Этнически смешанные деревни 4 страница

Возвращаясь к истории д. Ибрагимово, отметим и занятия ее жителей. Они занимались скотоводством, пчеловодством и земледелием. Летом выезжали на яйляу. По словам военного топографа, еще в 1844 г. башкиры этой деревни «с 20 мая выходят на кочевку в вершины р. Кызыл-Елги, где простояв один месяц, переходят в Уракузляю на речку Сункур куль и на озеро Тугрия куль, где стоят до 15 сентября. Откуда они возвращаются в деревню зимовать»7. На 42 дома со 176 жильцами в 1843 г. приходилось 357 голов лошадей, 174 головы крупного рогатого скота, 122 головы овец и 119 голов коз. В пореформенный период шла быстрая дифференциация крестьянства. Об этом свидетельствует распределение скота. В 1859 г. из 78 дворов деревни 20 (25,7%) были безлошадными, 20 (25,7%) — однолошадными, 21 (26,9%) — двух-четырехлошадными и 17 хозяйств (21,7%) имели по 5 и более лошадей на двор. При этом на долю 51,4% безлошадных и однолошадных дворов приходилось всего лишь 6,3% лошадей, 10,8% крупного рогатого скота и 18,8% мелкого скота8. В то же время в руках 21,7% многолошадных дворов находилось 72,3% лошадей, 69% крупного рогатого скота и 65,2% мелкого скота,

В 1843 г. на каждого из 174 жителей было посеяно по 1,5 пуда озимого и по 6,8 пуда ярового хлеба9. В их собственности находилось 212 ульев.

Д. Тукучево была создана переселенцами из д. Ибрагимово. Поэтому ее называли Юмран-Тукусево. Название ее происходит от имени первопоселенца Тукуса Аслыкаева, брата старшины Каипкула Аслыкаева. В 1795 г. деревня состояла из 13 домов, где проживало 39 мужчин и 33 женщины. Эти цифры косвенно свидетельствуют о недавнем ее возникновении. В последующей VII ревизии количество дворов было зафиксировано без изменения (13), в то время как численность населения увеличилась на 20 человек. Между VIII и IX ревизиями количество дворов выросло почти в 2 раза (с 13 до 25). При этом большие изменения произошли в формах семей. Увеличилось количество сложных семей (отцовских, братских, дядя — племянник) за счет уменьшения малых семей, где проживали супруги с несовершеннолетними детьми. Рост количества сложных семей был вызван военно-политическими

6 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5696.

7 РГВИА. Ф. 414. Ед. хр. 346. Л. 4.
8ОИБ. Т. 1.4. 2. С. 189.

9 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 159.

и социально-экономическими изменениями в башкирском обществе: большим семьям, имеющим по 2—4 и более взрослых работников в семье, гораздо легче было выполнять растущие обременительные военно-феодальные повинности, нежели малым семьям, имевшим лишь одного работника10. Вместе с тем росла численность населения. Если в 1834 г. (VIII ревизия) было учтено 152, то по IX ревизии (1850) — 221 человек. В первый год на 1 двор приходилось 6, во второй год — 9,6 человека. Произошел рост населенности двора.

В дальнейшем произошло некоторое уменьшение численности населения деревни. В 1870 г. в 30 дворах проживало 179 человек". Затем наблюдается рост количества и дворов и жителей,: 57 домов и 246 жителей было в 1920 г.12

В ревизских материалах имеются сведения и о передвижениях части жителей: в 1828 г. из 9-го башкирского кантона (Оренбургский уезд) были перечислены Абдул-карим Абзанов с сыновьями Сирхазы, Галиуллой, Хаби-буллой, а также Иткусты Юмагулов; в 1836 г. из 4-го башкирского кантона (Троицкий уезд) — Алмаз Уразов.

