В произведениях Д. М. Балашова
Православие
Как нравственная основа русского характера
в произведениях Д. М. Балашова
(по повести «Господин Великий Новгород» и роману «Младший сын»)
Великий Новгород
«Буду счастлив, ежели серия романов «Государи московские» поможет моим соплеменникам разобраться не только в своём прошлом, но и в себе самих. Критически не осознанная история возвращается, как дурной сон. Забытое мстит за себя. Ошибки, в коих не «покаялись», то есть которые не передумали, не осознали, воскресают вновь и вновь. Знать надо не только хорошее и не только плохое, знать надо всё».
Д. М. Балашов
Творчество Д. М. Балашова, писателя, историка, автора цикла романов «Государи московские», представляет собой чрезвычайно редкое в русской литературе II-ой половины XX века явление. Христианское начало в его произведениях осознаётся внимательным читателем как основополагающее.
«Я вновь молю Вышняго мя: дай силы на деяние! Помоги охватить взором неохватное! Дай мне, малому, вместить великое, настолько большее крохотного и смертного моего существа, что уже прикоснуться к тому краем, узреть, почуять, догадать хотя о бывшем до меня и то будет сущее чудо, явленное тобою, Господи!..
Что там? Кони. Ветер. И далёкие, за спиною, звоны колоколов – Родина, Русь, Святая Русь. Помолись обо мне, отче Сергие, и ты, владыка Алексий благослови на труд малого и дальнего писца своего!» - это начальные строки трилогии «Святая Русь», за которую в 1997 году он был награждён Международной премией имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В русскую литературу Д. М. Балашов вошёл как писатель-историк, собравший и воплотивший в яркие художественные образы сложнейшую эпоху русского государства – XIII-XV веков, эпоху, когда на руинах прежнего великого государства древних русичей возрастало величие новой Руси – Московского Православного Царства. Продолжая пушкинскую традицию, Балашов знакомит читателя не только с бытом и нравами эпохи, замечательными историческими личностями. Не исторический колорит, не мифы и легенды, а подлинная история, бытие русского народа в сложнейшую эпоху в центре его произведений. Религиозная, духовная жизнь общества воспринималась писателем как «святая, корневая», и поэтому историю вершат в его романах не социальные типы, а русские православные люди, которые живы «верностью Духу, что незримо живёт в народе, в языке, во всём живом, Духу животворящему, им же живы люди, пока они живы, имя коему – Бог».
Писателем Д. М. Балашова сделала потребность рассказать о русском человеке то, что было известно небольшому кругу исследователей русского народного творчества, русской традиционной культуры. Он был одним из последних исследователей (и последователей) «сельской цивилизации, которая верой и правдой служила основой русской государственности, национальному самодостоинству и несла с собой самую близкую к природе красоту». Логика истории определяется, прежде всего, логикой развития характеров: «Моих героев роднит между собой высшая способность к соборному деянию, к сверхусилию мучительно вызревавшего веками национального самосознания». Писатель воплотил в своих героях лучшие черты русского национального характера: «абсолютное, непреложное следование избранным принципам, работоспособность и такая же абсолютная, при должной строгости, доброта, спокойная деловитость и абсолютный, жертвенный патриотизм». По мнению писателя, эти качества русского человека огранили, означили, обработали и дали через себя как идеал для последующего воспроизведения святые угодники и подвижники Земли Русской и, прежде всего, Преподобный Сергий Радонежский.
Уже в первых своих романах, написанных в 60-70-е годы, писатель смело и открыто отражает благодетельную роль Русской Православной Церкви в истории России. Церковь в XIII – XV в.в. взяла в свои руки идеологическое руководство страной, и именно это позволило создать государство – Святую Русь, утвердить принципы соборного единения, скрепить его морально-этическими нормами христианской идеологии. Православие, основанное на веротерпимых принципах, привело к созданию многонационального государства, так как оно не утверждало племенной исключительности русичей.
В основе художественного мировоззрения писателя – понимание того, что «без духовного стремления в высь, к горнему теряют подлинный смысл и судьба отдельного человека, и сама история страны и народа.
«Мои герои – люди действия, а не созерцания, …какими бы делами они не занимались, помнят об общем благе и величии своего народа», - эти слова писателя характеризуют и его первого литературного героя – купца Олексу Творимировича из повести «Господин Великий Новгород».
Перед нами абсолютно новый для нашей литературы герой, герой нового типа – не «лишний человек», не «маленький человек», а «муж достойный»: любящий сын, заботливый муж и отец, рачительный хозяин и своего дома, и своей Земли – Великого Новгорода.
