Реформа обязательственного права
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Факультет управления
Кафедра теории и истории государства и права
Специальность «Государственное управление и право»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
на тему «Гражданское право Германии в XX веке: реформа обязательственного права»
Студент
1 курс ГУП-4 Ю. Е. Мороз
Руководитель
магистр юридических наук А. С. Бакун
Минск, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Германское Гражданское Уложение (ГГУ): структура и содержание…...……….……………………………………………………….…..4
2. Реформа обязательственного права………………………………………..….6
Заключение……………………………………………………………………..….9
Список использованных источников…………………………………………..10
Введение
Французская революция, развитие немецкого национального сознания и объединительное движение поставили перед Германией в XIX веке две проблемы: 1) модернизация и кодификация права в рамках государств – членов федерации; 2) установление единообразного права на территории всей Германии.
Однако, отсутствие в первоначальном тексте Конституции 1871 г. статьи, наделявшей имперский парламент правом принимать любое законодательство в рамках империи, существенно затрудняло этот процесс.
Однако, уже в 1873 г. в Конституцию вносится поправка в п. 13 ст. 4, которая давала империи право разрабатывать «общее законодательство по всему гражданскому, уголовному праву и судопроизводству».
Вскоре после принятия данной поправки Рейхстаг принял решение разработать проект гражданского кодекса.
Цель реферата –
Задачами реферата являются……
Актуальность темы реферата обусловлена……
1. Германское Гражданское Уложение: структура и содержание
В результате сложной подготовительной работы был подготовлен проект, который был утверждён рейхстагом и императором в 1896 году, а января 1900 года Германское гражданское уложение (ГГУ) вступило в законную силу [1, с. ??].
По своему содержанию и объёму ГГУ является одним из образцовых кодексов XIX века, предназначавшихся для регулирования производственных отношений. Этот документ демонстрировал высокую юридическую технику, но слог его был тяжёл, а содержание доступно только специалистам.
ГГУ состояло из двух частей: закона о введении в действие уложения и самого гражданского уложения. Эти два закона оказались связанными между собой неразрывными узами, так как без первого закона оставались совершенно непонятными и неприметными многие уложения второго. В законе о введении в действие уложения содержалось не только указание даты вступления в силу ГГУ (1 января 1900 года), но и нормы международного частного права, определявшие отношения к ГГУ к другим имперским законам и праву отдельных германских государств.
В уложении сохранилось значительное влияние римского права, хотя в нём и видна попытка законодателя заменить латинскую терминологию немецкой. Так, например, термин сервитут заменяется термином служебный земельный участок.
ГГУ 1900 г. Было построено по пандектной системе и состояло из 5 книг и 2385 параграфов.
Первая книга под названием «Общая часть» содержит нормы, посвящённые основным институтам гражданского права (сделки, вещи вообще, давность и т. п.). Здесь большое внимание уделяется правовому положению физических и юридических лиц, которое весьма существенно отличается от ГК Франции 1804 г. [5, с. ??].
Юридическим лицам (этот институт вообще не известен ГК 1804 г.) было посвящено 69 параграфов. В них подробно регламентируются права и обязанности различных видов юридических лиц.
Весьма характерно, что Уложение признаёт правомерность так называемых неправоспособных обществ, то есть таких, которые образовались не на основе регистрационной или концессионной систем. Для образования последних требовались регистрация юридического лица либо разрешения государства на существование такого субъекта права.
Вторая книга была посвящена обязательственному праву и состояла из семи разделов. Сюда входили статьи, относящиеся как к общим вопросам обязательственного права (содержание, возникновение и погашение обязательств), так и статьи, посвящённые отдельным видам обязательств.
Третья книга содержала в себе институты вещного права, важнейшим из которых был институт частной собственности. ГГУ, как и ГК Франции 1804 г., в вопросах частной собственности стоит на одних и тех же принципах [2, с. ??].
