Мишарские, тептярские и татарские деревни
Начнем краткую характеристику селений припущен-ников Каратавлинскиой волости.
Д. Насибашпри одноименной речке возникла на основе договорной записи башкир-вотчинников с мишарями от 1759 г.122 Земельные угодья последними не были куплены вопреки заявлению («Землю имеют купленную у башкирцев Каратавлинской волости по договору»123), а арендованы, за что платили каратавлинцам, как писал побывавший в той деревне в 1770 г. П. С. Паллас, по 20 коп. в год с каждого двора. Со слов жителей деревни он же передает, что мишари «за 8 лет пред сим переселились сюда из Елдякской крепости лежащей при р. Уфа»124. Первая дата основания д. Насибаш почти подтверждается свидетельством академика-путешественника. Однако имеется шежере деревни с именами лишь 5 колен, где говорится о том, что родоначальник Габдрахман якобы в 1648 г. переселился в д. Насибаш из д. Мрясим «с берегов Караидели»125. Но такой деревни в XVII в. не существовало. Д. Мрясимово возникла лишь в 20-х гг. XVIII в.
120 Акбашев Р. Ш. Курорт Янгантау. Уфа, 1985; Хурамшин И.
Колыбель здоровья // Ватандаш. 2000. № 7. С. 19—21.
121 Паллас П. С. Указ. соч. С. 68.
122 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1666. Л. 25в; Ф. 172. Оп. 1. Д. 44.
Л. 4.
123 ЮАС. Вып. 2. С. 325.
124 Паллас П. С. Указ. соч. Ч. 2. С. 65-66.
125 НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 61. Д. 33. № 76-К; Башкирские
шежере. С. 118.
САЛАВАТСКИЙ РАЙОН
О новых припусках мишарей в Насибаш заключались договора в 1803, 1808 гг.
У деревни было два названия: Залихаул и Насибаш. Первое явно антропонимического происхождения, а второе, хотя и возникло от гидронима, тоже такого же характера. Насибаш — первопоселенец, вышедший из села Малояз, тептярский сотник Абдульмен Насибашев (Исенбаев, Исембетов), заключив договор с каратавлин-цами в 1793, 1805, 1829 гг., основал д. Абдульменево'26.
Припущенник Абдульмен сам стал припускать русских крестьян на арендованную у башкир землю. Однако те ему не заплатили деньги за припуск и землю. После этого он стал требовать «о своде их с окортомлен-ной вотчины»127.
В 1816 г. взято на учет 120, в 1834 - 186, в 1859 — 366 душ м.п. мишарей. Дворов было соответственно 51 — 72-117. В 1920 г. в 303 дворах проживало 1489 мишарей.
По Палласу, в 1770 г. мишари жили «на тучных полях при Юрюзени между гор весьма изрядно», занимаясь земледелием («чернозем не ухаживают, огораживают поля плетнем», картофеля не знали), скотоводством (в 1842 г. на 75 дворов с 438 жителями приходилось 500 лошадей, 400 голов рогатого скота, 80 овец, 200 коз). С начала XIX в. действовала мечеть. Имели по одной кузнице и кабаку. В середине XIX в. на Насибашевской ярмарке торговый оборот доходил до 16 тыс. рублей128. Приведем характеристику Насибаша, данную земскими деятелями конца XIX в. «Селение расположено на возвышенной равнине в центре прилегающей к селению земли. При селении речки Насибаш и Карамалы, озеро Биш-Куль; реки пригодны для устройства мельниц (две существуют). Население — башкиры-мещеряки и припущен-ники, бывшего военнаго звания. Земля отошла к селению от башкир-вотчинников. Селение состоит из 227 дворов, с 358 рев. душами в них. Под селением занято 50 дес, из них 18 дес. под дворами и постройками, 8 — под огородами, 10 — под гумнами, 9 — под улицами, 5 — под площадями. Пахотных угодий при селении 884 десятины, из них 200 дес. под залежью. Форма землевладения общинная. Пашня расположена вокруг селения. После плана 1878 г. распахано степи до 300 десятин. Земля была переделена в 1878 г., вследствие нарезки; в 1894 г. было разделено 100 дес. пашни, вследствие распашки под новь. Обмен полосами не практикуется. Почва — чернозем; почва сильно выпахана. Система севооборота залежная — трехполье; удобрение практикуется, но очень мало: по мнению населения не приносит пользы. Пашут сабанами; у пяти дворов есть молотилки и веялки. Преимущественно сеются рожь, овес и пшеница; лучший урожай ржи, при высеве в 9 пудов, дает 70 пудов с десятины, пшеницы при 13 пудах высева — 50 пуд. Под выгоном занято 400 десятин. Покосных угодий насчитывается до 130 дес. При опросе статистиками, население степень урожайности показать не хотело; покосныя места — ровныя. Лес, принадлежащий селению, находится в двух местах: на запад от селения — дровяной лес, на восток — кустарник; кустарник расположен также и на южной
стороне, по балкам. Дровяного леса 50 десятин, молодняка 200 дес. и кустарника 100 дес. Пользуются лесом выборочно, расходуют бережливо; охраняется самими жителями. Сажень березовых дров в продаже — 45— 50 коп., осиновых и сосновых — 40 коп. Населением практикуется арендование угодий. Население работает на заводе; поденная плата за работу 30 коп. Население продает хлеб на базарах, в заводах, Юрезанском и Катав-ских, — скупают купцы».
