Правописание непроизносимых согласных.
Вспомните способы проверки непроизносимых согласных в корне слова и запишите примеры в левой части тетради, выделите орфограмму, непроизносимые согласные напишите другим цветом или увеличьте размер буквы. Правую сторону тетради ребенок заполняет самостоятельно, придумывает свои примеры, конструирует условные обозначения для запоминания материала, рисует. Такое разделение может показаться странным, если вы не знакомы с “ключами глазного доступа”.
Затем правило закрепляется в игре с мячом. Замечено, когда ребенок играет в мяч на занятиях, закрепление материала происходит гораздо быстрее. В данном случае вы называете слово с непроизносимой согласной в корне и бросаете ребенку мяч, а он должен поймать мяч, назвать непроизносимую букву и подобрать проверочное слово. Когда человеку бросают мяч, он впадает в краткое состояние, подобное конфузионному трансу. Его сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика. В этот момент его бессознательное занято решением вопроса - проверкой слова. Вот примерный ряд слов для игры: неизвестный, честный, радостный, окрестный, постный, местность, властный, сердце, лестный, солнце, частный, участник, словесник, доблестный, корыстный, бесстрастный. Список можно легко продолжить.
Работа с текстами. Уточним, что часть упражнений на ВСЕХ листах рекомендуется комментировать вслух по очереди, чтобы каждый участник проговаривал примеры и проверочные слова или объяснял правило. После проверки ученикам предлагается выписать на обратную сторону листа слова, в которых они сделали ошибки.
Следующий этап работы - визуальное запоминание этих слов в парах.
Но перед этим дайте ученикам листы со “Стратегией орфографии” и объясните, как ими пользоваться. ( Лист “Стратегия орфографии” см. в приложении). После того как работа выполнена, предложите записать собственные примеры ребят в правую часть тетради и выделить орфограмму. Хотим отметить, что выделение орфограмм - необходимая часть выполняемых заданий. Графическое обозначение правила поможет зрительному запоминанию правописания, а повторенное затем учеником на уроке в своей школе принесет немалое удовольствие учителю.
Аналогично на этом же занятии проводится работа над орфограммой “Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова”. Перед изучением темы мы обычно вспоминаем какие согласные являются звонкими, а какие глухими (пары по глухости-звонкости: б-п, д-т, з-с, г-к, в-ф, ж-ш, не имеют пар звонкие р, л, м, н, й и глухие ч, щ, х, ц). Для развития визуальной памяти используйте упражнение “Оживление”. Чтобы запомнить список из 20 слов, ученики должны нарисовать в воображении мультфильм, героями которого станут названные предметы или существа. Можно предложить для запоминания следующие слова: трамвай, ворона, небо, окно, билет, гитара, сачок, винтовка, сундук, апельсин, дискета, пейзаж, муха, компьютер, кружка, скрипка, сережки, книжка, лампа, еж. Чтобы закрепить правило, поиграйте в игру с хлопками. Вы называете слова, содержащие изученную орфограмму, а ученики хлопают в ладоши, если в слове есть звонкая согласная. Если кто-то ошибается, он должен встать, назвать проверочное слово и привести свой пример на это правило.
Затем выполняется работа с текстами на листах. После проверки ученики выписывают слова, в которых они допустили ошибки и запоминают их правописание с помощью “Стратегии орфографии”. Завершается занятие трансовым упражнением на создание чувства уверенности. Текст звучит на фоне специально записанной музыки со звуками океанских волн.
Текст упражнения.
Сейчас, когда вы слушаете шум волн, все, что вам нужно сделать, это устроиться удобно, так, чтобы почувствовать свое тело в комфорте. Просто почувствуйте, удобно ли вашим рукам и ногам? Удобно ли вашей спине и голове? Вы отправитесь в приятное путешествие и сможете легко вернуться обратно, как только вы этого захотите. В вашем воображении возникает образ моря и совершенно неважно, туманное ли это утро на море или солнечный день. Возможно, это знакомая вам и приятная картина. И вы можете выбирать. И так приятно дать свободу образам и чувствам. И я не знаю, какого цвета море, может быть, оно темно-зеленое или какое-то другое, совсем особенное. И вы можете вдохнуть свежий морской воздух, почувствовать свое дыхание.