Четвёртая книга посвящена германскому семейному праву, которое по сравнению с ГК 1804 г. приобретало более прогрессивный характер [4, с. ??].
Пятая книга содержала нормы, регулирующие наследственное право. По ГГУ различалось два вида наследования – по закону и завещанию [4, с. ??].
Таким образом, на рубеже XIX–XX вв. Германия получила свой Гражданский кодекс. Многовековое применение пандектного права было наконец прекращено.
Реформа обязательственного права
Основная часть второй книги ГГУ – обязательственное право – посвящена договорному праву. В соответствии с принятой установкой ГГУ не дает определения ни обязательства в целом, ни договора в частности. Реконструируя наиболее существенные черты понимания германским ГК договора, можно выделить следующее. Договор понимался как юридическая связь между двумя или несколькими лицами. Содержанием договора могло быть любое «предоставление (удовлетворение)», как положительное действие, так и воздержание от такового. Такой юридический состав договора следует считать традиционным для европейского права и его общего римского источника. [3]
В германском ГК в основу договорного права был положен классический принцип свободы договора. Он не представлен прямо в тексте ГГУ, но постоянно упоминается в Мотивах и Протоколах к проекту Кодекса.
Свобода установления договорных обязательств умерялась в Кодексе обычными для гражданского законодательства немногочисленными легальными условиями их действительности. ГГУ не допускал, прежде всего, договоров, прямо нарушающих какие-либо предписания законов (§ 309). Ряд требований Гражданский кодекс предъявлял к лицам, заключающим договор. Круг лиц, способных заключать договор, достаточно широк. В их число ГГУ допускает замужних женщин и лиц, не достигших возраста совершеннолетия (21 год).
К числу обязательных условий действительности договоров по ГГУ относится согласие сторон “по всем пунктам договора”, причем согласие трактуется кодексом главным образом как согласие волеизъявления сторон (а не согласие их воль). Принятая ГГУ новая “теория волеизъявления” была призвана придать обязательственным (договорным) связям большую определенность и стабильность в интересах гражданского оборота. По ГГУ сделка, несмотря на неопределенность воли сторон, является действующей, если имеется волеизъявление сторон.
Как общее правило, для действительности договора ГГУ не требуется специальной формы. Однако для отдельных договоров германский ГК установил обязательную форму. Такая форма была безусловно необходима для сделок с недвижимостями (землей, строениями). Основополагающее значение форма договора имела для особого вида обязательств — абстрактных. Их существование — особенность ГГУ. Отличительная черта абстрактного обязательства (отвлеченного обещания уплаты долга, векселя) состояла в полном разрыве с обычным в договорном праве основанием (каузой). Предметом обязательства здесь являлось само обещание, облеченное в письменную форму (§ 780). Абстрактный характер таких обязательств (отрыв от каузы) резко усиливал их мобильность (право переуступки), что было весьма выгодно капиталистическому обороту и крупным финансовым объединениям — банкам.
В целом легальные ограничения свободы договоров в ГГУ немногочисленны и традиционны. Однако для ГГУ характерен особый вид ограничений действительности договоров. Речь идет об уже упоминавшихся выше социально-этических критериях “добрых нравов” и “доброй совести”. Помимо уже упоминавшегося § 138, прямо признающего недействительной всякую сделку, противоречащую “добрым нравам”, следует указать и правила о толковании договоров (§ 157) в соответствии с требованиями “доброй совести” и, наконец, правило об исполнении договоров так, “как того требует добрая совесть, сообразуясь с обычаями гражданского оборота” (§ 242). [2]
Из отдельных договоров, регулируемых ГГУ (свыше 20 конкретных договоров), следует указать на следующие два, представляющие наиболее распространенные договоры (купля-продажа и наем рабочей силы).
