Вы мо­же­те соз­дать на зем­ле свой соб­с­т­вен­ный рай или ад

Вы, бу­ду­чи ре­бен­ком, за­да­ва­ли воп­рос о том, ку­да ухо­дят лю­ди, ког­да уми­ра­ют? Воз­мож­но, это вас тре­во­жи­ло и вам хо­те­лось по­лу­чить та­кой от­вет, ко­то­рый бы вас ус­по­ко­ил. Воз­мож­но, взрос­лые го­во­ри­ли вам, что лю­ди по­па­да­ют врай или в ад. Та­кой от­вет мог вас оза­да­чить, так что вы не­из­беж­но за­да­ли бы сле­ду­ющий воп­рос: «А что это та­кое и где это?»

Многие лю­ди счи­та­ли, что рай - это та­кое мес­то на не­бе, где мно­жес­т­во ан­ге­лов иг­ра­ют на ар­фах, абе­ло­бо­родый Бог вос­се­да­ет на тро­не, ре­ша­ет, кто был хо­ро­шим, акто пло­хим, и в со­от­вет­с­т­вии с этим раз­да­ет наг­ра­ды или при­го­ва­ри­ва­ет к на­ка­за­нию. А ад мог­ли изоб­ра­жать как ог­нен­ную яму, где дьявол - страш­ное чу­ди­ще с крас­ной шку­рой, ро­га­ми, хвос­том и ви­ла­ми - тер­за­ет тех нес­час­т­ных, ко­то­рых ту­да от­п­ра­ви­ли. Не­бо - это то мес­то, где ввеч­ном бла­жен­с­т­ве бу­дут жить хо­ро­шие лю­ди, апло­хие бу­дут го­реть в ад­с­ком ог­не.

Поскольку ре­бен­ку ад мо­жет по­ка­зать­ся прос­то ужас­ным, он ста­нет вес­ти се­бя как мож­но луч­ше, что­бы обес­пе­чить се­бе мес­то в раю, где он бу­дет счас­т­лив и где все его же­ла­ния бу­дут ис­пол­нять­ся.

Од­на­ко по ме­ре то­го как мы рас­тем и на­чи­на­ем ви­деть труд­нос­ти взрос­лой жиз­ни, мно­гие из нас мо­гут усом­нить­ся ' в том, что су­щес­т­ву­ет та­кая наг­ра­да за доб­ро­де­тель, как рай, или та­кое на­ка­за­ние, как ад.

В кон­це кон­цов мы бы­ли сви­де­те­ля­ми по­ле­та ас­т­ро­нав­тов в кос­мос- и хо­тя они при­вез­ли кам­ни с Лу­ны, они не при­нес­ли до­ка­за­тельств су­щес­т­во­ва­ния фи­зи­чес­ко­го «рая». И хо­тя в зем­ле бу­ри­ли глу­бо­кие сква­жи­ны, в глу­би­нах зем­ли бу­риль­щи­ки на­хо­ди­ли нефть, а не ад. Кра­соч­ные опи­са­ния заг­роб­ной жиз­ни, ко­то­рые мы слы­ша­ли в дет­с­т­ве, ви­ди­мо, нуж­да­ют­ся в ис­п­рав­ле­нии в све­те на­уч­ных от­к­ры­тий на­ше­го вре­ме­ни и но­вых дос­ти­же­ний на­уки.

Ряд фи­ло­со­фов пред­ла­га­ет мно­жес­т­во оп­ре­де­ле­ний и опи­са­ний то­го, что пред­с­тав­ля­ют со­бой рай и ад. Чарлз Фил­лмор, один из ос­но­ва­те­лей дви­же­ния Юни­ти, опи­сы­ва­ет рай как «сос­то­яние соз­на­ния, на­хо­дя­ще­го­ся в гар­мо­нии с Бо­гом. Это - упо­ря­до­чен­ное, за­кон­ное при­но­рав­ли­ва­ние ра­зу­ма, те­ла и дел че­ло­ве­ка к Цар­с­т­вию Бо­жию». Его оп­ре­де­ле­ние ада зву­чит так: «Он (ад) сим­во­ли­зи­ру­ет со­бой тот очис­ти­тель­ный огонь, ко­то­рый по­жи­ра­ет шла­ки че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти, это - ис­п­ра­ви­тель­ное сос­то­яние ума. Ког­да заб­луж­де­ние дос­тиг­ло пре­де­ла, на­чи­на­ет ра­бо­тать за­кон об­рат­но­го дей­с­т­вия, и суд, ко­то­рый яв­ля­ет­ся час­тью это­го за­ко­на, при­но­сит прес­туп­ни­ку «штраф», на­зы­ва­емый адом. Этот штраф не на­ка­за­ние, а ис­куп­ле­ние». В «Бха­га­вад­ги­те» го­во­рит­ся сле­ду­ющее: «В ад ве­дут трое врат по­хоть, гнев и жад­ность».

