царских садов и дворцов у Царицына луга. Отражение принципов и приемов французской архитектуры и французского садово-паркового искусства в этом проекте. Идея превращения Царицына луга в "променад" и значение этого проекта для последующего преобразования Марсова поля в сад «партерного типа» в 1920 г. по проекту арх. И.А.Фомина.
"Леблонов чертеж" — генеральный план Петербурга, разработанный Леблоном весной 1717 года. Критический анализ заложенных в нем градостроительных идей.
Планировка и застройка Васильевского острова как отражение намерения Петра I превратить его в образцовый район столицы, отвечающий его мечтам о создании на берегах Невы идеального города — "парадиза". Регламентация застройки Васильевского острова и методы использования "образцового" проекта дома "для именитых", разработанного Леблоном в 1717 году (по данным иконографии XVIII века и современному состоянию застройки острова). Застройка Васильевского острова по "образцовым" чертежам как уникальный пример в градостроительной практике XVIII века; ее значение для дальнейшего формирования "строгого, стройного вида" северной столицы.
Глава 3. Формирование ансамбля Стрелки Васильевского острова в петровскую эпоху.
Замысел Петра I превратить восточную оконечность Васильевского острова в новый общественный, культурный и торговый центр столицы.
Здание Кунсткамеры и формирование "научного городка" в южной части Стрелки Васильевского острова.
Здание Двенадцати коллегий, особенности его уникальной композиции как отражение принципов "регулярства" и как символ нового государственного устройства России. Преломление в архитектурном облике здания Двенадцати коллегий композиционных приемов парижских градостроителей и архитекторов XVII века и сочетание этих приемов с оригинальностью общего композиционного решения, отражающего условия и возможности строительства новой столицы на берегах Невы.
Формирование морского торгового порта Петербурга вблизи Стрелки Васильевского острова.
Гостиный двор на берегу Малой Невы и прилегающий к нему морской торговый порт; их иконография XVIII века. Последующая судьба квартала, в котором находился Гостиный двор.
Глава4. Общественные здания Петербурга 1710-х—1720-х годов.
Типология общественных зданий Петербурга петровской эпохи как отражение качественных преобразований в политике, экономике и культуре России в процессе петровских реформ.
Кораблестроительные верфи петровского Петербурга. "Партикулярная верфь" на Фонтанке и ее значение в общественной жизни столицы.
Здания военного ведомства. Здание Госпиталя на Выборгской стороне. Литейный двор и Арсенал.
Императорский Конюшенный двор.
Значение общественных зданий петровской эпохи для последующего градостроительного развития Петербурга.
Церкви и монастыри Петербурга первой четверти XVIII века. Их градообразующая роль. Отражение приемов и мотивов западноевропейской архитектуры в облике церковных зданий как одно из проявлений политики Петра по преобразованию и "европеизации" русской культуры.
Глава5. Новый образ Российской столицы.
Победоносное завершение Северной войны. Начало нового этапа в развитии архитектуры Петербурга. Триумфальные сооружения в честь "славных викторий". Второй Зимний дворец Петра I. Этапы его строительства. Отражение темы триумфа в его облике.
Дворцы сподвижников Петра на набережной Невы (по иконографическим источникам XVIII века).
Формирование инфраструктуры усадеб вдоль берегов Фонтанки.
Деревянные мосты и набережные.
Иконография Петербурга 1710-х – 1720-х гг. Панорама 1716 – 1717 гг. и ее «клейма». Цикл рисунков художника Х. Марселиуса (начало второй половины 1720-х гг); присущая им точность и правдивость в передаче облика нового города, строящегося на берегах Невы.
Глава6. Загородные резиденции в окрестностях Петербурга.
Комплекс усадеб вдоль Петергофской дороги. Усадьбы царя и царицы на северном побережье Финского залива (Дубки) и в "Сарской мызе". Ансамбли Стрельны, Петергофа и Ораниенбаума в первой четверти XVIII века.
