Основные содержательные линии предмета
Обучение грамоте
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России). Данный УМК ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе. Ведущие принципы - принципы деятельности, комфортности и непрерывности.
Взяв за основу программу "Школа России” и исходя из особенностей класса, для себя ставлю следующие задачи:
· Развивать интеллектуальную, творческую личность.
· Формировать потребность к познанию и высокой школьной мотивации.
· Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Программа рассчитана на 207 часов, 9 часов в неделю ( 5 часов -письмо, 4 часа – ч)
Распределение часов
Период обучения | Количество часов |
Добукварный период | 36ч (20ч-письмо, 16ч –чтение) |
Основной (букварный) период | 144 ч(80ч-письмо, 64ч –чтение) |
Послебукварный период | 27ч (15ч-письмо, 12ч –чтение) |
Используемый УМК
Программа Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Учебник Горецкий В.Г.Азбука 1кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Дидактические средства для учащихся Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи 1,2,3,4. – М.: Просвещение, 2011
Методическая литература Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте «ВАКО» Москва 2004
Общая характеристика предмета
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Основные содержательные линии предмета
Добукварный период–(36 ч = 16ч-чтение, 20ч -письмо) является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода (144 ч = 64 ч –чтение,80ч – письмо) охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) 27 ч (12 ч – чтение, 15ч- письмо) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Обучение грамоте (207 ч.)