III. Второе столетие Петербурга
Урок № 1. Карта города в первой половине XIX века
Рассмотрите карты Санкт-Петербурга и при помощи карт и текста учебника составьте территориальные изменения к началу XIX века.
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
__________________________________________
Урок № 2. События российской истории и их отражение в памятниках Петербурга
Какое событие праздновал город 16 мая 1803 года, где проходило празднование
____________________
Расскажите что изображено на иллюстрациях, в честь каких событий они возведены
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
____________
____________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Памятная табличка напоминает нам о наводнение 7 ноября 1824 года, прочитайте текст учебника и составьте план рассказа о наводнение Петербурга?
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
___________________________
_____________
Урок № 3. Дворцовая площадь – парадная плодащь столицы
Исторический диктант, впишите недостающие слова:
Нынешний Зимний дворец строился с __________ по ___________ г. Здание ____________ этажное. Его длина _________ м, ширина __________ м. Главный фасад обращен к ___________________________________.
В центре его – _______________ с чугунными узорами ____________________.
Над въездом – треугольный ________________________ с часами. Он украшен скульптурами ______________________ и __________________________.
На каменном парапете крыши – скульптура: ________________________, _____________________, ___________________ и _______________.
Северный фасад здания обращен к __________________.
Во дворце более _________________ помещений.
Среди парадных залов дворца есть _______________________, _____________________, _____________________________, _______________________, _____________________ залы.
Во дворце хранились символы царской власти: ___________________, _______________ и ____________________.
Зимний дворец горел в _____________________ г. Его реставрировали в течение __________ лет под руководством _____________________ и ______________________.
Музей «Эрмитаж» - _______________________ в стране. В нем собрано свыше __________________ млн. экспонатов. Начало ему положила императрица ______________________________________.
Архитектор здания главного штаба - __________________________________________.
В восточном корпусе здания размещались _____________________, в западном - ______________________________.
Триумфальная арка Главного штаба похожа на арки, возводимые в ____________________. Ее высота _______________ м. Наверху – колесница богини __________________________. Арку украшают _________________________.
Александровская колонна была торжественно открыта __________________________. Ее вес _________ тонн. Она держиться без ___________________, силой собственной ____________________________.
Венчает колонну фигура _____________________, с крестом, попирающего _____________________. Это символ победы _________________ над _________________. Лицо ангела схоже с лицом императора ___________________________________________.
Отметьте объекты:
№1 _______________________
№2 _______________________
№3 _______________________
№4 _______________________
№5 _______________________
№6 _______________________
Урок № 4. Стрелка Васильевского острова – деловой центр столицы и центр российской культуры и науки
Укажите правильно объекты:
№1 _________________________
№2 _________________________
№3 _________________________
№4 _________________________
№5 _________________________
№6 _________________________
№7 _________________________
№8 _________________________
№9 _________________________
№10 ________________________
№11 ________________________
Биржа – это ___________________________________________________________________
Пакгауз – это _________________________________________________________________
Таможня – это ________________________________________________________________
Ростральные колонны – это _____________________________________________________
Ростральные колонны долгие годы служили ____________________ для кораблей.
Сейчас по праздникам на них зажигаются ____________________. Сложены колонны из ______________________________. Внутри каждой – винтовая _______________________. У подножия колонн – могучие фигуры рек. Это ____________________________________
__________________________.
Урок № 5. Карта города во второй половине XIX века
Чем отличается застройка центральной части Санкт-Петербурга во второй половине XIX века?
____________________________________________________
Что такое промышленные районы, рабочие заставы, где они находились?
_________________________________________________________________
Перечислите названия железных дорог?
№ 1 ______________________________
№2 ______________________________
№3 ______________________________
№4 ______________________________
№5 ______________________________
Расскажите что производили на следующих заводах
Обуховский завод - ____________________________________________________________
__________________________
Александровский завод - _______________________________________________________
_______________________________________
Завод «Арсенал» - _____________________________________________________________
__________________________
Адмиралтейский завод - ________________________________________________________
__________________________
Урок № 6. Жители Петербурга
Составьте рассказ о жизни рабочего одного из заводов города
______________
______________
____________________________________________________
Составьте рассказ от лица жителя доходного дома
______________
______________
______________
______________
______________
Урок № 7. Вокруг столицы
Расскажите об историческом прошлом местности где вы живете в конце XIX века
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
IV. XX век
Урок № 1. Расцвет столицы в начале века
Какие архитектурные сооружения возведены к 200-летию Санкт-Петербурга
№ 1 _______________________ набережная
№ 2 _______________________ мост
Какие новые районы вошли в городскую черту? Какие современные городские районы были в начале XX столетия пригородами?
____________________________________________________________
Расскажите об одном из мостов Санкт-Петербурга?
______________________
Почему Невский проспект считается лицом города?
________________________________________
Урок № 2. Изменение облика столицы в начале XX века
Сравните фотографии видов города начала XX и современные
Скажите, что изменилось в историческом облике города, стоит ли возводить новые архитектурные сооружения в городе по вашему мнению, или оставить все как есть сейчас? Объясните
___________________________________
_______________________________________
Урок № 3. Хроника революций
Какие события первой русской революции проходили в Петербурге?
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
С чем связано смена имени города Санкт-Петербурга на новое имя Петроград?
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Какие проблемы стояли перед петроградцами во время войны?
____________________________________________________
Перечислите памятники революции в нашем городе?
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Урок № 4. Социалистический Ленинград
Когда образовалась Ленинградская область?
________
Какое топливо считалось самым дешевым в тот период времени?
____
Какие предприятия появились в области?
_______________________________________
____________________________________________________
Какими трудовыми достижениями гордиться Ленинград?
__________________________
_______________________________________
Составьте рассказ от лица колхозника, проживающего в области, расскажите о их трудностях, о новшествах?
_____________
_____________
_______________________________________
_____________
_______________________________________
_____________
_______________________________________
_____________
_______________________________________
_____________
_______________________________________
Урок № 5. Блокада Ленинграда
Дата начала Великой Отечественной войны?
________________________________
Эвакуация – это ____________________________________________________
___________________________________________________________________
Блокада – это _________________________________________________________________
_____________
Дата начала блокады Ленинграда?
_____________
Назовите факты свидетельствующие о том, что зима 1941-1942 года была страшным испытанием для Ленинградцев?
_____________
_______________________________________
Дайте определение
Дорога жизни - _______________________________________________________________
__________________________
Дата снятия блокады Ленинграда?
_____________
Расскажите о жизни школьников в блокадном Ленинграде
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Урок № 6. Возрожденный Ленинград
Какие новые микрорайоны появились в Ленинграде?
____________
Расскажите об основании Красносельского района?
____________
Назовите первые станции Петербургского метрополитена?
№ 1 _________________________
№ 2 _________________________
№ 3 _________________________
№ 4 _________________________
№ 5 _________________________
№ 6 _________________________
№ 7 _________________________
№ 8 _________________________
Каких станций не хватает на карте, которые есть сегодня?
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Составьте к отрывку «Быт Ленинградцев» вопросы, с помощью которых вы сможете пересказать текст?
____________________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Расскажите о том, как застраивался ваш микрорайон в послевоенное время
____________________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
____________________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
____________________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
____________________________________________________
_______________________________________
_______________________________________