Основная мысль Третьего Шага

ВДА является духовной, но не религиозной программой, и это означает, что мы избегаем догматизма, дискуссий на религиозный темы или свидетельств Божественных чудес. Мы не связаны ни с какой религиозной, мистической или духовной системой или убеждением, тем не менее, мы считаем, что выздоравливающий взрослый ребенок должен обязательно найти Высшую Силу, которая поможет ему исцелиться от последствий воспитания в дисфункциональной семье. Мы гордимся этим важным аспектом нашей программы выздоровления. Впрочем, мы понимаем, как болезненно для взрослого ребенка проходит процесс обретения веры. Мы не навязываем никому религиозность или духовные убеждения. В процессе обретения целостности мы опираемся на Двенадцать Шагов, помощь профессионалов и милость Высшей Силы. Это и есть путь ВДА.

Свидетельства Третьего Шага, приведенные выше, говорят о неотъемлемом праве каждого взрослого ребенка выбрать Бога по своему ощущению. Впервые в жизни мы можем думать о значении Высшей Силы сами, не опираясь на мнение других людей. Второй Шаг позволил нам увидеть, как многие из нас привыкли рассматривать Бога как мстительного или равнодушного. В Третьем Шаге мы открыли наше восприятие. Некоторым из нас удобно использовать слово «Бог» для определения Высшей Силы. Другие используют термины Дух Вселенной, отец Света, Мать Земли, или Божественное. Некоторые члены ВДА, находящиеся в процессе поиска духовности, рассматривают группу ВДА как силу, большую чем их собственная. Как бы мы ни решили называть Высшую Силу, мы принимаем решение препоручить нашу волю и нашу жизнь ее ежедневной заботе.

Мы принимаем все, что происходит, не вступая в сделку с Богом, как мы его понимаем. Мы не отдаем Богу лишь некоторые аспекты нашей жизни, оставляя за собой контроль над остальными. Если мы испытываем сопротивление, препоручая нашу волю и нашу жизнь Богу, мы можем начать с того, чтобы препоручить ему нашу ненависть к себе, сомнения в себе или страхи. Мы можем попросить Бога устранить нашу одержимость, избавить нас от обид или привычной злости. Некоторые из нас пойдут дальше и препоручат заботе Бога не только это, но и свою волю и жизнь. Учиться верить — это процесс.

Свидетельства Третьего Шага, приведенные выше, также представляют собой глубокую надежду и терпение, возникшие благодаря заботе любящего Бога, который подарил нам программу восстановления нашей жизни. Эта милость, к которой мы можем прибегать снова и снова, черпая в ней принятие себя, веру в себя и любовь. Каждый раз, когда мы выполняем Третий Шаг, мы припадаем к источнику Божественной любви. Мы восстанавливаем нашего внутреннего Ребенка, нашу Истинную Личность. Мы приходим к убеждению, что Бог слышит наши молитвы и любит нас, что бы ни случилось.

Третий Шаг программы ВДА служит типичным примером духовного подхода к семейному заболеванию — дисфункциональности. В ВДА мы рассматриваем наше одержимое мышление и зависимое поведение как духовный выбор, а не как душевное заболевание. В этом отношении мы не оспариваем достижения науки и медицины, которые добились значительных успехов в изучении деятельности мозга. Такая клиническая работа является крайне важной для понимания человеческого поведения и функций мозга. Мы широко используем такие клинические термины, как депрессия, панические расстройства, биполярность, диссоциация, посттравматические стрессовые расстройства. Некоторым членам ВДА поставили диагноз множественной личности или шизофрении.

Мы не думаем, что нашему мозгу не хватает определенных элементов. Мы основываемся на постулате, что мы целостны и что у нас была нормальная реакция на ненормальные ситуации, возникшие в результате воспитания в дисфункциональной семье. Нашей нормальной защитной реакцией стала выработка черт выживания, одержимостей или вредного поведения, и эти защиты прорабатываются в Шагах ВДА и им находят духовное лекарство. Мы не преуменьшаем серьезность ситуации, как обычно делают взрослые дети. Заболевание семейной дисфункциональностью проявляет себя в зависимом поведении, химической зависимости, диссоциативной личности. Это заболевание может привести к гибели. Ежедневно взрослые дети совершают самоубийства, умирают от передозировки или гибнут день за днем в изоляции, думая, что их положение безнадежно. В ВДА мы верим, что мы родились целостными и утратили эту целостность на телесном, ментальном и духовных уровнях под воздействием чувств стыда и покинутости. Нам нужна помощь, чтобы найти способ вернуться к нашему изначальному состоянию.

Какие бы психические диагнозы нам ни ставили, мы ищем Высшую Силу в молитве и на собраниях ВДА, на которых мы избавляемся от нашего хронического ощущения, что мы особенные. Мы верим в то, что Бог понимает пути душевного здоровья и безвозмездно предлагает помощь тем, кто ищет любовь и Божественный свет. Мы верим в духовную природу решения проблемы семейной дисфункциональности.

Вдобавок к глубокому чувству стыда и покинутости мы уверены, что значительная часть нашего эмоционального и умственного истощения связана с непоколебимой тягой к контролю. В ВДА мы осознаем, что контроль выработался как черта выживания, чтобы помочь нам сохранять безопасность и выжить в дисфункциональной семье. Мы контролировали свои мысли, голос и даже позу, чтобы не привлекать внимания агрессивного родителя или опекуна. Мы чувствовали, что родители ищут эмоциональные зацепки, чтобы иметь повод критиковать нас или вербально нападать на нас. Во взрослом возрасте мы продолжаем нездоровым образом контролировать себя и свои отношения. Это привносит в нашу жизнь покинутость или вполне предсказуемое смятение. Мы даем обещания лучше справляться с ситуациями, но снова и снова сталкиваемся с собственной нездоровой потребностью одержимо улаживать, задавать вопросы, беспокоиться, выколачивать пыль, стирать, запирать, открывать, читать или сверх бдительно контролировать наши мысли или действия, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но нам всегда мало. Опыт показывает, что в семьях, где мало надежды и не хватает духовности царит удушающий контроль.

Приняв решение препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы Его понимаем, мы в действительности принимаем сразу два решения. Приняв решение попросить Высшую Силу руководить нашим Третьим Шагом, мы также решаем отпустить свой контроль. Мы сдаемся и признаем, что не можем управлять своей жизнью, руководствуясь собственной волей. Мы просим Бога о помощи, что разрушает основание нашей привычной реакции самостоятельно стремиться решить проблему.

Решение, принятое нами в Третьем Шаге, является одной из первых вещей, которые мы в действительности выбрали сами.

Просить Высшую Силу о помощи непросто для взрослого ребенка по многим причинам. Мы привыкли с детства, что просить о помощи рискованно и что такая просьба может быть негативно воспринята родителями, не приветствующими такие разговоры. Когда мы обращались за помощью, нас обвиняли в эгоизме или незрелости. Нам приказывали успокоиться, не высовываться. Нас учили не доверять своему восприятию и ощущениям относительно происходящего. Когда мы стали старше, мы перестали не только обращаться за помощью, но даже рассматривать возможность попросить о помощи. Когда мы выросли, многие из нас избегали просить о помощи, считая себя самодостаточными и не нуждающимися в этом. Такое отношение может стать для взрослых детей серьезным тормозом в процессе обращения к Богу за помощью в исцелении от семейной болезни дисфункциональности.

Подобное отношение часто является для нас препятствием для того, чтобы попросить спонсора о помощи в работе над Двенадцатью Шагами. Если мы чувствуем себя лучше, мы перестаем заигрывать с Богом, просить о помощи и переживать сопровождающие такие просьбы неудобные эмоции, вызванные риском. Мы заигрываем с Богом и избегаем попросить о помощи самыми странными способами. Многие взрослые дети заигрывают с Богом с помощью философских рассуждений о происхождении человека, вселенной, мистике, и используют эти знания для того, чтобы не жить собственной жизнью. Люди обращаются к нам за знаниями в духовной сфере, а мы при это чувствуем себя фальшиво, так как мы осознаем, что мы не удовлетворяем свои собственные нужды. У нас нет никого, кроме самих себя, чтобы обратиться за помощью. Мы цепляемся за контроль. Мы превратились во всезнающих божков, не имеющих точек соприкосновения с другими.

Другие могут заигрывать с Богом и избегать просить Его о помощи, сказываясь агностиками или атеистами. Они как будто откладывают на потом беседы на духовные темы. Это не означает, что взгляды агностиков или атеистов менее значимы. ВДА уважает их взгляды. Но использование подобной позиции для сохранения изоляции — трудный путь. Нам следует просить о помощи, если мы хотим выйти из изоляции и примкнуть к человечеству. Нам недостаточно лишь разговоров на эту тему. Нам следует отпустить контроль и совершить действие. Нам следует принять решение попросить кого-либо о помощи и затем принять эту помощь, когда нам ее предложат. Мы не можем выздоравливать в одиночку.

Для того, чтобы успешно продвигаться по Третьему Шагу и по остальным Шагам, нам следует изменить свое отношение к просьбам о помощи и начать просить помощи. Мы понимаем, что просто посещать собрания ВДА и делиться своими страхами и надеждами не приводит нас немедленно к стремлению просить Высшую Силу о помощи. Многие из нас еще сомневаются, нуждаемся ли мы в помощи, другие задаются вопросом, не будем ли мы отвергнуты в случае, если мы рискнем и обратимся за помощью. Некоторые взрослые дети все еще злятся на Бога за воспринимаемое ими невмешательство в их деструктивные или нездоровые семьи. Некоторые даже сомневаются, а существует ли Высшая Сила вообще. Есть способ выяснить это. Сделать усилие над собой и попробовать. Другой способ жить существует.

Наши рекомендации