Урок № 34. Повторяю и творю.
Цели: 1.Подведение итогов работы по теме.
2. Развитие творческого воображения, памяти.
3. Развитие умения отстаивать свою точку зрения.
4. Воспитывание коммуникабельности.
После прослушивания вариантов продолжения повести-сказки, их анализа и оценки, учитель переходит к основной части урока — подведению итогов работы по теме «Великие сказочники мира».
В учебнике предлагаются различные виды работы. Первая рубрика «Вспомните» направлена на воспроизведение основных прочитанных в разделе произведений, их героев, на выяснение отношения к ним учащихся. Поэтому учитель может дать детям задание: просмотреть все сказки раздела по учебнику, уточнить их авторов, вспомнить главных героев. И тогда выполнить первое задание учащимся будет несложно.
Второе задание, в котором четвероклассники должны сравнить названия пушкинских и народных сказок, направлено на развитие творческого мышления, на развитие умения сравнивать и сопоставлять. Учащиеся должны прийти к выводу, что пушкинские сказки были созданы на основе народных, так как в них есть общие герои и предметы, и действия порой развиваются одинаково. Пользуясь богатством сюжетов народных сказок, А. С. Пушкин обрабатывал их, вносил свои изменения, новых героев, а прозаический сказочный текст опоэтизировал. Его сказки написаны в стихотворной форме, обогащают наш язык новыми словами и выражениями, развивают нашу речь.
Рубрика «Расскажите» возвратит четвероклассников к творчеству Г. X. Андерсена, позволит им вспомнить любимые сказки этого автора, их героев, а некоторые из сказок даже коротко пересказать.
Кроме того, учащиеся будут вспоминать и других известных русских и зарубежных сказочников и их произведения.
Часть времени на уроке будет посвящена и закреплению знаний учащихся. Это поможет сделать материал рубрики «Определите». Четвероклассники не только определят вид сказок, но и должны будут привести доказательства своих определений.
Несложным, но интересным будет задание «Ответьте», в котором учащимся необходимо найти ответы на загадки-вопросы.
И, наконец, в заключение урока четвероклассники придумывают волшебную сказку, в которой будут действовать предложенные герои и предметы. Чтобы сказка получилось интересной, а материал логично и последовательно излагался, к ней лучше коллективно составить план.
Дома учащиеся могут выполнить задания из литературной тетради, направленные на обобщение знаний и умений по теме.
Урок № 35. Урок внеклассного чтения. Знаменитые зарубежные сказочники.
Урок № 36. Урок контроля.
ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Через все учебники по литературному чтению проходит объемная тема-мотив «Страна детства». И в каждом из разделов она углубляется и расширяется.
Так, во втором классе, эта тема реализуется через проявление отношений ребенка в семье, с родителями и близкими ему людьми. (Раздел «Я и моя семья»). Это мир, в котором он складывается духовно, где получает тепло и доброту, и сам старается ответить тем же. Это и мир человеческих отношений с друзьями, в коллективе (Раздел «Я и мои друзья»), где второклассник должен ощутить ответственность не только за себя, но и за других, почувствовать силу и красоту человеческих поступков, оценка которых будет способствовать формированию основ нравственных качеств личности.
В третьем классе тема «Детство» проходит преимущественно через два раздела учебника «Литературное чтение»: «Страна Хохо-тания» и «Страна мудрых уроков».
В «Стране Хохотании» третьеклассники попадают в круг своих ровесников, поступкам и действиям которых они должны дать свою оценку. Через шутку, иронию, смех, на которых построены произведения, дети учатся понимать негативные явления и поступки героев, строят фундамент своего нравственного потенциала.
Раздел «Страна мудрых уроков» направлен на позитивное осмысление важных проблем человеческой жизни, на поиск героями выбора в сложных ситуациях. Материал раздела помогает усвоению третьеклассниками таких важных категорий нравственности как честность, доброта, преданность друзьям, самостоятельность и т. д.
В четвертом классе материал по теме «Детство» представлен в несколько ином виде. Это раздел «Все мы родом из детства». Цель его — познакомить учащихся с детством ряда лучших мастеров художественного слова: писателей К. Чуковского, Л. Кассиля, А. Толстого, поэтов — И. Бунина, А. Блока, С. Есенина, Я. Купалы. Для них детство — это счастливое время мечтаний, это знакомство с окружающим миром, это умение дружить и дорожить дружбой, это теплота и нежное отношение к своим родителям, это руководство в жизни добрыми заветами. Ассоциативный перенос в свой внутренний мир высоких нравственных качеств героев станет руководством к действию и поступкам читателей-четвероклассников.