Лавро́вый вено́к или ветвь лавра — со времён античности — символ славы, победы или мира
Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В торжественных случаях весь народ венчался лавровыми венками; жрецы при жертвоприношениях надевали лавровые венки. Лавр был посвящён Аполлону, в объяснение чего создался миф о Дафне; в пифийских играх лавровый венок был наградой победителю, и им же награждали «любимцев Аполлона» — поэтов. Этим отношением между Аполлоном и лавром объясняется и приписывание лавру пророческого дара: его ели жрецы, чтобы узнать будущее (лавроеды). Существовало также убеждение, что лавр спасает от молнии. Слово «лауреат» (лат. laureatus) означает «увенчанный лавром».
Теперь попробуем вырезать и сформировать из деревьев лавровый венок. Очень важно в процессе обращать внимание на то, что мы не рисуем каждый кадр заново, а ищем способы перехода и трансформации одного кадра в другой. Двумя руками сначала вырезаем круг. Из него создаем форму венка. Убираем лишний песок. Ребром ладони обоими руками одновременно оставляем следы – лавровые листья.
В завершение можно сделать как продолжение «Лавровой » темы пьедестал и олимпийский огонь.
Занятие 23. Формообразование.
Формообразование - это способ рисования по своей технике напоминающий лепку. Рисунки получаются темными на светлом фоне, как правило, даже силуэтными без прорисовки каких-либо деталей. Из кучи песка, собранной в центре экрана ладонями формируется картинка.
Собираем весь песок в центр экрана. Мы «вылепим» из нее страуса. Сначала снизу «вытягиваем» песок вниз и делим его на две части. Это ног. Слева или справа так же вниз «тянем» шею – кто-то напугал нашего страуса, и он спрятал шею в песок. При желании шею можно вытянуть вверх и сформировать голову.
Снова собираем песок в центре экрана. Но в этот раз весь песок равномерно «вытягиваем» дугой по всему экрану. Это будет ящерица. Из сформированной дуги вытягиваем две лапки сверху и две лапки снизу. Острый хвост и конечно же острый раздвоенный язык. Чтобы получились коготки на лапах, пальцем на кончиках лап подвигаем с двух сторон песок. При желании можно сделать ей глаза или чешую.
Собранный в центре песок «разглаживаем» поглаживаем в стороны. Вверх вытягиваем линию, которая будет хвостом нашей таксы. Снизу с обоих сторон – по две лапы. Заостряем морду , ребром ладони расчищаем ухо. Наша такса готова.
Похожим образом формируем крокодила с раскрытой пастью. А ребром ладони нарезаем ему зубы сверху и снизу в раскрытой пасти. Пальцем или кулаком расчищаем глаз.
Чешую крокодилу можно создать следами от ладоней.
В конце занятия можно предложить им самостоятельную работу на свободную тему или вместе сформировать представленные ниже картинки.
Занятие 24. Создание раскадровки и сюжета к новогоднему песочному ролику.
Данное занятие является первым по созданию новогоднего песочного ролика школьниками самостоятельно. Художник вместе с детьми создает раскадровку на новогоднюю тематику, состоящую из 4 - 6 кадров. Задача художника показать, каким образом возможно осуществить переходы от одного кадра к другому, какие виды трансформации возможно использовать. Ролик может одним для всех или же каждый ребенок создает свою собственную историю. За занятие необходимо обсудить сюжет. Картинки и переходы, а также необходимо отрисовать целиком с каждым в отдельности.
Занятие 25. Цветы.
Цветы можно рисовать самые разные и самыми разными способами. Рассмотрим эффект, который так и называется «цветы».
Если песок очень мелкий, то экран лучше слегка присыпать очень тонким слоем. «Посолить». Затем берем в кулак немного песка и толчком, держа ладонь вертикально, выбрасываем его весь на стол. Толчок должен быть не очень резким и не очень слабым. Так получается цветок с белыми лепестками и темной сердцевиной, причем песок ложиться таким образом, что на лепестках получаются тени, что придает им объем. Теперь заполняем ими весь экран. В серединку можно добавить пару точек для четкости.
