Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка / РАН. Институт славяноведения.
Книга представляет собой «попытку описания средневекового человека», предстающего перед нами в древнейших памятниках письменности (X–XI вв.) старославянского языка» (С. 5).
В первой главе («Средневековый человек: кто он?») отмечается, что старославянские памятники, как это типично для средневековой культуры, представляют человека как центральный элемент мироздания. В то же время природе уделено значительно меньше внимания. В главе разбираются различные способы именования человека (согласно его деятельности, тем или иным качествам, отношениям и т.д.).
Вторая глава («Средневековый человек: какой он?») посвящена качественным характеристикам человека в старославянских текстах.
В третьей главе («Средневековый человек: что он делает?») рассматриваются типичные действия человека согласно старославянским памятникам.
Четвертая глава посвящена религии («Бог в сознании средневекового человека»).
Пятая глава («Мир средневекового человека») предлагает анализ основных понятий, организующих мир средневекового человека, как предметный, так и мир духовный, внутренний. Здесь разбирается отражение в старославянском языке таких понятий, как добро и зло, благо, богатство и бедность, вера, власть, воля, время, грех и добродетель, движение и покой, жизнь и смерть, дух и душа, закон, имущество, истина, красота, мудрость, подобие, польза и др.
Шестая глава («Ценности средневекового человека») предлагает взглянуть на систематику ценностных ориентиров старославянских текстов. Эти ценности могут быть отнесены к религиозным, социальным, духовным и витальным.
В заключение автор еще раз подчеркивает, что, несмотря на теоцентризм средневековой культуры, «старославянский язык свидетельствует об антропоцентричности языка культуры Средневековья» (С. 306). И в семантическом, и в словообразовательном плане наиболее проработанной частью семантики является именно та, что связана с человеком. Автор отмечает также «многоликость» образа человека в старославянских текстах. При этом сквозной чертой средневековой культуры, отраженной в языковых данных, является аскетизм. Эсхатологизм средневековых представлений знаменует пересечение человеческих и божественных сфер.
Упражнение № 42. Напишите отзыв о статье/ рецензию на статью (см. упр. 40).
Справка. Рецензия – письменный разбор, предполагающий 1) комментирование основных положений первоисточника, 2) их обобщенную аргументированную оценку, 3) выводы о значимости работы.
Отзыв, в отличие от рецензии, дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит рекомендации к практическому применению.
План отзыва/рецензии
Структурно-смысловые компоненты | 1. Выходные данные первоисточника | |
2. Объект (предмет) анализа | Одним из актуальных направлений исследований является … В последнее время появились публикации на тему… В работе на первый план выдвигается… | |
3. Актуальность темы | Актуальность работы не вызывает сомнений (вполне очевидна)… Работа посвящена актуальной теме… Актуальность темы обусловлена… | |
4. Краткое содержание работы | Во введении формулируется (дается определение) ... В начале статьи (монографии, книги) определяются (излагаются цель(и), задача(и)…) В статье автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы…; останавливается на...; касается... В первой (второй, третьей, этой, данной) главе (разделе, части) анализируется (излагается, обосновывается, освещается)…, речь идет о…, говорится о …, приводится аргументация..., даётся (обобщение, научное описание)… В статье также затронуты вопросы… | |
5. Общая оценка | К достоинствам работы относится… Безусловной заслугой автора является… Работа, бесспорно, открывает Вызывают возражение (сомнение) следующие факты… Существенным недостатком работы является… Несмотря на отмеченные недостатки, работа заслуживает … | |
6. Общий вывод | Оценивая работу в целом…(таким образом….) можно утверждать (нельзя не согласиться...), необходимо сказать (хотелось бы отметить…), в работе получило исчерпывающее освещение…, изложенные в рецензируемой работе вопросы, проблемы…представляют интерес для…(статья имеет важное значение для…) |