Научно-фондовая работа в музее
Фондовая работа, одно из основных направлений музейной деятельности, ориентированное на сохранение, исследование и использование музейных предметов.
Задачей музея является комплектование своих фондов, их учет, изучение, хранение и использование. Фонды музея складываются исторически, в ходе реализации музеем одной из основных социальных функций - документирования, процесс их формирования непрерывен.
Комплектование музейных фонда, одно из основных направлений музейной деятельности, целевой, плановый, опирающийся на методологические принципы музееведения и профильных дисциплин процесс выявления, сбора и научной организации музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея. В комплектовании музейных фондов проявляется одна из основных социальных функций музея - документирование процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Комплектование музейных фондов реализует создаваемую каждым музеем концепцию комплектования, которая в свою очередь является частью общей концепции музея. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея. Определяется также круг и объем информации, которая фиксируется в документах комплектования. Разрабатывается система каталогов комплектования.
Исходя из научной концепции комплектования, работы с коллекциями, создания экспозиции и выставок, составляются планы комплектования фондов: перспективные на 5-10 лет; текущие на 1 год.
В зависимости от методов различают три вида или способа комплектования: систематическое (накопление однотипных музейных предметов), тематическое (разнотипные, отражающие конкретную тему), комплексное (объединяет систематическое и тематическое).
Формы комплектования: закупки, дарение, обмен, целевые заказы на выполнение оригинальных работ.
Комплектование бывает текущим или проходит в виде одноразовой акции, т.н. «по горячим следам» (в момент или после какого-то события).
Система отбора предметов состоит из совокупности критериев общего и частного характера. Общие – принимают во внимание информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность. Частные – учитывают специфику конкретной коллекции, тип, вид и разновидность предмета как источника.
Главная цель учета фондов – юридическая охрана музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций.
В процессе учета музейных фондов составляется по установленным формам учетная документация. В ней содержатся данные об отдельных предметах и группах предметов, о порядке их поступления в музей и в различные фондовые подразделения. Это акты приема, выдачи, книги поступлений, инвентарные книги.
Государственная регистрация музейных фондов предусматривает два этапа: первичная регистрация поступивших в музей предметов и инвентаризация, т.е. научная регистрация музейных предметов.
Работа по сохранению и изучению музейных предметов начинается на этапе отбора предметов музейного значения из окружающей среды, т.е. на этапе комплектования музейных фондов. Отобранные и приобретенные предметы фиксируются в документах музея как государственная собственность, что обеспечивает юридическую сохранность предметов, т.е. ведется учет музейных фондов.
Хранение музейных фондов призвано обеспечить физическую сохранность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, их доступность для использования. Хранение фондов требует дальнейшего изучения музейных предметов, позволяющего выявить общее и различное в их физико-химических свойствах, выделить предметы, для которых нужны особые условия хранения. Организация хранения фондов служит также задачам их использования музеем и другими учреждениями. С этой целью проводится консультационная работа. В процессе которой даётся как общая характеристика фондов (их состава, структуры, содержания), так и конкретных коллекций, отдельных предметов, оказывается помощь в выявлении хранимых в музее источников по определенной теме и т.п.
Изучение музейных предметов, коллекций, собраний, это процесс выявления свойств музейных предметов и их совокупностей как источников и эмоций, как культурных ценностей. Имеет принципиальное значение для музея, т.к. лежит в основе комплектования музейных фондов, научно-исследовательской деятельности музея и фондовой работы. В процессе изучения музейных предметов осуществляется одна из социальных функций музея - документирования.
Изучение музейных предметов состоит из атрибуции музейных предметов, их классификации и систематизации, интерпретации. Атрибуция (определение) ставит задачей выявление присущих музейному предмету признаков, устанавливает материалы предмета и способ изготовления материала, способ изготовления предмета (ручной, механический, литьё, ковка, чеканка, живопись, гравюра, литография, рукопись, печать и т.д.), цвет, в ряде случаев - вес (нумизматика, изделия из драгоценных материалов и камней), размер, форму, устройство, тему, сюжет (для динамических, изобразительных источников, письменных источников), стилистические особенности, время и место создания предмета, авторскую, социальную, этническую принадлежность, принадлежность конкретному лицу, мемориальная принадлежность. Исследуются надписи, клейма, фабричные марки, геральдические знаки. Разные признаки свидетельствуют о разных сторонах его содержания.