О занятии жителей деревни за 1795 г. было указано следующее: «Занимаются хлебопашеством, скотоводством, бортничеством, рыбными, звериными ловлями». Выезжали на кочевку13. В 1844 г. 33 дворам с 156 жителями (данные о количестве последних даны по VIII ревизии 1834 г.) принадлежало 239 лошадей, 122 коровы, 63 овцы, 72 козы. Летовка продолжалась с 20 мая по 15 сентября. Зимовали в деревне. На каждого из 156 жителей сеяли цо 1,5 пуда озимого и по 15,4 пуда ярового хлеба. Имели 125 ульев14. В конце XIX в. жители отличались изготовлением саней и телег.

Д. Ильчикеево в 1795 г. состояла из 17 дворов с 50 мужчинами и 72 женщинами. Здесь наблюдается соотношение полов в пользу женщин, обычно у башкир наблюдалось обратное. В 1816 г. количество мужчин и женщин уравнивается (по 64). По VIII ревизии 1834 г. женщин было меньше (82), чем мужчин (87). Из 30 дворов в 8 наблюдаются полигамные браки. В середине XIX в. в 30 дворах проживали по 108 мужчин и женщин, из них в 7 домах — многобрачные семьи (д. 374-а, 617). 126 мужчин и 126 женщин в 45 домах было в 1870 г.15 В 1920 г. в 113 дворах проживало 280 мужчин и 306 женщин16.

О происхождении названия деревни сведений найти не удалось. Ясно, что оно антропонимического характера. В материалах, собранных в 1844 г. военными топографами, деревня названа Ильсикаево (Кабаково), Кабаково (Ильсикаево). Это свидетельствует о родственных связях их жителей. Выходит, что название Кабаково более раннего происхождения. Вместе с тем, можно предположить, что действительным основателем ее был вотчинник, известный человек Табынской волости Ильчигул Ильси-баев, получивший грамоты от Петра I в 1695 и 1700 гг. и называвшийся в документах Ильсикаем.

10Асфандияров А. 3. Семья и брак у башкир в XVIII — первой половине XIX века. Уфа, 1989.

11 Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45.

12 Список населенных пунктов Башреспублики.

13 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1884 (Уфимский уезд). Л. 146.

14 РГВИА. Ф. 414. Ед. хр. 346. Л. 4.

15 Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45.

16 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 140.

УФИМСКИЙ УЕЗД




В 1843 г. на 34 двора с 169 жителями приходилось 166 лошадей, 78 коров, 19 овец, 62 козы. Кто-то обращал внимание на бортничество: они держали 89 бортей и 5 ульев. На каждого из 169 жителей сеяли по 1,7 пуда озимого и по 8,6 пуда ярового хлеба.

Бишаул-Табынская волость в Стерлитамакском уезде, как уже упоминалось, имела 4 деревни, относящиеся к 8-й юрте 7-го башкирского кантона (из них Утей-муллино, Сулейманово, Исмагилово в составе Аургазин-ского района17, Бабичево — в Кармаскалинском районе). Об этих деревнях разговор уже состоялся.

* * *

В Уфимском уезде Бишаул-Табынской волости подчинялись три деревни, одна из них относилась к 4-й (Акташево), две — к 5-й юрте (Бишаул-Унгарово и Мук-синово) 8-го башкирского кантона. Как видим, волость имела 7 деревень, а сама называется Бишаул, т.е. 5 деревень. Ко времени разделения Табынской волости на новые данная Бишаул-Табынская волость действительно состояла из пяти деревень. Но она была известна как Бишул, т.е. пять сыновей основателей пяти деревень. Волость владела 36047 десятинами земли, из них под пашней находилось 1020 десятин. Башкир-вотчинников по VII ревизии в волости насчитывалось 350, припущен-ников 185 душ м.п. (16 мишарей и 169 тептярей)18.

