Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г

1. Буранбай Утягулов 48 лет; его племянник Хисаметдин Зянзяуев 25 лет, причислены в 1833 г. из 9-го башкирского кантона.

2. Зиранча Утягулов 65 лет, сыновья Абдулкадым 11, Байзигит 7 лет, причислены из 9-го башкирского кантона в 1833 г.

3. Исанбай Утягулов 35, сыновья Шагигерей 6, Шагиах-мет 3 лет.

4. Алчимбай Сюрагулов 46 лет, сыновья от 1-й жены Мухаметша 7, Мухаметсадык 5; от 2-й жены Мухаметшариф 6 лет.

5. Казакбай Сюрагулов 53 лет, сыновья от 1-й умершей жены Динмухамет 17, Кулмухамет 13; от 2-й жены Шарафитдин 10, Уммет 2, Мухамет 1 года, Шаяхит-дин 6 месяцев.

6. Казаккул Абикаев 36 лет, сын Хасан 2 лет.

7. Аллаберде Габдулов 33 лет, сыновья Баймухамет 8, Мухамет 5, Хазиахмет 3, Шагиахмет 6 месяцев; брат Байберде 30, его сын Кутлумухамет 1 года.

Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4929. Л. 278, 340.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ




8. Рахимкул Аманбаев 26 лет, его сыновья Мухамет-рахим 6, Мухаметкарим 4, Ахметзян 2; брат Кунаккул 19 лет.

9. Минлигужа Амангильдин 33 лет, его сыновья Мухаметгали 9, Мухаметхасан 6, Мухаметвали 4, Мухамет-зян 2; братья Гумер 14, Усман 12 лет.

10. Габдуллатиф Муртазин 73 лет, его сыновья Мустафа 32 (его сын Ахметсафа 6 месяцев), Аллаяр 17, Яриах-мет 12 лет, причислены из 9-го башкирского кантона в 1833 г.

11. Халилулла Ахметов 49 лет, его сын Хайбулла 6 лет.

12. Тухватулла Ахметов 37, сын Ибниамин 6 месяцев; братья Хусаин 32, Кинзябулат 20 лет.

13. Нигматулла Ахметов 44 лет, его сыновья Бурангул 10, Сеитбаттал 8, Фазлулла 4, Галиулла 6 месяцев.

14. Багаутдин Исянгильдин 28 лет; братья Мухаметгали 23, Мухаметюсуф 10 лет.

15. Габдрахман Хамитов 30, сын Ярмухамет 2; брат Абд-рафик 18 лет.

16. Рамазан Хамитов 38 лет, сын Мухаметкарим 10 лет.

17. Мухаметьяр Магдиев 29 лет; брат Аллаяр 23; племянник Кузахмет Шаяхметов 13.

18. Худайберде Биккузин 63 лет, сыновья Асылбай 26 (его Сафиулла 1), Мурзабай 24 (сыновья Кутлуахмет 2, Шаяхмет 6 месяцев).

19. Алтынгузя Худайбердин 37 лет, сыновья Кутлугузя 13, Хисматулла 10, Гайнулла 7, Гарейтулла 4 лет.

20. Шамрат Магадиев 40, сыновья Абубакир 8, Мухамет-дин 2 лет.

21. Тимирбулат Хусаинов 47, сыновья Ахметзян 13, Абубакир 1 года.

22. Аккулай Кучаков 68 лет, сыновья от 1-й жены Якуп 9; от 2-й жены Абзялил 10, Ибрагим 5, Хусаин 2 лет.

23. Писарь Габайдулла Ахметов 43 лет, сыновья Габидул-ла 15, Фатхулла 10, Файзулла 6, Хайрулла 4 лет.

Д. Иргиз возникла как хутор не в 1950 г.33, а в начале 1930 г.

Через год хутор состоял из 10 дворов с 65 жителями из русских.

Затем преобладало украинское население, сегодня — башкирское34.

Такова краткая история башкирских населенных пунктов Саратовской области.

33 Башкортостан. 28 февраля 1997 г.

34 Список населенных пунктов Средневолжского края.
С. 230.

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У БАШКИР

Саратовские и самарские (иргизо-камеликские) башкиры строили свою семейную жизнь почти так же, как их сородичи в. других губерниях России.