При желании можно добавить им стебельки или поставить их в вазу.
Следующий способ – контурный. Мы присыпаем экран или предыдущую картинку и контуром рисуем схематичные розы на длинных ножках кончиком мизинца или ногтем. Колючки ставим двумя руками с обеих сторон каждого стебелька. Это довольно быстрый способ, но не менее эффектный от этого.
А сто если попробовать эту розу сформировать ладонями? Попробуем ее как бы вылепить из полученной картинки. Ребром ладоней обеих рук, немного согнутых, расчищаем лепестки по кругу из центра.
Полученную картинку вырезаем той формы, которая кажется наиболее вам интересной. Формируем лепестки, стебелек и шипы.
Следующий способ - расчищение. Сделаем тюльпаны. Кстати, тюльпаны на самом деле родом не из Голландии. Туда они были привезены из России.
Итак, большим пальцем сверху вниз делаем лепестки. Сделаем разные: закрытые, распустившиеся. Кончиком пальца рисуем ножки, а ребром ладони снизу вверх – листья.
Чтобы сделать астры, присыпаем немного то место, где будет бутон цветка. Бутон у астры состоит из множества мелких лепестков. Эти лепестки мы будем делать всеми пальцами обоих рук. Много тоненьких полосок в форме круга. Это и есть бутон.
В итоге у нас получился букет из тюльпанов и астр.
Последний цветок, который мы нарисуем будет подсолнух. Он не зря так называется. Мало того, что он растет прямо под солнцем, так еще и похож на него по форме. Эту форму мы и попробуем передать. Большой круг с семечками, вокруг которого расположены желтые лепестки. Для центра необходимо создать фактуру.
Всеми пальцами рук оставляем следы на присыпанном фоне. Это семечки. Затем обводим контуром круг, в пределах которого растет семечки. Остались лепестки. Ребром ладони мы ка бы нарезаем из по кругу.
Подушечками пальцев можно сделать лепестки другой формы.
Подсолнухи очень красиво смотрятся в полях в большом количестве. Их большие желтые «головы» весь день «крутятся» за солнцем, поэтому, если наблюдать за ними в течение дня из одной точки, то можно увидеть, как все поле меняет цвет с желтого на зеленый, когда солнце заходит.
Занятие 26. Репетиция.
На данном занятии дети самостоятельно отрисовывают тот сюжет, который был разработан на предыдущем занятии. Это своеобразная «репетиция» перед записью ролика на камеру, которая состоится на последующем занятии. Ролик необходимо «отрепетировать» (повторить) несколько раз, чтобы дети смогли запомнить, как и что рисуется.
Занятие 27. Игра «Крокодил». Новый год и Рождество.
В игре принимают участи 2 команды.
Цель игры: Отгадав большее количество картинок, набрать большее количество баллов.
Суть игры: две команды. Минимум по 2 человека, если детей на занятии трое, то художник играет вместе с ними за одну из команд. От одной из команд по очереди к столу выходит один игрок. Он тянет карточку с фразой. Его задача нарисовать за столом художника это словосочетание без использования букв и цифр и слов, молча. Если игрок нарушает последнее право, то балл отдается команде-противнику. На каждую картинку дается 2 минуты, если команда не успела угадать, то балл так же отдается противнику.
Словосочетания, которые необходимо напечатать на бумаге и вырезать перед занятием. Бумажки скручиваются и складываются в пакет или шляпу:
Пряничный заяц, Елочная гирлянда , Маскарадный костюм, Бенгальский огонь, Блестящая мишура, Снегирь на ветке, Подарки под елкой, Дед мороз в трубе, Сосулька, Большой снеговик, Сугроб, Красивая снежинка.
При желании можно совместить с пантомимой или изменить правила.
Занятие 28. Запись ролика на камеру.