Заключение по Разделу II.Итоги застройки Петербурга в петровскую эпоху и стилевые особенности петровского барокко.
Новый город на берегах Невы строился в трудных природных условиях, но очень быстрыми темпами. Современники, особенно приезжавшие в Петербург иностранцы, были поражены зрелищем новой столицы, стремительно возносящейся "из тьмы лесов, из топи блат". "Он теперь может быть расценен как чудо света" — так писал о Петербурге ганноверский дипломат Вебер в своей книге "Преображенная Россия", изданной в 1721 году.
Цикл рисунков художника Х. Марселиуса, исполненных в начале второй половины 1720-х годов, с документальной точностью запечатлел тогдашний облик молодой столицы. А исполненные в середине XVIII века гравюры по рисункам М. Махаева показали итог грандиозных замыслов Петра Великого, воплощение которых продолжалось последующими русскими архитекторами — "птенцами гнезда Петрова".
Историческая иконография Петербурга и существующие постройки позволяют осмыслить и сформулировать основные стилевые особенности и закономерности петровского барокко, выявить использование и преломление в нем принципов и приемов западноевропейской "архитектуры цивилис и милитарис".
Многообразие стилевых оттенков петровского барокко было следствием стремительного освоения опыта зарубежной архитектуры. Выявленные в стилевой системе петровского барокко "голландизмы", "германизмы", "англицизмы", "итальянизмы", "галлицизмы" и т. д. иллюстрируют не только широкий диапазон заимствований, но и ту "творческую жадность", с которой архитектура молодой столицы стремилась впитать и освоить зарубежный градостроительный, архитектурный и художественный опыт. В условиях того времени такой метод формирования стиля был естественным и закономерным.
Однако, с другой стороны, на петровское барокко активно влияли многочисленные "местные факторы". Условия строительства города на фактически пустом месте создавали немалые трудности, но в то же время открывали и огромные возможности, которых не знала западноевропейская архитектура начала XVIII века. Это определяло и общую направленность градостроительной деятельности, и масштаб композиционных решений, и стилистику архитектурных форм.
Петербург строился "на европейский манир", но с истинно русским размахом. И это во многом определило специфический художественный "язык" архитектуры петровского барокко. Однако значение данного периода не только в этом. Именно тогда, в петровскую эпоху, были не только закреплены основные компоненты пространственного "каркаса" города, но и заложены те принципиальные основы его архитектуры, которые получили дальнейшее развитие в творчестве архитекторов последующих поколений.
РазделIII. Архитектура Петербурга конца 1720-х — начала 1740-х годов и "переходный стиль" в эволюции петербургского барокко.
Глава1. Здания и сооружения конца 1720-х годов.
Петр I скончался в ночь на 28 января 1725 года. Заданные им темпы строительства поначалу продолжались при его ближайших преемниках, но на рубеже 1720-х—1730-х годов затормозились в связи с переездом двора в Москву. Временное запустение города длилось недолго.
В 1732 году императрица Анна Иоанновна вернулась в Петербург, возвратив ему пошатнувшееся было значение столицы.
В числе важных событий архитектурно-строительной деятельности второй половины 1720-х годов: постройка уникального по смелости и новизне конструктивного решения деревянного моста-акведука через Фонтанку для снабжения водой фонтанов Летнего сада (Хапман Ван Болес) и наведение первого наплавного моста через Неву (лето 1727 г.).
Памятники архитектуры этого периода — дворец Петра II на Васильевском острове и дом Троекурова, а также новый корпус Зимнего дворца, возведенный вдоль берега Зимней канавки.
Глава2. Творчество ведущих петербургских архитекторов 1730~х годов.
Проекты и постройки "петровских пенсионеров" — П. М. Еропкина, И. К. Коробова и др. Архитектурная и административная деятельность М. Г. Земцова.
Дворцы императрицы Анны Иоанновны, построенные Ф.-Б. Растрелли.
"Ледяной дом" Анны Иоанновны.