Китайский фи­ло­соф Мин­ц­зя пи­сал: «Не­бо ви­дит так, как ви­дят лю­ди. Не­бо слы­шит так, как слы­шат лю­ди».

А Хор­хе Лу­ис Бор­хес за­ме­тил: «Пусть су­щес­т­ву­ет рай, да­же ес­ли наш удел - это ад».

Временами, нес­мот­ря на на­ши бла­гие на­ме­ре­ния, от нас ус­коль­за­ет ощу­ще­ние рая, а ощу­ще­ние ада слов­но прес­ле­ду­ет нас. Это час­то про­ис­хо­дит тог­да, ког­да мы срав­ни­ва­ем то, что есть у нас, с тем, что име­ют дру­гие, и счи­та­ем се­бя ли­бо луч­ше, ли­бо ху­же их. Не­за­мет­но для се­бя мы ста­но­вим­ся по­хо­жи на дет­с­кую иг­руш­ку йо-йо, ког­да ве­ре­воч­ка дер­га­ет сос­то­яние дел ка­ко­го-то дру­го­го че­ло­ве­ка. Мы за­цик­ли­ва­ем­ся на фор­ме жиз­ни, вмес­то то­го, что­бы ду­мать о ее со­дер­жа­нии.

Если мы су­дим о чем-то толь­ко в со­от­вет­с­т­вии с внеш­ни­ми приз­на­ка­ми, мы мо­жем соз­дать свой лич­ный ад, ко­то­рый за­пол­нит раз­лич­ные сто­ро­ны на­шей жиз­ни. Ища рай вне са­мих се­бя, мы мо­жем соз­дать ад не­до­воль­с­т­ва и смя­те­ния. Что нам на са­мом де­ле нуж­но, на­хо­дит­ся не «где-то там», так что мы толь­ко по­нап­рас­ну из­ве­дем се­бяг ве­дя по­ис­ки пов­сю­ду. Мы мо­жем не­го­до­вать на жизнь или дру­гих лю­дей - но на са­мом де­ле то мес­то, где мы мо­жем ощу­тить при­сут­с­т­вие рая, на­хо­дит­ся в нас са­мих.

Существует ста­рин­ный рас­сказ о трех лю­дях, каж­дый из ко­то­рых нес два меш­ка - один на гру­ди, а вто­рой на спи­не. Ког­да пер­во­го спро­си­ли, что у не­го в меш­ках; он ска­зал: «Все де­ла мо­их дру­зей - в меш­ке у ме­ня за спи­ной, где они скры­ты от глаз и быс­т­ро за­бы­ва­ют­ся. А в меш­ке впе­ре­ди ме­ня - все не­доб­рое, что со мной слу­ча­лось. В пу­ти я час­то ос­та­нав­ли­ва­юсь, вы­ни­маю эти ве­щи и рас-

сматриваю их со всех сто­рон. Я сос­ре­до­та­чи­ва­юсь на них и изу­чаю их. Я нап­рав­ляю на них все мои мыс­ли и чув­с­т­ва».

Поскольку пер­вый че­ло­век час­то ос­та­нав­ли­вал­ся, что­бы по­ду­мать о тех неп­ри­ят­нос­тях, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли с ним в прош­лом, он дви­гал­ся впе­ред край­не мед­лен­но.

На воп­рос о том, что у не­го в меш­ках, вто­рой че­ло­век от­ве­тил: «В пе­ред­нем меш­ке - мои доб­рые де­ла. Я дер­жу их пе­ред со­бой и пос­то­ян­но дос­таю их и де­мон­с­т­ри­рую всем ок­ру­жа­ющим. В меш­ке у ме­ня за спи­ной - мои ошиб­ки. Я но­шу их с со­бой, ку­да бы я ни шел. Они тя­же­лые и ме­ша­ют мне ид­ти, но по­че­му-то я не мо­гу их ос­та­вить».