Завершающее занятие по созданию собственного ролика. На этом занятии дети по очереди записывают на камеру тот ролик, который они разрабатывали на предыдущих занятиях. Время записи ограничено, поэтому художник должен установить для всех некий временной люфт – например, по 10 минут на каждого.
Художник включает камеру, перед тем как ребенок начинает записывать, и выключает, когда работа закончена.
После записи ролики необходимо смонтировать фильмы (в том числе вставить водный знак СэндПРО). Фильмы записываются на диски, оформляются и отдается родителям, как результат работы детей.
Занятие 29. «Звездная ночь». (Ван Гог)
Перед началом занятия распечатываем репродукцию картины – желательно для каждого ребенка свою, чтобы дети могли забрать репродукцию с собой. Кроме того, имея фотографии своих песочных картин, сделанных за время занятия, дети смогут проанализировать работы вне студии.
ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ. Винсент Ван Гог при жизни не пользовался известностью, но сегодня это один из самых прославленных живописцев всех времен. Он жил недолго, но написал примерно 800 картин. Хотя в последние годы своей короткой жизни Ван Гог был очень болен, многие говорят, что картины, написанные им в это время, - лучшие во всем его творчестве. Ван Гог открыл для себя живопись после тог, как испробовал другие профессии-от торговца произведениями искусства до проповедника - и везде потерпел неудачу. Все его 800 с лишним картин художник создал в последние десять лет жизни. В своих работах он пытался выразить обуревавшие его мысли и эмоции, зачастую работая день и ночь напролет.
Он известен своими контрастными красками и стилем их наложения густым толстым слоем, заполняющими полотно коротким штрихами и вращательными пульсирующими движениями кисти. На его картинах звезды на ночном небе изображены в светящихся кольцах, словно жаркое летнее солнце. Все краски Ван Гог похожи на рябь, образующуюся, если бросить камень в стоячий пруд. Это можно передать и в вашей картине, изображающей звездную ночь, нарисованную в стиле Винсента Ван Гога.
Засыпьте фон песком, нарисуйте контуры небольших домов, зданий побольше и церквей. Затем нарисуйте звезды и луну в вечернем небе. Штрихами нарисуйте вокруг каждой звезды и луны кольца, но не сплошные, а пунктирные, которые не соединяются до конца. Затем добавьте вокруг первого кольца второе пунктирными линиями, расходящимися от звезды во все стороны, что создаст впечатление, будто звезды искрятся и льют свой свет в вечернее небо. Сделайте вокруг Луны и звезд столько колец, сколько сочтете нужным, пока у Вас не появится такое чувство, что ваш рисунок готов и похож на картину звездная ночь в изображении великого Ван Гога.
Задание для самостоятельной работы: нарисовать в том же стиле маяк в море.
Теперь попробуйте самостоятельно нарисовать ночь в каком-то другом воплощении(например, темная комната или вид из окна).
Занятие 30. Пуантелизм.
ПУАНТЕЛИЗМ (от фр.pointel – письмо точками) или «пуантилизм» (фр. pointiller – писать точками), художественный прием в живописи, разработанный французскими живописцами Жоржем Сёра, Полем Синьяком и др. во второй половине 1880. Отличается от импрессионизма стремлением акцентировать рисунок или узор в картине – то, что, по мнению Сёра и Синьяка, игнорировали импрессионисты.
Жорж Сёра - французский художник-импрессионист, который изобрел этот стиль живописи. Сёра писал картины, используя вместо обычных мазков и сплошных закрашенных участков крошечные разноцветные точки. Он добивался различных оттенков, размещая точки чистых цветов близко друг к другу. Пуантелисты проявляли большой интерес к оптике и предприняли попытку разложения сложных тонов на чистые цвета спектра (дивизионизм). Небольшой размер мазка позволяет сохранять четкие очертания форм, а также точно определять соотношение разных цветов на каждом участке живописной поверхности. Использование чистых несмешанных красок в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя,
Самая известная картина Сёра называется "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт". На ней показан парк со множеством людей, гуляющих по траве и отдыхающих на лужайке под тенистыми деревьями. Если подойти близко, холст оказывается покрытый тысячами крошечных точек краски. Чтобы по-настоящему увидеть эту картину, нужно отойти от нее и смотреть с расстояния. Тогда точки смешиваются вместе, создавая мерцающий фон. Эта картина имеет огромные размеры- высотой более двух метров и шириной чуть более трех метров. Он работал над этим полотном почти два года, придумывая сочетания точек для каждого оттенка на полотне.
