Глава 14. Кто такие «боги»?

Образы древних языческих богов были во многом очернены религиозной нетерпимостью и историческим невежеством. Им редко поклонялись; скорее, их чтили и уважали как эманации Великого Духа, берущие начало от одного источника. Хотя их могущество неизмеримо превосходило человеческое, они вели себя во многом подобно людям. Таким образом, это были не грозные божества, к которым можно обращаться лишь опосредованно, а скорее, дружественные сущности, готовые дать совет, предоставить защиту или покровительство.

Есть предположение, что «боги» на самом деле были внеземными существами, прилетевшими из другой галактики. Они населили Землю живыми существами и оплодотворили их семенем своего бессмертия, поселив божественное в человеческом. Из подобной предпосылки можно сделать вывод, что наши «боги» на самом деле не более, чем «божественные формы»: динамические мысленные образы, основанные на расовой памяти космических странников, посетивших Землю в доисторические времена и наложивших свой отпечаток на Коллективное Бессознательное человечества.

«Божественные формы» создаются коллективным разумом племени или культуры, который приписывает им сверхчеловеческие силы и атрибуты. Их существование зависит от поклонения и жертв, приносимых в их честь адептами религии, поскольку «божественные формы» лишь отражают коллективное Эго людей, поддерживающих их бытие своей верой. Без этой веры и поклонения «божественные формы», созданные из ментальной субстанции, попросту исчезнут и будут преданы забвению.

Будь то «божественные формы» или внеземные существа — «боги» северной традиции являлись могущественными центрами силы. Обращение к «богу» было практическим актом, просьбой о помощи из источника сверхчеловеческой силы, способной к состраданию. Взывание к божеству, или инвокация, была способом пробуждения специфических качеств и способностей в целях личного развития. К примеру, если руническому шаману требовалось вдохновение для нового начинания, он взывал к Одину, поскольку вдохновение является одним из основных атрибутов Одина. Если ему требовались сила и мужество, шаман обращался к Тиру. Женщина, озабоченная своими отношениями с мужчиной, взывала к Фрейе, богине плотской любви. Такие призывы были средством извлечения энергии из внешнего источника для укрепления какого-либо качества или способности, уже присущей человеку на подсознательном уровне. Чародеи и оккультисты шли иным путем, пользуясь ритуальными методами для одержимости духом, которого они призывали. Они желали не только уподобиться божеству, но и фактически слиться с ним.

Я категорически рекомендую этого не делать. Следует опасаться любого учения или метода, сколь угодно привлекательного, в котором содержится призыв отказаться от нашей индивидуальности и позволить внешней силе завладеть нашим физическим телом. Далеко не все сущности благожелательно относятся к людям, в каком бы обличье они не появлялись Если вас мучают сомнения, просите о том, чтобы ваше сердце наполнилось Любовью и Светом Враждебные сущности не выносят всепроникающей силы Света и сияния Любви.

Согласно мифам, северные «боги» обитали в Асгарде. В переводе это слово означает «обитель богов». Асгард можно описать как царство безвременного бытия, где нет смерти и возрождения, подобное нагвалю в традиции коренных народов Центральной Америки. В северной традиции существовала определенная классификация богов. Некоторые из них имели отношение к Силам разума и Души, другие участвовали в органическом процессе роста и развития. вместе они способствовали совершенствованию и возвышению Духа.

«Богов» лучше считать не «божественными формами» или «небесными существами», а центрами высшей энергии. Это не лишает их атрибутов могущества, но открывает путь к пониманию их истинной природы через расширение нашего осознанного восприятия.

Давайте вкратце рассмотрим некоторых из этих древних «богов» и те их качества, которые ассоциировались с рунами.

Верховным божеством был Один, также известный как Водин в Англии и Вотан в Германии. Один считался «скрытым» источником мудрости и могущества — Всеобщим Отцом, давшим начало Творению. Это понятие сходно скорее с «Великой Тайной» в космологии северных американцев, чем с идеей Высшего Разума; находящегося вне Творения и отдельно от него.