Мой голос будет сопровождать вас, и вы можете превратить его во все, что захочется. И образы, которые возникают из вашего внутреннего мира, особенные, необычные. И вы можете любоваться и наслаждаться ими. Очень приятно быть свободным, как свободной может чувствовать себя птица, парящая над этим морем, которая может лететь, куда захочет. И так свободно чувствует себя вода, которая может быть частью великого океана и в то же время каждая капелька движется и живет сама по себе.
И вы можете удивиться тому, что вы учитесь, учитесь быть такими же свободными. Может быть, на волнах моря качается маленький поплавок, который уплыл в море. Он движется туда, куда несут его ветер и течения. Большая волна может на некоторое время накрыть его и тогда он погружается в море, и через некоторое время он вновь выныривает на поверхность. И вы можете ощутить эти толчки и выныривания. И может быть, вы ощущаете движение волн... тепло солнца... капли дождя... Волны проходят одна за другой. И так происходит всегда, когда возникает что-то новое, иное, и одно сменяется другим.
И так, как на смену зиме всегда приходит весна, так и внутри нас сменяют друг друга чувства и мысли, меняются внутренние состояния. И обретая внутреннюю силу и спокойствие, вы можешь привнести эту силу в ваш реальный сегодняшний день. Вы становитесь сильнее, как становится сильнее вода, когда множество волн образуют море, которое свободно. Морские волны имеют возможность двигаться туда, куда им захочется. Бывает иногда, что волны встречают на своем пути скалы. И волны выбирают: остановиться и покатиться назад, встретившись со скалой, или расступиться и обойти скалу, снова соединиться и идти дальше, становясь еще сильнее. Эти волны учатся обретать силу, обходить любые препятствия, которые встречаются на пути. Волны могут стать сильнее и выше. И вы можете удивиться, как легко учиться быть свободным, сильным и уверенным, как легко знать, что вы способны на это. И вы можете чувствовать что-то новое, что-то важное. И вы возьмете столько времени, сколько вам понадобится, чтобы понять это новое и важное.
Когда вы вернетесь из этого путешествия, время будет течь, как обычно, и вы будете чувствовать себя легко и приятно. И может быть, вы понимаете, что значит быть сильнее, а может быть, не понимаете пока этого, и это неважно. Новый опыт и новые возможности легко приходят к вам и остаются с вами. И еще немного вы можете побыть внутри этих образов, а затем возвращайтесь. Когда мелодия закончится, вы вернетесь в реальный сегодняшний день, сохраняя то новое и важное, что возникло, пока звучала музыка.
День 2.
В начале первого дня вы уже установили якорь на успешное обучение, теперь, включая знакомую музыку или хлопая в ладоши, вы вызываете нужное вам состояние и закрепляете его. Затем вы можете рассказать метафору о возможностях человека.
Давным-давно люди мечтали научиться летать. Они думали о том, как этому можно научиться, смотрели на птиц, парящих высоко в небе, и им казалось, что они тоже смогут сделать это, но они не знали, как именно. Прошло много лет, и в течение этого долгого времени люди совершали попытки полета: они создавали крылья и придумывали аппараты, которые должны были поднять их в воздух. Но ничего не получалось: все попытки не имели успеха, крылья и хитроумные аппараты поднимали в воздух лишь на несколько мгновений. И все же люди надеялись, что когда-нибудь смогут научиться летать легко и быстро как птицы. И вы можете удивиться - чудо произошло. В начале двадцатого века были сделаны изобретения, которые помогли людям научиться летать. Сейчас никто не удивляется тому, что самолеты, созданные людьми, переносят их в любую точку земного шара легко и быстро.
Но еще в середине нашего века многие не верили в возможность полетов в безвоздушном пространстве. И прошло еще некоторое время, и первые люди совершили полет на Луну. Так раздвигались границы возможностей человека, и мы еще не знаем, какие наши мечты могут осуществиться и как это произойдет.
Следующий этап занятия - заполнение мотивирующей анкеты. Попросите участников группы заполнить анкеты, подбирая не менее пяти вариантов ответов на каждый вопрос. Если возникнут вопросы, честно скажите, что анкеты останутся у владельцев и являются их личной собственностью.
Вопросы анкеты.
1. Как вы думаете, каковы цели ваших занятий в группе?