Границы волостной вотчины, по словам самих башкир, были следующие: «Владение имеет волость по Белой реке выше города Уфы верстах в 40 по правую сторону течения от устья реки Симу и по течению ее по правую сторону идучи вверх по оной реке по примеру верст на 20 до вершины реки Мончады, пониже Юмранской волости, а потом к вершине реки Урумды и по правую сторону оной с ярами и лугами, а вниз по меже Табынской до устья ее по правую сторону Белой реки до Яру и по течению оной реки Белой правой стороной и рекой до устья речки Симу без малейшего спора»19.

Акташево{ак — белый, таш — камень) в 1795 г. состояла из 28 дворов, в т.ч. 22 дома с 103 башкирами-вотчинниками, 2 двора с 14 башкирами-припущенниками, 4 двора с 32 тептярями, но без указания национальности20. Тептя-ри были припущены башкирами-вотчинниками Бишаул-Табынской волости в 1708 и 1784 гг.21 В 1850 г. только башкир было 179 человек, проживавших в 34 дворах. Из этих дворов в шести отмечены полигамные семьи. Тептярей в 1834 т. было 116 душ м.п. В 1865 г. 20 мужчин-башкир из д. Каташ-Каран Мензелинского уезда переселились в эту деревню22. В 1906 г. все население состояло из 665 мужчин и 660 женщин при 255 дворах. Тогда в деревне функционировали 2 мечети и медресе. 673 мужчины и 696 женщин при 256 домах зафиксировала перепись 1920 г.

Выселок под названием Новоакташево образовался между 1906^-1919 гг. Жители деревни занимались в основ-

17 См. с. 52-55, 174.

18 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 87.

19 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 269. Л. 15.
20Тамже. Ф. 1355.Д. 1884.Л. 216об.

21 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 100.

22 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 160.

ном скотоводством. Летом выезжали на яйляу. К 1843 г. заметны были и земледельческие навыки: на каждого из 157 человек сеяли почти по 11 пудов хлеба. В начале XX в. имелись хлебозапасный магазин и 5 бакалейных лавок.

Д. Бишаул-Унгаровов XVII в. называлась Бишаул. В одном документе за это время упоминаются жители деревни Таймас Мукшугуров и Чермыш Кайтанов. Вот что они писали: «В нынешнем 7189 (1681) году по приговору окольничаго и воеводы П. Д. Скуратова велено им владеть старинною их вотчиною, которая отдана была в 7156 (1648) году, и чтоб великий государь пожаловать им велел против нынешнего приговору... воеводы... натое их вотчину дал владенную память и в приговоре воеводы... 7156 года генваря в 20 день написано: слушав дела и из указу великого государя и из Соборного Уложения выписано приговорам вотчину, которую преж сего владел башкирец Малай Янбахтин с товарищи орешником и черным и малым лесом и тремя островками владеть против преж-няго и ясак платить башкирцам Таймаско... Чермышку с тов. по тем же межам и урочищам как они прежде сего владели»23. Как видим, настоящее дело возбуждено было в связи с тем, что у башкира Малая Янбахтина отобрали вотчину и передали ее жителям д. Бишаул. С середины XVIII в. данная деревня стала называться Унгарово (Унгар). Под этим именем или под двойным названием Бишаул-Унгарово она известна в течение следующего столетия и в XX в. По всему видно, что второе имя деревни более позднего происхождения связано с именем одного из вотчинников волости и жителей деревни.

По V ревизии 1795 г. в д. Унгарово в 75 домах проживало 172 мужчины и 189 женщин. Через 21 год башкир-вотчинников насчитывалось 227, а припущенников из их числа 10 душ м.п. По VIII ревизии (1834 г.) было мужчин 299, женщин 320. Резкое изменение соотношения полов в пользу женщин после известных событий 1917—1920 гг. видим в 1920 г., когда было отмечено 506 мужчин и 5 74 женщины при 219 дворах.

Д. Новый Бишаулобразовалась после 1925 г.