Шаманический опыт Одина, висевшего на дереве, является одновременно аллегорией и историческим событием. Один продемонстрировал готовность отказаться от своего «я» ради получения сокровенной мудрости. Это указывает не только на самопожертвование, но и на способность меньшего «я» расширить границы восприятия и осознать целостность своего бытия Намерение, заключенное в этом поступке, служит моделью для всей эволюции. В ней происходит не только процесс интеграции в единое целое, но и процесс совершенствования каждой отдельной личности. Руны играют в этом жизненно важную роль, поскольку позволяют внутреннему выражаться через внешнее и расширяют границы восприятия. Этот дар человечеству выделяет людей среди других существ, обитающих на Земле.

Согласно легенде, чтобы преодолеть смерть, Один пожертвовал своим глазом. Некоторые исследователи утверждали, что это был левый глаз, но подобные предположения делались под влиянием христианских фундаменталистов, чьи религиозные предрассудки приписывали «левой стороне» атрибуты зла (вспомним, в средние века левшей считали одержимыми дьяволом!) Левое полушарие мозга управляет аналитическими процессами, в то время как правое полушарие связано с интуитивными способностями. Однако, как определила современная медицина, в лобных долях мозга за глазами существует «точка пересечения», поэтому левый глаз связан с правым полушарием, а правый — с левым. Итак, Одину пришлось выбирать между аналитическими и интуитивными способностями. Он решил пожертвовать правым глазом, что привело к ускоренному развитию левого глаза, а также интуитивных способностей.

Один выразил готовность поступиться чем-то необычайно важным ради высшей цели.

Глубины Неявленного, которые он созерцал, вися на дереве вниз головой, были глубинами его собственного бытия; в одно мгновение он обрел знание, которое искал, озаренное светом Духа.

Одина также изображали в виде странствующего шамана, знахаря и учителя. Иными словами, в нем видели проводника к следующей стадии эволюционного развития; проводника, который сам испытал опыт духовного преображения и получил мудрость из первых рук. Поэтому Одина иногда называли «богом вдохновения»: он вдохновлял людей личным примером и вел их по бесконечному пути поисков истины Одина представляли как мастера иносказаний и смены обличий. Это означает, что истинная духовность не всегда легко угадывается в повседневной жизни. Она вокруг нас, но скрыта в обычных вещах, которые мы часто воспринимаем как должное.

Один как «бог» — это сила вдохновения, творчества и внутренней мудрости. Его эмблемой служит руна АСС.

Хеймдал — это сила, наделяющая способностью слышать невысказанное и получать безмолвное знание. Согласно мифу, Хеймдал совершил акт самопожертвования. Он потерял ухо, но получил дар необыкновенно острого слуха — точно так же, как Один, потерявший глаз, стал всевидящим. Хеймдал считался посредником между Асгардом и Мидгардом (Небом и Землей) и учителем тайного знания. С ним ассоциируется руна МАДР.

Тир — мифическая фигура, олицетворявшая правосудие и благополучие общества.

Считалось, что он надзирает за ходом вещей и поддерживает надлежащий порядок во всех царствах бытия. Тир дополнял творческую активность Всеобщего Отца созданием упорядоченных форм. Тир — это сила рационального мышления, способность рассуждать и сравнивать. С этим «богом» ассоциируется руна ТИР.

Тор считался богом войны, его символом служил огромный молот. В действительности он воплощал силу, противостоявшую Хаосу. Тор повелевал громами и молниями — природными явлениями, уничтожавшими все старое и отжившее и расчищавшими путь для новых свершений. Молот был не столько орудием агрессии, сколько символом мужественной, порождающей силы, способности добиваться своего, невзирая на препятствия. С Тором ассоциируется руна ТЕРС.