Сначала мы вспомним наше первое занятие. Мы рисовали льва. Подобным образом нарисуем и лицо человека. Сначала собираем весь песок в одну кучу, которую будем «раскатывать» с помощью ладошек, так ,чтобы слой песка был не толстым. Сверху вниз до середины большим пальцем расчищаем полоску – нос. Двумя указательными пальцами расчищаем брови. Большими пальцами расчищаем два овала – глаза. Внутри кладем щепотки - зрачки. Чтобы глаза открыть – нажимаем на щепотки. Под носом две полоски – губы. Теперь нам нужно ребром ладони вырезать контур головы и ушки. Всеми пальцами от себя вверх делаем волосы. Теперь будем нашего человека «состаривать» – нарисуем ему усы, потом бороду. Теперь прикроем веки – подвинем песок до зрачка снизу и сверху.
Теперь похожим образом нарисуем дерево. Сначала насыпаем форму дерева. Дальше подушечками пальцев заполняем ствол и крону. Но следы на кроне должны отличаться от следов на стволе.
Теперь попробуем точечно нарисовать пейзаж. Броском засыпаем экран. Необходимо , чтобы слой был засыпан неравномерно , так как оттенки заменяют цветность. Пальцами и ладонями оставляем следы. Подобным образом можно сделать каменный дом.
Задание на самостоятельную работу. Необходимо нарисовать рисунок в стиле пуантилизма. Задача сочетать в рисунке различного размера отпечатки пальцев.
Занятие 31. Сказка из серии «Глупые истории» (Каспаравичюс): «Фрукты».
На кухонном столе стояла корзинка с фруктами.
На засыпанном экране будем сначала расчищать фрукты. Сначала те, которые на заднем плане, потом наслаивая сверху те, что ближе. Постукивая подушечками пальцев, делаем фактуру для корзинки. Следы от ребра ладони составят ручку корзинки.
В доме все давно уснули, а фрукты всё никак не могли решить, кто из них должен быть главным.
- У меня такой чудесный загар! Солнышко меня всего позолотило! И к тому же я безупречно круглый, - нахваливал себя апельсин.
Присыпаем экран. контуром рисуем окно, занавески, расчищаем солнце. На столе расчищаем апельсин. Много нас, а он один. Эта долька для чижа….рисуем ему ножки, ручки и глаза.
- А я зато самой Луне двоюродный брат, убеждал в своём превосходстве банан.
Банан так похож на месяц в окошке, как и апельсин на солнышко.
- Ну посмотрите! – выставляла напоказ круглые щёки толстушка груша. – Ведь я же настоящая королева! Разве не похожа?
- Скорее уж ты похожа на воздушный шарик, - усмехнулся лимон, но сразу же, сделав кислое лицо, прибавил:- Совсем отбились от рук! Фруктам необходим строгий порядок, а кроме меня навести такой порядок некому!
Проспорили они до самого утра, а утром наша семья собралась на кухне – завтракать. Сестрёнка содрала с апельсина золотую кожуру, а очистив его догола, слопала, даже не заметив, как безупречно округлы его формы. Мама умяла двоюродного брата Луны, не обратив внимания на его знатное происхождение. Зато я, уплетая грушу, ощутил, что вкус у неё и впрямь королевский, а у папы, когда он пил чай с лимоном, выражение лица было скорее довольное, чем кислое
Занятие 32. Кубизм
Сегодня рассмотрим такое направление в живописи ХХ века как кубизм.
