Деятельность первых русских князей
Тема урока: «Первые русские князья».
Автор: Крюкова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №9
Г. Дивногорска
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Цель урока:
- осознание исторических условий складывания Древнерусского государства через деятельность первых русских князей
Планируемые результаты.
1. Предметные:
-знают и называют первых русских князей и результаты их внутренней и внешней политики
2. Метапредметные:
- отвечают на проблемные вопросы, определяют пути решения;
-соотносят результаты деятельности князей с признаками государства ( составление таблицы);
-обрабатывают информацию в виде обобщающей таблицы;
3. Личностные:
-воспитание в себе гражданско-патриотических чувств через осознание своей этнической принадлежности;
-дают оценку деятельности первых русских князей и их вклад в создание Древнерусского государства;
- делают вывод на основании результатов деятельности князей и соотносят с признаками государства;
-смогут оценить важность деятельности княгини Ольги в формировании Древнерусского государства
коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Термины и понятия:князь, полюдье, дружина, дружинник,уроки, погосты, реформа.
ХОД УРОКА
Этап мотивации: В истории есть вопросы, на которые до сих пор ученые не нашли точные ответы. Одним из таких считается вопрос о становлении Древнерусского государства.
Существует две противоположные точки зрения:
-Древнерусское государство появилось уже во времена правления первых русских князей;
-во времена княжения первых русских князей не было сформировано Древнерусское государство.
Попробуем разобраться в этом вопросе. Какие шаги мы предпримем с вами для решения этой проблемы?
( ответы детей – соотнесение результатов правления князей с признаками государства)
- Давайте с вами вспомним изученные на уроках обществознания признаки государства.
( дети называют – фиксирую на доске: единая территория, единая система управления, единый закон, взимание налогов и сборов, наличие армии, суверенитет)
-Актуализация знаний о вкладе Рюрика в создание Древнерусского государства (проверочная тестовая работа на 3 мин.)
Задачи урока:
Этап информационный:
-разделить учащихся на рабочие группы, которые будут работать с текстами определенного содержания;
-организовать работу учащихся в группах для составления презентационного исторического портрета правителя;
-организовать составление и заполнение таблицы « Деятельность первых русских князей»
1-я группа: Правление Олега.
2-я группа: Княжение Игоря
3-я группа: Княгиня Ольга;
4- группа: Походы Святослава
Деятельность первых русских князей
Правитель | Внутренняя политика | Внешняя политика | Наличие признаков государства |
Олег Вещий 879-912 гг. | -первый правитель объединенной Руси, удалось силой захватить власть в Киеве, подчинил некоторые славянские племена, обязал их платить дань Киеву. Имел своих воинов-дружину, члены которой были не только воинами , но и участвовали в управлении: собирали дань и судили от имени князя.Дружинники «кормились» за счет славянских племен ( полюдье) | В 907 году совершил поход на Византию, проявив незаурядные полководческие способности, взял с Византии большую дань. Заключил в 911 году договор с Византией ( первый в истории). Прибил свой щит к городским воротам Константинополя | -единая территория; -наличие армии ( дружина); -суверенитет |
Князь Игорь (сын Рюрика) 912-945 гг | Продолжил политику полюдья. Во время попытки чрезмерного сбора дани с древлян был убит. Древляне перестали подчиняться Киеву. Единство Руси оказалось под угрозой | Как и Олег много воевал, но не слишком удачно:в 941 году во время похода на Константинополь русские корабли были сожжены «греческим огнем» | -наличие единой территории, единство которой в конце правления оказалось под угрозой; -наличие дружины; -суверенитет; -наличие правителя, получившего княжество по наследству |
Княгиня Ольга- вдова Игоря 945-962 гг. | Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа ( убила послов и велела сжечь дотла Искоростень. Дань превратила в четко определенную подать-уроки, а погосты становились опорными пунктами, через которые киевские князья управляли подвластной территорией. . Приняла крещение и новое имя Елена- укрепление княжеской власти, повышение международного авторитета Руси, приобщение народа к высокой культуре. | Пыталась установить добрые отношения с соседними странами и прежде всего с Византией. С большой свитой отправилась в Константинополь | -наличие единой территории, возврат целостности; -наличие дружины; -суверенитет; -получение княжества после смерти мужа( воспитывала сына Игоря Святослава), осуществила представительную функцию- визит в Константинополь; -наличие налоговой политики ( уроки) и опорных пунктов сбора налога ( погостов), что становится по сути единой системой управления; -наличие единого центра – Киева; |
Святослав 945-972 гг | В Киеве не находился, предпочитал военные походы | В 964-966 годах разгромил Хазарский каганат, разорил земли Волжской Булгарии, подчинил вятичей, начал войну с Византией, но из-за неравных сил заключил с византийцами мир. Погиб в борьбе с печенегами. | -наличие единой территории; -наличие боеспособного войска; -суверенитет; -наличие наследного правителя |
-Сопоставляем результаты деятельности князей с признаками государства . Делаем вывод о значимости реформ княгини Ольги в становлении Древнерусского государства.
Этап аналитический:
Вопрос-проблема: известный русский историк Н.М.Карамзин написал о княгине Ольге: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, история Мудрою». Объясните, какие дела, поступки княгини Ольги дали основание так ее называть?
Задание для рабочих групп:
1-я группа: анализ предания- оценить поступки Ольги от имени древлян;
2-я группа: анализ позиции церкви – оценить дела Ольги от имени служителей церкви. Причисление первой русской княгини-христианки к лику святых (равноапостольная);
3-я группа: анализ деятельности Ольги от имени историков и обществоведов. Княгиня-реформатор.
4-я группа: оценка деятельности княгини Ольги на основании критерия важности ее внутренней и внешней политики в формировании Древнерусского государства.
Рефлексия:
-Ребята, настало время подвести итог нашей работы:
-достигнута ли цель нашего урока? Припомните ее. ( ответ детей)