Деепричастия совершенного вида
От основ инфинитива или прошедшего времени глагола совершенного вида образуются три формы деепричастий:
1) с суффиксом -в, -вши - от основ на гласный.
Например:
купить - купив, купивши
упасть - упав, упавши
2) с суффиксом –ши - от основ на согласные (г, к, з, си р).
Например:
испечь – испекши
изнемочь - изнемогши
3) с суффиксом -'а - от основ на согласный, кроме заднеязычных.
Например:
обрести – обретя
отвезти – отвезя
пройти - пройдя
В русском литературном языке XIX в. деепричастия совершенного вида с суффиксом -'а были более употребительны. Могли быть параллельные формы деепричастий совершенного вида: с суффиксом -'а и суффиксом -в, -вши.
Например:
прочтя и прочитав
потупя и потупив
Многие из этих деепричастий совершенного вида на '-а перестали быть живыми формами и сохранились лишь в устойчивых фразеологических оборотах.
Например:
работать спустя рукава
бежать сломя голову
согласиться скрепя сердце
слушать разиня рот
Наблюдаются колебания при образовании деепричастий от глаголов непродуктивного класса на -нуть(высохнуть, оглохнуть и др.). Деепричастия от этих глаголов могут быть произведены от основы с сохранением суффикса -ну- при помощи -в, -вши.
Например:
высохнув - высохнувши
оглохнув - оглохнувши
намокнув - намокнувши,
и при помощи суффикса -шиот основы без -ну-.
Например:
высохши
намокши
Деепричастия совершенного вида в предложении выражают побочное действие, предшествующее действию, обозначенному глаголом-сказуемым.
Например:
Цыганы те, свои шатры разбив близ наших у горы, две ночи вместе ночевали (А.С. Пушкин).
Проснувшись на ранней заре, Левин попробовал будить товарищей (Л. Толстой)
Деепричастия совершенного вида могут иногда обозначать и одновременное или непосредственное следующее за главнымдействие.
Например:
Скрестивши могучие руки, главу опустивши на грудь, идет и к рулю он садится и быстро пускается в путь (М. Лермонтов).
Облокотясь, Татьяна пишет (А.С. Пушкин).
Он зажег серную спичку, осветив синим огнем свое лицо... (М. Горький)
Возвратные формы деепричастия совершенного вида имеют аффикс -сь(с').
Например:
проснувшись, облокотясь
Контрольные вопросы для закрепления
Материала
1. Каким образом образуются деепричастия: от какой части речи и с помощью каких морфем?
2. Как образуются деепричастия несовершенного вида? Приведите примеры.
3. Как образуются деепричастия совершенного вида? Приведите примеры.
Упражнения для самостоятельной работы
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
С помощью представленных суффиксов образуйте новые слова, какой части речи они будут:
-а, -'а, -ши, -в, -вши.
Упражнение 2
Выделите суффиксы, определите способ образования данных слов, какой частью речи они являются:
Подойдя,сгорбившись, наклонившись, любуясь, изливая, слушая, дав, давши, запершись, пронеся, уведя, заметя, заметивши, устав, работая, улыбаясь, уснув, намокнув, согревшись, размяв, упав, поднявшись.
Образование наречий
План темы
1. Способы образования наречий.
2. Наречия, образованные от имен прилагательных.
3. Наречия, образованные от имен существительных.
4. Наречия, созданные из соединения двух падежных форм с предлогами, образующего устойчивые сочетания.
5. Наречия из устойчивых словосочетаний различного образования.
6. Наречия, возникшие от имен числительных.
7. Наречия, образованные от местоимений.
8. Отглагольные наречия.
9. Степени сравнения наречий.
Содержание темы
1.4.6.2.1 Способы образования наречий
Наречие как часть речи соотносится с прилагательными, существительными, некоторыми глагольными формами, числительными и местоимениями. Эта соотносительность выражается как лексически, так и грамматически. Образование наречий происходит разными способами.
Во-первых, образование наречий происходит путем «окаменения», «застывания» падежной формы прилагательных, существительных и других имен в связи с новой для них синтаксической функцией. Становясь обстоятельством или определительным словом при глаголе, существительные и прилагательные теряют прежнюю способность изменяться, так как глагольная форма лишена форм имени. Падежное окончание имени превращается в суффикс.
Например:
волоком
украдкой
хорошо
Такой способ образования очень продуктивен.
Во-вторых, образование наречий происходит путем слияния с предлогом разных частей речи и семантико-грамматического их переосмысления в силу новой синтаксической функции.
Например:
вправо
сбоку
втайне
издалека
В-третьих, наречия образуются путем прибавления приставки на- к форме качественного наречия на –о.
Например:
глухо-наглухо
настрого
В-четвертых, образование наречий происходит путем трансформации деепричастий в наречия.
Например:
шутя
лежа
В-пятых, ряд наречий образован из местоименных корней.
Например:
так
этак