Творчество Пушкина и русская музыкальная культура
Пушкин основоположник русской классич . литературы. Творчество пушкина большое и обширное. Оно дало большой импульс для музыкантов.
Самый крупный жанр опера «Руслан и Людмила» -эпическое начало.
Римский – корсаков – соц. Аспект, «Пиковая дама», «Русалка»,
Исторический «Борис Годунов»
В творчестве Пушкина выделяли то, что им близко, и интересно.
Римский – Корсаков Сказки.
Романсы на стихи Пушкина больше всех писал Глинка и Даргомыжский. – живущие во время Пушкина. 20 век Рахманинов, Чайковский.
На один и тот же текст писали романсы разные композиторы. «Ночной Зефир» Глинка Даргомыжский.
Особенности трактовки исторических сюжетов в русской музыки.
Сказка в творчестве русских композиторов.
Традиционный композитор сказочник -- Римский –Корсаков, Глинка.
Сказка в творчестве русских композиторов была в балетах, Для балетов Использовались европейские сказки. Чайковский -- Шарль перо, Гафман.
Прокофьев «Залушка» «Симфонические Миниатюры» Лядов., Римский – Корсаков –Шехерезада.
Типажи и Характеры в русской опере.
Типажи характер. Чем дальше в глубь веков, тем больше в опере были типажи и характеры. Арии мести, любви, признания.
Начало 20 века появляются характеры герой дан в развитии, герой показан с разных сторон.
В русской музыки опера историческая ,эпическая –герои типажи
Лирико - драм. Характер: Лизи, Герман, Татьяна.
Князь Игорь, Иван Сусанин –Типажи.
Князь игорь –типаж, положит. Хар-тики,показан с разных сторон, как философ ,патриот..
Хар-р Сцена письма татьяня.
Эстетик а Могучей кучки.
Народность и демократизм.
В 20 веке развивается русская музыкальная ритика:Серов,Стасов,Одоевский.
В1856 1862 в СПБ складывается содружество «Могучая кучка»(Основатель Балакирев)
Это Содружество так же называли Балакиревским крухком. –название дал Стасов.
На Западе их называли муз. Группа пяти:
Кюи, Мусорский,Б ородин, Римский—Корсаков.
"Могучая Кучка".
Эпоха 60-х годов XIX века.
Эпоху 60-х годов принято исчислять с 1855 года - даты бесславного окончания Крымской войны. Военное поражение царской России было последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний, которые нельзя было уже усмирить ни увещеваниями, ни пушками. Это было знаменательное время в общественной и культурной жизни России. Новые веяния проникали всюду; новое пробивало себе дорогу в науке, литературе, живописи, музыке и театре. Проведенная царским правительством как ответно-предупредительная мера против нараставшей волны революционно-демократического движения, реформа 1861 года фактически ухудшило положение крестьян. Лучшие умы России были заняты вопросом о судьбе родного народа, "гуманность и забота об улучшении человеческой жизни", по словам Н.Г.Чернышевского, определяли направление в развитии передовой русской науки, литературы и искусства. Не было ни одной области культуры, которая осталась бы в стороне от народно освободительных идей. Русские революционные демократы Чернышевский и Добролюбов, развивая идеи Белинского и Герцена, мощно двинули вперед материалистическую философию. Разработка материалистических положений обогатила различные области науки открытиями мирового значения. Достаточно напомнить, что в то время жили и работали математики П.А.Чебышев и С.В.Ковалевская, физик А.Г.Столетов, химики Д.И.Менделеев и А.М.Бутлеров, физиолог И.М.Сеченов, биолог И.И.Мечников.
Расцвет наступает и в русской литературе и искусстве. Эта эпоха дала человечеству непревзойденного певца крестьянской жизни Н.А.Некрасова; тонкого мастера слова, создавшего поэтические картины русской природы, замечательные образы русских людей, Тургенева; глубокого психолога, стремившегося познать самое сокровенное в человеческой душе, Достоевского; могучего писателя мыслителя Л.Н.Толстого.
В области музыки 60-е годы были также эпохой необыкновенно яркого расцвета. Крупные изменения наблюдаются в самом укладе музыкальной жизни. Если до середины 19 века музыкальная жизнь России была замкнутой, доступной лишь для привилегированной аристократической публики, то теперь её очаги приобретают гораздо более широкий, демократический характер. Возникает ряд организаций музыкально-просветительского характера, выдвигается целая плеяда крупнейших деятелей музыкального искусства: П.И.Чайковский, братья Рубинштейны, А.Н.Серов, В.В.Стасов, композиторы "Могучей кучки".
