Методические рекомендации для преподавателей
Основными формами учебной деятельности при проведении курса «История языка и письменности в мировой культуре» являются лекции и практические занятия. В ходе лекционных занятий студентам преподносятся основные теоретические сведения, базовые понятия, освещаются концептуальные положения курса, дается ориентация на учебную и справочную литературу и методы наиболее эффективной самостоятельной работы с источниками.
Дисциплина «История языка и письменности в мировой культуре» имеет комплексный характер, сочетая в себе знания лингвистики, истории, теории информации, культурологии. Междисциплинарный характер курса имеет и свои плюсы, и свои минусы. Сложность заключается в необходимости применения разных видов знания и навыков. Если информация в ходе изучения различных дисциплин не систематизируется своевременно студентом, то этот последний не способен извлекать нужные сведения в определенный момент. Положительным моментом является прикладной характер изучаемой дисциплины. Получаемые знания могут сразу применяться студентом в его профессиональной деятельности.
Задача преподавателя - не только дать определенные теоретические знания студентам, но и с помощью различных упражнений закрепить эти знания, определенные навыки, выработать умение использовать теоретические знания на практике. Особое внимание следует уделить следующим положениям:
- осознанию принципов русской графии и русского правописания;
- совершенствованию (либо формированию) автоматических навыков правописания;
- формированию навыков транслитерации в соответствии с ГОСТ 7.79-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила транслитерации кирилловского письма латинским алфавитом».
Всему этому способствуют представленные в учебно-методическом комплексе учебно-методические материалы практических занятий, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы по темам.
Студентов, не пропускавших аудиторные занятия и проявивших себя наиболее активно на практических занятиях, рекомендуется поощрять. В качестве поощрения можно использовать автоматический экзамен.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К экзамену
1. Вопрос о происхождении языка в современной науке.
2. История формирования русского национального языка.
3. Русский язык и языки мира.
4. Языковая ситуация в Республике Башкортостан.
5. Сущность письма, его отношение к языку и мышлению.
6. Письмо как знаковая система. Виды знаковых систем.
7. Возникновение письма. Эволюция письменности.
8. Пиктографическое письмо, его особенности.
9. Иероглифическое письмо, его особенности.
10. Фонографическое письмо, его особенности.
11. Виды фонографического письма: консонантное, слоговое, буквенно-звуковое.
12. Графика как наука о письме. Виды письменных знаков.
13. Латинский алфавит. Его особенности.
14. Греческий алфавит и его особенности.
15. Деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской азбуки.
16. Кириллица и глаголица: сравнительная характеристика.
17. История русского алфавита.
18. Русский алфавит и его принципы – фонематический и слоговой.
19. Системы письма народов современной России. История башкирского алфавита.
20. Русская орфография. Орфограмма и орфографическое правило.
21. Морфологический принцип русской орфографии.
22. Исторический (традиционный) принцип русской орфографии.
23. Фонетический и идеографический принципы русской орфографии.
24. История русской орфографии и перспективы ее совершенствования.
25. Принципы русской пунктуации.
26. Своды орфографических правил. Справочные пособия и словари по русскому правописанию.
27. Транскрипция и транслитерация как элементы современной письменной культуры.
28. ГОСТ 7.79-2000«Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила транслитерации кирилловского письма латинским алфавитом».