Правописание сложных имен прилагательных

Упражнение 51

Прочитайте. Объясните слитные, дефисные и раздельные написания.

Железобетонный, круглосуточный, западноевропей­ский, морозостойкий, вечнозеленый, древнерусский, ма­лопригодный, мало пригодный для опытов, глубокоува­жаемый, глубоко уважаемый слушателями, прямоли­нейный, прямо пропорциональный, юго-западный, фабрично-заводской, общественно-экономический, общест­венно полезный, темно-зеленый, красновато-желтый, иссиня-черный, историко-революционный, диалектико-материалистический, великодержавный, исторически конкретный, детски трогательный, добродушно-насмеш­ливый, приторно-сладкий, военно-спортивный, военно­обязанный, военнослужащий, военно-воздушный, на­родно-демократический, научно-просветительный, науч­но несостоятельный, учебно-воспитательный, идейно-политический.

Упражнение 52

Замените выделенные слова сложными при­лагательными и перепишите, ставя эти прилагательные перед сущест­вительными.

Образец: Материал из тонкой шерсти- тонкошерстяной ма­териал; секция волейбольная и баскетбольная- волейбольно-баскетбольная секция.

1. Почва песчаная и глинистая. 2. Человек, отличаю­щийся добродушием. 3. Собрание отчетное и выборное. 4. Лагерь спортивный и оздоровительный. 5. Дистанция в тридцать километров. 6. Линза выпуклая и вогнутая. 7. Вопросы административные и хозяйственные. 8. Ма­стерская, где ремонтируют машины. 9. Печь, где плавят чугун. 10. Проблемы социальные и экономические. 11. Работа профсоюзная организационная. 12. Лекции военные патриотические.

Упражнение 53

Перепишите, раскрывая скобки. При затрудне­нии обращайтесь к орфографическому словарю.

I. (Черно)белый телевизор, (светло)голубое небо, (свегло)волосый юноша, (серебристо) серый мох, (бело)снежная сорочка, (темно) коричневый костюм, (оранжево)красный закат, (красно)речивый оратор, (красно)белое полотнище, (лимонно)желтый апельсин, (добро)душный человек, (добродушно) насмешливый взгляд, (исторически)значимый факт.

II. (Древне)русский язык, (высоко)нравственный поступок, с (высоко)поднятым знаменем, (высоко) образованный человек, (лиро)эпическая поэма, (лиро) эпические жанры, (феодально)крепостнический строй, (научно)методическое пособие, (научно)популярный журнал, (научно) обоснованные аргументы, (диамет­рально) противоположные решения, (чисто)формаль­ный ответ, (методически) верный подход, (подлинно) научный анализ, (абсолютно)точный расчет, (агита­ционно) массовая работа, (подлинно) героический по­ступок, (инженерно)технический работник, (диалектико) материалистическое мировоззрение, (всемирно) из­вестный ученый, (всемирно) исторические открытия, (естественно)научные взгляды, (резко) отрицательные суждения, (буржуазно)капиталистические отношения, (юношески)откровенный взгляд.

Упражнение 54

Перепишите, раскрывая скобки, вставляя про­пущенные буквы.

1. То (ярко)красные, то (темно) цветные листья сте­лются по воде (Форм.). 2. (Желто)зеленые и (желто) красные листья разных видов ож…вляют картину (М.-М.). 3. Они [обломовцы] глухи были к (политика) экономи­ческим истинам (Гонч.). 4. Ермолова требовала от искусства (полно)кровного, (идейно)насыщенного реа­лизма (Щ.-К). 5. Необходимо усилить среди молодежи (военно)патриотическую работу (газ.). 6. Самая сме­лая идея только тогда дает (полно) ценный (народно) хозяйственный эффект, когда получает материальное воплощение (газ.). 7. Все более насыщенной, (полно) кровной становится (общественно)политическая жизнь страны (газ.).

Упражнение 55

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Написание выделенных слов проверьте по орфографическому слова­рю. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотиви­руйте свой ответ.

I. Вторая половина XIX века это новый п…риод в историческ… развит… русской художеств…ной литера­туры..

Литература становится теперь все более социальной по проблематике и в значительно большей мере демо­кратической по идейной направленност… и формам. В ней получает дальнейшее развитие ре...листический принцип отражения жизни и гораздо активнее и (крити­чески) глубже осозн…ются главные социальные конф­ликты русской действительности.

Изменения эти были вполне (законо) мерны. Они стали (сво...)образным художеств…ным выражением тех глубоких сдвигов что происходили тогда в недрах рус­ского общества.

Основной особенностью русской обществ…ной жизни определивш… нов… ступень ее развития было ре…кое углубление и обострение (социально) политического противоречия между уже начавшимся буржуазн… развитием страны и (самодержавно)помещич…м (прав…) порядком...

II. Русская литература второй половины XIX века представляет собой художеств…ное отражение особ…-ной, (исторически) неповторимой ступени развития рус­ского общества в его национальн… (сво…)образии. По б…гатству содержания по глубине силе и остроте поста­новки важнейших обществ…ных проблемпо творче­ским достижениям она не только не уступает литерату­рам других передовых стран того же врем…ни но уже пр…восходит их в этих отношениях и приобретает тем самым (всемирно) историческое значение (По Г. Н. По­спелову).

Наши рекомендации