Линейные концепции культуры.
Одна из линейных теорий динамики культуры была предложена немецким философом-экзистенциалистом Карлом Ясперсом (1883–1969). Его основной труд по исследованию истории культуры – «Смысл и назначение истории». И хотя он был создан в тот период, когда влияние теории культурных циклов в европейской исторической науке было особенно велико, тем не менее, Ясперс провозглашает противоположную этой теории идею, согласно которой человечество имеет единые истоки и общую цель. Ясперс отвергает не только теорию культурных циклов. Он не принимает и, казалось бы, близкую к его научной позиции марксистскую теорию, где также утверждается единство исторического процесса. Ясперс разошелся с марксизмом в понимании определяющего фактора социальной динамики. Не отрицая значения экономики в развитии общества, тем не менее, определяющую роль в этом процессе он отводит духовному фактору.
Ясперс выделял в культурной истории человечества 4 периода: доисторическую, или прометееву эпоху, эпоху древних культур, осевую эпоху, научно-техническую, или вторую прометееву эпоху.
Доисторический период начинается примерно 20 тыс. лет до н.э. В доисторическую эпоху человек живет вне истории, т.к. лишен чувства времени. Почти не выделяя себя из природы и животного мира, он только начинает становиться человеком. В доисторическое время происходит возникновение языков, изобретение орудий, начинается использование огня. Складывается мифологическая картина мира и соответствующие ей правила поведения. Важным признаком культурной эпохи Ясперс считает тип коммуникации. В доисторическое время общение (коммуникация) выполняло утилитарно-практическую функцию. Люди вынуждены были объединяться и общаться для обеспечения своего биологического существования (во время охоты, обороны). Такую коммуникацию Ясперс оценивает как неподлинную.
Доисторический период завершается приблизительно в конце IV тыс. до н.э. С этого времени начинается новый период в развитии человечества – историческая эпоха. В это время начинают складываться великие культуры древности: шумерская, египетская, эгейская, культура доарийской Индии, архаическая культура Китая. В это время возникают государства, появляется письменность, в производстве стала использоваться сила воды.
Третий период в культурной истории человечества – «осевое время». Между 800 и 200 гг. до н.э. произошел культурный переворот, который Ясперс называет началом «осевого» времени, началом «оси мировой истории». Происходит этот переворот одновременно и независимо друг от друга в трех регионах мира – на Востоке (в Китае и Индии), на Ближнем Востоке (в Палестине и Иране), на Западе (в Древней Греции). В начале «осевого» времени в Китае создают свои философские учения Конфуций и Лао-цзы, в Индии появляются Упанишады, зарождается буддизм. В Персии проповедает свое учение Заратустра, Палестина становится родиной пророков, в Древней Греции рождается гомеровский эпос, трагедия и комедия, возникает философия. В это время происходит переход от мифологического к рациональному, научному мышлению. Закладываются основы научных, философских знаний, искусства и мировых религий. Возникают творения, на которых будет основываться вся последующая культура.
В этот период начинается общая история человечества, формируется его духовное единство, «ось мировой истории». Вначале на путь осевого развития встали лишь немногие этнические общности – индоевропейцы, китайцы, семиты. Но в дальнейшем и другие народы стали воспринимать идеи осевого времени и включаться в историческое развитие. Так, в орбиту осевого времени были втянуты на Западе германские и славянские народы, на Востоке – японцы, малайцы, корейцы. Народы, не воспринявшие идей осевого времени, остались на уровне природного существования, продолжали жизнь вне истории, были обречены на вымирание. Эти этносы утратили духовную основу своего существования – культуру. В Месопотамии она переродилась в персидскую, затем – в исламскую, в Египте – в римскую, христианскую, а позже – тоже в исламскую. В «осевую» эпоху происходят изменения в мировоззрении, мироощущении человека, который осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Осознание безграничности мироздания и собственной незащищенности рождает у человека трагическое чувство, которое разрушает его непосредственное, гармоничное отношение к миру и вносит в него дисгармонию. Трагическое сознание Ясперс трактует как сознание историческое, противостоящее сознанию «доосевой» эпохи. Осознание собственного одиночества рождает у человека потребность в общении с другими людьми. И вот это духовное общение Ясперс называет подлинным, экзистенциальным общением.
Четвертый этап в развитии культуры – это новая, научно-техническая эпоха. Этот новый тип культуры формируется в Европе в эпоху Ренессанса, утверждается в Новое время. Он основан на достижениях науки и техники. Благодаря великим географическим открытиям преодолевается замкнутость европейской цивилизации, устанавливаются связи между различными регионами мира. Для современного этапа характерно глобальное единство человечества. Европейская культура оказывает влияние на все другие мировые культуры. Тем не менее, Ясперс считал, что современную европейскую культуру нельзя рассматривать в качестве второй «оси» истории человечества, т.к. в основу истории как единого процесса может быть положено только духовное, а не техническое начало. Кроме того, социальное единство не может быть достигнуто, если его горизонт ограничивается европейской или какой-либо другой цивилизацией, т.к. в этом случае остальные народы будут рассматриваться как народы примитивные, варварские.
К линейной концепции культуры с полным правом можно отнести марксизм – систему философских, политэкономических и политических воззрений, возникшей в середине XIX века. Формирование взглядов основоположников марксизма Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895) шло в процессе осмысления и переосмысления основных достижений человечества в духовной сфере. В материалистической диалектике (или диалектическом материализме) была сделана попытка обоснования внутреннего единства диалектики и материализма. Понимая диалектику как учение о всеобщей связи, о развитии, основоположники марксизма выделяют три этапа в ее истории: наивная диалектика древних («картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий»), метафизическое мышление, возникшее в эпоху дифференциации наук (на первый план выходит познание частностей, их точное исследование), и современная диалектика, которая, с одной стороны, включает понимание общего взаимодействия, развития, с другой стороны, это понимание основывается на точном знании частностей, на совокупности наук, в развитии которых на первый план выступает уже не дифференциация наук, а их единство, взаимосвязь. Марксизм обосновал исторический материализм, материалистическое понимание истории, – суть которого в следующем: в общественном производстве люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Тем самым исторический материализм исходил из определяющей роли материального производства непосредственной жизни, которая и показывает, как возникают различные формы общественного сознания – религия, философия, мораль, право и т.д. К. Маркс исследовал систему производственных отношений капитализма и пришел к выводу, что основное его противоречие состоит в общественном характере производства и частной форме присвоения результатов труда. Устранение противоречия состоит в устранении частной собственности и ее переход в собственность всего общества. Для осуществления такого преобразования необходима политическая революция, осуществляемая мирным или немирным путем. Результатом такого преобразования должно стать бесклассовое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Тем самым история придет к своей цели – всестороннему развитию культуры каждого человека и всей культуры в целом.