Виды грунтов, их состав и свойства
Назначение грунта для масляной живописи состоит в том, чтобы:
- способствовать наиболее крепкому и прочному сцеплению красочного слоя с основой;
- препятствовать впитыванию основой (холстом) масла из красок, вследствие чего нарушается нормальное количественное соотношение между красящим и связующим веществами красок. Это вызывает пожухание, изменение тона;
- изолировать холст от масляного связующего вещества, находящегося в составе красок, которое разрушающим образом действует на ткань;
- делать поверхность основы ровной, однородной и удобной для работы, а также обеспечить более равномерное высыхание красок;
- придавать основе тот или иной цвет, вводя краски в самый грунт или нанося на белый грунт тонкий слой масляной краски нужного тона.
На состояние грунта влияет вибрация основы-холста из-за неправильного натяжения и температурно-влажностного режима хранения картины. Повреждение грунта влечет появление трещин в масляном слое живописи. Необходимо учитывать, что холст сильно реагирует на изменения температуры и особенно влажности воздуха. В зависимости от их колебания холст то сильно натягивается на подрамнике, то обвисает. Обладая большой упругостью, холст может долгое время переносить без ущерба для себя такие изменения в натяжении. Но для грунта и красочного слоя такие колебания — «вибрация» холста, прежде всего при неправильном или слабом его натяжении, и, если они продолжаются длительное время, действуют разрушающим образом.
Необходимо иметь в виду, что холст и красочный слой по- разному реагируют на воздействие изменяющихся атмосферных условий, поэтому необходимо создавать такие условия хранения, которые смягчали бы разницу в упругости и эластичности между холстом красочным слоем.
Грунты в зависимости от входящих в их состав связующих веществ бывают: клеевые, эмульсионные, полумасляные и масляные.
Клеевые грунты характеризуются тем, что не имеют масла в своем составе. Они состоят из раствора клея с размешанными в нем пигментами белил, мелом, гипсом, введенными в его состав пластификатором и консервирующим веществом. Клеевой грунт может сильно впитывать масло из наложенных масляных красок. Чрезмерное впитывание масла в грунт ведет к пожуханию красок.
Полумасляный грунт отличается от эмульсионного грунта тем, что вместо последнего эмульсионного грунтового слоя он имеет очень тонкий слой свинцовых или свинцово-цинковых масляных белил. Целесообразность нанесения тонкого слоя масляных белил в качестве последнего грунтового слоя подтверждается следующими соображениями. Тонкий масляный слой уменьшает рыхлость эмульсионного грунта и придает ему большую прочность, уменьшает излишнюю впитываемость грунтом масла из красочного слоя. Краски на полумасляном грунте крепко держатся, не склонны к пожуханию и не темнеют при правильном освещении.
Масляные грунты – состоят из проклеек, на которые непосредственно нанесены слои неразбавленных или мало разбавленных масляных белил. Масляные грунты имеют глянцевую поверхность. Этот грунт имеет большие недостатки и приводит к сильным разрушениям живописных произведений. Основной дефект масляного грунта заключается в том, что его масляный слой после высыхании и выдержки становится настолько компактным и непроницаемым, что не дает возможности наложенным на него краскам прочно с ним спаяться посредством частичного проникновения в него масла из них. В результате слабого сцепления красочного слоя с масляным грунтом краски с течением времени начинают растрескиваться, отставать от грунта, осыпаться, и картина гибнет. Особенно слабо держатся на масляном грунте краски, наложенные толстыми мазками (пастозно или корпусно). Из-за незнания таких особенностей масляных грунтов погибло много картин XVIII-XIX веков. Особенно печальна судьба холстов с плотным, глянцевым масляным грунтом, выпускавшихся с середины XIX века дрезденской фирмой «Цвиллих». Эта фирма в связи с большим спросом ее продукции, стала выпускать холсты без достаточно длительной выдержки. Результаты использования некачественных фабричных холстов с масляными грунтами видны на ряде произведений крупнейших художников, пользовавшихся услугами этой фирмы. В их числе картины И.Е.Репина: «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы», «Проводы новобранца», «Портрет профессора Пирогова». Эти картины неоднократно реставрировались из-за слабого сцепления красок с грунтом, от которого они в некоторых местах стали со временем отходить. То же наблюдается на некоторых картинах В. Сурикова, выполненных на масляных грунтах, например, «Степан Разин», «Покорение Сибири», «Взятие снежного городка», на картинах И. Левитана, В. Поленова, В. Верещагина, братьев Маковских, М. Нестерова и других. Но тонко написанные на масляных грунтах картины К. Айвазовского сохранились хорошо.
Левкас – многослойный грунт, который наносят на твердые основы – доски, стены и т.п. Левкас имел широкое применение у русских иконописцев, писавших темперной краской. От него требуется прочность, твердость и достаточная эластичность, предохраняющая от растрескивания в результате постоянного «движения» доски, обусловленного ее гигроскопичностью.