Д. Абдульменево (Куркино) была основана в 1793 г., через два года были учтены по одному двору тептяря и мишаря, 12 дворов (50 человек) пермских казенных крестьян из Красноуфимского уезда, живших до этого в мордовской д. Малое Тастубино. Через 6 лет прибыло еще 10 душ крестьян м.п. Первопоселенцем был выходец из д. Малояз тептярский сотник Абдульмен Насибашев, который в документах проходит и как Исенбаев или Исембетов129. Абдульмен заключил договора с башкирами Каратавлинской волости в 1793, 1803, 1829 гг. Приводим текст одного договора. «1793 года майя 26 дня мы, нижеподписавшиеся Уфимской округи Сибирской дороги Каратавлинской волости большие и малые мирские люди дали сей договор команды тептярского старшины Сали-мявгера Гумерова деревни Малоязовой сотнику Абдулме-ню Исембетову в том, что 1770 г. отдана была нами Бек-кузе Бекбулатову, Исембету Исенееву (отец Абдульмена) всего 20 дворам земля по речке Меняке со всеми угодьями, затем эта земля отошла под (Юрюзанский) завод, в 1772 г. им дана другая земля по речке Варъязе, где заселится им 12 дворами с платою нам, башкирцам-вотчинникам, по 10 коп. оброку со двора в год, затем оброку платить по 5 рублей»130. В 1793 г. башкиры отвели на четвертом месте землю между pp. Малая Лазя и Куль-гильды. Крестьян на эту землю припустил припущенник Абдульмен «единственно для выручки не мало заполученной от меня башкирцам суммы (для чего и заключил я с крестьянами с тем, что получить мне с них за допуск и за угодьи, коими будут пользоваться за денежную плату)». Однако крестьяне «плату не вносили, поэтому принужден был о своде их с моей земли (он не купил, а окортомил), взятой от каратавлинцев на вечное владение есть моя собственность», — заявил Абдульмен, хотя знал, что окор-томленная земля — не собственность. Но он добился путем такой угрозы уплаты крестьянами за припуск по 70 руб. за каждый из 30 дворов, а за последующие годы требовал по 5 руб. с двора в год131.
О времени возникновения двух деревень Старо- и Ново-Абдульменево сказать трудно (приблизительно середина XIX в.), но к 1895 г. они были уже давно сложившимися селениями. Во всяком случае, в 1842 г. была одна деревня, где было 30 дворов и 157 жителей. Староабдуль-менево находилось в 34 верстах от ж.-д. станции Мурса-лимкино, а Новоабдульменево — в 37 верстах. Население состояло в основном из русских крестьян. Первая располагалась при р. Большая Лазя, вторая — дочерняя — при Малой Лазе. На берегах обеих речек имелось по одной мельнице. В 1859 г. в коренной было 22 двора и 33 души м.п., в дочерней деревне — 40 дворов с 56 ревизскими
126 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 44; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4923. Л. 7-9.
127 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 339. Л. 13, 35.
128 Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии...
С.380.
9 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 44; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4923. Л. 7-9. 0 РГАДА- Ф. 1324. Оп. 1. Д. 339. Л. 94-95. 11 Там же. Л. 14,35.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
душами. В обеих деревнях севооборот трехпольный. Удобрение мало практиковалось. В коренной имели по три молотилки и веялки, в дочерней — по четыре. Подсобным промыслом являлись «лесные заработки на заводах». По переписи 1920 г. учтена лишь одна из двух деревень — Новокуркино (Новоабдульменево), где в 89 дворах проживало 445 русских людей. Судьбу коренного поселения выяснят краеведы. В дочернем селении в последующем наблюдается смешанное население: русские, башкиры, татары.
* * *
В Мурзаларской волости имелись четыре припу-щеннических поселения: два тептярских — Таймеево и Малояз, два государственных — Кызыл Яр (Улькунды) и Кошелевка. Последние два селения ныне находятся в составе Дуванского района РБ.
