Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18. Какие суждения об изображённых на картине событиях являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На картине изображены события, относящиеся к первой половине XIX в.
2) Этой железной дороге посвятил стихотворение А. С. Пушкин.
3) Куратором строительства дороги был назначен А. А. Аракчеев.
4) На картине изображена Транссибирская железная дорога.
5) Событие, изображённое на картине, положило начало промышленному перевороту в России.
Ответ:
19. Какое из изображённых на репродукциях событий относится к царствованию того же императора, при котором происходили изображённые на картине события? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
Ответ:
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из трудов представителя общественной мысли середины XIX века:
«Северные славяне, призвавшие Рюрика с братьями, призвали в его лице государство к земле - и русская история началась. В призвании добровольном обозначились уже отношения земли и государства - взаимная доверенность с обеих сторон. Не брань, не вражда, как это было у других народов вследствие завоевания, а мир вследствие добровольного призвания. Это спокойствие ... - не лучшее ли доказательство, как противна всякая революция русскому духу?
Сущность воззрений брата моего <Хомякова> состоит в том, что русский народ не политический, никогда не бунтовал за свои политические права. Государство ... никогда у нас не обольщало собою народа, не пленяло народной мечты; вот почему, хотя и были случаи, не хотел народ наш облечься в государственную власть, а отдавал эту власть избранному им и на то назначенному государю, сам желая держаться своих внутренних жизненных начал».
«Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории, Отними его - не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир».
20. Как называлось направление общественной мысли XIX в., основные положения которого изложены в приведенном отрывке? Укажите фамилии двух представителей этого направления, кроме названного в отрывке.
21. Какие суждения о характерных чертах исторического развития России можно сформулировать на основе приведенного отрывка?
22. Что предлагали изменить представители этого направления в политической и социальной сферах?
23. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задания. А.И. Герцен назвал эпоху 1830–1840-х гг. «временем наружного рабства и внутреннего освобождения». Что послужило основанием для определения эпохи как времени наружного рабства? Укажите не менее четырех причин. Приведите не менее трех положений, раскрывающих суть высказывания А.И. Герцена о внутреннем освобождении в период 1830–1840-х гг.
24. Эпоху правления Николая I историки оценивают как период «николаевской реакции», последние же годы eго правления и вовсе оценены как «мрачное семилетие».
Приведите два аргумента, подтверждающих данное мнение:
1)
2)
и два аргумента, опровергающих его:
1)
2)
25 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов
истории России:
1) 1825-1855 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.