Методика определения музейного предмета предполагает сравнение всех присущих ему признаков, сопоставление исследуемого предмета с аналогичными предметами. Сопоставление его с родственными предметами. Полученные данные фиксируются в документах учёта музейных фондов и научно-справочном аппарате музейных фондов.
Классификация музейных предметов - это деление всего объема нужных музею предметов на группы по признакам родства и различия. Она охватывает не только те предметы, которые музей уже имеет, но и те предметы, которые музею нужно иметь. Осуществляется при помощи классификационных схем, при создании которых учитываются правила деления объема понятий. Возможно разнообразие классификации в зависимости от выбранного признака: хронологическая, географическая, именная, предметная, авторская, тематическая.
На основе принятых музеем классификаций осуществляется систематизация - группировка реально существующих в данном музее предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной информации. Создается система каталогов. Составляющих ядро научно-справочного аппарата музейных фондов.
На завершающем этапе используются результаты атрибуции, классификации и систематизации, позволяющие провести критический анализ и дать интерпретацию музейных предметов. Устанавливается подлинность, достоверность, репрезентативность (полнота отображения явления) предмета, объем содержащейся в нём семантической (смысловой) информации, его экспрессивность, аттрактивность, коммуникативность. Принадлежность к типовым или уникальным предметам, наконец, определяется музейная ценность.
На процесс изучения музейных предметов влияет ряд факторов: значительность. Общественность, степень изученности явления или события. К которому относится исследуемый предмет; характер связи предмета со средой. Из которой он изымается; тип источника; наличие или отсутствие научной и справочной литературы.
Хранение музейных фондов - это направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения в целях обеспечения физической сохранности и доступности для использования входящих в фонды предметов. Соблюдение основных положений, касающихся организации хранения и содержащихся в общегосударственных нормативных документах, обязательно для всех музеев страны. Специфика в организации хранения музейных фондов обуславливается конкретным содержанием. Составом, структурой фондов, их количеством и объёмом, особенностями музейного здания и фондохранилища, регламентируется внутренней инструкцией.
Температурно-влажный режим направлен на создание условий, максимально задерживающих естественное старение музейных предметов. Сила воздействия температуры и влажности на предмет зависит от материала, из которого он сделан, устройства предмета, степени его сохранности, от среды, в которой он находился до поступления в музей. Например, археологическое стекло, находившееся под воздействием почвенных вод, следует хранить при пониженной влажности. Повышенная или пониженная влажность оказывает отрицательное воздействие на предметы. Сделанные из гигроскопических органических материалов - бумаги, тканей, дерева, кожи и т.д. При комплексном хранении, характерном для музеев. Оптимальная температура +18°С (+1°С, -1°С), а относительная влажность - 55% (+5%, -5%).
На процесс старения предметов влияют многочисленные загрязнители воздуха: сероводород, сернистый газ, аммиак, хлор, пыль, сажа.. В борьбе с загрязнителями воздуха применяют герметизацию помещений, фильтровальные устройства, проводят регулярную уборку и т.д. Воздействие света на предмет вызывает его фотохимические и физические изменения. Предметы желтеют, темнеют, выцветают, теряют прочность, подвергаются усадке. К биологическим вредителям относятся плесневые грибы, насекомые, грызуны.
В задачу хранения музейных фондов входит предупреждение возникновения экстремальных ситуаций - пожаров, аварий электросети, водопроводной сети, отопительной системы, хищений.
Сохранение музейных предметов при режиме, тормозящем процессы естественного старения, а также путём активного пресечения разрушительных процессов и последующего укрепления предметов осуществляется в ходе консервации. Простейшая консервация производится хранителем, применение химических и физических средств требует соответствующей подготовки. При частичной утрате, повреждениях, позднейших дополнениях предметов, снижающих его музейную ценность, может проводиться реставрация, которой занимаются специалисты. Отбор предметов, нуждающихся в консервации и реставрации, осуществляется при осмотре собраний.