Д. Таймеевопри р. Атав (Атау) возникла на основании договорной записи 1751 г. башкир Мурзаларской волости с тептярями о припуске последних до 1781 г.132 Затем был заключен второй договор в 1802 г. Ниже приводим его текст. «1802 года июля 3 дня Уфимского уезда Сибирской дороги Мурзаларской волости команды старшин Рахим-гула Туманчина и Мурсалима Калмакулова, разных деревень мирские люди со общего согласия деды и отцы нашим жалованную им от великого государя за службы землю со общаго всех их согласия создали для поселения на речке Атаве дворами по межам пахотную землю с сенными покосы с рубкой леса с ловлею в межах рыбы и разнаго зверя со щипанием хмеля сроком по 1781 г. татарам, а потом ныне онную землю отдали мы означенных татар наследникам сотнику Амирхану Абдуллину, Габей-дулле Бухарметеву, Габиту Аблезину, Емадиле Ахмерову, Темеркею Макестову, Габдулхалику Халимову, Канза-херу Абдрезякову и Сатыю Ягудину и всех их товарищам старую владеемую ими землю, чтоб и после сего владеть им и в той отданной дедами и нашими земле нам спора не иметь. Первая межа вдоль по обе стороны речки Атава идти до Атавской вершины, оттоль называемого Чепля Узека и вдоль идти по Узяну до вершины и осиноваго куста, откуда идти поверхностью сыртам до рет(дь)кого березняка (л. 7), а от оного на устье речки Кара Елги вдоль по обе стороны Кара Елги идти до Чурашского ключа, от коль идти по впадающему в ключу суходолом на гору Кабан, а от оной идти по Кошелеву на Большой Ключ, от которого идти по поверхности сыртам по вершинам ключей, не впадающих по катай в Узен на сосну Карачя Яр, перешед чрез Атал Елгу идти по поверхности горы на Чегалы Буляк, откуда идти поверхностию сыртам на куст Билян, а оттоль идти по ею сторону речки Бурлы на Большую дорогу, откуда еще на речку Атол и до ее вершины во уверении чего знающий писать руки, а не умеющие тамги свою приложили: деревни Ахуновой выборного Алибая Альмухаметова, Алимбая, Абдулка-гира Кильчиметьева, Сейфульмулюка Яхина, Култакая Аптякова, Аптикея Якупова, Елгаш Урсаева, Муллакая Аптякова, Иткучук Уразметова, Емея Мурзаметева, Хасана Культанова, выборного Мусы Ниязбаева, Мендея Явушева, Нигматуллы Явушева, Мягди Явушева, Халиф
Зиянбаева, Кульмухамета Уразгулова, Абубакыра Куль-мухаметова, Худайберды Телябаева, Саразитдина Ерыше-ва, Тайкула Емышева, Умертея Бязкова, Зулкарнея Мен-деева, Ахметхалыка Биешева, Мулкесета Тапиева, Сагита Курмашева, Бигича Бурчакова, Мустакима Таякулова, Даута Габдулменева, Сайфуллы Мандакаева, Узюбека Мулькатова, Ишкузи Казыбаева, Фазыла Серапова, Изельбая Серапова, Ишмухамета Силаева, Мухаметгали Ишмухаметева, Амангильде Тевкуева, Шарипа Сюин-дюкова, Габдулвахита Шарыпова, Муталлапа Казыбаева, Утягана Бигишева, ахунский помощник Абдулла Уразгу-лов (руку), Билял Бекбовов (руку), Тимей Казанов (руку), семеро Казановых, Дбсалям Бекбовов (руку), Лачин Сейтяшев (руку), Балтай Сетуягиев, Асылбая Тойчина, Рахметуллы Балтаева, Кузяхмета Балтаева, Ташбулат Ишкузина (руку), Рафика Ясякова, Ясяка Кансуярова, Бигуша Сейтяшева, Ишбулды Явгильдина, Еррабеня Казакова, Хамита Ахметьева, Габдулвахита Ахметева, Азнабая Ахметова, Кильдина Бурханова, Тимербулата Чутеева, Тангатара Аккучукова, Биктимира Ишбулдина, Баиша Аккучукова, Иликея Ишбулдина, Аднаша Ишбулдина, Мавлюкея Масягутова, Кутлугильды Абубакирова, Кутлумбета Абубакирова»133.
В 1795 г. в Таймеево взято на учет 159, в 1816 г. — 212 душ, в 1834 г. — 332 души м.п. В 1859 г. в 181 дворе проживало 563 мужщины и 570 женщин. В 1920 г. в 517 дворах взяты на учет 1118 мужчин и 1316 женщин. Все тептяри, перешедшие в конце XVIII в. в тептярское сословие, — татары.