В 1866-1919 гг. д. Бишаул-Унгарово была центром одноименной волости. Тогда в волости насчитывалось 14 селений. В 1906 г. в них было 1703 двора с 9225 жителями. Затем все они вошли во вновь образованную Кармаскалинскую волость Уфимского кантона.

Жители деревни занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. В 1843 г. на 593 человека приходилось 648 лошадей, 392 головы крупного рогатого скота, 123 овцы, 188 коз. Летом выезжали на яйляу. Тогда же ими было посеяно 520 пудов озимого и 3240 пудов ярового хлеба. Имели 7 водяных мельниц, 1 кузницу. Жителям деревни принадлежало 388 ульев и 300 бортей24. В конце XIX в. было 3 хлебозапасных магазина, 2 бакалейные лавки. Действовали 2 мечети и соответственно 2 духовные школы.

Об участии бишаульцев в восстании Пугачева свидетельствует документ, исходящий от карателя майора Пекарского: «...башкир Азятка из д. Бешаул Уфимского уезда находился общником Пугачева и назывался полковником в их злодейской толпе, который во время атакования Уфы находился возле деревни Пекарского и брата

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5696. Л. 99. РГВИА. Ф. 414. Д. 346. Л. 90.



КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН



ево, и все состоящие за р. Уфой дворянские деревни и дома, как и обжитком, так и скотом и прочим ограбил и разорил»25.

С начала XIX в. сохранился интересный материал о «поверенном» башкир Бишаул-Табынской волости походном старшине Кульмухамете Темирбаеве, избранном в 1802 г. доверенным лицом при решении спорного дела об их вотчине, проданной Мендияру Бекчурину, от него перешедшей к губернатору И. А. Игельстрому, от него — к Шилову. Их поверенный был переизбран обществом волости, поскольку доверители убедились в его нечестности, уличили его во взяточничестве («увидя, что Темирбаев возымел с господином Шиповым весьма крайнее знакомство и хлебосольство, а чрез то самое имеет намерение на примирение согласиться»)26. Под «верящим письмом», предоставленном новому защитнику, имелись подписи и следующие тамги:: Этнически смешанные деревни 4 страница - student2.ru

В Этнически смешанные деревни 4 страница - student2.ru период кантонного управления в 1798—1865 гг. строгость военных порядков распространялась на жителей и в повседневной жизни. За потраву хлеба лошадьми жителей д. Бишаул-Унгарово в 1848 г. был наказан юрто-вой старшина с содержанием на гауптвахте в течение двух недель. Владельцы лошадей, оказавшихся на посеянном поле, отведали «каждый по 30 розог»27.

Д. Муксиново возникла в начале XVIII в. Она упоминается в документах Уфимской провинциальной канцелярии за 1760 г.28 По VII ревизии 1816 г. она состояла из 19 дворов с 168 жителями, в 1834 г. — из 23 домов и 187 поселян. В 1870 г. она имела второе название Каза-кулово (37 дворов и 198 человек), в 1896 г. ее еще называли Казак, Мончазы, Идель-Аул. В ней тогда проживало 320 человек при 60 домах. В 1920 г. было 386 жителей и 83 двора.

Нам не удалось установить генетических связей ее жителей с жителями других населенных пунктов. Названия дд. Муксиново и Казак (Казакулово) явно антропо-нимического, а последние два — Мончазы, Идель-Аул — топонимического (гидроним) характера.

Жители деревни — скотоводы. Им принадлежало в 1843 г. 242 лошади, 180 коров, 200 овец, 135 коз. Занимались и земледелием. В том же году ими было посеяно на каждого из 177 жителей по 4,9 пуда (всего 868 пудов) озимого и ярового хлеба. Показателем дальнейшего внедрения хлебопашества является наличие трех водяных мельниц. Пчеловодство (328 ульев) и бортничество (450 бортей) занимали заметное место в их хозяйстве. На рубеже XIX и XX вв. в деревне имелись хлебозапасный магазин и бакалейная лавка. Функционировали мечеть и начальная религиозная школа.

