Развитие славянской археологии
Интерес к славянской археологии во второй половине XIX в. был тесно связано с развитием университетской науки в России. В Петербургском, Московском, Казанском, Харьковском университетах были образованы кафедры славянской филологии. В пореформенный период стали развиваться идеи об особом пути исторического развития России. Россия должна стать лидером общественного развития и повести за собой все человечество. Такие идеи развивал Ф.М. Достоевский, об этом говорили в своих программных документах народники, в частности видный деятель революционного народничества П.Л. Лавров. Н.Я. Данилевский идеолог панславизма в книге «Россия и Европа» говорил о том, что славянские народы должны олицетворять новый высший тип культуры (цивилизации), которая будет способной объединить все славянские народы, которые будут доминировать в Европе.
«Панславизм» имел и отрицательные черты, при определенных условиях он мог переходить в реакционное учение. Но во второй половине XIX в. до революционного подъема больше внимания уделялось не политике, а изучению славянской истории, культуры, языка.
Особенно следует отметить блестящее развитие в этот период времени славянской филологии. В столичных университетах, Петербургской академии наук получает развитие целый комплекс славяноведческих наук: языкознание, фольклористика, историческая география. Развитие этих научных направлений делало актуальным активизацию археологических исследований славянских древностей.
Для археологии уже в то время ставились задачи: 1) определение племенных территорий и времени появления на них славян; 2) определение уровня развития материальной культуры; изучение погребального обряда с целью выделения отдельных славянских племен и их происхождения; 3) определение культурных, экономических и политических связей.
Славянская археология в России отставала от таких направлений, как античная и скифская археология. Специалисты по славянам в это время более успешно занимались изучением письменных источников. Необходимый фонд археологических источников, несмотря на предыдущие раскопки, предстояло еще создать.
Исследование славянских древностей активизировалось после II Археологического съезда в Петербурге (1871 г.). На съезде были созданы комиссии, в том числе и комиссия по русской и славянской археологии.
Уже в 1872 г. Л.К. Ивановский, медик по образованию, приступил по поручению Русского археологического общества к раскопкам на северо-западе России на Ижорском плато славянских курганов. Одной из задач этих раскопок, которая была поставлена на II Археологическом съезде, было установление родства между древними и современными народами на основании изучения антропологического материла. Полученные интересные находки увлекли Л.К. Ивановского и он на протяжение 11 сезонов продолжал здесь раскопки. Им было вскрыто 5877 курганов в 127 могильниках. Раскопанные погребения относились к XI-XV вв. Удалось проследить эволюцию погребального обряда от кремации до трупоположения, признак переход от язычества к христианству. Было обнаружено большое количество вещей, характеризующих материальную культур славянского населения: браслеты, ожерелья, перстни, подвески, оружие, орудия труда. Были выявлены связи новгородских словен, которым принадлежали курганы, с племенами ижорой, карелой, водью.
Научно обработать материалы своих раскопок Л.К. Ивановский не успел. Его материалы поступили в Археологическую Комиссию и в 1896 г. были изданы А.А. Спицыным. Эти материалы до сих пор являются важным научным фондом славянских курганных древностей.
Одновременно с Л.К. Ивановским раскопки в восточных районах Петербургской губернии вел Николай Ефимович Бранденбург. Он выдвинул программу широкомасштабных исследований славянских древностей в Петербургской, Новгородской, Владимирской, Тверской, Черниговской губерниях.
Первые свои раскопки Н.Е. Бранденбург начал в Приладожье. Они не столь были масштабными как раскопки Ивановского, но отличались более совершенной методикой раскопок. С 1878 по 1884 он раскопал 150 курганов. Его раскопки сопровождались тщательным описанием устройства курганов, погребений, вещевого материала.
В курганах было обнаружено много скандинавских вещей (оружие, фибулы, браслеты), что заставило Н.Е. Бранденбурга обратиться к «варяжскому вопросу». Он приступает к исследованию такого памятника древнерусской истории как Ладога, которая стояла на пути «из варяг в греки». Он собрал многие письменные источники по Ладоге, провел обмеры старой Ладожской крепости, исследовал остатки древнерусских храмов в Ладоге.
