Понятие римской семьи. Агнатское и когантское родство
Римская семья была патриархальной. Она состояла из главы семьи (paterfamilias), жены, детей, других родственников, зависимых людей и рабов (П. Жирар).
Семья – социальный организм, куда входят как родственники, так и свойственники наряду с другими лицами, объединенные целью продолжения рода, ведения хозяйства, взаимной поддержки и оказания помощи (Д. Каллегари).
Существование в Риме большой семьи объясняется низким уровнем производительных сил. Малая производительность труда требовала применения значительного объема ручного труда в земледелии, которое было основой жизнеобеспечения древнего общества. При таких обстоятельствах, экономическую базу римской фамилии составляли коллективное обладание основными средствами производства в частности землей, и коллективный труд всех работоспособных ее членов, включая рабов.
Семья в римском праве обозначалась термином «familia», который произошел от латинского слова «famеl», что означает «раб», «слуга», то есть определял зависимость домочадцев от главы семьи. Термин «familia» обозначал не только семью, но и семейное имущество.
В римской семье правоспособным лицом был paterfamilias. Он обладал sui iuris, то есть был самостоятельным лицом, не зависимым ни от кого. Отцовская власть называлась «patra potestas».
Остальные члены семьи не имели правоспособности, относились к категории «personae alieni iuris», то есть находились под властью домовладыки. В римской семье жена находилась на положении дочери (loco filiae), мать по отношению к детям была на положении сестры (loco sororis), сыновья и внуки также находились под властью главы семьи, и даже занятие государственной должности в магистрате не освобождало их от власти отца и деда.
Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти. Глава семьи имел право не признать новорожденного своим ребенком: только ребенок, признанный отцом становился членом familia и подпадал под власть домовладыки. В противном случае (например, при уродстве) дитя выбрасывалось.
Домовладыка был управомочен манципировать своих дамочадцев третьим лицам, в возмещение ущерба или просто сдавая их в наем как рабочую силу.
Таким образом, власть главы семьи была обширной и абсолютной. Однако постепенно власть домохозяина ограничивалась, и подвластные стали получать признание в праве.
Первоначально родство определялось подчинением главе семьи. Все лица, кто имел одного и того же paterfamilias, считались родственниками и получили название агнатов (агнатское родство). Агнатами могли быть как кровные родственники, так и посторонние лица. Различали прямое и боковое родство агнатов. Прямыми агнатами были дети, внуки, правнуки и т.д. Боковыми родственниками считались лица, происходящие от одного предка.
В связи с ослаблением патриархальной семьи большое значение в Риме приобрело когнатское родство – родство по крови, вытеснившее агнатское родство.
В когнатском родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих (один от другого), от потомка к предку. Линия называется прямой нисходящей, если речь идет о происхождении предка к потомку. Линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).
Степень родства определяется числом рождений между двумя родственниками.
От родства следует отличать свойство. Свойство – это отношение между супругом и кровными родственниками другого супруга. Степень свойства соответствует степени родства между супругам и его родственникам [5, с. 61].
Брак по римскому праву
Согласно Институций Юстиниана «брак – это союз мужчины и женщины, имеющий целью совместную жизнь».
В римском браке:
- супруги обязаны соблюдать верность друг другу;
- жена должна жить в месте, где проживает муж;
- она получает сословие мужа;
- если обиду нанесут жене, то и следственно и мужу;
- один супруг не может предъявить иск к другому;
- нельзя принуждать к даче свидетельских показаний одного супруга против другого;
- жена должна оказывать мужу почтение, муж защищать жену, также он может представлять жену на суде.
От брака отличается конкубинат – это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина (женщина в конкубинате) не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти.
В Риме сложились две формы брака: cum manu, то есть брак с мужней властью, и sine manu – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке.
При браке cum manu жена поступала полностью под власть мужа или домовладыке. Брак cum manu возникает на основе купли-продажи женщины из другого рода или ее похищение. Муж имеет над женой такие же права, как и над детьми. Если жена принесла в новую семью имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг мог отдать жену в кабалу, даже наказать ее смертью, виндицировать из чужого владения.
Брак sine manu давал больше свободы для женщины. Это более поздняя форма брака. Брак sine manu не порождал власти мужа над женой. Этот брак заключался посредством простого соглашения, юридически завершался приводом невесты в дом жениха. Брак sine manu расторгался односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо оснований развода.
Римское право выдвигало следующие условия для вступления в брак:
- согласие лиц, вступающих в брак;
- достижение брачного возраста: для мужчин – 14 лет; а для женщин – 12 лет;
- вступившие в брак не должны состоять в другом прекращенном браке;
- лица, вступившие в брак, не должны были состоять между собой в близком родстве или свойстве.
Римское право знало три способа установления брака:
1) Сonfarreatio – это религиозный обряд, название которого произошло от panis farreus – особого хлеба, который вкушали вступающие в брак, а потом приносили его в жертву богу Юпитеру. Церемония совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей. Сonfarreatio имело важное значение для религиозной жизни римской общины, поскольку высшими жрецами могли стать только лица, рожденные в браке, заключенном по этому обряду. Уже в I в. найти таких лицбыло затруднительно, в последствии это форма брака в основном отмерла;
2) Coemptio – мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца. Это светская форма брака, при которой будущая супруга приобреталась способом, который напоминал куплю ценных вещей (рабов, земли, строений). Гай в «Институциях» отмечал, сoemptio – воображаемая продажа, совершенная путем манципации в присутствии не менее 5 свидетелей;
3) Usus – приобретательская давность. Если мужчина и женщина сожительствовали в течение целого года и не было препятствий для вступления в брак, то они считались мужем и женой. Законы XII таблиц знают usus; они устанавливают, что женщина может прервать давность. Желая избежать перехода во власть мужа, она должна (могла) провести 3 ночи вне дома мужа, тем самым прерывая давность [6, с. 113].
Брачный союз прекращался:
- смертью одного из супругов;
- утратой свободы одним из супругов;
- разводом [13, с.323].
Развод в классическую пору был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни. В период абсолютной монархии были установлены существенные ограничения развода. Юстинианом развод по обоюдному согласию был запрещен. Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод по уважительной причине (неспособность к половой жизни, желание поступить в монастырь и т.д.). Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа, но брак все же прекращенным.