Методические рекомендации для преподавателя 2 страница
Деривационные отношения между предложениями с различными модификациями предицируемого признака. Вопрос о границах бинарного и многочленного составного сказуемого.
4.2.3. Односоставные предложения.
Предикативное ядро односоставного предложения. Главный член односоставного предложения, способы его выражения. Формальное сходство и различие главного члена односоставного предложения и главных членов двусоставного предложения. Семантико-грамматические признаки главного члена односоставного предложения, определяющие его предикативную самодостаточность. Вопрос о терминологическом обозначении главного члена односоставного предложения.
Вопрос о принципах классификации односоставных предложений в истории синтаксической науки. Структурные принципы классификации: по соотнесенности с главными членами двусоставного предложения (подлежащные и сказуемостные односоставные предложения), по способу выражения главного члена (глагольные, именные, наречные, инфинитивные). Структурно-семантическая классификация односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные, номинативные). Вопрос о грамматическом статусе инфинитивных предложений в рамках структурно-семантической классификации. Степень соотнесенности структурной и структурно-семантической классификаций.
Комплексная, многоярусная классификация односоставных предложений, учитывающая последовательную соотнесенность структурных и семантических признаков: односоставные предложения глагольного строя (глагольные односоставные предложения) и односоставные предложения именного строя (именные односоставные предложения); принципы их разграничения; значимость данной классификации для дальнейшей типологизации односоставных предложений внутри выделенных классификационных типов.
Односоставные предложения глагольного строя. Общие и специфические признаки таких предложений: наличие глагольного компонента (знаменательного или связочного глагола) в составе
главных членов; способ представления вещественного значения предикативного признака. Субъектность/ бессубъектность предикативного признака, представленного в главном члене односоставных предложений глагольного строя: субъектные и бессубъектные односоставные предложения глагольного строя.
Способы представления и семантическая интерпретация субъекта в субъектных односоставных предложениях глагольного строя. Значения активного и пассивного субъектов. Активно-субъектные односоставные предложения глагольного строя. Формально-грамматический коррелят активного субъекта в морфологической форме главного члена. Типология активно-субъектных односоставных предложений при учете функционально-семантической интерпретации активного субъекта: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные односоставные предложения, особенности их модально-временной парадигмы; их синонимические отношения с двусоставными предложениями.
Пассивно-субъектные односоставные предложения глагольного строя. Субъектный детерминант-дополнение как грамматический коррелят пассивного субъекта. Нулевой способ представления пассивного субъекта. Пассивная субъектность и безличность. Пассивно-субъектные безличные предложения; их семантические типы. Пассивная субъектность как семантический компонент инфинитивных предложений. Синонимические отношения пассивно-субъектных односоставных предложений и двусоставных предложений. Синонимические отношения внутри субъектных односоставных предложений.
Бессубъектные односоставные предложения и их семантические типы. Бессубъектность и безличность. Устранение субъекта и безличность. Безличные предложения как центр односоставных предложений.
Принципы их разграничения: в предложениях с различным структурным строением предикативного ядра – формально-грамматический принцип, коммуникативно-грамматический принцип.
Различные подходы к описанию иерархии отношений между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее, общие и частные синтаксические значения подлежащего. Типичные и нетипичные способы выражения подлежащего.
Сказуемое, общее и частные значения сказуемого. Структурная типология сказуемого при учете способов выражения предикативного и вещественного значения предицируемого признака.
Простые сказуемые как интегральный способ представления предикативного и вещественного значения предицируемого признака. Структурные типы простого сказуемого – согласованное и несогласованное; неосложненное и осложненное; способы осложнения простого сказуемого и их семантико-стилистическая характеристика.
Составное сказуемое. Бинарные и многочленные составные сказуемые.
Бинарное составное сказуемое – связочная и присвязочная (основная) части.
Семантика присвязочной части как выразителя вещественного содержания предицируемого признака. Способы выражения присвязочной части как критерий выделения составного именного и составного глагольного сказуемых.
Связочная часть составного сказуемого, финитно-глагольный способ его выражения. Предикативные и согласовательные категории связки. Характер лексического значения связки. Типология связок по наличию/отсутствию лексического значения и самостоятельности/ несамостоятельности лексического значения: отвлеченные (нулевые и материально выраженные), полузнаменательные (или полуотвлеченные) связки. Типология полузнаменательных (полуотвлеченных) связок, отражающих семантическую модификацию предицируемого признака. Вопрос о знаменательных связках в составных сказуемых предложений глагольного строя. Семантическое многообразие безличных предложений. Структурные типы безличных предложений по способам выражения главных членов. Семантические и структурно-парадигматические отношения безличных и инфинитивных предложений.