В 1842 г. 115 дворов с 684 жителями имели в своей собственности 330 лошадей, 634 головы крупного рогатого скота, 3000 овец, 200 коз. О земледелии нет сведений.
Вот как охарактеризована д. Таймеево («Атава тож») в записках, изданных в конце XIX в. «Она находится на довольно ровном месте — по левую сторону р. Сукаешлы, и по склону на ЮВ. — по правую стороны ея, в средине надела, ближе к юго-восточному краю его; в 10 вер. от д. Аркаула и в 25 верстах от села Дувана — двух главных мест сбыта сельскохозяйственных продуктов. При селении, кроме названной речки, течет еще р. Атав-ка; обе пригодны для устройства мельницы. Население: татары-припущенники, бывшего военного звания, в числе 353 дворов и 522 ревизских душ по X ревизии. Наделы получены от башкир-вотчинников по плану специального межевания, в 1872 г.; земля в одном участке. Пашня расположена большею частью по низменной равнине, а частью по склонам возвышенности; орошается она р. Атавкой, Сукаешлы и ручьем Кара Елга; распахана давно. Почва — довольно рыхлый чернозем. Севооборот не совсем еще установившийся трехпольный. Сеют: рожь, овес, полбу, ячмень, гречу, пшеницу; удобрение практикуется. Пашут двух и трехконными сабанами. В селение находятся 25 веялок и 14 молотилок. Огороды разводят для домашнего хозяйства. Скотоводство хозяйственное; скот простой местной породы; весной и осенью скот пасется по полям, летом — по выгону. Сенокос суходольный, по ровному месту. Сеном не обходятся, а потому арендуют на стороне. Лес расположен в одном участке. Лесонасаждение редкое; пользуются им по дележу на 518 душ. Избы отапливают дровами, покупаемыми
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4945, 5334; Ф. 172. Оп. 1. Д. 24.
Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 24. Л. 7-11.
САЛАВАТСКИЙ РАЙОН
у башкир из общага их леса. Оброчные статьи: 4 водяных мельниц с местами под ними на р. Атавке, сдаются в аренду на 12 лет. В селении 4 торговых лавки, принадле-жащия отдельным хозяевам. Промыслы: до 200 человек пильщиков, несколько плотников, 5 сапожников, 5 валяльщиков, во время страды до 80 семей уходят в Дуванскую и Сикиязскую волости на полевыя работы; весною человек 30 работают в имении г. Балашева — рубят дрова для завода; человек 10 торгуют мукой. Аренда: снимают землю в краткосрочную подесятинную аренду у башкир-вотчинников».
С начала XIX в. в деревни было 2 мечети. В 1908— 1909 гг. в Таймеевском инородческом училище из трех отделений обучалось 62 мальчика.
Назовем имена видных ученых и деятелей культуры, малой родиной которых была д. Таймеево. Габдрахман Сагди, доктор филологических наук, профессор, преподавал в Ташкентском и Восточном университетах. Писатель, просветитель, автор учебников и повести «Несчастливые» Хадый Сагди. Его внук — востоковед, доктор филологических наук Артур Сагдеев. Доктор сельскохозяйственных наук, возглавлявший институт Биологии БФАН СССР, депутат Верховного Совета, делегат XXII съезда КПСС Вакиль Гирфанов. Его двоюродный брат Камиль Гирфанов, известный педагог, доцент Башгосуниверситета (их отцы Калимулла и Габдулвали — родные братья, их отец Гирфан). Автор 15 книг рассказов, повестей и романов, заслуженный работник культуры РБ писатель Агиш Гирфанов (1928—1999), его отец Шаих Сагди, учитель, оставивший сотни оригинальных стихов в рукописи; мать — Салима, дочь Гирфана. Из Таймеево был известный башкирский этнограф, фольклорист, лингвист, литературовед Г. Ф. Вильданов (1880 —1946).
