Из истории Шеметовского прихода

1 июля 1697 года владелец Шеметово Кшиштоф Деспот-Зенович решил пригласить в свое имение монахов – кармелитов.

В имении Шеметово вначале была деревянная часовня (каплица), построенная в 1714 году Кшиштофом Деспот-Зеновичем. Казимир Сулистровский переделал эту часовню в фамильный склеп, одновременно начав строительство костела в д. Шеметово.

Вероятно, именно Казимир Сулистровский в 1816 году построил каменную фамильную каплицу на месте деревянной. 11 мая 1828 года ксендз Андрей Сенкевич освятил ее под титулом Святого Казимира. А строительство деревянного костела в местечке Шеметово было закончено еще в 1810 году. В том же году ксендз Антоний Багенский освятил его под титулом Вознесения Господнего и уже в 1813 году здесь существовал приход. В историческом архиве в Вильнюсе хранятся выписки из свидетельств о крещении и о смерти из архива бывшего приходского костела в Шеметово (от 1804, 1805, 1812, 1814, 1815 и 1818 гг.), утвержденные Свирским деканом – ксендзом Андреем Сенкевичем. Из этого следует, что приход в Шеметово был основан раньше 1813 года. Из этих документов можно узнать имена отцов кармелитов, которые работали в то время в костеле. Первым ксендзом здесь был кармелит Андрей Бартошевич, назначенный в 1813 году, последним – отец кармелит Амброзий Пражмовский, который работал здесь до 1832 года, когда царское правительство вместе с костелом в Шеметово ликвидировало кармелитскую усадьбу, а также монастырь в д. Засвирь. По некоторым сведениям, костел был разобран в 1863 году.

Шеметовский приход был восстановлен только в 1904 г. В 1902 году Болеслав Скирмунт, тогдашний владелец усадьбы Шеметово, значительно расширил каменную каплицу при имении, построенную в 1816 г. Казимиром Сулистровским на фамильном склепе, и переделал ее в костел. Были достроены нефы, где сейчас находится пресбитерий и алтарная часть, а за алтарной частью – сакристия.

Костел был освящен виленским бискупом Эдвардом Ропом. В том же году были построены плебания и каменный дом для костельной прислуги.

[Усадьба Шеметово – памятник архитектуры классицизма]

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ АРХИТЕКТУРЫ

Возникновение классицизма в архитектуре связано с Италией, которая явилась центром идейно – теоретических изысканий в области становления в архитектуре и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и, главным образом, в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов. Вместе с тем, было бы неверно рассматривать изолированно от других стран Европы те идеологические процессы, которые обозначились в Италии. В середине ХVIII века во всех странах Европы и, особенно, во Франции и Англии отмечается усиление элементов капитализма в экономике и, соответственно, укрепление буржуазии в политической жизни государств. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы.

Естественно, буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, используя культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко.

Происходил второй «круг» изучения и освоения античного наследия. Первый был связан с эпохой Возрождения – временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.

Для создания нового классического стиля имели большое значение многие философские труды того времени, публикации результатов исследовательских работ в области античной культуры, а также начавшиеся в 1748 году раскопки Помпеи, расширившие представление о римском искусстве. Из общетеоретических работ следует отметить «Речи об искусстве» (1750)
Ж.-Ж. Руссо, проповедовавшего натурализм и естественность в искусстве.

Идейным руководителем классицизма был Винкельман – основатель истории искусств как науки, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств в древности», вышедших в 1750 – 1760 годах и получивших всеевропейскую известность. Вся их деятельность в значительной мере была связана с Римом.

Для распространения идей и форм классицизма большое значение имела перспективная живопись (картины Паннини, позже композиции Гюбера Робера), а также знаменитые офорты на античные темы известного итальянского архитектора и гравера Пиранези, которые начали выходить сериями, начиная с 1740 года, и приобрели широкую известность в Европе. Таким образом, в середине ХVIII века позиции Италии как центра художественной жизни вновь укрепляются, но, главным образом, в области теории архитектуры и искусства, в практической же работе зодчих она уже не достигает прежнего уровня. Политическое положение Италии продолжает быть сложным. На протяжении большей части ХVIII века продолжалась борьба с Испанией и Австрией, претендовавшими на итальянские земли. Условия для широкого строительства отсутствовали. Крупные архитектурные сооружения не создавались.

ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ И МОНАСТЫРЬ КАРМЕЛИТОВ В Д. ЗАСВИРЬ. АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ БАРОККО В ЗОДЧЕСТВЕ БЕЛАРУСИ.

Наши рекомендации