Переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской общине

Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской общине. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями.

Семья (у большинства народов она состояла из представителей 2-3 поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства – скота, орудий земледелия и продуктов нового производства – становится основной работник – пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к её патриархальному главе – старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца – к старшему сыну по праву первородства. Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе. Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. "Чужаки" могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Между тем интересы "пришлого" населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого. С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую. Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но, в отличие от рода, семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая).

Соседская община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и

Сложения цивилизации

Хозяйственные и социальные процессы эпохи распада первобытнообщинного строя способствовали дальнейшему росту начатков знаний. Развитие земледелия, в особенности ирригационного, требовавшего точного определения сроков полива, начала полевых работ и т. д., привело к упорядочению календаря, а следовательно, и астрономических наблюдений. Первые календари обычно были лунными, т. е. были основаны на наблюдениях за изменением фаз Луны. Но лунный месяц состоял приблизительно из 29,5 суток, лунный год был на 11 суток короче солнечного. Потому необходимость согласования лунного и солнечного года стимулировала развитие математических знаний.

Развитие хозяйства и торговли также требовало развития систем счёта, массы, длины, площади и объёма. Необходимость обращения с большими числами и развитие абстрактных представлений привели к появлению числовых разрядов и систем счисления, в основание которых были положены принципы, чаще всего связанные со счётом на пальцах. Так, в распространившейся в Тропической Африке пятеричной системе счисления за единицу второго разряда принято число пальцев руки, в современной десятичной и сохранившейся в виде языковых пережитков двадцатичной системе – соответственно число пальцев обеих рук и всех пальцев на руках и ногах.

В процессе распада первобытнообщинного строя получали дальнейшее развитие старые формы религии или возникали новые. Переход к патриархату сопровождался становлением культа мужских предков-покровителей семей и родов. В некоторых позднематриархальных обществах развился аналогичный культ женских предков. С распространением земледелия и скотоводства утвердились характерные для соседской общины сельскохозяйственные культы плодородия с их эротическими обрядами и человеческими жертвоприношениями, символизирующими передачу земле половой потенции человека, и особенно широко распространившимися образами умирающих и воскресающих духов. Отсюда ведут своё начало позднейшие образы умирающих и воскресающих богов: древнеегипетского Осириса, вавилонского Думузи, финикийского Адониса, фракийско-греческого Диониса и, наконец, Христа. Усиление племенной организации и образование союзов племён утвердило культ племенных покровителей, в образах которых причудливо сплелись черты духов инициаций, культурных героев, олицетворенных явлений природы, духов-воителей и т. д. Особые, специфичные для данной эпохи формы религии составили культ устрашающих духов тайных союзов и культ племенных вождей. В последних видели носителей благополучия племени, верили, что они могут повелевать явлениями природы, обеспечить хороший урожай, удачный улов рыбы, военный успех. Вожди оставались объектом культа и после своей смерти: считалось, что они превращаются во влиятельных духов, помогающих своим потомкам и наследникам, а через них – соплеменникам. Вождей, не оправдавших ожиданий племени, развенчивали и смещали, а у некоторых народов Африки даже существовал обычай ритуального умерщвления одряхлевших и утративших свою священную силу вождей.

По мере усложнения общественной структуры, образования племён и их союзов, родовые и племенные культы соединились и переплелись между собой, образовав политеистическое почитание семейно-родовых и племенных покровителей, аграрных и космических духов, духов тайных союзов и духов вождей. Возникла иерархия объектов культа – от обычных духов до нескольких особо могущественных божеств. С развитием военной демократии и военной иерархии главенствующее положение чаще всего занимал культ племенного бога-воителя, черты которого обычно сливались с отдельными чертами других культов.