Облик Петербурга 1730-х годов по описаниям современников и по данным исторической иконографии — чертежам-разверткам "Стокгольмской коллекции" Ф.-В. фон Берхгольца.
Новые тенденции в архитектуре церковных зданий. Ослабление прежнего "пафоса европеизации", присущего петровской эпохе, и обращение к традиционным типам и приемам допетровской московской архитектуры (церковь св. Симеона и Анны, церковь св. Сампсония).
Глава3. Застройка "погорелых мест" и черты "переходного стиля" в архитектуре зданий 1730~х — начала 1740-х годов.
Пожары 1736 и 1737 года. Создание "Комиссии строения Петербурга" (1737 г.). Градостроительная деятельность П. Еропкина по планировке и застройке "погорелых мест" и новых районов города. Значение его проектов для последующего градостроительного развития Петербурга.
Новые приемы жилой застройки, разработанные в конце 1730-х годов. Правительственные постановления и правила, выработанные Комиссией 1737 года, их отражение в строительной практике. Анализ архитектурно-стилистических особенностей массовой жилой архитектуры Петербурга конца 1730-х — начала 1740-х годов по материалам "Стокгольмской коллекции".
Характеристика тенденций стилевой эволюции петербургского барокко в 1730-х — начале 1740-х годов и особенностей "переходного стиля" (так называемого «анненского барокко»). Дом коменданта Петропавловской крепости как его характерный образец.
Заключение по Разделу III.
Итоги архитектурно-строительной деятельности 1730-х годов и их значение для последующего градостроительного развития Петербурга и стилевой эволюции его архитектуры. Зарождение приемов и стилистики зрелого «елизаветинского» барокко в архитектуре триумфальных арок и дворцов вельмож.
Раздел IV. Архитектура Петербурга середины XVIII
века. Зрелое («елизаветинское») барокко.
Глава1. Первые произведения зрелого барокко.
Воцарение Елизаветы Петровны.
Строительство деревянного Третьего Летнего дворца (архитектор Ф.-Б. Растрелли) и создание Третьего Летнего сада. Композиционные и стилевые особенности ансамбля (по данным исторической иконографии, проектам Растрелли, составленным им описаниям). Градообразующая роль ансамбля (впоследствии исчезнувшего) в формировании структуры центра Петербурга.
Аничков дворец 1740-х годов — произведение М. Г. Земцова, Г. Д. Дмитриева, Ф.-Б. Растрелли. Краткий очерк последующей истории дворца и его перестроек.
Глава2. Усадьбы и дворцы аристократии.
Формирование "кольца усадеб" вдоль Фонтанки как продолжение градостроительной идеи петровской эпохи.
"Фонтанный дом" графов Шереметьевых (арх. С. Чевакинский и Ф. Аргунов). Этапы строительства усадьбы и завершение ее ансамбля в середине XIX века в формах "необарокко". Утраты и искажения конца XIX — начала XX века.
Дом И. И. Шувалова (арх. С. И. Чевакинский). Его значение как одного из центров культурной жизни Петербурга середины XVIII века.
Дворец графа М. И. Воронцова на Садовой улице (арх. Ф.-Б. Растрелли). Облик усадьбы по данным плана Сент-Илера. Композиция фасада как характерное воплощение стилевых закономерностей зрелого барокко. Старейшая в Петербурге металлическая ограда его раскрытого к улице двора-курдонера.
Дворец Строгановых на углу Невского проспекта и Мойки (арх. Ф.-Б. Растрелли). Этапы строительства дворца. Специфика объемно-пространственной композиции дворца как богатой аристократической усадьбы "городского типа". Анализ стилевых особенностей фасадов дворца и сохранившихся интерьеров XVIII века. Краткий очерк последующих перестроек и реставрации, осуществляемой в 1990-х годах.
Дом Демидовых в квартале у Демидова переулка. Применение чугунных декоративных элементов и конструкций в его архитектуре (первый подобный опыт в истории петербургской архитектуры).
