Тема 9. Человек и мир в плутовском романе. Франсиско де Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос».
Консультация
Вам предстоит обратиться к произведению, которое считается образцом барочного плутовского романа. В нем царствует саркастическая ирония и гротеск, а мир предстает как страшное сновидение. Насыщая роман натуралистическими подробностями, Кеведо, тем не менее, создает иллюзорный и призрачный мир, где все – фальшь и обман. Вам предстоит проанализировать одну главу(на выбор) романа «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» с точки зрения взаимодействия героя и окружающей его действительности.
Материалы
Хосе Ортега-и-Гассет
Изначальное плутовство плутовского романа
/…/ Персонаж плутовского романа – продукт общественных низов, червяк, появившийся на свет из навозной кучи. Слуга многих господ, он прислуживает то священнику, то капитану, то судье, то знатной даме, то процветающему мошеннику. На мир он смотрит снизу вверх, так что общество предстает в смешном ракурсе, где каждое сословие, занятие, должность выглядит фарсом, подлостью, интриганством, ложью.
Плутовской роман в своей крайней форме – это литература отрицания.
Литература
Плутовской роман /Сост., вступ. ст. Н. Б. Томашевского. М., 1975
Кеведо Франсиско де. Избранное/ Сост., вступ. ст. З.Плавскина. Л., 1980
Пинский Л. Е. «Гусман де Альфараче» и поэтика плутовского романа // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989. С.148-186
Плавскин З.И. Испанская литература ХУ11- середины Х1Х веков. М., 1978.
Томашевский Н. Рождение, жизнь и смерть жанра (Плутовской роман) // Томашевский Н. Традиция и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. М., 1981. С. 256-274
Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983
Тема 10. В чем суть конфликта в драме Кальдерона «Жизнь есть сон»?
Консультация
При анализе пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон» следует помнить, что испанские драматурги, в отличие от французских, утвердивших «правило 24 часов», не стремились к единству действия. А это значит, что в основе сюжета, способного бесконечно ветвиться, лежит не единое магистральное противоречие, а неискоренимая и бесконечная конфликтность бытия, превращающая человека в точку скрещения и противоборства антагонистичных сил. Ваша задача – выявить эту конфликтность на событийном (с учетом всех персонажей) и на рефлексивном уровнях, а также определить зону особого напряжения – центральный конфликт, превращающий драматическое сочинение в религиозно-философскую драму.
Литература
Кальдерон Педро де ла Барка. Драмы / Перевод К. Бальмонта В 2 кн./ Под ред. Н.П. Балашова, Д.Г. Макогоненко М., 1989
Балашов Н.И. Испанская классическая драма в сравнительно литературном и текстологическом аспектах. М., 1975
Давыдова М.Ю. Испанский театр ХУ11 века // Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа Х1Х-ХХ веков. М., 2001
Iberika. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986
Силюнас В. Испанский театр ХУ1-ХУ11 веков М., 1995
Содержание
Введение с.3
Композиционная роль Инфанты в трагедии Пьера Корнеля «Сид» с.3
Принцип симметрии во французской классицистической
трагедии. Пьер Корнель «Гораций» с.5
Психологический анализ в литературе французского
классицизма (на примере одного сценического
эпизода трагедии «Андромаха» или «Федра» Ж. Расина) с.11
Образ Дон Жуана в комедии Мольера и комедии
Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость» с.12
Образ Дон Жуана в комедии Мольера и в трагедии А.С.
Пушкина «Каменный гость» с.14
Жанр басни в творчестве Лафонтена с.15
Идея барочного остроумия и лирика барокко
(анализ произведения по выбору студента) с.22
«Темный» и «трудный» стиль в испанской литературе
XVII века (на примере произведений Гонгоры и Кеведо) с.28
Человек и мир в плутовском романе (на материале одной из глав романа Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос») с.38
В чем суть конфликта в драме Кальдерона «Жизнь есть сон»? с.39