В самом деле, и здесь функционировали как малая (семья, состоящая из мужа и жены с несовершеннолетними детьми), так и неразделенная (отцовская: родители и семья женатого сына, братская: семья женатых братьев; семья дед — внук) семьи. Однако изучение эволюции соотношения форм семей или их динамики в тот или иной период истории народа крайне затруднено отсутствием переписных материалов, кроме ревизии 1834 г. По последнему источнику можно лишь констатировать статич-

ность положения форм семей. У башкир изучаемого региона безраздельно господствовала малая индивидуальная семья, занимавшая в 21 деревне от 54 до 95% всех семей. Неразделенные семьи занимали соответствующую долю. От 6 до 10% эта форма семьи была учтена в 5 населенных пунктах (Утекаево, Кучакбаево, Максютово, Хасаново, Дингизбаево), от 11 до 20% — тоже в 5 деревнях (Байгун-дино, Кучембетово, Хасаново, Кустяново, Байрамгуло-во); от 21 до 34% — в 9 селениях (Кинзягулово, Имилеево, Ишимбаево, Уразаево, Муратшино, Кузябаево, Кунакба-ево, Габдуллино, Шафеево); только в одной деревне (Качкиново) отцовских семей насчитывалось 6, что со-

Таблица 243 Формысемьи и пережиточных браков в деревнях саратовских и самарских башкир в 1834г.

Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru

СЕМЕИНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ БАШКИР




ставило 46,7% (см. таблицу 243). Такое соотношение малой и неразделенной семей было особенностью этого региона. В Оренбургской губернии в период кантонного управления в 1798—1865 гг. малая семья из переписи в перепись утрачивала свою позицию, уступая неразделенной семье. Так, по переписям 1816, 1834, 1850 и 1859 гг. только в одной д. Туксанбаево (родина великого башкирского поэта Акмуллы) малая семья постепенно уступала свое господствующее положение с 19 (95%) до 6 (30%) неразделенной семье, доля последней увеличивалась с 5 до 70%'.

Постепенное уменьшение доли малой семьи объясняется резким усилением военно-феодального гнета башкирского населения в период его нахождения в военном сословии, расширившем населенность двора путем сохранения женатых сыновей, братьев и внуков в составе сложных семей. Только такие семьи могли выполнять обременительные военные и гражданские повинности. Выяснение обстоятельств возникновения особенностей башкирской семьи у иргизо-камеликских башкир, у которых в тот период, наоборот, преобладала малая семья, требует выявления новых источников.

В развитии семейно-брачных отношений большую роль играла экзогамия, т.е. запрет брачных отношений между членами родственного коллектива. Брак у башкир регулировался экзогамными ограничениями, т.е. жену брали из другого рода (волости), по мере развития общества родовая экзогамия заменялась экзогамией родовых подразделений (аймак — тюба, ара), т.е. стали брать жену из одного рода, но из другого аймака (тюбы). Браки заключались между представителями различных аймаков (тюб) одного рода (волости). Затем они совершались и между лицами одного аймака, но двух различных ара (ара — родственная группа семей: ара Ахметовых, ара Акировых и т. д.). Брак не мог быть заключен между представителями одного ара (между Акировыми), потому что они считались близкими родственниками. Далее дошли и до поколенной экзогамии: брак до 7 колена запрещался. Не без основания это отражено в поговорке: «От кровной родственницы родится Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru (внучка), от Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru ро-

дится Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru (правнучка), от Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru родится Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru

(праправнучка), от Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru родится Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru (прапраправ-

нучка, т.е. чужая)». К концу XIX в. наблюдается нарушение принципов поколенной экзогамии: браки заключались между представителями 4—6-го поколений.

Саратовские и самарские башкиры до наших дней сохранили свое этническое самосознание благодаря тому, что браки заключались внутри своего этноса, что в науке называется эндогамией. Она имела важное значение для сохранения их этнической однородности. Сегодня наблюдается другое. Существовавшие средние школы превращаются в неполные средние, а последние — даже в начальные. Кое-где ликвидировались и последние. Состояние обучения на родном — башкирском — языке в школах Самарской области весьма тревожное. В итоге башкиры двух областей становятся русскоязычными.

Иргизо-камеликские башкиры при оформлении брака придерживались обычаев и установлений Корана и шариата. По материалам ревизии 1834 г. видно, что баш-

киры заключали брак в 18 лет и старше, невестам бывало и 17 лет. Но не обходилось и без отклонения от привычного обычая. Встречались случаи выдачи 13-летних падчериц замуж за уже женатых людей2.

Башкиры заключали браки по сватовству путем уплаты выкупа-калыма и редко путем умыкания. Основная масса людей жила в условиях моногамной (единобрачной) семьи. Но и были полигамные (многобрачные) семьи. По Корану, многоженство — явление приемлемое. Поэтому башкиры имели право заключать браки с четырьмя женщинами одновременно. Но такие браки заключались лишь богатыми людьми, чиновниками и представителями мусульманского духовенства. Они имели место во всех деревнях саратовских и самарских башкир.