Шежере Сагдиевых и Гирфановых представляет большой интерес тем, что оно называет близких родственников. Вот как выглядит их родословная134. Зачинатель ее Алка, его сын Максют Алкин (1735 — 1818), сыновья Максюта Махмут, Баязит, 1765 г. Сагадит, Башир, Валиша и Тимеркай. Махмут Максютов (1757—1829) имел сыновей Мухаметжана (1784 года рождения) и Мухамета-мина (1787 года рождения). У Мухаметжана от двух жен (Гульхатран и Латифа) были сыновья Гирфан, 1825 года рождения, Шаяхмет, Мухаметзакир, Гатиятулла. У Гирфана дочь Бибифатима, 1847 года рождения. Сохранились сведения лишь переписи ревизий 1834 и 1850 гг., поэтому данные ограничиваются этими датами. У Муха-метамина были сыновья Багаветдин (его Гайнетдин), Досмухамет (его Бикмухамет), Баймухамет. Баязит Максютов, его сыновья Зайнагабдин (1787—1825), Хисамут-дин (1799 года рождения, его сын Багаветдин), Зайнитдин (1834 года рождения, ему 38 лет, жены: Балхия 50 лет, Абзал 20 лет, сын Мухаррям, 1834 г., племянник Яма-летдин Зайнагабдинов, 1822 г. Здесь наблюдаем явный левиратный брак: 38-летний Зайнетдин был женат на снохе-вдове умершего старшего брата Зайнагабдина 50-летней Балхии, племянника Ямалетдина — сына Бал-хии и Зайнагабдина — взял на воспитание. Сагадий Максютов (1769—1842), его сыновья и внуки указной мулла Уильдан (1806 года рождения, его дети Ярулла, 1844 года рождения, и Фазлыахмат, 1850 года рождения), Мифта-
ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 455 (18 зуч.), 622 (1850 г.).
хутдин (1812 года рождения, его дети Валиулла, Гайнетдин и Агалитдин), Шарафутдин (1809 года рождения, сыновья Гумер, Усман, Абдулмузин), Муса, 1834 года рождения, Галиулла (1792 года рождения, сын Шавит-дин). Башир Максютов (1773 года рождения, сын Агли-улла, 1805 года рождения). Валиша Максютов, 1776 года рождения, сын Валиулла (1813—1802 гг). Тимеркай Максютов участвовал в составлении упомянутого договора 1802 г.
Д. Малоязпри одноименой речке возникла в 1756 г. Об этом писали в своем прошении тептяри 9-й команды этой же деревни Мухаметрахим Кусяков, Мухтар Нигма-туллин и Абдулкарим Саликеев в 1844 г. следующее: «Имеем мы владения кортомленною предками нашими от вотчинников башкирцев Мурзаларской волости землею по выданным ими нам в 1756, 1782 и 1802 годах договорам»135.
Об этой же дате речь идет в «ведомостях о тептярях за 1841 год», но утверждение о купле земли следует считать ошибочным, поскольку тептяри из татар ежегодно платили вотчинникам по 50 коп. с двора136. Это означало, что земля была арендованной, а не покупной. Договор 1756 г. через 20—26 лет возобновляется. С 1810 г. башкиры дд. Ильтяево и Мусятово начали долголетний спор с припущенниками о земельных угодьях, переданных последним.
В 1795 г. в Малоязе было 159, в 1816 г. - 86, в 1834 г. -124, в 1859 г. — 257 душ м.п. тептярей. В 1895 г. в 95 дворах проживало 280 мужчин и 306 женщин. В 1920 г. в 195 дворах зафиксировали тептярей из 445 мужчин и 516 женщин. Рядом находилась одноименная деревня русских крестьян (273 человека).
В 1820 году было две деревни: Старомалояз и Новома-лояз137. Д. Новомалояз образовалась как выселок из коренной в 1812 г., называлась Черепанкино (Черепаново). Население Малоязовского выселка учитывалось в коренном поселении вплоть до XIX в. В 1895 г. д. Черепаново состояла из 44 дворов. В 1920 г. в 68 дворах проживал 381 тептярь. Она находилась ближе к центру Мурзаларской волости д. Аркаул (в 30 верстах), чем коренная д. Малояз (в 35 верстах). При д. Черепаново протекала р. Илек, удобная для устройства мельниц. Земледелие и скотоводство — основные отрасли хозяйства для жителей двух поселений. Надел получен от башкир по специальному межеванию в 1871 г. Севооборот — трехпольный. Сеяли рожь, овес, пшеницу и полбу. Использовались простые и кунгурские сабаны. В коренной деревне было 4 молотилки и 5 веялок. В двух деревнях в 1842 г. на 43 двора с 267 тептярями имели 224 лошадей, 325 голов крупного рогатого скота, 200 овец и 300 коз. Отдельным дворам принадлежали 30 ульев. В коренной была мечеть.
О всех прочих моментах истории двух селений краеведы выскажутся после выявления новых источников.
По легенде, д. Лаклывозникла на земле д. Еланлы, что абсолютно не соответствует действительности. Но она близка к истине относительно времени образования
135 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2095. Л. 1. На карте 1755 г. нет
Малояза, но почти на ее месте располагалась д. Еникеево (Йэне-
кей, а не Енэкей).
136 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 106.
|37ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 24. Л. 110.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
селения (1797 г.) и совершенно права в указании места выхода лаклинцев (д. Таймеево)138. В 1836 г. тептяри из татар д. Лаклы, представив текст договора властям, свидетельствовали, что «предки наши прежде бывшей деревни Атавы (Таймеево) Гумер Утюганов с товарищами заселение возымели на владеемой теперь нами земле по договору Тарнаклинской волости, заключенному 1760 г. февраля в 3-й день на вечное владение из платежа оброка с каждого двора по 25 коп.». Это означало, что она возникла на арендованной у башкир-тырнаклинцев земле (об арендной плате по 25 коп. с двора в год говорится и в другом документе)139.
Теперь можно привести и текст договора, по которому и возникла д. Лаклы'40. «Писана сия татарская запись в 1760 году февраля 3 дня Уфимского уезда Сибирской дороги Тырнаклинской волости мирския люди болыпия и малыя со общага согласия жалованную от предков и вотчинную землю уступили тое же Сибирской дороги деревни Атавовой (т.е. Таймеево) есашным татарам Гумеру Утеганову, Ягуде и Халилю Алкиным, мулле Гайсе Сулейманову, Смаилу Сеитову, Ибраю Нуркину, сотнику Максюту Абдуллину с товарищи, кто им угоден будет десяти дворам в вечное владение детям их и правну-чатам и с платежей оброку с каждого по двадцати пяти копеек, и есть ли окроме оных десяти дворов от отцов дети, от братьев братьи отделяются потому же нам, вотчинникам, брать по 25 копеек, межи оной уступленной земле первая от вершины Шеряк по большой проезжающей Троицкой дороги до меже Тюбеляцкой волости и по ней до вершины лога, называемого Чигарчинли, по нем до устья, а от устья по меже той же Тубеляцкой волости до желтого камышу, по нем до камня и гнезда сокола чьего, а оттоль степью по арке, на Ай реку и по нем на устье Лаклы и по нем под низ камня и по нем верхом на устье Лаклы (Вакияр), а от него по пролежащей на устье Шеряка дороге, показанную большую дорогу и вдоль по объявленной Шеряку до вершины, сено косить, дрова рубить во оной, а от оной вершины Шеряк по меже Кара-тавлинской волости до трех пригорков, где сено косить же, сосновой и лиственной лес рубить да и прочее, то им потребно все брать вольно, а со оных трех пригорков называемой Усь Тюб по меже Тюбеляцкой волости до логу, называемаго Чигарчинлы, и в той отданной земле в межах всеми угодями довольствоваться вольно, а сверх того на устье Лакля пониже камню построить, где пожелают одною мутовочную мельницу да и еще выше писанных местах на отданной земле сколько потребно будет мельницы строить невозбранно. В чем к сей татарской записи в отдаче большая и малая тамги свои приложили, а именно: Шидяк Мишаров, Мамиши Ижбулатов, Айтыш Танатаров, Альшей Мукминев и др.»141.
25 мая 1770 г. П. С. Паллас увидел эту деревню. «Поехал для осмотру достопамятной пещеры, — писал он, — влево три версты с дороги к татарской деревушке Цигярцинкуль. Жители оныя по прежде бывшему в сей стране общему обычаю отдают в казну старый ясак или
138 Исламшин Р. Из истории айлинского края // Йэшлек.
8 июля 1997 г.
139 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 106.
140 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 34. Л. 15-15 об., 19.
141 Там же.
подать куньми мехами по той цене. Деревня сия в немногих дворах лежит при ручье Лякле Зилге, который первый в реку Ай впадает и при котором кончится плодоносная равнина, заключающая в себе Залихауль (т.е. Насибаш)»142. В договорной записи от 3 февраля 1760 г. и в записях П. С. Палласа упоминается «лог Чигарчинлы» и название деревни Цигярцинкуль. Насколько нам известно, в краеведческой литературе смысл, содержание этого слова впервые доказательно раскрыто Р. Исламши-ным. Саярсин — карагач (лиственница)143, Саярсинкуль — Карагачевый Лог (но о логе в статье упомянутого автора ничего не говорится). Первоначально д. Лаклы, как видно по Палласу, называли Саярсинкуль, т.е. Карагачевый Лог.
В конце XVIII в. татары перешли в тептярское сословие, в котором пребывали до 1865 г. И потом по инерции продолжали себя именовать тептярями. В 1795 г. в д. Лаклы в 17 дворах насчитывалось 138 человек. В 1816 г. было 112, в 1834 г. — 176, в 1859 г. — 312 душ м.п. тептя-рей144. В 1920 г. в 326 дворах проживало 1703 тептяря.