2. Как вы узнаете, что вы достигли своих целей? (Что вы будете видеть, слышать и чувствовать)
3. Какие способности и возможности вы будете использовать для достижения своих целей?
4. Как вы будете отвечать на затруднения, которые могут вам встретиться?
После заполнения анкеты предложите упражнение на развитие внутренней визуализации в позитивном контексте. Попросите участников представить своих домашних животных или симпатичных домашних любимцев их приятелей. Дайте им (не приятелям, а животным, конечно) какую-нибудь команду и посмотрите, как они ее выполняют. Поделитесь впечатлениями.
Следующее упражнение - повторение изученного на прошлом занятии. Вы можете провести его в игровой форме. Условия проведения следующие: преподаватель читает слова, в некоторых из них необходимо писать непроизносимую согласную, в других нет. Если в слове есть непроизносимая согласная, участники должны хлопнуть в ладоши, тот, кто ошибся, встает и называет проверочное слово. Примерный список слов: бескорыстный, вирусный, возрастной, жалостный, бессловесный, живописный, искусный, лестный, ненавистный, ненастный, небесный, поверхностный, поздний, тягостный, страстный, прелестный, прекрасный, редкостный, тяжеловесный, ужасный, хлестнуть, свистнуть, целостный, частный, яростный, вкусный, сверстник, ровесник.
Затем предлагается работа с текстом. Есть еще один способ, который мы хотим дать вам в качестве дополнения к стратегии орфографии. Каждый участник группы выписывает слова, в которых он сделал ошибку, на отдельную карточку (естественно, после того, как вы проверили тексты), цветной ручкой выделяет орфограмму и букву, вызвавшую его сомнения. Слова, записанные на карточках, можно учить даже в метро или автобусе по дороге на занятия. Кстати, разложите такие карточки перед собой рубашкой вверх, и вы удивитесь, как много вариантов азартных игр по аналогии с карточными, придет вам в голову. Например, участники могут вытягивать у своего соперника любую карточку и проверять, знает ли он, как правильно пишется это слово. За правильный ответ начисляются очки. Конечно, те, кому понравился этот способ, придумают свои игры, помогающие научиться грамотно писать.
Следующее упражнение широко известно как упражнение, способствующее развитию памяти. Добавим лишь, что оно развивает не только память, но и умение внутренней визуализации.
Упражнение “Муха”.Начать можно с самой простого рисунка, затем перейти к более сложным. Инструкция для участников: мы дрессируем муху. Она двигается по команде вверх, вниз, вправо, влево на одну клетку. Участники играют с закрытыми глазами, команды подаются по очереди. Играющие должны быть внимательны, не допуская выхода мухи за пределы игрового поля.
Теперь, когда участники находятся в области приятных переживаний, пора переходить к следующему шагу. Тема второго занятия “Правописание приставок на согласную”. Еще раз вспомните, какие согласные называются глухими, какие звонкими, повторите пары по глухости-звонкости. Если вы хотите, чтобы участники визуально лучше запомнили звонкие согласные, повесьте в кабинете слева вверху плакат, с нарисованными звонкими согласными, а перед каждой буквой нарисуйте яркий звонок-колокольчик. Пусть участники, используя внутреннюю визуализацию, запомнят эти согласные. Через некоторое время плакат можно убрать.
Одна из возможностей оживить повторение - игра с мячом. Вы называете согласную букву и бросаете мяч любому участнику группы. Он должен поймать мяч и назвать парную букву или ответить, что пары нет (если так оно и есть). Затем на доске записываются в два столбика приставки на з и с:
-З (перед звонкими д, з, б, н, г, в, м, ж) | -С (перед глухими) |
без- раз- из- | бес- рас- ис- |
и так далее. Общая схема, записанная слева на доске (вы помните Ключи глазного доступа?):
...СС...
Можно дополнить схемой с двумя приставками.
Запишите несколько примеров: след - беССледно, клич - воСКликнуть, край -беСКрайний. Схема запоминается с использованием стратегии орфографии. Затем запишите слова-исключения: здесь, здание, здоровье, здравствуйте, сделать, сбить и т.п. Эти слова полезно записать на карточки и в тетради и запомнить, используя ту же волшебную стратегию.