Договор купли-продажи урегулирован в германском ГК по правилам римского права. Купля характеризуется посредством описания основных обязанностей продавца и покупателя. Существенным признаком германского договора купли-продажи является разграничение ГГУ двух обязательных юридических моментов: а) соглашения сторон и б) фактической передачи покупателю права собственности на вещь. Риск случайной гибели вещи переходит на покупателя только после передачи вещи. К отличительным чертам германского договора купли-продажи следует отнести повышенную заботу создателей ГГУ к так называемой обратной купле и преимущественной купле. Тем самым ГГУ вновь демонстрирует особое отношение к вполне определенным социальным группам, прежде всего германскому дворянству (юнкерству).
Экономически важнейшим является договор найма услуг (найма рабочей силы). Окончательный проект ГГУ выделил нормы этого договора в особый раздел и значительно расширил его содержание до 20 параграфов. Германский рабочий класс добился определенных юридических уступок. К числу наиболее весомых его приобретений следует отнести § 616, 618 и 629. Первый из них предоставил рабочему определенные гарантии сохранения своего места и заработной платы в случае болезни, особых семейных обстоятельств и т. п. Особенно важен §618. Он обязал нанимателя заботиться о технике безопасности для рабочих. Наконец, § 629 предоставлял нанявшимся “необходимое время” для попыток найти новую работу в случае объявления об увольнении. Предписания о найме рабочей силы традиционно считаются наиболее социально ориентированной группой норм ГГУ.
Значительное место (§ 823—853) ГГУ уделил обязательствам из недозволенных действий. В виде общего правила Кодекс поддержал принцип вины как основы ответственности лица за причинение вреда. В социальном плане это означает, что потерпевшие от несчастных случаев (как правило, наемные работники) неизбежно оказываются в положении, когда возмещение ущерба в их пользу прямо обусловлено доказательством наличия вины у причинителя вреда (как правило, лица, экономически сильнейшего), что на практике далеко не всегда возможно.
Основные предписания Кодекса, касающиеся гражданско-правовых нарушений, заключены в § 823—826. Весьма характерен § 824. Он объявил “недозволенными действиями” случаи, когда лицо «утверждает или разглашает обстоятельство, подрывающее промышленный или торговый кредит другого...» при условии, «если оно должно было знать, хотя и не знало, что обстоятельство ложно». Данное правило ГГУ представляло попытку контроля юридическими средствами над методами капиталистической конкуренции. Как бы продолжая эту линию, в Кодекс введено еще одно «социально-этическое» предписание: «Кто умышленно причинит вред другому способом, противным добрым правам, тот обязан возместить ему этот вред». Именно этот параграф БГБ германские суды пытались использовать, признавая противным “добрым нравам” бойкот и другие формы борьбы рабочих. Введение в Кодекс § 826 дало законодателю гибкую юридическую формулу, равно пригодную для привлечения за совершенное гражданское правонарушение и для вмешательства в трудовые конфликты. [2]
Таким образом, основная цель реформы обязательственного права заключается в….
Заключение
Таким образом, мы видим, что в 1900 году Германия получила свой гражданский кодекс, окончательно ликвидировавший многовековой партикуляризм. ГГУ по своему содержанию и объёму можно считать крупнейшей кодификацией конца XIX века, в котором регулируются вполне сложившиеся новые производственные отношения. Поэтому не случайно в уложении имеется ряд особенностей, обусловленных начавшимися изменениями в производственных отношениях в конце периода Нового времени.
По своей форме ГГУ значительно отличается от Гражданского кодекса Франции. Если юридические определения последнего отличаются ясностью и точностью, то, напротив, Уложение написано чрезвычайно трудным для понимания языком.
Однако, несмотря на эти недостатки ГГУ оказалось не менее устойчивым, чем французский гражданский кодекс. Оно действовало в ГДР с существенными изменениями, а так же продолжает действовать с таковыми в современной ФРГ. Принятие Уложения оказало влияние на гражданское законодательство многих стран: Греции, Венгрии, Японии, Таиланда, Бразилии.
+ промежуточные выводы после каждой главы!!!