* * *

К Минской Волости принадлежала д. Мусино, входившая в первой половине XIX в. в 4-ю юрту 8-го башкирского кантона. В конце XVIII в. выделившиеся два двора основали выселок Маломусино. Затем первая называлась

25 НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 73. Л. 44.

26 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 269. Л. 4.

27 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4014. Л. 120.

28 МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 35.

Большемусино. Тогда в двух деревнях в 22 дворах насчитывалось 74 мужчины и 80 женщин. В дальнейшем учитывалась одна деревня. В 1816 г. она имела 165 жителей, в т.ч. 126 башкир-вотчинников, 28 безземельных башкир и 11 тептярей29. По VIII ревизии 1834 г. прирост населения был равен 21 человеку. Через 36 лет в д. Мусино в 53 домах проживали 149 мужчин и 173 женщины. Она названа еще Янбаево по одноименной речке. Р. Узень называли «Янбаева тож». В 1920 г. было учтено в д. Старомусино в 92 дворах 239 мужчин и 243 женщины, в д. Мусино — в 38 дворах 117 мужчин и 135 женщин, в д. Маломусино — в 37 домах 85 мужчин и 106 женщин. Все деревни находились в составе Кармаскалинской волости, причем от ее центра они находились первая в 22, вторая в 15, третья в 20 верстах. В первой из них зафиксированы башкиры, во второй — тептяри, в третьей — тептяри и мишари.

Вотчина д. Мусино относилась к Минской волости, но в ходе отчуждения части ее владений, т.е. во время оформления договоров о продаже и аренде земель, часто называли эту волость Уршак-Минской. Это объясняется, по-видимому, тем, что обе эти волости иногда управлялись одним и тем же старшиной. Тем более, что название деревни тесно связано с именем старшины Уршак-Минской волости Мусы Кашкалтаева. В 1724 г. Муса — рядовой общинник30. Через 10 лет Муса вместе с братьями Айсой и Усеем Кашкалтаевыми, а также с вотчинниками Илишем Токаевым, Укаем Кадышевым, Тохтагулом Бер-дыгуловым (с сыновьями Ишимбетом и Яппаром), Юсу-пом, Аиткулом и Мавлютом (сын Темей) Илимбетовыми, Сюлеем Мантокеевым, Сурой и Рысом Абдуллиными и Тавлой Кукеевым участвовал в припуске родственника Илимбетовых Чуваша в свою вотчинную землю на правах общего владения31. В 1764 г. в припуске тептярей в д. Тим-кино и башкир в д. Сабырово участвовали те же вотчинники или их сыновья и внуки. Вот их имена: Рыс Абдул-лин, Менекей Мавлютов, Мратбакый Сулейманов, Темей Мавлютов, Танатар Тавлин, Байдагул Илишев, Нияз Увакаев, Ялмамет Зиянов, Абдулкарим Увакаев, Тиняш Зиянов, Ямансары Бигянов, Кадыргул Рысов, Смак йма-нов, Кусяп Туйгунов, Муллаш Юлдашев, Муаш Чува-шаев, Кунуряч Бердыгулов, Ишкиня Ишимбетов, Заит-кул Шарипов, Зубаир Китикиев, Абдрак Юсупов.

О Мусе, как верном царизму старшине, можно получить сведения из публикации И. Г. Акманова32. Во второй половине июня 1735 г. Муса привез продовольствие своему родственнику, который в составе экспедиции И. К. Кирилова ехал на р. Орь для строительства города-крепости Оренбург. На обратном пути он попал в руки повстанцев и находился в плену около недели, был очевидцем сражений повстанцев с ротами Вологодского полка. Освободившись из плена, 9 июля приехал в Уфу и рассказал все, что видел.

Известны имена сыновей и внуков Мусы — Муллагул и Заян (его сыновья Ялмамет, Тиняш). Тамга Мусы Кашкалтаева — Y .