"Могучая кучка".
История создания.
Случайно употребленное Стасовым в 1867 году выражение "могучая кучка" прочно вошло в жизнь и стало служить общепринятым наименованием группы композиторов, куда входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Часто "Могучая кучка" именуется "Новой русской музыкальной школой", а также "Балакиревским кружком", по имени её руководителя М.А.Балакирева. За границей эту группу музыкантов называли "Пятёрка" по числу главных представителей. Композиторы "Могучей кучки" выступили на творческую арену в период огромного общественного подъёма 60-х годов 19 века.
История создания Балакиревского кружка такова: в 1855 году в Петербург из Казани приехал М.А.Балакирев. Восемнадцатилетний юноша был чрезвычайно одарён в музыкальном отношении. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. Особенно большое значение для Балакирева приобретает его знакомство с В.В.Стасовым.
Владимир Васильевич Стасов - интереснейшая фигура в истории русского искусства. Критик, ученый искусствовед, историк и археолог, Стасов, выступая как музыкальный критик, был близким другом всех русских композиторов. Он был связан самой тесной дружбой буквально со всеми крупными русскими художниками, выступал в печати с пропагандой их лучших картин и тоже был их лучшим советчиком и помощником.
Сын выдающегося архитектора В.П.Стасова Владимир Васильевич родился в Петербурге, образование получил в училище правоведения. Служба Стасова на протяжении всей его жизни была связана с таким замечательным учреждением как публичная библиотека. Ему довелось лично знать Герцена, Чернышевского, Льва Толстого, Репина, Антокольского, Верещагина, Глинку.
Стасов слышал отзыв Глинки о Балакиреве: "В...Балакиреве нашел я взгляды, столь близко подходившие к моим". И, хотя Стасов был старше молодого музыканта почти на двенадцать лет, крепко подружился с ним на всю жизнь. Они постоянно проводят время за чтением книг Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского, причём Стасов, несомненно, более зрелый, развитой и образованный, блестяще знающий классическое и современное искусство, идейно руководит Балакиревым и направляет его.
В 1856 году на одном из университетских концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно-инженерной академии и специализировался в области сооружения военных укреплений. Кюи очень любил музыку. В ранней молодости он даже занимался с польским композитором Монюшко.
Своими новыми и смелыми взглядами на музыку Балакирев увлекает Кюи, пробуждает в нём серьёзный интерес к искусству. Под руководством Балакирева Кюи пишет в 1857 году скерцо для фортепьяно в четыре руки, оперу "Кавказский пленник", а в 1859 году - одноактную комическую оперу "Сын мандарина".
Следующим композитором, присоединившимся к группе "Балакирев - Стасов - Кюи", был Модест Петрович Мусоргский. К моменту своего вступления в балакиревский кружок он был гвардейским офицером. Сочинять стал очень рано и очень скоро осознал, что должен посвятить свою жизнь музыке. Недолго думая, он, будучи уже офицером Преображенского полка, решил выйти в отставку. Несмотря на молодость (18 лет), Мусоргский проявлял большую разносторонность интересов: занимался музыкой, историей, литературой, философией. Его знакомство с Балакиревым произошло в 1857 году у А.С.Даргомыжского. Всё поразило Мусоргского в Балакиреве: и его наружность, и яркая своеобразная игра, и смелые мысли. Отныне Мусоргский становится частым посетителем Балакирева. Как говорил сам Мусоргский, "перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир".
В 1862 году к балакиревскому кружку присоединяются Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.
В музыке Бородин был самоучкой. Своей сравнительно большой осведомлённостью в теории музыки он был обязан, главным образом, серьёзному знакомству с литературой камерной музыки. Ещё в годы студенчества в Медико-хирургической Академии Бородин, играя на виолончели, часто участвовал в ансамблях любителей музыки. По его свидетельству, он переиграл всю литературу смычковых квартетов, квинтетов, а также дуэтов и трио. До встречи с Балакиревым Бородин сам написал несколько камерных сочинений. Балакирев быстро оценил не только яркое музыкальное дарование Бородина, но его разностороннюю эрудицию.
Таким образом, к началу 1863 года можно говорить о сформировавшемся балакиревсом кружке.
Становление и развитие взглядов "кучкистов".