Определенную роль в развитии средневековой археологии сыграл III Археологический Съезд, состоявшийся в Киеве ( 1874 г.), одной из основных целей которого было изучение исторической географии и этнографии России и славянских земель. Ставилась проблема исследования городищ и городов.
Большая работа в этом отношении была проделана Д.Я. Самоквасовым профессором Варшавского университета, ранее упоминавшегося в связи с исследованием памятников бронзового века, Им была подготовлена фундаментальная работа «Древние города России» (СПб., 1873). В этой книге были собранны данные не только по известным городам, но и об остатках неизвестных городищах, древнерусских укреплениях. С этих пор археологи стали обращать внимание и на городища. Причем иногда оказывалось, что эти городища относились к более раннему времени. Так было с Дьяковским городищем под Москвой, которое относилось к раннему железному веку.
Д.Я. Самоквасов исследовал и средневековые курганы. На III АС он сделал доклад о северянских курганах и методике их раскопок. Его методика раскопок курганов была принята в качестве «Инструкции» по раскопкам этого типа археологических памятников.
Д.Я. Самоквасов начал свою археологическую деятельность в 1872 г. и продолжал ее в течение около 40 лет. Особую известность получили его раскопки в районе древнерусского города Чернигова. На территории города и в его округе сохранилось свыше 500 курганов. Всего Д.Я. Самоквасовым в Чернигове было раскопано 150 курганов. Среди них выделялся курган под названием Черная Могила. В кургане оказались чрезвычайно интересные кремированное захоронения IX-X вв. Богато оформленные мечи, редкая для этого времени сабля, копья, кольчуги, два шлема, детали одежды, более десятка ведер (в них должен был находиться мед), два турих рога в серебряной оправе. Это был курган «княжеского ранга», до того времени такие памятники археологии еще не были известны. Уникальные находки ставили его в один ряд со знаменитыми царскими скифскими курганами.
Материалы этих раскопок позволили Д.Я. Самоквасову приступить к разработке типологии и хронологии древнерусских погребальных памятников Среднего Поднепровья. В 1908 г. им были изданы две книги, являвшиеся итогом многих лет работы: «Могилы Русской земли» (М., 1908) и «Происхождение русского народа» (М.,1908). Археологическая коллекция, происходящая из раскопок Д.Я. Самоквасова, было передана в Исторический музей в Москве.
Наряду с раскопками в Чернигове были развернуты археологические раскопки и в другом месте, где были сосредоточены древнерусские памятники, в районе Смоленска. Особый интерес к этим местам был проявлен, после нахождения клада серебряных вещей в валу Большого Гнёздовского городища, который в 1868 г. поступил в Эрмитаж. После обследования этого места было выявлено, что в округе Гнездовского городища, располагавшегося на берегу Днепра, насчитывалось большое количество курганных групп, с общим количеством курганов около 5 тысяч.
Эти курганы стали объектом целенаправленных исследований с 1874 г. Курганы в районе Гнездово исследовал один из крупных российских археологов того времени Владимир Ильич Сизов. Раскопанные им отдельные курганы принадлежали княжеским дружинникам IX-XI веков. С 1881 по 1901гг. было вскрыто около 500 курганов. В курганах выявлен обряд, связанный с кремацией, в них найдено много оружия, керамики, украшений. В 1902 г. результаты своих исследований В.И. Сизов обобщил в труде «Курганы Смоленской губернии».
Гнёздовский курганный могильник приобрел значение центрального памятника славяно-русской археологии. Этот статус он сохраняет вплоть до наших дней. Материалы этого археологического памятника использовались для изучения расселения славянских племен, об особенностях торгово-ремесленных поселений IX-X вв. и формирования торгово-ремесленных центров, состава и вооружения древнерусской дружины, в дискуссиях по варяжскому вопросу. Совокупность этих проблем имеет отношение к проблеме образования Древнерусского государства.