Несохранившиеся дворцы и усадьбы Петербурга середины XVIII века по данным исторической иконографии и проектным материалам.
Усадьба графа Бестужева-Рюмина на Каменном острове как характерный образец дворцово-паркового ансамбля эпохи зрелого барокко.
Глава 3. Церкви и монастыри Петербурга 1740-х — начала 1760-х годов.
"Возобновленное пятиглавие" как отражение в архитектурном облике церквей национальной идеи, выдвинутой в эпоху Елизаветы Петровны в качестве одного из фундаментальных принципов государственной политики.
История проектирования каменного Троицкого собора и Спасо-Преображенского собора (арх. М. Г. Земцов и П.-А. Трезини).
Ансамбль Смольного (Воскресенского Новодевичьего) монастыря, созданный архитектором Ф.-Б. Растрелли. Использование традиций московской архитектуры XV — XVII веков в его архитектурно-художественном облике.
Никольский Морской собор (арх. С. И. Чевакинский). Особенности его композиции как итог следования предписанному образцу (Успенский собор в Астрахани, построенный в начале XVIII века в традициях московского барокко XVII века). Анализ композиционных и стилевых особенностей Никольского собора. Иконостас собора — шедевр русского барокко середины XVIII века.
Храмы в периферийных районах Петербурга и в его ближайших окрестностях (храм в Троице-Сергиевой пустыни, Благовещенская церковь на Васильевском острове, церковь Божией Матери Владимирской и др.).
Глава4. Ансамбль Петергофа в эпоху Елизаветы Петровны.
Расширение и перестройка Большого дворца (арх. Ф.-Б. Растрелли). Сохранение черт и элементов петровского барокко в его облике как прием решения мемориальной задачи. Развитие ансамбля Верхнего и Нижнего парков.
Глава5. Ансамбль Царского Села в эпоху Елизаветы Петровны.
Этапы проектирования и строительства Большого (Екатерининского) дворца (архитекторы М. Г. Земцов, Андрей Квасов, С. И. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли). Анализ композиции дворца. Интерьеры дворца середины XVIII века. Краткий очерк реставрации дворца и его интерьеров. Парковые павильоны. Ансамбль парка Царского Села в середине XVIII века.
Глава6. Облик Петербурга в эпоху "веселой Елисавет".
Градостроительное развитие города. Ведущая роль дворцов и особняков в архитектурной типологии середины XVIII века. Градообразующая роль храмов и монастырей. Общественные здания 1750-х — начала 1760-х годов.
Облик Петербурга середины XVIII века по плану Трускотта и по циклу гравюр, исполненных по рисункам М. Махаева (1753).
Зимний дворец Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли) — шедевр "елизаветинского" барокко и высшая точка в его эволюционном развитии. История проектирования и строительства дворца в 1754—1761 годах. Интерьеры дворца, созданные Растрелли и оставшиеся в его проектах. Краткий очерк последующих перестроек дворца.
Заключение по Разделу IV.
Архитектура зрелого «елизаветинского» барокко как отражение расцвета государственности и культуры России в середине XVIII века. Приемы и мотивы стиля рококо в оформлении интерьеров и в произведениях декоративно-прикладного искусства. Синтез искусств в произведениях зрелого «елизаветинского барокко».
Памятники архитектуры «елизаветинского барокко» в структуре современного города, их градообразующая роль.
Контрольные вопросы по части 1.
1. Стилевые закономерности петровского барокко и преломление в них опыта западноевропейской архитектуры.
2. Дворец Монплезир а Петергофе как характерный пример творческого метода и стиля архитектуры петровской эпохи. Анализ его интерьеров.
3. Иконостас Петропавловского собора в сравнении с традиционными иконостасами русских храмов XVI – XVII веков.
4. Эволюция композиции Большого дворца в Петергофе от «Верхних палат» Петра I до резиденции императрицы Елизаветы Петровны.
5. Императорские Зимние дворцы Петербурга как отражение стилевой эволюции петербургского барокко на протяжении первой половины и середины XVIII века.
