Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина
Неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие,
Жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция
I. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности
Глава IX
Урок начинаем с выразительного чтения главы IX. Затем беседуем по вопросам:
— Как объясняет свое опоздание Спицын?
— Какой поступок считает Спицын поступком «по совести и справедливости»? Что в действительности двигало Антоном Пафнутьичем?
— Как ведет себя хозяин во время обеда? Обратите внимание на его диалог с исправником.
— Какие качества проявляет Троекуров во время обеда?
Поможем школьникам ответить, что Троекуров грубо и деспотично обращается со своими гостями, издевается над ними, унижает их человеческое достоинство («Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей...»).
— Как характеризуют исправника слова автора:
«Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец:
— Постараемся, ваше превосходительство»?
— Сравните рассказы Спицына и Глобовой. Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них?
Антон Пафнутьич Спицын в своем рассказе говорит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».
Анна Савишна Глобова не дает прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет...» Глобова говорит: «Я догадывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы чувствуется некоторая симпатия и уважение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и таким образом вернул ей деньги.
— Как вы думаете, с какой целью автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой? Какой прием при этом использует автор?
Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы показать представление, которое сложилось у окрестных помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя. Автор использует антитезу, чтобы показать трусость Антона Пафнутьича и достойное поведение Анны Савишны.
— Что сказал Троекуров, когда исправник прочитал приметы Дубровского? Почему Троекуров пришел к такому выводу?
— Какие качества проявил Дубровский во время праздничного обеда в Покровском? Почему никто из гостей не догадался, что Дефорж — это Дубровский?
Никто из гостей Троекурова не догадался, что Дефорж — это Дубровский, потому что никто не мог даже ожидать, что враг Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и разговаривал только с Сашей и только на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает русский язык.
II. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына
Глава X
— Как поступил Троекуров, когда некоторые гости хотели уехать домой?
— Как изменился характер вечера после ухода Троекурова?
— Почему Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем? Ученики читают выразительно главу X (со слов «Пришед во флигель...» до конца).
— Какие качества своего характера проявляет Антон Пафнутьич?
III. Композиция
Глава XI
— Как Дубровский стал Дефоржем?
Предложим ученикам кратко ответить на этот вопрос.
Дубровский на почтовой станции встретился с французом, который ехал к Троекурову, чтобы служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу денег за то, чтобы он отдал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.
За время пребывания в имении Троекурова Дубровский проявил выдержку, хладнокровие, актерские качества, благородство и умение владеть собой.
— Почему А. С. Пушкин нарушил последовательность изложения?
Пушкин нарушил последовательность изложения событий, чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом; чтобы читатель испытал то же удивление, что и Антон Пафнутьич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин хотел создать тайну, интригу, и ему это удалось.
Домашнее задание
Составить (письменно) план основных событий глав VIII—XI. Прочитать главу XII.
Урок 25