На тот же воп­рос тре­тий че­ло­век от­ве­тил так: «В меш­ке впе­ре­ди - чу­дес­ные мыс­ли о лю­дях, их доб­рых де­лах и о том бла­ге, ко­то­рое я имел в жиз­ни. Это - боль­шой ме­шок, и он по­лон до­вер­ху, но по­че­му-то не тя­же­лый. Он по­хож на на­пол­нен­ный вет­ром па­рус и по­мо­га­ет мне дви­гать­ся впе­ред. Ме­шок у ме­ня за спи­ной пуст, по­то­му что я про­ре­зал в нем боль­шую ды­ру. В этот ме­шок я скла­ды­ваю то дур­ное, что слы­шу о дру­гих, и те не­хо­ро­шие мыс­ли, ко­то­рые по­рой при­хо­дят мне в го­ло­ву от­но­си­тель­но ме­ня са­мо­го. Это про­ва­ли­ва­ет­ся в ды­ру и те­ря­ет­ся нав­сег­да, так что лиш­ний груз не ме­ша­ет мне ид­ти».

На жиз­нен­ном пу­ти каж­до­му из нас сле­ду­ет вре­мя от вре­ме­ни про­ве­рять, что имен­но мы не­сем с со­бой.

Не наг­ру­же­ны ли мы не­га­тив­ны­ми мыс­ля­ми о се­бе? Не не­сем ли мы бес­фор­мен­ные кус­ки стра­ха, ко­то­рый го­во­рит нам, что мы не со­от­вет­с­т­ву­ем ка­ко­му-то на­ду­ман­но­му стан­дар­ту? Не ви­сят ли на нас за­щит­ная бро­ня и пси­хо­ло­ги­чес­кие щи­ты, ко­то­рые ме­ша­ют нам сво­бод­но и от­к­ры­то об­щать­ся с ок­ру­жа­ющи­ми? Не не­сем ли мы с со­бой те прос­туп­ки дру­зей и род­ных, ко­то­рые ког­да-то в прош­лом дос­та­ви­ли нам огор­че­ния? Не прих­ва­ти­ли ли мы с со­бой лож­ные уро­ки, ко­то­рые зас­тав­ля­ют нас ис­кать от­ри­ца­тель­ные чер­ты в ок­ру­жа­ющих и, на­хо­дя их, убе­гать от этих лю­дей со всех ног? Во что мы прев­ра­ща­ем свою жизнь - в рай или в ад?

Каждый из нас об­ла­да­ет при­рож­ден­ной сво­бо­дой вы­би­рать те мыс­ли, ко­то­рые да­ют нап­рав­ле­ние на­шей жиз­ни. Мы мо­жем из­б­рать тот путь, по ко­то­ро­му пой­дем, и то, что мы возь­мем с со­бой, от­п­рав­ля­ясь в этот путь. Пом­ня об этом, не сле­ду­ет ли выб­рать та­кие мыс­ли, ко­то­рые сфор­ми­ру­ют по­зи­тив­ное от­но­ше­ние к жиз­ни и да­дут сво­бо­ду на­шим не­ог­ра­ни­чен­ным воз­мож­нос­тям? Не­га­тив­ные мыс­ли и взгля­ды при­ги­ба­ют нас к зем­ле и силь­но зат­руд­ня­ют жиз­нен­ный путь.

В шес­т­над­ца­том ве­ке мо­нах Ф. Джо­ван­ни в один из рож­дес­т­вен­с­ких дней на­пи­сал та­кие сло­ва: «Я не мо­гу дать вам ни­че­го, че­го бы у вас не бы­ло. Но есть мно­го та­ко­го, что я не мо­гу дать, но вы мог­ли бы взять. Рай не смо­жет прий­ти к нам, ес­ли на­ши сер­д­ца уже се­год­ня не най­дут в нем по­коя. При­об­ре­ти­те рай».


Наша при­рож­ден­ная доб­ро­де­тель - это факт на­ше­го су­щес­т­во­ва­ния, и его нель­зя у нас от­нять. И нель­зя по­лу­чить его от ко­го-то дру­го­го. Ког­да мы осоз­на­ем эту ис­ти­ну, мы поз­на­ем рай на зем­ле. Ког­да мы поз­на­ем рай в се­бе, мы, ес­тес­т­вен­но, за­хо­тим де­лить­ся им с дру­ги­ми из по­буж­де­ний чис­той щед­рос­ти и люб­ви.

Жизнь - это то, что на­до де­лать - сей­час или ни­ког­да. Что вы­би­ра­ешь ты?

Пит Хейн

Ник­то не мо­жет про­жить за ме­ня мою жизнь. Ес­ли я умен, я се­год­ня же нач­ну соз­да­вать мой соб­с­т­вен­ный, бо­лее ис­тин­ный и хо­ро­ший мир, на­чи­ная из­нут­ри.

Горацио Дрес­сер

Будь та­ким че­ло­ве­ком и ве­ди та­кую жизнь, что­бы, ес­ли бы каж­дый был та­ким, как ты, и каж­дая жизнь та­кой, как твоя, эта Зем­ля ста­ла бы Божь­им ра­ем.

Филиппе Брукс


Наши рекомендации