6. Сопоставление интерьеров западноевропейского рококо и интерьеров дворцов, созданных архитектором Ф.-Б. Растрелли.
Часть 2.
Архитектура Петербурга 1760-х—1790-х годов. Классицизм.
Раздел I. Классицизм как явление мировой художественной культуры.
Глава 1. Истоки классицизма и его становление в архитектуре Западной Европы и России.
Классицистические тенденции в архитектуре Нового Времени от эпохи Возрождения до середины XVIII века. Значение творческого наследия эпохи Ренессанса и творчества архитектора Андреа Палладио для развития классицизма в архитектуре XVIII века.
Классицистические тенденции в региональной архитектуре эпохи барокко (Франция, Голландия, Англия). Английское палладианство 1720-х — 1740-х годов и сады «ландшафтного стиля».
Предпосылки классицизма в философии и гуманитарных науках середины XVIII века. Формирование идеологических основ классицизма в эстетике Просвещения. Новые этические идеалы и их отражение в литературе и искусстве. Успехи археологии и искусствознания середины XVIII века (раскопки Геркуланума и Помпей, начало систематического научного исследования памятников античной культуры — И.-И. Винкельман и др.). Растущий интерес к художественному наследию античности как предпосылка классицизма. "Пропаганда" античности в творчестве Дж.-Б. Пиранези, Г. Робера и других художников.
Первые проявления классицизма — как начинающегося нового общеевропейского стиля — в архитектуре Франции, Англии, Германии середины XVIII века.
Новые градостроительные идеи, их связь с идеологией Просвещения и их воплощение в проектах и в ансамблях, осуществленных в середине и второй половине XVIII века.
Классицизм как стиль в изобразительном и прикладном искусстве середины и второй половины XVIII века. Выявление его художественных особенностей методом сравнительного анализа (в сопоставлении с произведениями барокко и рококо).
Промышленная революция и ее отражение в инженерном деле и в архитектуре последней четверти XVIII века. Первые чугунные мосты (Англия). Первые здания с металлическими каркасами (Англия).
Романтические тенденции в западноевропейской архитектуре второй половины XVIII века ("неоготика", "китайщина", "стиль рюстик" и т. д.).
Соотношение и взаимодействие романтических тенденций и первых итогов промышленной революции с господствующей художественной системой классицизма.
Глава 2. Начало классицизма в архитектуре России.
Политические события 1762 года. Воцарение Екатерины II и начало нового периода в политической и культурной жизни России. Личность Екатерины II и ее роль в художественной политике.
"Выход на сцену" нового поколения архитекторов (А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен, А. Ф. Вист, Алексей Квасов). Их первые произведения "в новейшем итальянском и французском вкусе".
Глава 3. Академия трех знатнейших художеств.
Основание первой Академии художеств в Петербурге в 1757 году ("шуваловская Академия"). Ее первые выпускники.
Инавгурация Императорской Академии художеств (1764 г.) и начало строительства нового здания на Васильевском острове. История строительства здания Академии художеств (архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов, завершение арх. Ю. М. Фельтен).
Роль Академии художеств в развитии русской художественной культуры и архитектуры Петербурга.
Анализ композиции здания Академии художеств. Здание Академии художеств как программное воплощение архитектурных принципов классицизма и его стилевых закономерностей (в сравнении с характерными примерами ушедшего стиля барокко).
Глава4. Градостроительное развитие Петербурга в последней трети XVIII века.
Возвращение к петровским традициям централизованного руководства архитектурно-строительным процессом.
Конкурс на проект "украшения" Петербурга, объявленный в ноябре 1762 года с намерением "привести город Санкт-Петербург в такое состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично".
Создание "Комиссии каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы". Начало деятельности Комиссии. Проекты урегулирования левобережной части Петербурга, разработанные Алексеем Квасовым в 1765 и 1766 годах, их анализ. Значение этих проектов для последующего градостроительного развития Петербурга. Теоретическая программа градостроительства: "наполнение середины города знатным строением", "регулярство площадей" и "беспрерывное связывание улиц".