Жители д. Мусино и в середине 40-х гг. XIX в. продолжали выезжать на яйляу. Но и земледелие заметно про-

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 64. Л. 3. МИБ. Т. 3. С. 222. Там же. С. 322-323. ЮАС. Вып. 2. С. 345-351.

УФИМСКИЙ УЕЗД




никло в их общество. На каждого из 213 жителей сеяли по 5,3 пуда озимого и ярового хлеба (всего 152 пуда озимого и 984 пуда ярового).

В 70-х гг. XIX в. зафиксировано наличие мечети и религиозного «училища».

В 1779 г. башкиры-вотчинники дд. Мусино и Сабыро-во составили раздельную запись на общую вотчинную землю с тем, чтобы «нам каждому в своей части владеть пахотною землею, сенными покосами и прочими угодьи, какие в тех наших частях состоят»33.

К Кадышевой тюбе Уршак-Минской волости Стер-литамакского уезда относилась д. Янбеково, впоследствии после выдела части ее жителей и образования ими д. Новоянбеково (Давлекановский район) стала называться Староянбеково. Это произошло в конце XIX — начале XX вв. Во всяком случае к 1902 г. они уже были.

В конце XVIII в. в д. Янбеково в 15 дворах проживало 76 человек. Среди них были и безземельные башкиры (в 1795 г. 8 душ м.п.), припущенные в 1765 г. из исчезнувшей д. Сайфуллово. Несколько тептярей осело по догси вору 1805 г. 145 вотчинников при 25 домах было показано VIII ревизией. В 1825 г. припускались «вышедшие из-за границы» Мухтасип Давлетбаевич Сабаков и Бадель Абызгильдин. К X ревизии 1859 г. башкир-вотчинников насчитывалось 60 душ м.п., башкир-припущенников — столько же. Всех было 120 мужчин и 108 женщин при 40 дворах. 141 мужчина и 130 женщин насчитывалось в 1870 г., дворов — 49. 55 мужчин и 61 женщину при 23 домах по д. Староянбеково показали в 1902 г. Через 18 лет их стало 152 человека (79 мужчин и 73 женщины). Домов было 28.

Жители — скотоводы. Летом они выезжали на яйляу. Занимались лесными промыслами, пчеловодством. В 1842 г. на 145 человек было засеяно 24 пуда озимого и 304 пуда ярового хлеба.

Деревня имела мечеть и «магометанское училище»34.

* * *

К Курпес-Табынской волости Уфимского уезда (в конце XVIII в. Стерлитамакского), где был расположен 8-й башкирский кантон, относились дд. Сысканово, Курыкарлыманово, Сарт-Наурузово и Сарт-Чишма. Последние две деревни в XVIII в. образовали Сартскую волость. Жители их приобрели права вотчинников. Но в начале следующего столетия последняя потеряла самостоятельность и вошла в Курпес-Табынскую волость.

Следует отметить, что в 30-х гг. XVIII в. были известны такие курпес-табынские деревни, как Ишкин-чеево, Татлыбаево и Тинкинчеево, исчезнувшие, однако, к началу XIX в.

Все эти деревни находились в составе 5-й юрты 8-го кантона.

В 1795 г. д. Сысканово представляла собой самое большое поселение из вышеназванных и состояла из 34 дворов с 166 жителями, в том числе 8 дворов с 42 тептярями. VIII ревизия 1834 г. учла только 96 башкир. 182 жителя при 32 домах было к 1870 г. Почти такое же количество башкир и их дворов зафиксировала перепись 1920 г.

МИБ. Т. 5. С. 101-102.

РГВИА. Ф. 414. Д. 321; ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 112.

