Значение римского права определяется егоогром­ным влиянием не только на последующее развитие права, но и наразвитие культуры в целом

Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отно­шений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.).

Ф.Энгельс говорил даже, что «римское право являет­ся настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позд­нейшие законодательства не могли внести в него ника­ких существенных улучшений»'.

Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и тор­говля средневековой Европы потребовали более совер­шенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел интереснейший процесс — рецепция римского права.

Войдя через рецепцию в практику средневековых го­сударств, римское право пропитало собой затем и после­дующие кодификации гражданского права.

3. Соками римского права пропитана и теория граж­данского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования. Конечно, в ряде случаев современное гражданское право успешно обходится без заимствования терминов, возникших в римском праве (например, в Гражданском кодексе Рос­сийской Федерации вместо римского термина «цессия права» употреблен без всякого ущерба для дела термин «уступка права»). Но во многих правовых системах рим-

' Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-еизд. Т. 21. С. 412.14

ские термины и понятия сохраняются, и потому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл.

4. Далее, римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении на­выков четко отграничивать и формулировать юридиче­ские категории.

Овладение же юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного приме­нения закона. Законы должны излагаться не только по­нятным для всякого языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Необходимо, чтобы формулировки закона охватили все те отношения, кото­рые законодатель желал урегулировать, но в то же время, чтобы редакция закона не давала повода применять его к таким отношениям, на которые законодатель не имел в виду распространять его действие. Закон есть общая норма, а общее должно охватить все богатство отдельно­го. Реализация всех этих требований, предъявляемых за­конодателю, предполагает владение высокой юридиче­ской техникой.

Равным образом и применяющий закон, делающий из общих норм выводы для отдельных конкретных случа­ев жизни, также должен обладать развитой юридической техникой. Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фак­тический состав конкретного жизненного случая и в ко­нечном итоге сделать правильный вывод.

Римское право, отличающееся точностью и чеканно­стью формулировок, представляет собой блестящий об­разец такого подхода.


Наши рекомендации