Цикл специальных дисциплин (СД)
Теория рабочих процессов и моделирование процессов в ДВС.
Конструирование ДВС.
Основы научных исследований и испытаний ДВС.
Автоматическое регулирование и управление ДВС.
Химмотология.
Динамика двигателей.
Системы двигателей.
Агрегаты наддува двигателей.
Автотракторные установки с ДВС.
Основы экологии ДВС.
Основы системы автоматического проектирования (САПР) в двигателестроении.
Эксплуатация и ремонт ДВС.
Техническая диагностика.
Техническое обслуживание ДВС.
Технология производства ДВС.
Электрооборудование ДВС.
Учебно-ознакомительная практика (2, экзамен),
Учебная практика (4, экзамен).
Содержание отчета и контрольные вопросы.
Квалификационные требования к специалисту, сферы деятельности, анализ графика учебного процесса студентов 1 и 2 курсов (количество учебных недель в сессию с указанием вида контроля знаний, расчетных заданий), определить среднюю недельную загрузку аудиторными занятиями и самостоятельной работой.
Практическая работа №3. Расчет показателей
технического уровня двигателя
Цель работы. Формирование практических навыков расчета показателей технического уровня двигателей.
При выполнении работы используются методические указания, справочная и учебная литература.
Порядок выполнения работы.
Изучить основные понятия и определения показателей рабочего процесса и технического уровня двигателей, рассчитать показатели технического уровня заданных двигателей.
Мощность – это работа, выполняемая за единицу времени.
, Вт. (3.1)
При поступательном движении поршня работа равна произведению силы F на перемещение .
, . (3.2)
Давлениепредставляет собой нормальную силу F, действующую на единицу площади S.
, (Па). (3.3)
Сила, действующая на поршень, определяется по формуле
,
а механическая работа из выражения:
, (3.4)
где Vh – рабочий объём цилиндра.
Для поршневых двигателей внутреннего сгорания
, (3.5)
где – число цилиндров.
Угол поворота коленчатого вала и время определяются выражением
, (3.6)
где n – частота вращения, .
Время одного цикла четырёхтактного двигателя .
Эффективную мощность двигателя можно определить по формуле
, (3.7)
где т – тактность двигателя (для четырёхтактного – 4, двухтактного – 2).
Из анализа формулы (3.7) следует, что при постоянном рабочем объёме iVh величину Ne можно увеличить, повышая n и Pe. Величина Pe представляет собой среднее эффективное давление, которое за один такт (ход поршня) совершает работу, равную работе, выполняемой переменным давлением в цилиндре за цикл.
Номинальная мощность– эффективная мощность дизеля при номинальной частоте вращения, положении органов управления регулятора частоты вращения, соответствующем полной подачи топлива, стандартным атмосферным условиям, температуре и плотности топлива. Дизель не оборудуется вентилятором, воздухоочистителем, глушителями шума и выпуска, искрогасителем, выпускной трубой.
Мощность нетто – мощность, развиваемая дизелем при номинальной частоте вращения, но при комплектации дизеля всем необходимым для нормальной работы оборудованием (генератором, вентилятором, радиатором системы охлаждения и смазки, воздухоочистителем, глушителем шума, нейтрализатором отработавших газов).
Давление– это физическая величина, характеризующая интенсивность сил, действующих на поверхность тела. Давление (Н/м2, Па) определяется отношением нормальной силы к единице площади:
1 техническая атмосфера = 1кгс/см2 = 0,98·105 Па = 0,1 МПа = 736 мм рт. ст. = 10 м водяного столба. На рис. 3.1 показаны виды давлений.
Давление может быть атмосферным, избыточным, абсолютным, вакуумметрическим. Недостаток давления до атмосферного называют вакуумметрическим. Давление больше атмосферного является избыточным. В цилиндрах ДВС работу совершает избыточное давление, воздействуя на площадь поршня.
Мертвые точки. При перемещении поршня в цилиндре различают два крайних его положения: наиболее удаленное от оси коленчатого вала (рис. 3.2) – верхняя мертвая точка (ВМТ), и минимально удаленное от оси коленчатого вала – нижняя мертвая точка (НМТ). В мертвых точках поршень некоторое время не движется, хотя коленчатый вал продолжает вращение.