Фрей (имя означает «повелитель») олицетворял мир, изобилие, удовольствие и плотскую любовь. Его называли «мирским богом», поскольку он управлял силами природы, ответственными за рост и плодородие. С Фреем ассоциируется руна ИНГ О.

Бальдур (имя означает «принц») был богом света, воплощавшим радость и красноречие. Ему присущи качества примирения и мягкого убеждения. Бальдур был супругом Сол — «сияющей богини», символизировавшей солнце, которое в дохристианские времена считалось женственной сущностью. Его эмблемой служит руна СОЛ.

Фрейя (имя означает «повелительница») олицетворяла женскую привлекательность и, таким образом, являлась богиней любви и сексуального удовольствия. С Фрейей ассоциируется руна ГИФУ.

Фритта (имя означает «возлюбленная») — богиня, которую иногда путают с Фрейей. Она символизировала семью, супружество, воспитание детей и согласие — необходимый атрибут в домашних делах. С Фриггой ассоциируется руна ПЕТРА.

Мани обозначал Луну, которая в норвежской мифологии имеет мужские атрибуты и связана с измерением времени и регулированием естественных процессов. Его эмблемой служит руна НИИД, указывающая на необходимость перемен в жизненном цикле.

Норны являлись олицетворением процесса эволюционных перемен и изображались в женском облике. Считалось, что они прядут нити Судьбы, но не создают ее, поскольку каждое существо несет ответственность за свою жизнь. Хотя во Вселенной присутствует фактор случайности, именно индивидуальная реакция на неожиданные события определяет конечный результат.

Старейшая из трех Норн именовалась Урд. Слово «урд» означает «то, что произошло» и подразумевает результат поступков, совершенных в прошлом. Имя второй Норны, Верданди, означает «то, что есть» и подразумевает управление процессами, происходящими в настоящем. Младшую Норну звали Скальд, что означает «то, чему суждено быть». Считалось, что она сплетает будущее из нитей прошлого и настоящего. В рунической традиции три Норны ассоциируются с пустой 25-й руной — руной Судьбы.

Троица богов — Один и двое его «братьев», Вили и Be, — сформировали Вселенную и создали людей из земной субстанции, вложив в них семя своей божественности. Человек стал микрокосмом Вселенной и получил внутреннее знание о происхождении своей божественности, поэтому «царство богов» и человечество неразрывно связаны между собой. Мы разделяем одинаковую судьбу, ибо наши выбор и действия создают мир, в котором мы живем, — точно так же, как «боги» созидали Вселенную.

Человеческое общество состоит из индивидуальных личностей, участвующих в процессе рождения, жизни, смерти и возрождения. Человек появляется на Земле, чтобы совершить цикл своего личного развития и сделать шаг к бессмертию через совершенствование своего Духа. «Боги» также считались духовными сущностями, хотя и не нуждавшимися в физическом воплощении.

Таким образом, «боги» и «божественные формы» помогают нам связаться с вечными аспектами Вселенной. Вступая в общение с высшими энергиями, мы можем расширить границы своего осознания.

Вышеперечисленный список является всего лишь выборкой из нескольких ключевых фигур северной мифологии, с их основными атрибутами и ассоциациями с той или иной руной. Он не претендует на полноту.

Установление взаимоотношений с высшими энергиями не было актом веры или самопожертвования. Скорее, оно было выражением намерения связаться с центром силы, способным «зарядить» личность своей энергией, наделить ее определенными качествами для достижения цели. Божество призывалось для образования прочного звена с вечными атрибутами и для дальнейшего укрепления намерения. Другими словами, обращение к божеству служило способом накачки энергии, вроде нажатия на педаль газа в автомобиле: в двигатель впрыскивается больше топлива, машина получает заряд энергии и движется с большей скоростью. Акт нажатия на педаль газа совпадает с вашим желанием ехать быстрее. Если выразиться словами из рекламного объявления на бензозаправочной станции, вы «будите тигра под капотом» вашего автомобиля!

Наши рекомендации