В.И. Сизову принадлежит и еще одно открытие. Долгое время, вплоть до 50-х годов прошедшего века, велись споры о местонахождении хазарского города Саркела (Белая Вежа). Раскопки Волго-Донской экспедицией в середине XX в. под руководством М.И. Артамонова так называемого Цимлянского городища окончательно доказали, что на этом месте располагался хазарский Саркел. Но первый это место у ст. Цимлянской отыскал Сизов (1884 г) и предположил, что именно здесь находился Саркел.
Много полезного В.И. Сизов внес и в методику археологических раскопок. Его дневники отличались аккуратностью и точностью описания памятников. Записи снабжались рисунками и чертежами на разных стадиях раскопок.
Таким образом, раскопки Л.К. Ивановского на Ижорском плато, Н.Е. Бранденбурга – в Приладожье, Д.Я. Самоквасова Чернигове, В.И. Сизова в Гнездово знаменовали собой становление славяно-русской археологии. Эти раскопки сформировали базу изучения славяно-русских древностей. Теперь на каждом Археологическом Съезде, после III Съезда в Киеве, обсуждались вопросы по проблемам славяно-русской археологии и истории: племенная атрибутация курганных могильников, типология погребального обряда, составление карт расселения славянских племен.
Определенный итог проблемам, ставившимся на Археологических Съездах по славянской проблематике, подвел Александр Андреевич Спицын, опубликовав работу «Расселение древнерусских племен по археологическим данным» (СПб., 1899). Имя А. А. Спицына уже неоднократно упоминалось в предыдущих разделах. Но большее предпочтение он отдавал проблемам русской археологии. Его первая научная работа, написанная в 22-х летнем возрасте, называлась «По поводу доказательства о новгородском происхождении вятичей», эти доказательства он пытался найти и в археологическом материале. Им, в частности, был опубликован «каталог древностей Вятского края» (1882 г.). Став членом Императорской археологической комиссии, он в значительной мере активизировал в ней изучение славяно-русских древностей.
Используя картографический метод, А.А. Спицын выявил ареалы, занимаемые разными славянскими племенами, положив в основу своего исследования особенности распространения преимущественно женских украшений. Данные он сопоставил с 13 славянскими племенами, известными по летописям.
А.А. Спицын исправлял и огрехи прошлых раскопок. Так, например, он долго разбирался с вещами, сданными в Румянцевский музей А.С. Уваровым из его раскопок во Владимо-Суздальской земле, которые представляли собой «беспорядочную кучу».
За рассматриваемый период была создана достаточно прочная база археологических источников по изучению собственно русских древностей.
8. Деятельность губернских ученых архивных комиссий
Создание губернских ученых архивных комиссий осуществлялось на основании «Положения о губернских исторических архивах и ученых архивных комиссиях» (от 13 апреля 1884 г.). Большая инициатива в их создании была проявлена Н.В. Калачевым известным историком, юристом и архивистом. Он участвовал в подготовке реформы 1861 г. в качестве члена редакционной комиссии, был организатором Петербургского археологического института. Н.В. Калачев внес существенный вклад в организацию архивного дела в России. Собственно создание губернских ученых архивных комиссий являлось промежуточным этапом в проведении архивной реформы.
Кроме формирования архивов, комиссии выполняли большой объем краеведческой работы, в том числе занимались выявлением археологических памятников, а иногда и их раскопками. Членами архивных комиссий составлялись и рассылались опросные листы, в которых следовало указать наличие и местонахождения исторических памятников, составлялись карты их распространения. Такая работа активно проводилась в Рязанской, Воронежской, Саратовской губерниях. При многих комиссиях создавались краеведческие музеи, в которых накапливались археологические материалы.
Большинство архивных комиссий издавало «Труды» или «Известия», в которых часто публиковались отчеты об археологических разведках или раскопках, а иногда и археологические статьи аналитического характера. Комиссии были ликвидированы декретом советского правительства в 1918 г. в связи с проведением архивной реформы.