Уже на первой странице повести перед нами – мир русского православного человека:
«Над верхушками елей уже посвечивал золотой шлем (Софии), и когда в ясном воздухе, мерно отделяясь друг от друга, поплыли знакомые звоны, Олекса Творимирович широко, радостно, истово перекрестил себя: приехали! Дома!..»
И вот уже сани выбежали на простор, и весь Господин Великий Новгород открылся вдруг, праздничный под весенним солнцем, от Антониева монастыря на той стороне Волхова, от Зверинца и до далёкого, теряющегося в весенней дымке Юрьева. И пригородные церкви, и посады, и бревенчатые стены острога, над которыми главы и кресты, и грозные белокаменные стены Детинца, и златоглавая София, сердце Новгорода, в ней же Спас Вседержитель со сжатой десницей. И пока не разогнётся рука, дотоле стоять Великому Новгороду нерушимо».
Этот пейзаж, к счастью, сохранённый для нас, потомков, лучшее свидетельство того, какое место занимало Православие в жизни русского человека в эпоху, столь далёкую от нас.
И в этой повести, и в романах, следующих за ней, Д. М. Балашов строит повествование так, что в центре повествования – личная жизнь героев, но их личная жизнь всегда связана с событиями огромной исторической значимости.
Величие и могущество Древнего Новгорода, его судьбу в сложную эпоху мы видим, постепенно входя в мир героя повести.
Автор любуется им. Удачлив Олекса, с выгодой ведёт дела, на Славне - лучший двор, крепкое хозяйство. Молод он и жаден до жизни, любое дело ладится в его руках. Но надеется Олекса не только на себя. Вспоминая беду, постигшую город, скажет: «Бог и Святая соборная Церковь новгородская София заступились за свой город».
Возвратясь «из немцев», идёт Олекса в церковь свою Ильинскую, смотрит на лики икон, знакомые с детства и потому дорогие. И чем бы он ни занимался, постоянно ощущает себя перед лицом Божиим, и нет для него другого нравственного закона: «Может, ты и прав в чём боярин, а не верю я тебе! Нечистыми руками чистого дела не делают».
Ищет правду Божию Олекса и находит её в словах митрополита Иллариона: «Сперва закон, а потом любовь, и без любви закон силы не имеет».
Думает Олекса: « А любовь – это согласие, когда все вместе сами и решают. В этом-то и есть благодать, в ней же высшая правда… Может и всем закон нужен? Чтоб терпели и страх имели?» И молится Олекса: «В этом правда, и в правде Бог, Господи. Помилуй меня и наставь на путь. Дай силу на правду, в великом милосердии своём».
Молится герой, а с икон смотрят на него, прямо в душу, лики Спасителя, святых угодников. Смотрит светлый лик мученицы Параскевы, которую купцы нарекли своей заступницей: «Параскева глядела глазами, промытыми страданием и мудрой жалостью… будто выжгло всё плотское, обыденное, ушло, отлетело, и осталась одна красота – красота матерей и вдовиц безутешных».
Воссоздавая на страницах повести различные эпизоды из жизни Вольного города, писатель рисует отнюдь не идеальный мир: кровавые усобицы, мор, голод, зависть, наветы недругов, алчность бояр. Писатель показывает, как рождалась истинная святость, как на поприще истории рождаются великие нравственные силы.
В своих героях автора всегда восхищало «умение надличное ставить над личным».
«И на вече, и в сечи – со всеми», - скажет Олекса, собираясь на битву. Уходя на Раковор, получает он материнское благословение: «Ну, Бог тебя благослови!» Перекрестила, повесила образок. «Не теряй, дедов. Ну, Христос с тобой, защити тя, Христос…» - задрожали губы»
Купец Олекса, и Станята, и Микитка, и старый Кондрат не прячутся, не бегут от немецкой громады. «Пусть же сын, Онфим, не тем помянет батька, что бежал на рати и был убит в спину» Спасёт Олексу материнская молитва и верный Радько. А павшим, не посрамившим земли своей, будет пухом земля. Упокоил их Господь в высях горних.
И не может поверить великий магистр, что всемогущество Божие отвратило победу от немецкого войска, отдав её «язычникам».
Восхищается писатель мужиками новгородскими, которые честно кровь проливали за Святую Софию и за весь Великий Новгород, потому что вперёд их ведёт не жажда победы, а стремление к правде, единой для всех: «Каждый из нас грешен.., и праведников мало среди нас… А только все вместе мы народ!» Поэтому Новгород Великий останется негаснущей святыней нашей страны.
Роман «Младший сын» - первый из серии «Государи московские». В центре романа – два героя: князь Даниил, младший сын Александра Невского, и ратник Фёдор, один из тысяч безвестных героев, имён которых не сохранила история.