КУБИЗМ (фр. cubismе, cube – куб), направление во французском искусстве 1900–1910-х.
Поль Сезан, один из величайших художников-постимпрессионистов, был человеком застенчивым. Он поддерживал знакомство с множеством людей, но друзей имел мало. Обычно художник писал натюрморты, или "мертвую природу", как переводится это слово с французского языка. Это были изображения неподвижных объектов вроде ваз, кусков ткани, тарелок и фруктов, которые он сам компоновал в своей студии. Сезан в качестве основы своих картин использовал геометрические формы, поскольку был убежден, что все в мире состоит из сфер, конусов, цилиндров или кубов. Он строил композиции, обводя контуры отчетливыми темными мазками, словно высекая формы "режущими" движениями кисти. Эта техника позднее разовьется в хорошо узнаваемый стиль, именуемый КУБИЗМОМ, для которого характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов.
Пабло Пикассо - самый известный представитель изобразительного искусства ХХ века. Он занимался скульптурой, графикой, керамикой, рисунком и живописью. Но больше всего его помнят как кубиста. Некоторые его картины походили на «пазлы», потому что изображение разрезалось на кусочки и перемешивалось в разном порядке.
Попробуем нарисовать такой натюрморт. Наша задача заменить все округлые формы ломаными линиями, круги сделать квадратами. Например, виноград. Большим пальцем вниз расчищаем кубики (на засыпанном фоне )– виноградины. Контуром делаем ветку. Но вместо круглых спиралей будут ломаные лабиринты. Острые углы листьев можно сделать «ножницами», т.е. нарезать ребром ладони из центра.
Дальше расчищаем квадратные яблоки, груши, арбузы или персики. Не забываем про тень и контуры. Для того, чтобы подчеркнуть остроту и угловатость. Треугольные листья, треугольные груши, лимоны в форме ромбов.
Теперь попробуем изобразить лицо. Мы разделим экран на две части: засыпанная и чистая. На засыпанной части черты лица будем расчищать, соблюдая принцип ломаных линий(квадратные глаза, треугольные брови и губы, острый нос). На чистой эти же черты будем насыпать воронкой. Их не обязательно делать симметричными и одного размера. Они могут отличаться и быть разбросаны по всей поверхности стола.В данной картинке можно увидеть как одно большое лицо, так и два встречных профиля. Кому как больше нравится).
Теперь можно попробовать сделать лицо чуть меньше и добавить чуть больше деталей. Острая шевелюра, угловатые плечи. Его так же можно разделить на два стороны, темную и светлую, что создаст ощущение тени, падающей на одно половину лица. Но можно расчистить и полностью.
Теперь вернемся к нашему натюрморту. Но немного усложним задачу. Возьмем предметы, которые теоретически вполне могут быть угловатыми и квадратными. Но наша задача передать именно технику.
Нарисуем чайник. Мы засыпаем экран. Вырезаем детали чайника, четко отделяя каждую острыми углами и срезая их где-то непропорционально и несимметрично, но так, чтобы форма оставалась похожей.
Пикассо и другие кубисты пытались найти в искусстве новый способ видения. Они смотрели на объект и старались разбить увиденное на части, а потом зарисовать их. Он мог нарисовать женщину с глазами, которые смотрят вправо, тогда ка нос у нее был повернут налево. Основные формы ее тела при этом изменялись, принимая форму куба или квадрата, и были повернуты сразу в несколько сторон. А потом части изображения складывались вместе, как в мозаике или треснутом зеркале.
Задание на самостоятельную работу. Необходимо нарисовать рисунок в стиле кубизма. Например, это изображения предметов, которым не свойственна геометрическая форма, но они должны быть нарисованы ломаными линиями, или же это картина, которая похожа на разбросанные элементы разрезанной головоломки. Например, лицо человека, но с произвольным размещением рта, ушей, носа, глаз....