Модальные типы инфинитивных предложений.
Односоставные предложения именного строя. Формальная характеристика главного члена таких предложений. Тенденция к расширенному употреблению изолированных именительных падежей с самостоятельными знаками конца (точка, восклицательный знак, многоточие). Вопрос об объеме понятия "односоставные предложения именного строя" (узкое – широкое понимание). Открытость границ именных односоставных предложений при широком их понимании. Степень функционально-семантической самостоятельности/ несамостоятельности именных односоставных предложений.
Самостоятельные (конситуативно свободные) и несамостоятельные конситуативно зависимые) односоставные предложения именного строя. Самостоятельные односоставные предложения именного строя как центр именных односоставных предложений (номинативные и генитивные). Способы выражения главных членов таких предложений. Семантическая специфика главных членов: интегральное представление субъекта и предикативного признака. Значение статической бытийности как содержание предикативного признака таких предложений.
Особенности модально-временной парадигмы самостоятельных именных односоставных предложений; взаимосвязь самостоятельных именных предложений с односоставными глагольными предложениями. Способность самостоятельных именных предложений создавать собственные тексты.
Номинативные предложения как ядерный тип самостоятельных именных предложений. Их семантико-синтаксическая специфика, функционально-семантическая типология (собственно-бытийные, указательно-бытийные, эмоционально-бытийные и др.). Выражение главного члена номинативного предложения с помощью количественно-именных словосочетаний. Актуальное членение номинативных предложений с таким главным членом. Вопрос о предложениях типа Цветов - много.
Способы распространения номинативных предложений. Обстоятельственные и субъектные детерминанты в номинативных предложениях. Вопрос о предложениях типа Завтра собрание. На горе дом, С матерью обморок, У ребенка температура.
Генитивные предложения. Способ выражения главного члена. Вопрос о границах генитивных предложений. Функционально-семантическая специфика, стилистические и структурные особенности генитивных предложений. Особенности модально-временной парадигмы. Деривационные и синонимические отношения генитивных предложений с другими видами односоставных предложений и с двусоставными предложениями.
Несамостоятельные (конситуативно связанные) именные односоставные предложения. Вопрос об их предложенческом статусе, разные подходы к его решению. Функционально-семантические разновидности несамостоятельных именных односоставных предложений: вокативные предложения, именительный темы (представления), именительный эмоционально-оценочный, именительный постпозитивный и др. Нерешенность вопроса о классификации несамостоятельных именных односоставных предложений.
Характер и степень ситуативной связанности таких предложений. Отношения омонимии между различными функционально-семантическими разновидностями несамостоятельных именных предложений, а также между ними и номинативными предложениями.
4.2.4. Понятие простого распространенного предложения. Второстепенные члены предложения. Традиционное учение о второстепенных членах предложения. Сильные стороны этого учения, его критика в синтаксических работах.
Тенденции в учении о второстепенных членах предложения: тенденция к отказу от этого учения, тенденция к его усовершенствованию. Критерии характеристики второстепенных членов:
-по типу выражаемых отношений: дополнения, определения, обстоятельства; тенденция к более дифференцированному учету типов отношений между компонентами предложения и расширению репертуара второстепенных членов предложения; синкретичные второстепенные члены предложения;
-по опорному компоненту: присловные и припредложенческие второстепенные члены; понятие детерминанта: детерминанты-обстоятельства, детерминанты-дополнения; тенденция к расширению детерминирующих членов в функционирующем языке; определение как сугубо присловный второстепенный член предложения;
-по способу синтаксического представления: простые (словоформа) и составные (синтаксически нечленимое сочетание); принципы определения границ второстепенных членов в составе предложения: формальный, семантический принципы;
-по способу морфологического выражения: морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены; тенденция к расширению последних в функционирующем языке;
-по способу связи: управляемые, примыкающие, согласованные; вопрос о связях детерминантов (детерминативная связь);
-по степени отдаленности от предикативного ядра: второстепенные члены первой, второй и других ступеней иерархии;
-по степени обязательности: структурно обязательные (реализующие сильные связи оперших релятивных компонентов; их отношение к расширенной структурной схеме предложения) и коммуникативно обусловленные (используемые для расширения информации).
Дополнение, определение, обстоятельство, их структурно-семантическая характеристика, внутренняя классификация.
4.2.5. Неполные предложения. Понятия структурной и семантической неполноты. Понятие структурно-семантического минимума предложения.