Реализация градостроительных идей 1760-х годов в строительной деятельности последующих десятилетий:
Застройка части Адмиралтейского гласиса и начало формирования Дворцовой площади.
Формирование системы дуговых магистралей, превращение берегов Фонтанки в проезжие набережные общегородского значения, создание предмостных площадей на пересечениях Фонтанки с радиальными магистралями.
Сооружение Екатерининского канала и продолжение Крюкова канала.
Градостроительные идеи 1760-х годов, оставшиеся нереализованными, их оценка с точки зрения будущего развития города.
Создание ансамбля зданий Эрмитажа на набережной Невы, его градообразующая роль.
Градостроительное развитие и застройка Васильевского острова, новые общественные здания в ансамбле набережных Невы.
Завершение ансамбля Летнего сада новой оградой со стороны набережной Невы.
Генеральный план Петербурга 1770-х годов, предложенные в нем идеи градостроительного развития Петербургской стороны и Васильевского острова.
Политика Екатерины II как "наследницы деяний Петровых" и ее значение для архитектуры Петербурга.
Развитие градостроительных идей петровской эпохи и градообразующих компонентов петровского Петербурга в архитектуре последней трети XVIII века:
Восстановление Петропавловского собора в его первоначальном облике. Облицовка гранитом бастионов Петропавловской крепости и создание комплекса Невской пристани.
Выделение в пространстве Петербургской стороны территории петровского гласиса Петропавловской крепости.
Конный памятник Петру на берегу Невы – "Медный всадник" (скульптор Этьен-Морис Фальконе при участии Марии-Анны Колло). История создания монумента. Памятник Царю-Преобразователю как воплощение идейно-эстетических воззрений Просвещения и художественных идеалов классицизма. Градообразующее значение памятника и его роль в формировании художественного сознания эпохи.
Заключение но Разделу I:
Классицизм как первый общеевропейский архитектурный стиль. Вклад деятелей русской архитектуры и русских художников и скульпторов в его становление и развитие.
Значение градостроительной деятельности 1760-х – 1790-х гг. для последующего развития Петербурга и формирования его «строгого, стройного вида».
Становление романтического направления, его проявление в архитектуре усадеб и пригородных дворцово-парковых ансамблей.
Раздел II. Здания Петербурга 1760-х – 1790-х годов.
Глава 1. Дворцы Петербурга периода раннего классицизма 1760-х—1770-х годов.
Развитие петербургской резиденции Екатерины II. Новые интерьеры Зимнего дворца. Здания Малого Эрмитажа и Старого Эрмитажа.
Мраморный дворец (арх. А. Ринальди), история его проектирования и строительства. Его значение в истории русской архитектуры и новых строительных технологий. Формирование новой ансамблевой застройки Царицына луга дворцами и особняками вельмож. Дворцы на Миллионной улице.
Дворцы на набережных Мойки: графа К. Разумовского, графа И. Чернышева и др., их композиционные и стилевые особенности.
Градообразующая роль дворцов высшей аристократии в формировании облика центра Петербурга.
Глава 2. Общественные и производственные здания 1760-х—1770-х годов.
Храмы Петербурга — произведения архитекторов А. Ф. Виста, А. Ринальди, Ю. М. Фельтена, Ж.-Б. Валлен-Деламота, И. Е. Старова и др. Завершение ансамбля Александро-Невской лавры.
Гостиный двор на Невском проспекте, его градообразующая роль.
Здание Воспитательного дома и здание Ломбарда около Царицына луга.
Производственные и складские здания. Тучков буян на набережной Малой Невы. Ансамбль Новой Голландии.
Отражение методологических принципов классицизма и его стилевых закономерностей в архитектуре общественных и производственных зданий и их градообразующая роль.
Глава 3. Стилевая эволюция классицизма в архитектуре Петербурга 1760-х—1790-х годов.