Занятие 33. «Раскараска для фантазеров».
См. занятие 17.
Занятие 34. Перспектива
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Перспективы, ж. (от латин. perspectus - сквозь что-н. увиденный, рассмотренный) (книжн.), а так же пространство. Законы перспективы. Линейная перспектива. Воздушно-световая перспектива. Кажущееся изменение величины, положения и очертания предметов по степени их отдаленности от зрителя.
Тональная перспектива — понятие техники живописи. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.
Аксонометрия (от греч. axon — ось и греч. metreo — измеряю) — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги. Аксонометрию иначе называют параллельной перспективой. Как и обратная перспектива, она долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика близких и небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.
И первый предмет мы покажем именно с помощью аксонометрии. Мы нарисуем куб. Сначала можно изобразить его на бумаге, а потом перенести изображение на песок. Мы вырезаем квадрат. Теперь чтобы показать его в объеме, присыпаем предположительный верх и боковую сторону куба. Теперь нам необходимо обвести все стороны куба контуром, причем вертикальные линии, как и горизонтальные должны быть параллельными. «Срезаем» лишнее. Вуаля – куб готов.
Теперь из этого куба можно сделать, например, подарок. Или что-то еще, что по своей форме напоминает куб (коробка, телевизор, комод, аквариум).
Для получения перспективного изображения какого-либо предмета проводят из выбранной точки пространства (центра перспективы) лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на которой желают получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью получают искомое изображение предмета. Например, перспективное изображение предмета на плоскости (линейная перспектива), на внутренней поверхности цилиндра (панорамная перспектива), на внутренней поверхности сферы (купольная перспектива). Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей — в линиях схода.
Вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой.
Привычная современным людям прямая линейная перспектива — плод длительного развития человеческого разума. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально человеку понятнее обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от современной цивилизации).
Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами.
Мы нарисуем с помощью линейной перспективы городскую улицу. Засыпаем экран. находим точку, от которой будет отталкиваться. Лучше, если это будет центр. Сверху и снизу этой точки вырезаем два треугольника. Причем их стороны должны быть параллельными (верхняя левая параллельна нижней правой и наоборот). Внизу – дорога, по бокам – дома, здания. Самый дальний дом будет самым маленьким – он дальше всего от нас. Соответственно самый большой дом ближе всего к нам. Дома необходимо разделить. Большим пальцем двигаем песок вниз, там, где хотим показать границы домов. Это боковые стены. Их нужно присыпать, сделать темнее и тем самым придать им объема. Всеми пальчиками сверху вниз с промежутками оставляем точки – окошки. И так на всех домах. Так же необходимо дать контур каждому дому.
Небо должно отличаться от земли, поэтому его необходимо присыпать (или присыпать дорогу). Такими образом мы сразу показываем, что на небе тучи и погода пасмурная. По улице гуляют люди под зонтиками.
Поглаживая песок сверху круговыми движениями можно создать тяжелые тучи.
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречается еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем (в воздухе. — Л. Д.) видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».
Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над водоёмом, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль.
Присыпаем предыдущую картинку. На первом плане расчищаем большой зонт, под которым кто-то прячется. Этого кого-то можно насыпать и оставить темным – пусть будет загадкой, а можно прорисовать детали фигур: руки, пальто, брюки.
Теперь мы попробуем сделать перспективу, где точка опоры будет смещена вправо. от нее проведем линии, на которые будем ориентироваться. Это будет аллея. Так же ближайшее к нам дерево будет больше, чем то, что визуально от нас дальше. Из предыдущего кадра снизу вверх двигаем песок так, чтобы оставались темные полосы разного размера и толщины, ориентируясь на проведенные линии. Это деревья. Ладонями создаем крону, добавляем ветки. Броском засыпаем землю.
В завершение на аллее поместим лавочку.
Задание на самостоятельное рисование: нарисовать рисунок с учетом одного из видов перспективы.
Занятие 35. Музыкальные инструменты.