Если вы хотите закрепить изученное, сначала проведите игру-соревнование, а после раздайте листы с текстами. Во время игры участники делятся на две команды. Каждая команда получает один лист бумаги. Члены команд по очереди записывают на своих листах попеременно слова с приставками на з и с. Команда, закончившая писать первой, получает дополнительный балл за скорость. Кстати, интересно бывает посмотреть, какую тактику выбирают команды: написать все слова как можно быстрее или работать медленно, но внимательно. После того, как вы проверили работы, подвели итоги и поздравили победителей, переходите к работе с текстами. Вы еще не забыли, как работать индивидуально с теми, кто сделал ошибки?
Трудно поверить, но для того, чтобы что-нибудь хорошо запомнить, нужно постараться как можно дольше не думать об этом. Помните, как Ходжа Насреддин, великий восточный мудрец, а может быть, жулик (ибо кто сможет определить границу между ними), велел эмиру бухарскому не думать о белой обезьяне? У эмира и его визирей ровным счетом ничего не получилось. Но они, как гласит легенда, не отличались умом и сообразительностью. Вы-то, конечно, знаете тайну - чтобы не думать о белой обезьяне, нужно думать, например, о зеленой...
Подождите, не торопитесь открывать эту тайну вашим ученикам. Попросите их сначала посмотреть на записанные на доске приставки на -з и -с, потом пусть они закроют глаза и постараются не думать о приставках без- и бес-, раз- и рас-, из- и ис-... Вы действительно уже не думаете, как пишутся эти приставки? И если вам уже надоело думать об этих приставках, вспомните, что к великой радости школьников, существуют приставки, которые всегда и везде пишутся одинаково. Это все остальные приставки, кроме приставок на з- и с- (вы уже перестали о них думать?). Их можно записать на доске и в тетради: об-, от-, под-, пред-, над-, в-, с- и другие. Теперь, если вам надоест думать о приставках на з- и с- (мне-то давно надоело говорить о них), можете начать думать о других приставках, не подчиняющихся этому правилу.
Кстати, почти в каждом классе есть так называемый “полярный ответчик”. Что бы вы ни говорили, он всегда делает все наоборот. Попросите выделять правила зеленой ручкой - даже если у него есть зеленая ручка, будьте уверены, он подчеркнет в лучшем случае карандашом. Скажите, что сегодня не станете собирать тетради, и после занятий вы обнаружите на своем столе его тетрадку. Объявите, что завтра отменяются дополнительные занятия, и он обязательно постучит в дверь вашего кабинета ровно в 15.00. Полезно знать об этом замечательном качестве и использовать его в мирных целях.
В качестве закрепления можно использовать одно из двух упражнений ( а если есть время, то оба): из любых книг, которые есть под рукой, кроме учебников по русскому языку, предложите выписать 10 слов с приставками, выделить орфограммы или попросите участников по очереди показывать какое-нибудь слово (“инсценировать” значение), в котором содержится орфограмма на изученное правило, а остальные должны угадать это слово, записать его и см. выше.
Затем снова предлагается работа с текстами.
Завершается занятие небольшой орфографической темой, связанной с правописанием приставок “Буквы и-ы после приставок на согласную”. На доске слева записывается пример: раз- + искать= разЫскать, пред- + история = предЫстория. Почему изменилась гласная в корне слова? Вам обязательно подскажут участники группы, что дело здесь во влиянии приставки на согласную. Еще раз проговорите правило вслух. Уточните приставки-исключения, которые не меняют И на Ы: дез-, сверх-, контр-, меж. Выполните работу с текстом. Если вы боитесь, что тема будет плохо усвоена, так как находится в конце занятия, дайте себе возможность поволноваться вволю, а потом вспомните об “эффекте края”. В памяти всегда остается та информация, которая была предъявлена в начале и в конце занятия, “с краю”.
И последнее упражнение - мини-диктант. Вы диктуете слово, участники группы придумывают подходящее по смыслу словосочетание, записывают, выделяют орфограммы. Работу можно проводить на отдельных листочках. Примерный список слов: безбрежное (море), бескрайний (простор), сдвинуть (), сделать (), исследовать (), подтвердить (), () рассвет, подыскивать (), разыграть (), здесь (), рассмешить (), избежать (), межинститутский ().
Проверив работы и выявив ошибки, попросите каждого участника по кругу оценить, что он сегодня сделал хорошо, а затем снова по кругу назвать то, что он мог бы сделать лучше.