Одновременно с развитием религии выделялась особая группа служителей культа – жрецов. Им стала приписываться способность общаться с духами и божествами, совершать чудеса, хранить тайные знания и т. д. Среди этих знаний были и положительные, связанные с медициной, ветеринарией, агрономией, строительством. Жрецы толковали обычаи племени, осуществляли судопроизводство. В одних случаях их иерархию возглавлял вождь, являвшийся глазным жрецом, в других жрецы создавали собственную верхушку, соперничавшую со светской властью. Однако во всех случаях жрецы, в соответствии с общими тенденциями эпохи использовавшие своё положение для обогащения, смыкались с общественной верхушкой и обращали религию в орудие устрашения рядовых общинников, бедноты, рабов. Постепенно религия стала средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы, средством освящения социального неравенства и государственного принуждения.

Лица, занятые организаторско-управленческой деятельностью (старейшины, вожди и т.п.), жрецы, а также военачальники освобождались от непосредственного участия в производстве. Они занимались умственным трудом. Постепенно процесс разделения умственного и физического труда захватывал различные области культурной деятельности. Выдающиеся певцы, сказители, знахари, знатоки обычаев, мастера прикладного искусства, разного рода аниматоры также получали возможность жить за счёт преимущественно умственного труда. Их содержали как община в целом, так и в особенности правящая верхушка, начавшая использовать различные виды духовного творчества для укрепления своей власти над народом. Факт выделения профессионального умственного труда, как и другие виды специализации, в огромной степени способствовал развитию и обогащению духовной культуры.

Апогеем развития духовной культуры первобытного общества, а вместе с тем и одной из наиболее чётких граней, отделявших его от цивилизаций, было создание упорядоченной письменности. Как правило, это происходило путём постепенного превращения пиктографического (рисуночного) письма, передававшего лишь общий смысл сообщения, в идеографическое, или логографическое письмо, в котором строго фиксированные знаки обозначали отдельные слова или, как в современных ребусах, их знаменательные слоги. Таково было древнейшее иероглифическое письмо шумеров, египтян, эламитов, критян, китайцев, майя и других народов. Позднее из идеографического письма возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности, почти полностью лишившиеся рисуночного характера первоначальной письменности. Идеография удержалась лишь в Китае. В отличие от общедоступной примитивной пиктографии идеография требовала длительного специального обучения и была недоступна широким массам. Более того, хранители идеографии и её создатели – жрецы на первых порах держали её в строгой тайне и окружали мистическим ореолом. В руках жрецов и знати она стала новым мощным средством накопления и передачи знаний, новым орудием развития культуры.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ УМК

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет, содержание и значение истории первобытного

Общества

1. Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук.

2. Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.

3. Хронология и периодизация истории первобытного общества.

Литература

1. Бродянский, Д.Л. История первобытного общества / Д.Л. Бродянский. – Владивосток: ДВГУ, 2003.

2. История первобытного общества учеб. для студентов вузов по спец. «История» / В.П. Алексеев, А. И. Першиц. – 6-е изд. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003.

4. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1983. – 432 с.

5. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

6. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

7. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

Тема 2. Эпоха архантропов

1. Гипотеза Э. Геккеля о существе прямоходящем и её дальнейшее подтверждение.

2. Происхождение питекантропов (питекантроп яванский, синантроп, гейдельбергский человек), их морфологические характеристики.

3. Способы жизнеобеспечения и приспособления питекантропов к окружающей среде, орудия труда, стоянки и жилища.

4. Гипотезы об элементах социальной организации и духовной культуры у питекантропов.

Литература:

1. Бродянский, Д.Л. История первобытного общества / Д.Л. Бродянский. – Владивосток: ДВГУ, 2003.

2. Бунак, В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция = The genus Homo, its origin and subsequent evolution / В.В. Бунак. – М.: Наука, 1980. – 328 с.

3. История первобытного общества учеб. для студентов вузов по спец. «История» / В.П. Алексеев, А. И. Першиц. – 6-е изд. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

4. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003.

5. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1983. – 432 с.

6. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

7. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

8. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

Наши рекомендации