Исправление звука Ц
Дикционный тренинг.
Исправление дикционных недостатков
А сейчас перейдем к исправлению дикционных недостатков.
Недостатки звукопроизношения чаще всего проявляются в свистящих, шипящих звуках и сонорных Р и Л. В такой последовательности мы и будем работать.
Исправление свистящих звуков С, З
Обратите внимания, что при артикуляции звуков С и З кончик языка касается основания нижних зубов.
Артикуляция звуков С и З тренируется легче, если перед ними стоит гласный звук И так как губы и язык принимают характерное для них положение. Произносите за нами:
иск – испуг – история – исступление
изба – избыток – издевка – изморозь
Тренируйте правильность артикуляции, в словах, где звуки С и З находятся в начале слова.
сад – сани – сало – сахар
сок – сор – соль – сода
сыр – сыпь – сын – сытый
сук – суп – судак – сурок
зал – замок – закон – занавес
золото – зов – зори – зола
зуб – зубило – зудит – зуммер
зазор – заноза – зазноба – звезды
Тренируйте правильность артикуляции в словах, где звуки С и З находятся в конце слова.
вес – лес – квас – каркас
голос – лотос – глобус – мыс
минус – фокус – конус – ребус
Обратите внимание, что звук З в конце слова оглушается и произносится как С, а звук ЗЬ как СЬ
груз – глаз – воз – таз
мазь – грязь – князь – бязь
Тренируйте правильность произношения С и З в середине слова.
асфальт – атмосфера – каска – маска
государство – насос – космос – рост
вздернул – вздрогнул – взгрустнул – вздумал
В следующем примере звонкий согласный В оглушается и читается как Ф.
вспорол – вспомнил – всуе – всхлипнул
А теперь проверьте правильность артикуляции во фразах:
Придет осень – за все спросит.
Авось да, небось, хоть брось.
Худые вести не стоят на месте
Не в свои сани не садись.
Занятия спортом – залог здоровья.
Око за око, зуб за зуб.
У трезвого - на уме, у пьяного - на языке.
От лени – болезнь, от работы – здоровье.
Исправление звука Ц
Звук Ц образуется в результате слияния двух звуков: Т и С, поэтому постановка звука Ц возможно только после того, как звук С будет исправлен и войдет в речь. Быстрое движение языка от звука Т к звуку С даст верное произношение звука Ц.
Тренировку звука Ц лучше начинать со слов, где он стоит в конце слова.
месяц – мизинец – палец – танец
боец – пловец – певец – отец
А теперь слова, где Ц находится в середине слова
птица – улица – синица
овца – кольцо – лицо
Произносите слова, где Ц находится в начале слова
цепь – цель – центр – цех
царица – цапля – цоколь – цунами
Проверьте правильное произнесение звука Ц во фразах
Легкая метелица белым снегом стелется.
Язык у сплетницы длиннее лестницы.
Пословица не даром молвится.
Не велика птица-синица, да умница.
Для закрепления правильного произношения этих звуков полезно тренировать их в дикционных цепочках:
СТРУМ – СТРОМ – СТРАМ – СТРЭМ – СТРИМ – СТРЫМ
ЗДРУМ – ЗДРОМ – ЗДРАМ – ЗДРЭМ – ЗДРИМ – ЗДРЫМ
УСТР – ОСТР – АСТР – ЭСТР – ИСТР – ЫСТР
ЗУСТ – ЗОСТ – ЗАСТ – ЗЭСТ – ЗИСТ – ЗЫСТ
ЦВУМ – ЦВОМ – ЦВАМ – ЦВЭМ – ЦВИМ - ЦВЫМ
Тренировочные дикционные цепочки дают простор для фантазии: слоги можно менять местами, можно придумывать свои. Цепочки можно усложнять – удваивать, утраивать или соединять между собой. Например:
СТРУМ-СТРУМ – СТРОМ-СТРОМ – СТРАМ-СТРАМ – СТРЭМ-СТРЭМ – СТРИМ-СТРИМ – СТРЫМ-СТРЫМ
ЗДРУМ-ЗДРУМ – ЗДРОМ-ЗДРОМ – ЗДРАМ-ЗДРАМ – ЗДРЭМ-ЗДРЭМ – ЗДРИМ-ЗДРИМ – ЗДРЫМ-ЗДРЫМ
Или соединять:
СТРУМ-ЗДРУМ – СТРОМ-ЗДРОМ – СТРАМ-ЗДРАМ – СТРЭМ-ЗДРЭМ – СТРИМ-ЗДРИМ – СТРЫМ-ЗДРЫМ
И в обратном порядке:
ЗДРУМ-СТРУМ – ЗДРОМ-СТРОМ – ЗДРАМ-СТРАМ – ЗДРЭМ-СТРЭМ -ЗДРИМ-СТРИМ – ЗДРЫМ-СТРЫМ
При отработке двухсложных и трехсложных звукосочетаний, необходимо стараться произносить их как единое слово с ударением на первом слоге. Например:
СТРУМЗДРУМ или СТРУМЗДРУМЗДРУМ
Кроме того, при отработке дикционных цепочек, полезно многократно повторять их с переменой ударения, так как перемена ударения вводит в дикционный тренинг ритм. Послушайте:
СТРУ – стро – стра – стрэ – стри – стры
стру – СТРО – стра – стрэ – стри – стры
стру – стро – СТРА – стрэ – стри – стры и т.д.
Так можно поступать со всеми последующими звукосочетаниями.
Переходим к дикционному тренингу на материале скороговорок. Повторяйте за нами в паузах:
У осы не усы, не усищи, а усики.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Коси коса пока роса. Роса долой и мы домой.
По семеро в сани уселися сами.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза развалился кузов.
Пошел спозаранку Назар на базар, купил там козу и корзинку Назар.
Около колодца кольцо не найдется.
Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.