Понятия незамещенной позиции, завершенности/незавершенности синтаксической конструкции. Неполные двусоставные предложения с незамещенной позицией подлежащего, сказуемого; отличие их от односоставных предложений. Неполные односоставные предложения с незамещенной позицией главного члена. Неполные предложения с незамещенной позицией второстепенных членов.
Неполнота и эллипсис. Вопрос о типологии неполных предложений. Ситуативно и контекстуально-неполные предложения как структурно неполные и семантически недостаточные конструкции. Вопрос об эллиптических предложениях как структурно неполных, но семантически достаточных конструкциях. Функции неполных предложений в диалогической и монологической речи.
5.Осложненное предложение. Понятие синтаксического осложнения. Синтаксическое осложнение, связанное с расширением объективного содержания предложения, и синтаксическое осложнение в целях включения фактора говорящего.
Понятие осложняющих категорий; их типология: синтаксическая однородность, синтаксическое обособление, синтаксическое включение. Сопоставительная характеристика осложняющих категорий.
Предложенческий смысл осложняющих категорий. Понятие полупредикативности. Семантическая и структурная многослойность осложненных предложений. Осложненное предложение в отношении к сложному и простому предложениям.
5.1. Предложения с обособленными членами. Понятие синтаксического обособления. Соотношение терминов "обособление" и "выделение". Семантический вес обособленных оборотов, их предложенческий смысл. Языковые средства обособления. Вопрос о классификации обособленных оборотов.
Синтаксические типы обособленных оборотов: обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения; их отличие от необособленных членов предложения. Способы морфологического выражения обособленных членов предложения. Способы связи обособленных оборотов с опорными компонентами.
Семантическая типология обособленных оборотов. Полупредикативные обособленные обороты; субъектно-объектные отношения, выражаемые полупредикативным обособленным оборотом в его взаимодействии с базовым предложением. Понятие второстепенного сказуемого. Синонимические отношения между предложениями с полупредикативными обособленными оборотами и сложными предложениями; понятие "сокращенного придаточного".
Пояснительные обособленные обороты; типы выражаемых ими отношений: отношения тождества, родовидовые отношения включения/ исключения, отношения уточнения.
Сравнительные обособленные обороты. Обособленные обороты, не поддающиеся семантической типизации.
Пунктуация при обособлении. Условия обособления. Общие и частные условия обособления.
5.2. Предложение с однородными членами. Понятие логической и синтаксической однородности; синтаксическая однородность и сочинительная связь.
Вопрос о коммуникативной однородности. Логическая однородность и обобщающее слово. Нарушения логической однородности в стилистическом аспекте.
Внешняя характеристика (по отношению к предложению) однородного ряда: вопрос об однофункциональности/ разнофункциональности однородных рядов.
Внутренняя характеристика однородного ряда: типы
семантических отношений в однородном ряду, способы их выражения
(союзы, интонация, дополнительные средства); открытые и закрытые
однородные ряды, морфологически однотипные и морфологически
разнотипные однородные ряды; распространенные/нераспространенные однородные ряды, способы распространения; разноуровневые, многоуровневые однородные ряды.
Предложения с однородными подлежащими; формы сказуемых при однородных подлежащих. Вопрос о грамматическом статусе предложений с сочиненными сказуемыми, с сочиненными главными членами односоставных предложений.
Предложения с однородными второстепенными членами. Предлоги при однородных второстепенных членах. Однородные и неоднородные согласованные определения.
5.3. Предложения с синтаксическим включением. Понятие синтаксического включения как способа проявления фактора говорящего в структуре предложения.
Типология синтаксически включенных оборотов, их соотносительная характеристика.
Вставные конструкции; понятие "скобочного синтаксиса"; семантико-функциональное назначение вставных конструкций, их структурная характеристика.
Вводные конструкции, их семантико-функциональное назначение, их типовые значения, структурная характеристика.
Обращения, их семантико-функциональное назначение, структурная характеристика.
Междометия, их семантико-функциональное назначение.
6.Сложное предложение. Понятие сложного предложения. Сложное предложение и словосочетание. Сложное предложение и простое предложение. Сложное предложение и текст. Формально-грамматические, смысловые и коммуникативно-функциональные особенности сложного предложения в целом и отдельных его частей. Полипропозитивность и полипредикативность как типичные свойства сложного предложения. Явления асимметрии между формальной и смысловой организацией сложною предложения. Типы отношений между частями сложных предложений, средства их выражения.
Учение о сочинении и подчинении в сложном предложении; их содержательные и формальные характеристики.
