Александра Федоровна
Много лет музейной смотрительницей Михайловского работала простая крестьянская женщина Александра Федоровна Федорова. Не получив специального образования, она все же была настоящим музейным работником. Даже грамоту она освоила, лишь когда устроилась туда работать, когда осознала, что хранить пушкинский дом — значит не только сберегать его, ценить, любить, но и понимать его и экскурсантов.
Многими достоинствами обладала Александра Федоровна Под ее руками все преображалось, оживало. Она тщательно заботилась об усадьбе и всегда знала, где, что и как. Она общалась просто и наполняла сердца радостью, а когда кто-нибудь из посетителей по забывчивости нарушал музейные правила, она тут же замечала и укоряла виновника.
По утрам, когда в музее порядок, она, как русская крестьянка, са~ дилась у окна самой памятной комнаты — кабинета — и принималась за рукоделие. И посетители невольно сравнивали ее с няней Пушкина, Ариной Родионовой. Справедливо, ведь она действительно любила Пушкина и его вещи особой материнской любовью.
Информация о том, что в понедельник дом Пушкина закрыт для генеральной уборки, была пропечатана во всех справочриках, но даже в этот день кто-нибудь стучался в двери. И если люди добрые, старушка согрешит и впустит, только скажет разуться.
Она обладала даром останавливать время. Не являясь заг, 'сным экскурсоводом, она провожала людей по комнатам и нараспев сказывала великолепную народную сказку о жизни Пушкина, о том, что его сейчас здесь нет, но он все видит и знает — кто и зачем пришел сюда. Она говорила, что Пушкин любил все, в чем горит жизнь, что это можно сразу увидеть в его произведениях. По ее мнению, творения Пушкина охраняют людей и очищают душу, и люди приходят в его дом, как в храм. И если тебе нужен искренний советчик, иди к Пушкину, и все ответы ты получишь в его книгах...
Напишите о своем отношении к высказыванию музейной смотрительницы Александры Федоровны. <>.. иди к Пушкину, он у камсе т па истинного друга, даст верный совет...»
Пушкин хорошо разбирался в психологии, и на страницах его произведений мы видим множество характеров, отвечающих действительности. Да, если хорошо подумать и сформулировать вопрос, то, читая Пушкина, можно найти типовую ситуацию и, осмыслив ее, сделать для себя выводы.
Но в то же время слишком большой временной отрезок отделяет меня от Пушкина, нравы изменились, и теперь его трафарет образов перестал быть актуальным.
Я не выступаю против мнения Александры Федоровны. Если она так говорит, значит, для себя нашла в Пушкине именного такого истинного друга, дающего ей посредством книг ценные советы.
№73
I
Я стоял на вершине пологого холма и смотрел на раскинувшуюся передо мною и пестревшую то золотым, то посеребренным морем спелую рожь. Великая гроза назревала на нем, и не было видно ни зыби, ни струящегося душного воздуха.
Я еще был тускло освещен солнцем, но за рожью, не совсем далеко, уже лежала туча — темно-синяя грузная громада. Она занимала половину небосклона.
Постепенно все притихло, изнывая под блеском последних солнечных лучей. Исчезли птииы, и даже воробьи. Лишь одинокий крупный лист лопуха своим шептанием и хлопаньем продолжал нарушать общее безмолвие.
Как сильно пахнет полынь на межах! От вида синей громады на душе стало смутно, хотелось прекратить это тоскливое томленье. Скорей же, скорей! Сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Пролейся, злая туча!
Но туча никак не реагировала на мои просьбы, лишь пухла и темнела, продолжая давить притихшую землю.
Но вот одноцветная синева разбавилась белым платочком, ровно и плавно мелькавшим — то был голубь, он летел со стороны деревни. . .и вот уже исчез за лесом.
Несколько мгновений стояла та же жестокая тишь, но глядь — уже два снежных комочка летят назад: домой стремятся два белых голубя.
И вот, наконец, вступила в свои права буря, и пошла потеха! Я едва добежал домой, а в это время ветер визжал и метался как бешеный, разорванные облака обгоняли друг друга, а ливень нещадно хлестал землю, молнии слепили огнистой зеленью, раздавались пушечные удары грома, запахло серой, все смешалось и закрутилось...
А в это время под навесом крыши, на самом краю слухового окна, прижавшись друг к другу, сидели два белых голубя — тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел, а может и спас. Оба нахохлились и чувствуют своим крылом крыло соседа.
Хорошо им! Глядя на них, стало хорошо и мне, хотя я был один, впрочем, как всегда.
Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение в прозе И. С. Тургенева?
Это стихотворение в прозе вызвало во мне восторг. Картины, описываемые И.С. Тургеневым, оживали на глазах, и вот я увидела это солнце, эту темно-синюю тучу. Вместе с автором я ждала начала бури, томилась и изнывала. Но вокруг установилось безмолвие.
И я увидела его, сначала одного, а потом двоих, они летели в деревню. Но не они занимали мое воображение. Мне интересно было проследить потеху бури. И вот она визжит передо мной, беснуется, и мчатся рваные облака, а я уже лечу среди них, меня не пугает дождь, не слепит молния, не душит гром, тэк как я сама буря, я растворилась в ней. Буря — это моя душа!
№73
II
Я стоял на вершине пологого холма, а передо мной морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Штиль был на море, но назревала гроза.
Горячо и тускло освещало солнце, но уже недалеко была темно-синяя туча, закрывшая половину небосклона.
В природе воцарилось безмолвие. Исчезли птицы. Лишь шепот и хлопанье лопуха нарушали всеобщее ожидание.
Я глядел на эту синюю громаду, и на душе стало смутно. И я ожидал, и тоскливо томился.
Но туча не внимала мне, она готовилась к удару: пухла и темнела.
И вот в монотонной синеве появилась прореха — белое пятнышко, оказавшееся голубем. Он летел со стороны деревни в сторону леса. Исчез.
Жестокая тишь продолжала давить, но вот уже два пятнышка несутся назад, домой.
И вот, наконец, ударила туча — и пошла потеха!
Я едва успел добежать домой.
Завывает бешеный ветер, мчатся рваные облака, хлещет рьяный ливень, слепят молнии, стреляет гром, запахло серой...
А под крышей сидят два белых голубя — тот, кто слетал, и тот, кого он привел. Нахохлились, и каждый чувствует крыло соседа.
«Хорошо им!» — подумал я. Да и мне хорошо, глядя на них, хотя я, как всегда, один.
Какими художественными средствами удается автору передать свое состояние и состояние природы перед грозой?
Обращение. Автор обращается к туче, просит ее пролиться, призывает сверкнуть молнию и дрогнуть гром.
Антитеза. Автор описывает разыгравшуюся, бушующую бурю, и в то же время мирно сидящих белых голубей.
Сравнения: рожь — то золотое, то посеребренное море, туча — синяя громада; молния — золотая змейка; белый голубь — белый платочек, снежный комок.
Олицетворение: шептал лист лопуха; двинься, покатись туча, закачался отвесными столбами ливень.
Инверсия: назревала гроза великая, стреляет как из пушки отрывистый гром.
Синонимические ряды: ветер визжит, мечется как бешеный; мчаться рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака; все закрутилось, смешалось.
Повторы: летел, летел — все прямо, прямо.