Большая заслуга в воспитании и развитии его участников в тот период принадлежала М.А.Балакиреву. Он был их вождём, организатором и учителем. "Кюи и Мусоргский нужны были ему как друзья, единомышленники, последователи, товарищи-ученики; но без них он мог бы действовать. Напротив, для них он был необходим как советчик и учитель, цензор и редактор, без которого они и шагу ступить бы не могли. Музыкальная практика и жизнь дала возможность яркому таланту Балакирева развиваться быстро. Развитие других началось позднее, шло медленнее и требовало руководителя. Этим руководителем и был Балакирев, добившийся всего своим изумительным разносторонне музыкальным талантом и практикою..." (Римский-Корсаков). Огромная воля, исключительно разностороннее музыкальное образование, темперамент - таковы личные качества, определившее его влияние на всех членов кружка. Методы занятий Балакирева с учениками были своеобразными. Он прямо задавал сочинять симфонии, увертюры, скерцо, оперные отрывки и т.д., а потом рассматривал и строго анализировал сделанное. Балакирев сумел внушить своим товарищам по кружку и необходимость широкого самообразования.
Помимо Балакирева, огромную роль в руководстве композиторской молодёжью принадлежала и В.В.Стасову. Участие Стасова в деятельности кучки было многообразным. Оно проявлялось прежде всего в содействии общему художественному воспитанию композиторов, во влиянии на идейную направленность их творчества. Нередко Стасов подсказывал сюжеты для произведений и помогал в их разработке и во всестороннем обсуждении уже созданных произведений. Он представлял композиторам разнообразные исторические материалы, находившиеся в его ведении, и не жалел сил для пропаганды их творчества.
Стасов первым выступил в печати и привлёк внимание общественности к сочинениям композиторов "Могучей кучки". Стасов являлся проводником идей русской демократической эстетики среди "кучкистов".
Так в повседневном общении с Балакиревым и Стасовым, в высказываниях и спорах об искусстве, в чтении передовой литературы постепенно росли и крепли взгляды и мастерство композиторов кружка. К этому времени у каждого из них было создано много крупных самостоятельных произведений. Так, Мусоргский написал симфоническую картину "Ночь на Лысой горе" и первую редакцию "Борис Годунов"; Римский-Корсаков - симфонические произведения "Антар", "Садко" и оперу "Псковитянка"; Балакиревым были сочинены его основные произведения: симфоническая поэма "В Чехии", увертюра "1000 лет", блестящая фортепьянная фантазия "Исламей", "Увертюра на три русские темы", музыка к трагедии Шекспира "Король Лир"; Бородин создал первую симфонию; Кюи окончил оперу "Ратклиф". Именно в этот период Стасов и назвал балакиревский кружок "маленькой, но уже могучей кучкой русских музыкантов".
Каждый из композиторов, входивших в "Могучую кучку", представляет собой яркую творческую индивидуальность и достоин самостоятельного изучения. Однако историческое своеобразие "Могучей кучки" заключалось в том, что это была группа не просто дружески расположенных друг к другу музыкантов, а творческий коллектив, боевое содружество передовых художников своего времени, спаянных идейным единством, общими художественными установками. В этом отношении "Могучая кучка" была типичным явлением своего времени. Подобные творческие содружества, кружки, товарищества, создавались в различных областях искусства. В живописи это была "Художественная артель", положившая затем начало "передвижничеству", в литературе - группа участников журнала "Современник". К этому же периоду относится и организация студенческих "коммун".
Композиторы "Могучей кучки" выступили как прямые продолжатели передовых течений русской культуры предшествующей эпохи. Они считали себя последователями Глинки и Даргомыжского, призванными продолжить и развивать их дело.
Влияние творчества "кучкистов" на мировое музыкальное искусство.
Творчество композиторов "Могучей кучки" принадлежит к лучшим достижениям мирового музыкального искусства. Опираясь на наследие первого классика русской музыки Глинки, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков воплотили в своих произведениях идеи патриотизма, воспели великие силы народа, создали замечательные образы русских женщин. Развивая достижения Глинки в области симфонического творчества в программных и непрограммных сочинениях для оркестра, Балакирев, Римский-Корсаков и Бородин внесли огромный вклад в мировую сокровищницу симфонической музыки. Композиторы "Могучей кучки" создавали свою музыку на основе чудесных народных песенных мелодий, бесконечно обогащая ее этим. Они проявляли огромный интерес и уважение не только к русскому музыкальному творчеству, в их произведениях представлены темы украинские и польские, английские и индийские, чешские и сербские, татарские, персидские, испанские и многие другие.
Творчество композиторов "Могучей кучки" является высочайшим образцом музыкального искусства; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность.
Музыка, созданная этим маленьким, но могучим по своим силам коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда.