Личностные, метапредметные и предметные результаты

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

· развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

· определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

· осознание ценности человеческой жизни.

Ресурсное обеспечение.

Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012 год, автором 1, 30 уроков является А.Я.Данилюк. и электронное приложение к учебнику. Москва, Просвещение, 2011 год.

Для работы с родителями используется методическое пособие «Книга для родителей», Москва, Просвещение, 2011 год.

А также справочные материалы для общеобразовательных учреждений «Книга для учителя» под редакцией В.А.Тишковой и Т.Д. Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2011 год.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается , что у учащихся будут

Сформированы: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; основы российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика».

Название темы урока Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС Основные понятия Средства обучения Домашнее задание, привлечение родителей Кол-во часов УУД Дата
По плану Корек тировка По плану факт
Россия - наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 1 стр.4-5 Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.            
Что такое светская этика? Этика и её значение в жизни человека. Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 2 Стр.6-7 Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика?            
Мораль и культура Культура и мораль. Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 3 Стр.8-9 Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье.            
Особенности морали Государство и мораль гражданина. В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 4 Стр.10-11 Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.            
Добро и зло Методы нравственного самосовершенствования. Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 5 Стр.12-13 Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения.            
Добро и зло Методы нравственного самосовершенствования. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 6 Стр 14-15 Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.            
Добродетель и порок Методы нравственного самосовершенствования. Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 7 Стр.16-19 Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания?            
Добродетель и порок Методы нравственного самосовершенствования.   Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 8 Стр.20-21 Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные.            
Свобода и моральный выбор человека Мораль гражданина. Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 9 Стр.22-23 Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло.            
Свобода и ответственность Методы нравственного самосовершенствования. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 10 Стр.24-25 Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры.            
Моральный долг Трудовая мораль. Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 11 Стр.26-27 Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.            
Справедливость Методы нравственного самосовершенствования. Справедливость. Моральные правила справедливого человека. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 12 Стр. 28-29 Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке            
Альтруизм и эгоизм Методы нравственного самосовершенствования. Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 13 Стр.30-31 Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма.            
Дружба Методы нравственного самосовершенствования. Добродетельные отношения. Дружба. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14 Стр.32-33 Написать рассказ о своём друге            
Что значит быть моральным? Нормы морали. Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 15 Стр.34-35 Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло»            
16-17 Подведение итогов     Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 16-17 Стр.36-37 Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.            
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Образцы нравственности в в семейных отношениях. Род. Семья. Фамилия. Родословная. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 18 Стр.38-39 Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи.            
Нравственный поступок Методы нравственного самосовершенствования. Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 19 Стр.40-41 Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения            
Золотое правило нравственности Что значит быть нравственным в наше время. Золотое правило нравственности Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 20 Стр. 42-43 Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности            
Стыд, вина и извинение Методы нравственного самосовершенствования. Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 21 Стр 44-45 Подготовьте вопросы к тексту в учебнике.            
Честь и достоинство Нравственные традиции предпринимательства. Честь. Достоинство. Кодекс чести. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22 Стр.46-47 Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве            
Совесть Методы нравственного самосовершенствования. Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 23 Стр.48-49 Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести.            
24-25 Образы нравственности. Образцы нравственности в культуре Отечества Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 24 Стр.50-51 Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 25 Стр.52-53 Подготовить рассказ н тему «Нравственный образец богатыря» Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди»            
Образцы нравственности в культуре Отечества Образцы нравственности в культурах разных народов, и культуре Отечества.   Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 26 Стр.54-55 Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?»            
Этикет Этикет. Этикет. Образец. Правила этикета. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 27 Стр.56-57 Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.            
Семейные праздники Праздники как одна из форм исторической памяти. Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 28Стр 58-59 Подготовить рассказ о семейном празднике.            
Жизнь человека- высшая нравственная ценность Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 29 Стр.60-61 Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»            
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30 Стр.62-63. Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина            
Подготовка творческих проектов. Образование -как нравственная норма.   Использование мультимедийных средств. Подготовка и презентация творческих проектов.            
32-34 Выступление учащихся со своими творческими работами:                    

Наши рекомендации