День 3.
Как мы уже говорили, оптимальное начало занятий - это позитивное якорение и успешная мотивация на обучение. Позитивный якорь на начало занятий (музыка или ритмические хлопки) является необходимой и важной частью обучения. Для подтверждения мотивации задайте своим ученикам несколько вопросов (задавая вопросы, поднимайте сами то правую руку, то левую, а то и обе руки, и вы увидите, насколько легче ученикам поднимать руки вместе с вами). Вопросы мы обычно задаем такие: Поднимите руку, кто хочет улучшить свое внимание? Спасибо. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хотел бы развить свою память? Спасибо. Есть ли здесь те, кто хочет познакомиться в ходе занятий с новыми людьми? Хорошо. А кто из вас пришел сюда, чтобы улучшить свою грамотность? Отлично. Приятно, что многие из вас хотят получить позитивные изменения.
Теперь, когда мы освоили правописание приставок на -з и -с (помните, как можно не думать об их правописании? Совершенно верно, нужно думать о правописании других приставок), мы готовы продолжать путешествие. Эта часть нашего путешествия связана с правописанием приставок пре- и при-. Но прежде чем действительно начать, проверим, насколько готово наше внимание к новым приключениям. Давайте выполним упражнение на развитие внимания. Вы получите листы с напечатанными буквами. Вам нужно за определенное время вычеркнуть на листах все буквы Е и подчеркнуть буквы И. По команде вы начнете работу и по команде закончите ее.
Вы, конечно, уже догадались, что здесь используется вариант психологического теста на определение объема и переключения внимания “Корректурная проба”. Коэффициент внимания подсчитывается следующим образом: количество проверенных строчек делится на число ошибок (если ошибок нет, знаменатель равен единице). Это упражнение мы рекомендуем проводить довольно часто, с интервалом в одно занятие, оно дает возможность развить не только внимание, но и орфографическую зоркость. Для этого вместо листов с напечатанными буквами раздайте листы с любыми текстами (можно вырвать из старых книг). Задание то же.
Теперь предложите участникам записать в тетрадях сначала 10 слов с приставками на -з и -с, чередуя слова с этими приставками, а затем еще по 3 слова с другими приставками (кроме при- и пре-). Пусть они выделят орфограмму и обменяются тетрадями. Проверяющий аккуратно исправляет ошибки (если они есть) цветной ручкой. Его задача - быть сверхвнимательным. Затем работы просматривает ведущий и подводит итоги. Сделайте это деликатно - вы можете быть уверены, что в каждой работе найдется что-то достойное положительной оценки. Если, прочтя предыдущие страницы, вы согласны хотя бы с последним утверждением... то мы вместе сделали отличный прыжок!
Пришло, наконец, время переходить к новой теме. В левой части доски выполните следующую запись:
ПРИ- | |
ПРИближение ПРИсоединение близость неполное действие | ПРИбежать ПРИклеить ПРИморский ПРИгореть |
Проговорите часть правила, связанную с правописанием приставки ПРИ-. Приставка ПРИ- пишется, если слово обозначает ПРИближение, ПРИсоединение, близость или неполное действие. Попросите привести каждого по одному-два примера на каждое значение (удобно сделать это в игре с мячом). Как можно приблизиться к чему-либо? Например, как можно попасть в помещение, в котором идут занятия? Придумайте как можно больше необычных способов, используя слова с приставкой при-. Например, пригнувшись, перебегу из соседней аудитории, прискачу на одной ножке с первого этажа ( надеюсь, вы занимаетесь не на десятом этаже?), приеду на велосипеде... Милтон Эриксон, к опыту которого обращались создатели НЛП Гриндер и Бендлер, знал один простой способ как попасть из одной комнаты в другую. “Сначала, - говорил он, - я позвоню в аэропорт и закажу билет на самолет до острова Бали. Затем вызову к подъезду автомобиль, спущусь вниз, приеду в аэропорт, прилечу на Бали, там закажу еще один билет с пересадкой где-нибудь в Бонне, затем вернусь на такси к нашему дому и войду через черный ход”. Не очень-то много слов с приставкой при- ( у Эриксона не было такой дополнительной задачи), а сколько впечатлений! Это тоже называется расширить карту.