Вопрос о классификации сложных предложений в истории синтаксической науки в терминах сочинения и подчинения. Переосмысление сочинения и подчинения в сложном предложении как формальных категорий. Бессоюзие как особый тип связи в системе сложных предложений.
Принципы классификации сложных предложений в современном синтаксисе. Классификация сложных предложений по типам связи:
сложносочиненные и сложноподчиненные, бессоюзные предложения. Сложные предложения минимальной структуры и сложные предложения усложненной структуры.
Вопрос о структурной схеме сложных предложений минимальной структуры. Семантическая и структурная многослойность сложных предложений усложненной структуры.
6.1. Сложносочиненное предложение (ССП). Средства связи компонентов ССП. Типы смысловых отношений в них. ССП открытой и закрытой структуры. Традиционная классификация ССП по типам союзов. Вопрос об объеме и границах сочинительных союзов. Вопрос о градационных, присоединительных и пояснительных союзах. Однозначные и многозначные сочинительные союзы; дополнительные средства связи частей ССП (местоименные слова, частицы, вводные
слова и др.).
Вопрос о границах ССП: сложносочиненное предложение и осложненное предложение; сложносочиненное предложение и бессоюзное предложение. Сложносочиненное предложение и сложноподчиненное предложение. ССП минимальной и усложненной структуры. Семантическая и структурная многослойность и уровни членения ССП усложненной структуры.
6.2. Сложноподчиненное предложение (СПП). Главная и придаточная части. Средства связи частей в СПП. Подчинительные союзы (однозначные и многозначные), союзные слова, соотносительные слова.
Типы смысловых отношений между частями СПП. Направления семантической зависимости частей СПП: прямое семантическое подчинение, обратное (инверсивное) семантическое подчинение; взаимное семантическое подчинение и фразеологизированные схемы СПП со взаимным подчинением частей; отношение семантического равноправия (сопоставления) в СПП. Вопрос о границах СПП. Полевая структура СПП.
Принципы классификации СПП в истории синтаксиса и современной синтаксической науке: логико-грамматический, формально-грамматический, структурно-семантический.
Основные структурно-семантические типы СПП: нерасчлененные (одночленные) и расчлененные (двучленные).
Классификация нерасчленённых СПП, типология придаточных внутри данного типа СПП. Классификация расчленённых СПП, типология придаточных внутри данного типа СПП.
СПП усложненной структуры.
Иерархические линии подчинения придаточных предложений в СПП усложненной структуры: параллельное подчинение (соподчинение) придаточных – однородное и неоднородное; последовательное подчинение придаточных; смешанное подчинение придаточных.
Период как особая стилистическая конструкция в системе сложноподчиненных предложений усложненной структуры с однородным подчинением придаточных.
6.3. Бессоюзные сложные предложения (БСП). Интонация как основное средство связи частей. Типы смысловых отношений в БСП. Вопрос о грамматическом статусе БСП в истории синтаксической науки. Вопрос об объеме БСП; отношение БСП к смежным структурам - сложносочиненным, сложноподчиненным.
Синонимические отношения между БСП и другими типами сложных предложений. Стилистические особенности БСП. Принципы классификации БСП в традиционной грамматике и современном синтаксисе. БСП открытой и закрытой структуры. Дополнительные средства связи частей в бессоюзных предложениях. БСП типизированной и нетипизированной структуры. БСП усложненной структуры. БСП и текст.
6.4. Сложные предложения усложненной структуры с разнотипной связью, их разновидности: с сочинением и подчинением; с сочинением и бессоюзием; с бессоюзием и подчинением; с сочинением, бессоюзием и подчинением. Понятие силы связи и уровня членения таких
предложений.
7.Предложения с прямой речью. Вопрос о грамматическом статусе предложений с прямой речью. Их специфика по сравнению со смежными синтаксическими структурами (бессоюзными сложными предложениями и осложненными предложениями с синтаксическим включением). Правила трансформации прямой речи в косвенную. Несобственно-прямая речь как особый стилистический прием изложения.
8.Синтаксис текста. Текст как: объект синтаксического анализа. Текст как реляционная структура. Типы текстов. Вопрос о единицах текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как единица монологической речи. Диалогическое единство как единица диалогической речи. Абзац как композиционно-стилистическая единица письменной речи, его семантическая структура. Организация текста в семантическом аспекте. Организация текста в конструктивном аспекте; средства связи компонентов текста Организация текста в коммуникативном аспекте; явление парцелляции.
9. Пунктуация. Пунктуация как лингвистическая дисциплина. Пунктуация предложения и пунктуация текста.
