Личностные, метапредметные и предметные результаты
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
· определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
· общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
· осознание ценности человеческой жизни.
Ресурсное обеспечение.
Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012 год, автором 1, 30 уроков является А.Я.Данилюк. и электронное приложение к учебнику. Москва, Просвещение, 2011 год.
Для работы с родителями используется методическое пособие «Книга для родителей», Москва, Просвещение, 2011 год.
А также справочные материалы для общеобразовательных учреждений «Книга для учителя» под редакцией В.А.Тишковой и Т.Д. Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2011 год.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается , что у учащихся будут
Сформированы: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; основы российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика».
№ | Название темы урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС | Основные понятия | Средства обучения | Домашнее задание, привлечение родителей | Кол-во часов | УУД | Дата | ||||
По плану | Корек тировка | По плану | факт | |||||||||
Россия - наша Родина. | Любовь и уважение к Отечеству. | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 1 стр.4-5 | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. | ||||||||
Что такое светская этика? | Этика и её значение в жизни человека. | Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 2 Стр.6-7 | Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика? | ||||||||
Мораль и культура | Культура и мораль. | Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 3 Стр.8-9 | Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье. | ||||||||
Особенности морали | Государство и мораль гражданина. | В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 4 Стр.10-11 | Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | ||||||||
Добро и зло | Методы нравственного самосовершенствования. | Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 5 Стр.12-13 | Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. | ||||||||
Добро и зло | Методы нравственного самосовершенствования. | Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 6 Стр 14-15 | Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. | ||||||||
Добродетель и порок | Методы нравственного самосовершенствования. | Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 7 Стр.16-19 | Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания? | ||||||||
Добродетель и порок | Методы нравственного самосовершенствования. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 8 Стр.20-21 | Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные. | |||||||||
Свобода и моральный выбор человека | Мораль гражданина. | Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 9 Стр.22-23 | Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло. | ||||||||
Свобода и ответственность | Методы нравственного самосовершенствования. | Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 10 Стр.24-25 | Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры. | ||||||||
Моральный долг | Трудовая мораль. | Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 11 Стр.26-27 | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. | ||||||||
Справедливость | Методы нравственного самосовершенствования. | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 12 Стр. 28-29 | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке | ||||||||
Альтруизм и эгоизм | Методы нравственного самосовершенствования. | Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 13 Стр.30-31 | Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма. | ||||||||
Дружба | Методы нравственного самосовершенствования. | Добродетельные отношения. Дружба. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14 Стр.32-33 | Написать рассказ о своём друге | ||||||||
Что значит быть моральным? | Нормы морали. | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 15 Стр.34-35 | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | ||||||||
16-17 | Подведение итогов | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 16-17 Стр.36-37 | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала. | |||||||||
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | Образцы нравственности в в семейных отношениях. | Род. Семья. Фамилия. Родословная. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 18 Стр.38-39 | Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. | ||||||||
Нравственный поступок | Методы нравственного самосовершенствования. | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 19 Стр.40-41 | Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения | ||||||||
Золотое правило нравственности | Что значит быть нравственным в наше время. | Золотое правило нравственности | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 20 Стр. 42-43 | Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности | ||||||||
Стыд, вина и извинение | Методы нравственного самосовершенствования. | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 21 Стр 44-45 | Подготовьте вопросы к тексту в учебнике. | ||||||||
Честь и достоинство | Нравственные традиции предпринимательства. | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22 Стр.46-47 | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве | ||||||||
Совесть | Методы нравственного самосовершенствования. | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 23 Стр.48-49 | Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести. | ||||||||
24-25 | Образы нравственности. | Образцы нравственности в культуре Отечества | Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 24 Стр.50-51 Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 25 Стр.52-53 | Подготовить рассказ н тему «Нравственный образец богатыря» Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди» | |||||||
Образцы нравственности в культуре Отечества | Образцы нравственности в культурах разных народов, и культуре Отечества. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 26 Стр.54-55 | Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?» | |||||||||
Этикет | Этикет. | Этикет. Образец. Правила этикета. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 27 Стр.56-57 | Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | ||||||||
Семейные праздники | Праздники как одна из форм исторической памяти. | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 28Стр 58-59 | Подготовить рассказ о семейном празднике. | ||||||||
Жизнь человека- высшая нравственная ценность | Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 29 Стр.60-61 | Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» | ||||||||
Любовь и уважение к Отечеству. | Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30 Стр.62-63. | Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина | ||||||||
Подготовка творческих проектов. | Образование -как нравственная норма. | Использование мультимедийных средств. | Подготовка и презентация творческих проектов. | |||||||||
32-34 | Выступление учащихся со своими творческими работами: |