Ход поршняS – перемещение поршня от ВМТ до НМТ или обратно. Для нормального кривошипно-шатунного механизма ход поршня соответствует половине оборота коленчатого вала и равен двум радиусам кривошипа (S = 2 r). S / D < 1 – двигатель называют короткоходным, S/D=1 – квадратным; S / D > 1 – длинноходным.
Средняя скорость поршня Ст=S n/30, м/с, где S, м; n,мин-1.
Рабочий цикл – совокупность последовательных тактов (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск), периодически повторявшихся в каждом рабочем цилиндре и обусловливающих работу двигателя. Цикл в термодинамике (греч. круг) – круговой процесс. Цикл в технике – совокупность периодически повторяющихся процессов, при которых система вновь приходит в исходное состояние.
Такт – рабочие процессы, совершаемые в течение одного рабочего хода (часть рабочего цикла).
Рабочий объем – объем, описываемый поршнем за ход при его перемещении от ВМТ до НМТ,Vh=(pD2/4) S, л(D – диаметр цилиндра, дм; S – ход поршня, дм).
Объем камеры сжатия (сгорания) Vс – объем внутренней полости цилиндра при положении поршня в ВМТ, л.
Полный объем Va=Vh+Vc – объем внутренней полости цилиндра при положении поршня в НМТ, л.
Литраж двигателя – сумма рабочих объемов всех цилиндров. Vл=Vhi, л (i – число цилиндров).
Степень сжатия – отношение полного объема цилиндра к объему камеры сжатия. e = Va / Vc. Степень сжатия у современных карбюраторных (бензиновых) и газовых двигателей лежит в пределах e = 6–13, у дизелей e = 13–22. От численных значений степени сжатия зависит мощность и экономичность двигателя. При повышении степени сжатия увеличивается индикаторный коэффициент полезного действия.
Действительная степень сжатияe¢ – отношение объема полости цилиндра в момент закрытия органов газораспределения, закрывающихся последними, к объему камеры сжатия. e '= [Vс +(1-y)Vh]Vc, y – потерянная доля хода.
Коэффициент наполнения – отношение количества действительно поступившего заряда в цилиндр Gд к теоретически возможному при температуре Тк и давлении Рк с плотностью rk . hv = Gд / (rkVh).
Коэффициент избытка воздуха характеризует состав горючей сме- си – отношение действительного количества воздуха, поступившего в цилиндр, к теоретически необходимому для полного сгорания. a = Dд/Gстех= =Gд/(Gтlo), где lо – теоретически необходимое количество воздуха для сжигания 1 кг топлива (lo = 14,96 кг воз./кг топ. – бензин, lо = =14,45 кг воз./кг топ. – дизельное топливо); Gт – часовой расход топлива, кг/ч.
Индикаторные показатели характеризуют показатели цикла. Индикатор (лат. указываю, определяю) – устройство отражающее ход процессов.
Индикаторная диаграмма (рис. 3.3.) – графическая зависимость давления в цилиндре от изменения объема цилиндра, хода поршня или угла поворота коленчатого вала. Индикаторная диаграмма в ДВС записывается на бумаге при помощи мембранных датчиков давления (тензо или пьезо) с использованием усилителей и осциллографов.
Индикаторная работа циклаLi – площадь (в масштабе), ограниченная индикаторной диаграммой, Дж.
Среднее индикаторное давление – условное постоянное давление pi, совершающее в течение одного рабочего хода поршня такую же работу, что и переменное давление газов за цикл Li (высота прямоугольника с основанием равным Vh и площадью равной площади индикаторной диаграммы). pi= Li/ Vh, МПа.
Индикаторная мощность
Ni = I Vh pi n/(30 t), кВт,
где Vh,л; pi,МПа; t – тактность(4 – четырехтактный, 2 – двухтактный ДВС); n,мин-1.
Мощность – это работа, выпол-няемая за единицу времени.
Эффективные показатели.
Эффективная мощность Ne – мощность, снимаемая с вала двигателя,
Ne = Me n/9550, кВт,
где Ме – крутящий момент, Hм.