В характеристике селения земством в конце XIX в. имелись следующие моменты. «Пашня распахана давно. Почва — плотный чернозем. Севооборот трехпольный, сеют рожь, овес, гречу, пшеницу, лен. Пашут сабанами. В селе 2 водяных и 8 конных молотилок, до 20 веялок. Имеются огороды. В селении 4 общественных водяных мельницы и принадлежащие отдельным домохозяевам — 2 мутовки, а также 2 кузницы, 4 торговых лавки, 1 кирпичный сарай. В аренду сдавали 6 мельничных мест (6 дес.) с ежегодной платой от 2 до 25 руб. с каждого». Жители занимались и животноводством.
В 1908—1909 учебном году в Лаклинском инородческом училище из 4 отделений обучалось 72 мальчика и 25 девочек (обучали их раздельно)145.
Д. Шарипововозникла в начале 50-х гг. XVIII в. Одновременно прибыли мишари и тептяри. Ниже приведем текст договора, послужившего юридическим основанием для создания нового поселения146. Оно возникло на арендованной у башкир земле, а не на покупной.
«1753 года ноября 16-го дня Уфимского уезда Сибирской дороги Тырнаклинской волости мирские люди, старшия и младшия со общаго соглася из жалованной от великих государей нам земли, некоторую часть отдали Уфимского уезда оной же Сибирской дороги команды старшины Еныша Абдуллина Шерипу Курмаеву с товарищи шести дворам из оброка з двора по 20 коп., а по каким межам и урочищам оная земля отдана значится под сим первая межа по озеру Янтыку с устьем ключа Ате Кана и с устьем речки Мишегары по глубокому логу и Мурзаларской меже с аргазинским кустом горы Сакия-
142 Паллас П. С. Указ. соч. С. 74.
143 Исламшин Р. Из истории айлинского края. В то время
как в интересной книге В. В. Сидорова «Исследователи края
Башкирского. XVIII век» (Уфа, 1997. С. 144) слово ошибочно
уподобляется с Чебаркулем.
144 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 56. Л. 5.
145 Хозяйственно-статистический обзор Уфимской губернии
за 1908 год. С. 76 (раздел «Народное образование»).
146 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 34. Л. 9. В ЮАС (Вып. 2. С. 326)
ошибочно указана дата 1750 г. А также речь идет о купле земли,
чего не было. См. Малоизученные источники по истории Баш
кирии. С. 106.
САЛАВАТСКИЙ РАЙОН
за сыртом с березняком Черлаклинскою горою с черемховым кустом до горы Курмана с устьем речки Сикияза по обе стороны реки Ая с рыбными, звериными ловлями, с мельничными местами и со всеми угодьями отдали в вечное и потомственное владение, в чем впредь никакого спора не иметь, в том руки тамги свои приложили старшина Абдулла Тляпбердин, сотника д. Айтыш Танатаров, Иман Кучяков, Зельгельдей Акманов, Гайсы Васькин, Алькей Ульмяскулов, Явун Чувашев, Зявай Сычканбаев, Балыкча Мустаев, Шерей Кучляпов, Мегаш Абдракаев, Енабай Сутанаев,Тлябай Курпин.
При даче сей земли свидетелями были и тамги приложили д. Бугалыш сотника Альмамбет Бекбулов, Сартской волости сотник Кучак Калсурин, оной же волости Итезя-мас Муртазин».
Все жители выехали из д. Альчаево Сибирской дороги. В 1762 г. в Шарипово было всего 4 двора и 10 душ мишарей м.п.147
Сыну первопоселенца Шарипа Курмаева Адильше Шарипову в 1816 г. исполнилось 77 лет, т.е. был 1739 года рождения, его сын Фейруз148.
В 1795 г. в Шарипово было 75 человек (12 дворов). В 1816 г. было 6, в 1834 г. 13 душ тептярей м.п. В те же годы мишарей-мужчин было соответственно 48 и 122 человека149. 21 мужчина и 16 женщин тептярей при 7 дворах было в 1850 г. В 1859 г. в 97 дворах насчитывалось 536 мишарей и тептярей. В 241 дворе в 1920 г. зафиксирован 1251 мишарь.
В 1842 г. только у тептярей на 6 дворов с 33 жителями приходилось 48 лошадей, 14 коров, 40 овец, 4 козы. На 252 мишаря было засеяно 14 четвертей озимого и 217 четвертей ярового хлеба. В конце XIX в. здесь было по 2 молотилки и веялки, а также 3 мельницы.
Еще 18 августа 1770 г. П. С. Паллас, побывав в этой деревне, в своих записях отметил, что «к обеду приехали в мещерякскую деревню Шарыпову, в 30 верстах от д. Тропкильды. Деревня стоит на речке Сикияз, которая примечания достойна по содержащейся в ней серы. Сера оказывается в двух небольших жилках, пробивающих из берегов речки»150.