Ранний классицизм. Его художественные особенности. Сохранение отголосков — реминисценций барокко в его произведениях (в построении планов, в пластике объемов, в декоре).
Переход к строгому классицизму в начале 1780-х годов. Связь строгого классицизма с палладианством. Первые произведения строгого классицизма в творчестве архитекторов Дж. Кваренги , Ч. Камерона и И.Е. Старова.
Сравнительный анализ раннего и строгого классицизма (на наиболее характерных примерах).
Сравнительный анализ приемов садово-парковой архитектуры эпохи барокко («регулярный стиль») и эпохи классицизма («ландшафтный стиль»). Идеи и приемы «ландшафтного стиля» в оценке современников (Ж. Делиль и др.).
Глава 4. Общественные здания и дворцы Петербурга периода строгого классицизма.
Произведения архитектора Дж. Кваренги: здания Эрмитажного театра, Академии наук, Иностранной коллегии, Ассигнационного банка, Главной аптеки.
Таврический дворец Г.А.Потемкина и Таврический сад как выдающиеся образцы стиля.
Здания гостиных дворов и торговых рядов, построенные Дж. Кваренги и его современниками.
Здание Публичной библиотеки (архитектор Е. Т. Соколов).
Градообразующая роль общественных зданий и дворцов.
Глава 5. Формирование нового архитектурного облика Петербурга в последних десятилетиях XVIII века.
Типология жилой застройки. Появление нового типа зданий — доходных домов. Городские особняки. Характер застройки кварталов. Стилистика фасадов жилых домов.
Дворцы и усадьбы высшей аристократии, их градообразующая роль (усадьбы Юсуповых на Мойке и Фонтанке, усадьба Барятинских и др.). Таврический дворец и Таврический сад. История их создания. Таврический дворец как шедевр "русского палладианства". Ансамбль Таврического сада и его металлические мосты.
Мосты и набережные левого берега Невы. Анализ их инженерных, композиционных и художественно-стилистических особенностей.
Строительство Екатерининского канала. Набережные и мосты Екатерининского канала и Крюкова канала, их инженерные и композиционные особенности.
Сооружение гранитных набережных и мостов Фонтанки. Фонтанка как сухопутная и водная магистраль, ее важная транспортная роль в жизни города. Разводные мосты Фонтанки и их последующая судьба.
Наплавные мосты через Неву. Проектирование постоянного моста. Проект моста, разработанный И. П. Кулибиным — "дерзновению подобно".
Обводный канал — граница города. Лифляндские ворота — парадный въезд в Петербург "со стороны Европы", использование античных традиций в композиции въездного ансамбля: мост и триумфальная арка.
Фиксация архитектурного облика «Петербурга эпохи Екатерины Великой» в иконографии последней трети XVIII века. Аксонометрический план Сент-Илера — Соколова — уникальный документ эпохи ("полет над городом на воздушном шаре"). Аксонометрический план 1798 года. Гравюры и картины 1760-х—1790-х годов;
Образ Петербурга в литературе конца XVIII века и в оценке современников.
Глава 6. Ансамбль Михайловского замка — памятник царствования Павла I.
История проектирования и строительства ансамбля в свете новейших научных данных. Специфический стиль ансамбля как отражение романтических тенденций эпохи и личных вкусов Павла I, а также творческих "почерков" его создателей — архитекторов В. И. Баженова и В. Бренны. Сохранившиеся интерьеры замка.
Конный памятник Петру I перед южным фасадом Михайловского замка..
Марсово поле в период правления Павла I. Памятники А. В. Суворову и П. А. Румянцеву-Задунайскому на Марсовом поле.
Заключение но разделу II:
Итоги градостроительного развития Петербурга и стилевой эволюции его архитектуры в последней трети XVIII века. Значение градостроительного и архитектурного наследия Петербурга 1760-х – 1790-х годов для последующего формирования архитектурного облика Петербурга, его «строгого, стройного вида»