Основные типы предложенческих знаков препинания. Пунктуационное оформление предложения. Принципы русской пунктуации: смысловой, интонационный, грамматический. Статическое и динамическое в русской пунктуации. Пунктуация и синтаксическая норма. Пунктуация и интонация. Пунктуация и смысловые отношения в предложении. Функциональный аспект знаков препинания. Обязательные, факультативные, индивидуально-авторские; совмещенные, поглощенные, вариативные знаки препинания. Тенденции в пунктуационном оформлении предложения.
Пунктуационное оформление текста. Текстовые знаки препинания. Тенденции в пунктуационном оформлении текста. Пунктуация текстов разных стилей и жанров.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Изучение курса «Современный русский язык» строится на применении системы лекционных, практических занятий, а также использовании самостоятельной работы студентов с различными словарями и справочниками, регулярном участии в компьютерном тестировании, проведении лингвистического эксперимента и других методических приемов.
Студенты должным быть ориентированы на использование ресурсов Интернет, в том числе портала Института русского языка gramota.ru и др.
Для наиболее эффективной организации учебного процесса преподавателем должны применяться инновационные методы обучения, например, применение компьютерных технологий при проведении лекционных и практических занятий (в частности, презентации и компьютерное тестирование), балльно-рейтинговая система мониторинга и оценки знаний студентов, различные приемы обучения (учебная дискуссия, лингвистический эксперимент, мозговой штурм, деловая игра, тренинги и т.п.).
Для проверки знаний студентов применяются следующие типы и формы контроля: текущий, промежуточный, итоговая государственная аттестация
Данные типы контроля традиционно служат основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и студентом, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. Промежуточный контроль как правило осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплина, так и ее раздела (разделов). Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций. Итоговый контроль служит для проверки результатов обучения в целом. Это своего рода «государственная приемка» выпускника при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. Лишь она позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций. Вот почему в данной работе итоговой аттестации посвящен особый раздел.
К видам контроля можно отнести: устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем и др. Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля, так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).
К формам контроля относятся: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, тест, контрольная работа, курсовая работа, выпускная квалификационная работа.
Устный опрос (УО) может использоваться как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций (как и качества их формирования) в рамках самых разных форм контроля, таких как: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен.
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Устный опрос обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, т.к. при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения студентом. Воспитательная функция устного опроса имеет ряд важных аспектов: нравственный (честная сдача экзамена), дисциплинирующий (систематизация материала при ответе), дидактический (лучшее запоминание материала при интеллектуальной концентрации), эмоциональный (радость от успешного прохождения собеседования) и др. Обучающая функция устного опроса состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену. Устный опрос обладает также мотивирующей функцией: правильно организованные собеседование, коллоквиум, зачёт и экзамен могут стимулировать учебную деятельность студента, его участие в научной работе.
Собеседование – специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.
Зачет и экзамен представляют собой формы периодической отчетности студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению ВПО. Зачеты служат формой проверки качества выполнения студентами лабораторных работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, успешного прохождения производственной и преддипломной практик и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой. Оценка, выставляемая за зачет, может быть как квалитативного типа (по шкале наименований «зачтено» / «не зачтено»), так и квантитативного (т.н. дифференцированный зачет с выставлением отметки по шкале порядка – «отлично», «хорошо» и т.д.).
Экзамен по дисциплине (модулю) служит для оценки работы студента в течение семестра (года, всего срока обучения и др.) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретение навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. По итогам экзамена, как правило, выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Письменные работы могут включать: тесты, контрольные работы, рефераты, курсовые работы и др. формы.
Тест являетсяпростейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10-30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии; частота тестирования определяется преподавателем.
Контрольная работа является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам циклов ГСЭ, МЭН и профессионального. Контрольная работа как правило состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной при каждой текущей и промежуточной аттестации.
Курсовая работа – более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин и выработку соответствующих профессиональных компетенций. Объем курсовой работы может достигать 10-20 страниц; время, отводимое на ее написание – от 1-2 месяцев до семестра. В зависимости от объема времени, отводимого на выполнение задания, курсовая работа может иметь различную творческую направленность.
При написании курсовой работы студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, показать умение делать обобщения и выводы. Курсовая работа должна состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор кратко обосновывает актуальность темы, структуру работы и даёт обзор использованной литературы. В основной части раскрывается сущность выбранной темы; основная часть может состоять из двух или более глав (разделов); в конце каждого раздела делаются краткие выводы. В заключении подводится итог выполненной работы и делаются общие выводы. В списке использованной литературы указываются все публикации, которыми пользовался автор.