Правописание сложных имен прилагательных
Упражнение 51
Прочитайте. Объясните слитные, дефисные и раздельные написания.
Железобетонный, круглосуточный, западноевропейский, морозостойкий, вечнозеленый, древнерусский, малопригодный, мало пригодный для опытов, глубокоуважаемый, глубоко уважаемый слушателями, прямолинейный, прямо пропорциональный, юго-западный, фабрично-заводской, общественно-экономический, общественно полезный, темно-зеленый, красновато-желтый, иссиня-черный, историко-революционный, диалектико-материалистический, великодержавный, исторически конкретный, детски трогательный, добродушно-насмешливый, приторно-сладкий, военно-спортивный, военнообязанный, военнослужащий, военно-воздушный, народно-демократический, научно-просветительный, научно несостоятельный, учебно-воспитательный, идейно-политический.
Упражнение 52
Замените выделенные слова сложными прилагательными и перепишите, ставя эти прилагательные перед существительными.
Образец: Материал из тонкой шерсти- тонкошерстяной материал; секция волейбольная и баскетбольная- волейбольно-баскетбольная секция.
1. Почва песчаная и глинистая. 2. Человек, отличающийся добродушием. 3. Собрание отчетное и выборное. 4. Лагерь спортивный и оздоровительный. 5. Дистанция в тридцать километров. 6. Линза выпуклая и вогнутая. 7. Вопросы административные и хозяйственные. 8. Мастерская, где ремонтируют машины. 9. Печь, где плавят чугун. 10. Проблемы социальные и экономические. 11. Работа профсоюзная организационная. 12. Лекции военные патриотические.
Упражнение 53
Перепишите, раскрывая скобки. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.
I. (Черно)белый телевизор, (светло)голубое небо, (свегло)волосый юноша, (серебристо) серый мох, (бело)снежная сорочка, (темно) коричневый костюм, (оранжево)красный закат, (красно)речивый оратор, (красно)белое полотнище, (лимонно)желтый апельсин, (добро)душный человек, (добродушно) насмешливый взгляд, (исторически)значимый факт.
II. (Древне)русский язык, (высоко)нравственный поступок, с (высоко)поднятым знаменем, (высоко) образованный человек, (лиро)эпическая поэма, (лиро) эпические жанры, (феодально)крепостнический строй, (научно)методическое пособие, (научно)популярный журнал, (научно) обоснованные аргументы, (диаметрально) противоположные решения, (чисто)формальный ответ, (методически) верный подход, (подлинно) научный анализ, (абсолютно)точный расчет, (агитационно) массовая работа, (подлинно) героический поступок, (инженерно)технический работник, (диалектико) материалистическое мировоззрение, (всемирно) известный ученый, (всемирно) исторические открытия, (естественно)научные взгляды, (резко) отрицательные суждения, (буржуазно)капиталистические отношения, (юношески)откровенный взгляд.
Упражнение 54
Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1. То (ярко)красные, то (темно) цветные листья стелются по воде (Форм.). 2. (Желто)зеленые и (желто) красные листья разных видов ож…вляют картину (М.-М.). 3. Они [обломовцы] глухи были к (политика) экономическим истинам (Гонч.). 4. Ермолова требовала от искусства (полно)кровного, (идейно)насыщенного реализма (Щ.-К). 5. Необходимо усилить среди молодежи (военно)патриотическую работу (газ.). 6. Самая смелая идея только тогда дает (полно) ценный (народно) хозяйственный эффект, когда получает материальное воплощение (газ.). 7. Все более насыщенной, (полно) кровной становится (общественно)политическая жизнь страны (газ.).
Упражнение 55
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Написание выделенных слов проверьте по орфографическому словарю. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ.
I. Вторая половина XIX века это новый п…риод в историческ… развит… русской художеств…ной литературы..
Литература становится теперь все более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократической по идейной направленност… и формам. В ней получает дальнейшее развитие ре...листический принцип отражения жизни и гораздо активнее и (критически) глубже осозн…ются главные социальные конфликты русской действительности.
Изменения эти были вполне (законо) мерны. Они стали (сво...)образным художеств…ным выражением тех глубоких сдвигов что происходили тогда в недрах русского общества.
Основной особенностью русской обществ…ной жизни определивш… нов… ступень ее развития было ре…кое углубление и обострение (социально) политического противоречия между уже начавшимся буржуазн… развитием страны и (самодержавно)помещич…м (прав…) порядком...
II. Русская литература второй половины XIX века представляет собой художеств…ное отражение особ…-ной, (исторически) неповторимой ступени развития русского общества в его национальн… (сво…)образии. По б…гатству содержания по глубине силе и остроте постановки важнейших обществ…ных проблемпо творческим достижениям она не только не уступает литературам других передовых стран того же врем…ни но уже пр…восходит их в этих отношениях и приобретает тем самым (всемирно) историческое значение (По Г. Н. Поспелову).