Д. Мещегарово(«Гришкиной тож») при одноименной речке была основана в силу договора башкир Тырнаклин-ской волости 1750 г., данного и мишарям, и тептярям151. Эту дату подтверждали сами мишари в 1817 г.: «Предки наши поселились на теперешнем нашем местожительстве в 1750 г. по партикулярному (т.е. частному) договору от башкир Тырнаклинской волости»152. Башкиры припустили мишарей с платой 25 коп. в год со двора «для поселения домами на жалованной земле при озере Интукли или на речке Мещегар Илгу Кафалга Метушева, Юлая Алмакаева, Асана Ханнанчина, Абдрашита Адналина, Тимирбая Абдуллина, Юлая Юсупова с товарыщами в вечное и потомственное владение от оврага Лошадиного, Березового озера» и т.д.'53 Относительно названий
147 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3792.
148 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 374.
149 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 34, 622.
150 Паллас П. С. Указ. соч. С. 245.
151 ЮАС. Вып. 2. С. 325-326 (д. Мещегарово); Малоизучен
ные источники по истории Башкирии. С. 106 (д. Гришкино).
152 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 34. Л. 36.
153 Там же. Л. 37; Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755.
деревни послушаем самих жителей: «Тептяри называют один конец деревни Мещегар, в коем они поселены, деревней Гришкиной». Или: «Мещеряки подают ревизские сказки, называя свою деревню Мещегаревой, а тептяри — Гришкиной». В 1811 г. был зафиксирован сын первопоселенца д. Гришкино, затем слившейся с д. Мещегарово, Адигар Гришкин154. Жил здесь и араб Исмаил Саланов, избранный даже поверенным.
В 1795 г. в Мещегарово было 36 мишарей (4 двора), 43 татарина (10 дворов), в 1816 г. - 23, в 1834 г. - 55 душ мишарей-мужчин. В те же годы тептярей было соответственно 24 и 39 душ м.п. В конце XVIII в. татары вошли в тептярское сословие. В 1859 г. в 52 дворах учтено 316 мишарей и тептярей. 841 тептярь при 166 дворах был в 1920 г.
О хозяйстве имеются следующие сведения. В 1842 г. на 87 мишарей засеяли 10 четвертей озимого и 50 четвертей ярового хлеба. На 12 дворов тептярей приходилось 125 лошадей, 170 коров, 50 овец, 25 коз. Была мечеть.
Вот как видится деревня земским чиновникам в 1895 г. «Находится в 12 верстах от села Месягутова и в
1 версте от д. Аркаула — двух главных мест сбыта сельско
хозяйственных продуктов. Пашня на равнине, распахана
лет 150 тому назад и сильно выпахана. Севооборот трех
польный. Удобрение практикуется почти всеми домо
хозяевами. Пашут сабанами. В селении 5 молотилок
и 13 веялок. Огороды разводят. Скотоводство хозяйствен
ное (т.е. не для торговли). Скот пасется в 4-х табунах,
пасется по жнитве — после уборки хлебов. Выгон
в равнине на берегу р. Ай. Сенокос суходольный. Сена
своего не хватает. Избы отопляют покупными дровами,
бедные — соломой. Одна общественная мельница и част
ная мелочная лавка. Промыслы: до 15 человек уходят на
заработки в местные заводы: рубят дрова, возят руду. До
половины населения нанимаются в Сикиязской волости
жать хлеб».
В 1908—1909 учебном году в Мещегаровском инородческом училище обучалось 30 мальчиков.
Д. Турналы(Пермяки) основана в 1875 г. крестьянами-переселенцами в числе 27 дворов из Пермской, Вятской, Пензенской и частично из Уфимской губерний на земле, арендованной у башкир-вотчинников д. Ель-гильдино. Земля, находившаяся по незначительному скату к pp. Ай и Турналы, распахана давно и сильно выпахана. Почва — рыхлый чернозем с примесью гальки. Севооборот трехпольный. Сеяли рожь, овес, гречиху, ячмень и пшеницу. Удобрение практикуется всеми; пашут кунгурскими сабанами. В 1895 г. в селении было по
2 молотилки и веялки. Крестьяне занимались животно
водством и промыслами (зимой работа на железной
дороге и плотничество)155.
В 1920 г. в 43 дворах проживали 101 мужчина и 151 женщина. Все — русские. Затем меняется этнический состав жителей: татары и башкиры.
Д. Новые Турналы,сегодня с башкирским и татарским населением, в 1920 г. и 1925 г. не зафиксирована, как и поселок Язги-Юрти д. Айскаяс таким же составом жителей сегодня.
154 Там же. Л. 204, 291.
155 Сборник статистических сведений по Уфимской губер
нии. Т. 1. Уфимский уезд. С. 183.