Деревню называли Князляр-Сысканово, по названию волости — Князь-Курпес-Табынской. В деревне проживал человек по фамилии Князев (зауряд-есаул Сайфутдин Куждавлетович Князев, 1795—1846). Кроме того, она была известна и как Кызыл-Яр, по расположению местности. Сегодня ее называют еще Баксалы (бажса — сад, с аффиксом — лы). Сыскан — антропоним. В прошлом такое имя у людей — не редкость.

Жители деревни занимались скотоводством и земледелием. В конце XVIII в. о жителях волости писали как о «посредственных хлебопашцах». В 1843 г. на каждого из 95 жителей было посеяно по 6,4 пуда хлеба, всего 88 пудов озимого и 528 пудов ярового.

Курыкарлыманово — новое поселение, возникшее в 1812 г., когда здесь обосновались 3 семьи (17 человек) из д. Сарт-Наурузово35. На каждого жителя в 1843 г. было посеяно по 11,7 пуда хлеба.

IX и X ревизии не учитывали эту деревню по той причине, что она исчезла с карты волости.

Сарт-Наурузово — деревня, основанная сартами -выходцами из Средней Азии. Так называли в Башкортостане таджиков, туркмен и узбеков. Известен и первопоселенец. В показаниях главного старшины Каршин-ской волости Шарипа Мрякова в Уфимской провинциальной канцелярии о поборах с башкирского населения говорилось следующее: «В том же 1741 г. вешнею ж порою Ногайской дороги, Сарцкой волости, деревни Наурузо-вой служилой тезик (т.е. таджик) Науруз, чей сын не знаю, с сыном Туманчеем взяли у меня двух лошадей — меринов, рыже-пегово да солово-лысого, ценою за 40 руб., которых ... отослали ... к переводчику Шафею Енадарову»36.

На табынской земле он был не первым поселенцем из сартов. Кумрык-табынцы еще в 1717 г. «припустили в свою вотчину», расположенную «в устье р. Инзер, вверх до устья р. Аскын», служилого тезика Артыка Иманаева, жителя д. Сарт37. О местонахождении этой деревни, известной еще в начале XVIII в., трудно сказать что-то определенное. Тем более, что сарты оседали не только здесь, но и на минской вотчине и на северо-востоке Башкортостана. Но ясно, что к этой деревне Науруз отношения не имел, поскольку он был припущен башкирами Курпес-Табынской волости в 1739 г.38

Впоследствии сарты, а также и калмыки, проживавшие в XVIII в. в Башкортостане, были ассимилированы коренными жителями. Об этом башкирские депутаты Екатерининской Уложенной комиссии Туктамыш Ишбу-латов и Базаргул Юнаев в 1768 г. писали следующее: «Между нашего тарханского и башкирского народа именуется сартами, калмыками некоторая часть, но все единого с нами магометанскаго закона, которое их название произошло в древние времена, сарты, вышедшие из-за границы самопроизвольно от владений степных народов, а калмыки также в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве, которые из давних лет именуются с нами единого

35ЦГИА РБ. Ф. 138. On. 2. Д. 374.

36 МИБ. Т. 3. С. 521. Курпес-табынцы припустили их
в 1739 г. РГАДА. Ф- 1324. Оп. 1. Д. 258. Л. 15.

37 МИБ. Т. 3. С. 161-162.

38 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 258.



КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН



звания башкирцами с отличеством, что одни произошли от сарт, а другие — от калмык, по чему как землями и всеми угодьями общее владение имеем и почитаемся все башкирцами, равно же в государственных службах обще и наряду обращаемся без всякого отличества и отделения от башкирцев, просим, чтоб оным сартам и калмыкам, единственное уже звание иметь и именоватца башкирцами, а звание сарт и калмык оставить»39.