Затем на доске под диктовку записываются словосочетания, содержащие слова на эту часть правила: прибалтийские страны, приворотное зелье, привлекательный вид, прижать к стенке, приморский курорт, симпатичное привидение, примерять наряд, прикрыть дверь. Обычно количество словосочетаний равно числу участников (конечно, если их не 30 человек). Нужно объяснить значение слова, вставить пропущенную букву и обозначить орфограмму.
Теперь запишите на доске вторую часть правила.
ПРЕ- | |
=очень =пере | ПРЕлесТный ПРЕрвать |
Приставка ПРЕ- пишется, если она имеет значение приставки ПЕРЕ- или близка по значению к слову ОЧЕНЬ.
Предложите учащимся записать на доске и в тетрадях слова с приставкой ПРЕ-, объясняя значение: превосходный ответ, превышать размер, преданья старины глубокой, преградить дорогу, преступить закон, преступник, превратности судьбы (перевернутый), прекратить писать.
Если когда-то вы сочиняли сказки, то, наверное хорошо помните их. Пусть ваши ученики придумают начало сказки, используя слова с изученными орфограммами. Вот какой вариант отрывка сказки пятиклассницы приведен в сборнике Г.Семеновой “Типичные ошибки старшеклассников” часть1: “Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка. Смотрит Иванушка - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойненько на месте лежит. Хотел прилечь Иванушка, только прикоснулся к траве, а трава в росе, привскочил Иванушка. Присел на придорожный камень. Притомился он от дальней дороги. Призадумался. А Иванушка был прехорошенький. Не страшны ему никакие преграды”. Позвольте себе и своим ученикам получить удовольствие от этой работы, может быть, и вы сами захотите попробовать свои силы. Трудно представить, какой энтузиазм вызовет ваша сказка у членов группы!
Затем выполняется работа с текстами.
После того, как проверены тексты, можно переходить к таблице, приведенной на тех же листах. Перед этим запишите на доске слова из таблицы с пропущенными в приставке буквами без объяснения их значения и получите от участников разъяснения по поводу их понимания лексического значения этих слов. Если есть необходимость, подкорректируйте. Одновременно вписывается буква в приставку и краткое значение.
РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА: | |
прЕдать (выдать кого-либо, передать врагу) прЕступить (переступить через что-то) прЕбывать (находиться) за границей прЕемник (продолжатель, последователь) прЕзирать (считать недостойным) | прИдать (добавить) вид прИступить (начать) прИбывать (приезжать) в столицу прИемник (устройство) прИзреть (приютить) сироту |
Мы верим, что ситуации, в которых человек был очень эмоционален, остаются в памяти благодаря какому-то удивительному механизму. Что для вас проще: запомнить слово “пчела”, просто прочитав его в книге, или представив внутренний образ роя пчел, кружащихся над вашей головой? Помогите вашим ученикам создавать яркие сенсорные образы, вызывающие эмоциональный отклик, и вы поразитесь результатам. Это связано с более полным использованием сенсорных возможностей.
Теперь участники группы самостоятельно придумывают предложения, содержащие перечисленные слова, стараясь сделать эти предложения максимально эмоциональными и связанными с сенсорными переживаниями (оптимальный вариант - сензитивное переживание, т.е. включающее визуальный образ, звуки и кинестетические ощущения).
Мы могли бы добавить, что правописание приставок пре- и при- является одной из самых трудных в курсе орфографии. Можно высказать следующее предположение: работая с орфографическими правилами (в частности, и с этим), ученики реагируют на собственное мнение, весьма часто поддерживаемое учителем, что эта тема - одна из сложнейших и у них не хватит сил на ее усвоение. Это мнение еще больше укрепляется после нескольких сделанных ошибок. В любое взаимоотношение каждый человек привносит ряд своих систем веры или карт. Вероятно, в картах многих учеников большими красными буквами написано: “Я не могу грамотно писать!” Часто в карту добавляется еще одно магическое слово: “НЕ смогу писать грамотно НИКОГДА!” Если вы знакомы с эриксоновским гипнозом, то вы понимаете, что это прекрасный пример гипнотического воздействия Милтон-модели.
Перед метафорой задайте излюбленный вопрос энэлперов: “Как ты понимаешь, что до настоящего момента не мог писать грамотно?”