8 1834 г. зафиксировали по д. Кинзягулово 4 (18,2%) мно
гобрачные семьи из 22 семей, в Имилеево — 5 (17,2%) из

29, в Утекаево — 6 (20%) из 30, в Качкиново — 2 (13,3%) из
15, в Байгундино — 5 (20 %) из 25, в Ишимбаево — 3
(15,8%) из 19, в Уразаево — 1 (3%) из 33, в Кучакбаево — 10
(14,3%) из 70, в Муратшино - 3 (33,3%) из 9, в Кучембе-
тово — 6 (18,8%) из 32, в Кузябаево — 7 (21,2%) из 33, в Ку-
накбаево - 2 (10,5%) из 19, в Габдуллино — 3 (16,7%) из
18, в Максютово — 7 (25%) из 28, в Бобровом Гае — 1 (10%)
из 10, в Хасаново — 1 (5,6%) из 18, в Хасаново (1-й) — 2
(5,6%) из 30, в Шафеево - 1(11,1%) из 9, в Дингизбаево -

9 (29%) из 31, в Кустяново — 1 (6,3%) из 16, в Байрамгуло-
во — 5 (21,7%) из 23. Как видно, многоженство распро
странялось по деревням крайне неравномерно: от 3%
(д. Уразаево) до 33,3% (д. Муратшино).

С калымным браком и многоженством тесно связаны пережиточные формы брака — левират (от лат. деверь, брат мужа) и сорорат (от лат. сестра). Языческий левират был отменен Кораном, но все же в пережиточной форме он сохранился у башкир. Левират — это выход замуж снохи-вдовы за младшего брата умершего или за племянника, сына брата покойного мужа. Главную причину сохранения института левирата исследователи видят в материальной стороне дела. В случае ухода снохи-вдовы неразделенная семья лишалась работницы, имеющей значительное приданое. Но следует думать и о том, что левират у всех народов не лишен был и гуманного содержания в смысле воспитании детей умершего старшего брата.

В проявлениях этого обычая наблюдался сильный возрастной разрыв между супругами. В одной семье мужу было 18, жене — 45, в другой ему — 21, ей — 47 и т.д. В 1834 г. в д. Утекаево было 3 (10%) левиратные семьи из

30, в Качкиново — 1 (6,7%) из 15, в Байгундино — 1 (4%)
из 25, в Ишимбаево 11-летнему подростку была назначе
на в жены 23-летняя сноха-вдова умершего брата. В д. Ку
чакбаево младший брат женился на снохе-вдове с пятью
детьми покойного брата. В целом левиратные браки были
учтены в 13 деревнях из 22.

Остальные формы брака по источникам не прослеживаются.

Калым, многоженство, умыкание девушек не могли упрочить положение семьи, предотвратить разводы. Из всех пяти видов развода у башкир практиковались главным образом Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru и хулла. Мужчины прибегали к основному виду развода — Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru , женщины — к хулла.



1 Асфандияров А. 3. Башкирская семья в прошлом. XVIII — первая половина XIX в. Уфа: Китап, 1997. С. 16.

2 ЦГИА РБ. Ф. 295. Оп. 2. Д. 3398.



СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ БАШКИР



Основанием для развода в глазах мужчины служило неповиновение жены или невыполнение ею супружеских обязанностей. Развод Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru («быть свободным») становится совершившимся фактом после трехкратного произнесения мужем слова, Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru . Это означало, что муж не может помириться с разведенной женой, пока она не выйдет замуж за другого и не разведется с ним. Только после заключения нового брака муж мог восстановить с прежней женой первоначальную семью. Разведенная жена оставалась в доме мужа четыре месяца и десять дней. Этот срок назывался Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г - student2.ru (у нас гиддат) и нужен был для того, чтобы установить, не беременна ли женщина. Если да, то она до родов оставалась в доме мужа, а затем покидала этот дом. Развод мог быть и не окончательным, если слово талатс муж произносил один раз. В таком случае также оставался в силе гиддат. Супруги в этот период могли помириться.

Жены также могли потребовать развод по формуле хулла («полюбовное соглашение», «пустота», «вакант-ность»). Хулла есть такой развод, когда инициатором

выступает жена. Но формулу развода произносил муж. В Приложении книги читатели найдут проявления народной драмы при разводах среди самарских и саратовских башкир.

* * *

В Приложении приводятся сведения о времени постройки (и перестройки) мечетей в башкирских деревнях и о священнослужителях, по которым можно судить о распространении грамотности на языке тюрки среди населения. Почти в каждой деревне имелись начальные конфессиональные школы, где преподавателями выступали мугаллимы (т.е. учителя начальных школ). Были и муддарисы, т.е. преподаватели средних конфессиональных школ (медресе). Самарско-саратовские башкиры имели давние традиции по распространению грамотности среди населения как на старотюркском (частично — арабском), так и русском (русско-башкирские и другие школы) языках.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации