Картографические игры как метод закрепления картографических знаний учащихся
При работе с историческими картами возможно применение игр. Так, во время игры в «молчанку» один ученик молча показывает объект на карте, другой молча поднимает руку, выходит к доске и пишет название объекта. Если кто-то скажет слово, то выбывает из игры.
Для выработки пространственной ориентации учащимся предлагаются задания типа: «Расположи с запада на восток и с севера на юг...». Ученики записывают название объектов на листе бумаги и располагают в правильной последовательности в соответствии с заданием. Затем показывают города на карте и вспоминают связанные с ними события.
С севера на юг:Москва, Азов, Саратов, Астрахань, Белая Церковь, Бородино, Очаков, Лесная.
С запада на восток: Киев, Царицын, Куликово поле, Полтава, Рига, Казань, Астрахань, Москва.
Или же проходит игра «Четвертый лишний». Учащимся предлагаются названия городов и местечек, связанных с определенными событиями. Ученики должны исключить лишнее и назвать даты событий (выделено лишнее).
1. Астрахань, Киев, Саратов, Самара. 2. Переяславль, Яссы, Корсунь, Белая Церковь. 3. Путивль, Калуга, Ярославль, Тула. 4. Новгород, Путивль, Севск, Кромы.
Ответы: 1 — пункты, связанные с- восстанием Степана Разина; 2-е освободительной борьбой Богдана Хмельницкого; 3-е восстанием Ивана Болотникова; 4 — с продвижением Лжедмитрия I.
Аукцион. Изучению географических открытий конца XV — начала XVI вв. посвящена игра «Исторический аукцион». Готовясь к ней, учитель разъясняет, что аукцион — это особый способ продажи товаров. Предварительно товары выставляются для осмотра. Потом называется первоначальная цена товара. Кто хочет что-либо купить на аукционе, тот называет наивысшую цену.
Вот как проходила эта игра. Были приобретены компас, карта Америки, маска-сувенир, будильник, конструктор «Сделай сам корабль», альбом, календарь, игрушечные пушка и ружье. Эти покупки ученики старались приспособить к изучаемой эпохе. Альбом потребовался для написания дневника Колумба; календарь — чтобы составить календарь майя; корабль — чтобы сделать каравеллу. Для подготовки к аукциону ученикам дали список книг, имеющихся в библиотеке.
На уроке-аукционе учитель или старшеклассник, стоя за столом, показывает продаваемый предмет. Каждый желающий может сказать все, что знает о нем. Выслушав ответ, старшеклассник ударяет деревянным молотком по подставке и спрашивает: «Кто знает больше?». Предмет вручается победителю, показавшему лучшие знания. Победителя определяет жюри.
Выработке картографических знаний содействуют чайнворды. Это цепочки слов, составленные так, что последняя буква каждого слова должна быть одинаковой с начальной буквой следу го за ним слова.
Можно использовать чайнворд «Города Древней Руси» (Рис.5).
1. Старейший город на Днепре — по летописи «мать городов ских». 2. Любимый город княгини Ольги, ее удельное владение Киева. 3. Подмосковный город, давший позже название одной из улиц столицы, 4. Центр Волынского княжества; один из старейших городов Северо-Восточной Руси. 5. Город на берегу озера Неро — центр княжества. 6. Город на Западной Двине, входивший в состав Полоцкой земли. 7. «Злой город» — так говорили о нем монголо-татарские захватчики. 8. Город близ Сейма, через него прошли казацкие отряды на соединение с Болотниковым. 9. Город на Вятке. 10. Центр Северской земли на Десне. 11. Город на Клязьме, названный именем одного из князей. 12. Город на Сейме, один из пунктов на пути Лжедмитрия I к Москве. 13. Город, находящийся в районе военных действий Хмельницкого, между Киевом и Корсунью. 14. Город на Ловати, известный в качестве одного из пунктов на великом торговом пути «из варяг в греки». 15. Город-крепость близ реки Великой, форпост Пскова в борьбе с немецкими рыцарями. 16. Город на правом берегу Днепра, перешедший по Андрусовскому перемирию к русскому государству.
Ответы: 1. Киев. 2. Вышгород. 3. Дмитров. 4. Владимир (Волынский). 5. Ростов. 6. Витебск. 7. Козельск. & Курск. 9. Котельнич. 10. Чернигов. 11. Владимир (на Клязьме). 12. Рыльск. 13. Канев. 14. Великие Луки. 15. Изборск. 16. Киев.
Заключение
Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Многие исторические события могут быть поняты лишь в связи с определенными пространственными условиями. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Так, значение рек как путей сообщения в Древней Руси ученики поймут лишь в том случае, если им объяснить, что Восточно-Европейская равнина была покрыта непроходимыми лесами и болотами.
Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.
Список литературы
1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в школе. М.: Просвещение, 1968
2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 1999
3. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. М.: Владос, 2001
4. Каплан С.Б. Я делаю уроки. Методика преподавания истории. Минск: Б.и, 1991
5. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1986
6. Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000
[1] Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000
[2] Каплан С.Б. Я делаю уроки. Методика преподавания истории. Минск: Б.и, 1991
[3] Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 1999
[4] Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1986
[5] Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000