Период охоты и собирательства («дикость», первобытное общество, предистория) – 100 тыс. лет – 10 тыс. лет до н.э
Аграрный период истории («варварство», эпоха традиционных обществ) – 10 тыс. лет до н.э.- XVI н.э.
Индустриальная (промышленная, торгово-промышленная, рыночная) цивилизация – XVII – XVIII вв. до второй половины XX в.
Постиндустриальная, информационная цивилизация – кон. XX- нач. XXI вв. до ???
В заключение важно подчеркнуть, что и общецивилизационный, и локально-цивилизационный подходы к изучению истории не отрицают хронологический и формационный подходы, а включают их в качестве конкретных методик. Использование той или иной методологии в современной исторической науке зависит от конкретной темы исследования.
Методические рекомендации для студентов при подготовке к семинарскому занятию по теме «История как наука».
План:
1.История как наука. Структура исторического знания.
2.Основные этапы развития науки. Место истории в системе наук.
3.Методология истории.
Обязательная литература:
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 2-е изд. – М.: Проспект, 2013. – С.3-6.
2. Яковец Ю. История цивилизаций. Учебное издание. – М.: Владар, 1997. – С. 28-40, 53-70, 102-107.
3. Островский А.В. История цивилизаций. Учебник. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006. С.8-14.
4. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. – СПб: Питер, 2012. С. 8-11
5. Петрова И.А., Петров А.В. История развития естествознания. // Вестник ВМА, т.55. вып. 5. – Волгоград, 1999. – С. 204-207.
Дополнительная литература:
1. Марк Блок. Апология истории или ремесло историка. – М.: Оникс, 2012. – С. 9-27.
2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии. Любое издание.
3. А. Дж. Тойнби. Постижение истории. – М.: Айрис-пресс, 2010. – С. 14-42.
4. Нарочницкая Н. Россия и русские в мировой истории. Гл.1, разд.1. – М.: «Международные отношения», 2010. – С. 9-20.
5. Петрова И.А. История как наука/ Вводные лекции учёных ВолГМУ/ Под ред. Академика РАМН В.И. Петрова. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. С. 125-132.
6. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования М., 1987, с. 169-180
Терминологический словарь:
История, историческая наука, исторический процесс, исторический источник, хронология, периодизация, методология, исторические методы познания, общественно-экономическая формация, прогресс, регресс, цивилизация, цивилизационный подход к периодизации истории.
Методические рекомендации
Подготовку к первому семинарскому занятию рекомендуется начать с краткого ознакомления с имеющейся учебной литературой. Сравните учебники, просмотрев оглавление. Чем они отличаются? Насколько они совпадают с программой изучаемого курса? Какие разделы в них представлены, и какие проблемы курса практически отсутствуют? Просмотрите конспект первой лекции. Какие вопросы плана семинара совпадают с вопросами, рассмотренными на лекции? Какие вопросы оставлены на Вашу самостоятельную подготовку?
После этого можно приступать к подготовке первого вопросаплана семинара.
Прежде всего, на основе многолетнего изучения истории в школе и прослушанной лекции попытайтесь самостоятельно сформулировать определение истории как науки. Теперь обратитесь к конспекту лекции и проверьте себя. Есть ли важные моменты, которые, на Ваш взгляд, упустил лектор.
Прочитайте указанные страницы учебника под ред. А.С. Орлова. Выделите характеристику видов исторических источников. В тетради для семинарских занятий по истории разделите первую страницу на две приблизительно равные части. В первой постарайтесь записать план ответа на вопрос: «История как наука». Вторая половина остается чистой для ваших записей в ходе семинарского занятия.
После этого можно перейти к разбору вопроса о структуре исторического знания. Посмотрите на схему «структура исторического знания», данную Вам на лекции. Прочитайте 26-27 стр. учебника Ю.В. Яковца. Найдите отличия в этой схеме и схеме, данной в лекции. Попробуйте найти линии взаимосвязи исторической науки с такими естественными науками, как химия и биология, а также с гуманитарными науками (например: филология, философия, социология) и с точными науками (алгебра, геометрия). Просмотрите первые страницы работы Яковца. Дополните свой план ответа по вопросу: «История как наука».
Подготовку по второму вопросу целесообразно ограничить материалами лекции и базовых школьных знаний по истории развития различных наук. Проанализируйте схему, данную на лекции - «Развитие науки». Вспомнить материал лекции вам поможет статья И. Петровой. Разберитесь в следующих моментах:
· что мы подразумеваем под термином наука?
· можем ли мы говорить о возникновении образования и науки в первобытном обществе?
· с какого времени мы начинаем историю науки?
· какие основные этапы в развитии науки мы можем выделить?
· как менялась структура научного знания в период дифференцированной науки?
· каково место медицинских наук в этой структуре?
· современные тенденции в развитии науки.
Особое внимание необходимо обратить на этапы развития исторического знания. Подумайте, как уровень развития исторической науки отражал уровень развития научного знания в целом? Вспомните известных Вам русских историков (Н.Карамзин, С.Соловьев, В.Ключевский). К какому этапу развития исторической науки относилась их деятельность. По материалам лекции выясните, с творчеством каких историков связан прогресс исторической науки (Геродот, Августин, Н. Макиавелли, Дж. Вико и др.) Интересные материалы можно найти на сайтах www.sci.aha.ru, www. examen.ru.
Третий вопрос является, с одной стороны, итогом двух предыдущих, а с другой - его изучение дает базу для современного осмысления всего курса истории. Вернитесь к составленному плану ответа на первый вопрос. Еще раз вспомните определение истории как науки. Из второго вопроса выделите основные этапы развития истории. Теперь попробуйте определить, что позволяет нам выделять эти этапы. Как менялась историческая наука?
Из материалов лекции сформулируйте определение хронологического, формационного и цивилизационного подходов.
Для более глубокого понимания данных вопросов прочитайте материалы, указанные в разделе историографических источников данного плана семинара. Сопоставьте и выявите общее и отличное в существующих методологических подходах к периодизации истории.
Хрестоматийный материал