Пролог романа посвящён величественной и трагической («при конце») личности Святого благоверного князя Александра Невского, который сердцем почувствовал, что в союзе с торговым, изобильным, деловым Западом, с его королями, императорами, книжной премудростью, замками, учёными-гуманистами просторы русских равнин превратятся в захолустье Европы, а народ русский, утратив свои храмы, веру, знание Святоотеческое, потеряет себя, исчезнет, растворится в католическом Западе. Не унесёт в вечность река-история великого угодника, который «живот свой положил за Отечество». «Прославит Бог угодника своего», и его трудами будет расти и шириться великая страна.
О будущем Руси говорит сыновьям великого князя митрополит Кирилл: «Что земная власть без духовной опоры, что есть сила без веры?..
Сохранили веру под татарами – сохранили душу народа.
Самое страшное – сытое угнетение духа и разномыслие в народе и князьях».
Но долог путь к единению. И для русских князей, и для старших сыновей Александра Невского борьба за великий стол, «похоть власти» сильнее наставлений святителя и завета отца.
«Долог путь от слова к сердцу и от сердца к деянию. И сколь легче откупиться от совести свечой, вкладом или иным приношением, чем жить по завету Христову, по завету братней любви!
Но блажен народ, у коего есть святители, могущие сказать слово, и блажен тот, кто услышал слово в юности, когда ум и душа открыты правде и слово падёт не на камень и не в пучину морскую, а на ниву благодатную и, рано или поздно, произрастёт в ней семенами добра!»
Два отрока в толпе народа, затаив дыхание, внимают каждому слову владыки Серапиона, один внизу, другой на хорах собора, поверяют свою совесть по слову святителя.
Отроки мужают, идут каждый своей дорогой. Князь Даниил, получив от отца в наследство Москву, строит город, устраивает свой удел. Фёдор – ратник князя переяславского, служит князю, не оставляя крестьянской доли – пахать, сеять, вести хозяйство. Но за малым стоит и великое: «Усилием, разумом своим и сделаю что ни то, а от меня жизнь хоть маленько да сдвинется». Наши предки были нравственнее нас, нынешних, потому что искали предназначение своё. Брат Фёдора, Грикша, выбирает монашеский подвиг. Князь Даниил принимает власть как обязанность. Сильным самого младшего из братьев делает уверенность, что силы, основа – вера, основа веры – добро. «В чём смысл жизни человеческой – в делании, угодном Богу», - уверен князь Даниил.
Именно он, стремившийся миром решать любое несогласие, получает Переяславль и право на великое княжение. И не случайно друг его детства Фёдор, мечтавший хоть немного сдвинуть жизнь, везёт грамоту князя Ивана, вручая Даниилу судьбу Отечества.
О стране и о близких заботится Даниил и на смертном одре: «Москву Даниил оставляя детям в нераздельное владение, заклиная их хранить мир и любовь». Плакали москвичи, провожая своего князя, истинного основателя Москвы, благоверного князя, принявшего схиму, миролюбивого, кроткого и милостивого, причисленного потомками к лику святых. Похоронили князя в Даниловом монастыре, им же и основанном, на общем монастырском кладбище. Пролетят века, и Свято-Данилов монастырь, где покоятся нетленные мощи князя, станет Всецерковным памятником 1000-летия Крещения Руси.
Читая творения Д. М. Балашова, не только понимаешь, как важно знать историю страны, сердцем ощущаешь – без духовного возрождения Русь спасена не будет. И произойдёт это лишь тогда, когда наше современное общество воспримет как непреложную истину слова писателя, написанные два десятилетия назад: «В разговоре о нравственности, о душе, о духовном в человеке мы должны быть воедино с церковью, что она давно протягивает нам руку, которую мы по недомыслию не хотим или стыдимся принять».
Литература
1. Д. М. Балашов «Младший сын». Изд-во «Астрель», Москва, 2005
2. Д. М. Балашов «Господин Великий Новгород». Изд-во «Советская Россия», Москва, 1970
3. Д. М. Балашов «Ещё раз о великой России». Изд-во «Монолит», Москва, 2001
4. «Писатель, историк, фольклорист». Сборник I всероссийских Балашовских чтений, Великий Новгород, 2002
5. Т. К. Никольская «Русская религиозная жизнь в творчестве Балашова». Балашовский центр исторического чтения
6. Л. Н. Гумилёв «Бремя таланта». Д. Балашов Избранные произведения в двух томах, т. 1. Изд-во «Современник», Москва, 1986
7. Н. М. Коняев «И скорбь, и слава». ж-л «Аврора» № 5, 1980