В 1795 г. V ревизия зафиксировала в д. Наурузово 30 домов с 152 башкирами, в т.ч. 80 мужчинами и 72 женщинами. 202 жителя и 37 дворов было в 1816 г. 5 семей полигамные. VIII ревизия 1834 г. показала 245 человек и 47 домов. Многобрачных семей оказалось 7. 40 дворов и 249 башкир было в 1850 г. Все жители — вотчинники. Но с 1860 г. в деревне появились и припущенники. Это были 46 башкир, 78 тептярей, 10 мишарей из д. Тынламас Киргизской волости Ябалаковской тюбы Мензелинского уезда (ныне Актанышский район Татарстана). В 1861 г. из д. Тукаево Булярской волости Мушугинской тюбы прибыло 85 тептярей, из д. Усы — 46 тептярей. Из того же уезда из д. Каскиново переехало сюда 3 семьи башкир, из д. Ильтимирево — 7 тептярей, из д. Новоалимово (Киргизская волость, ныне в Актанышском районе Татарстана) — 49 тептярей40. В 1870 г. в д. Сарт-Наурузово в 93 дворах проживало 310 мужчин и 273 женщины. При 198 домах было 409 мужчин и 470 женщин в 1920 г. По этническому составу они — тептяри и башкиры.

В конце XVIII в. наурузовцы были «посредственными хлебопашцами», в основном занимались скотоводством с выездом на яйляу. Такими оставались они и в начале 40-х гг. XIX в., когда на 265 человек было засеяно лишь 64 пуда озимого и 352 пуда ярового хлеба. В этой деревне, как и в Ильчикеево, сравнительно большое развитие получает рыболовство. Кто-то имел лесопилку. Действовали мечеть и религиозное «училище».

Сарт-Чишма— поселение башкир, вышедших из тех же сартов. В конце XVIII в. в нем числилось 54 башкира при 20 домах и 11 тептярей (4 двора). Рост количества жителей и дворов виден в следующих цифрах: в 1816 г. В 17 дворах 127 жителей, в 1834 г. в 19 домах 126, в 1850 г. в 20 дворах 148 жителей. 150 человек и 31 дом показала X ревизия 1859 г. В 1870 г. зафиксировали 478 человек и 85 дворов. 952 человека и 191 дом числились по переписи 1920 г. До 1860 г. все жители, кроме 18 тептярей, владели земельными угодьями, считаясь вотчинниками. Затем среди жителей преобладают тептяри. Этому способствовал припуск большого количества безземельных башкир и татар, ставших тептярями.

Башкиры деревни занимались главным образом скотоводством. В одной ведомости сказано, что они «во время лета выходят на кочевку»41. В конце XVIII в. они были «нерадетельны» к хлебопашеству. Однако к сере-

39 РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 109. Ч. XI. Л. 267.

40ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 1, Д. 728. В 1795 г. в д. Тынламас было 11 дворов башкир (57 человек), 19 дворов тептярей (165 человек); в д. Усы — 25 дворов башкир (218 человек), 3 двора тептярей (48 человек); в д. Новоалимово — 28 дворов башкирских тарханов (268 человек), 16 дворов тептярей (108 человек), 5 дворов мишарей (39 человек). РГАДА. Ф. 1355. Д. 1879 (Мен-зелинский уезд); Габдрафиков X. Родословная моей деревни. Йэшлек. 5 мая 1990.

41 ЮАС. Вып. 2. С. 249. -

дине следующего столетия чишминцы достигли значительных успехов в земледелии, засевая ежегодно по 9,6 пуда хлеба на каждого жителя (на 129 человек в 1843 г. всего 1240 пудов).

По данным 1870 г. в деревне действовала мечеть и при ней мектебе.

В конце сюжета о башкирских деревнях отметим и широкое участие их жителей в башкирских восстаниях 1704—1711 и 1735—1740 гг., а также в последней в истории России Крестьянской войне.

В начале первого из этих вооруженных выступлений казанский комиссар А. Сергеев, находившийся в Уфе, проявлял по отношению к местному населению чрезвычайную жестокость, что и побудило башкир к восстанию. Им были избиты представители башкир за то, что осмелились подать прошение на имя царя Петра I. В итоге «...от той же побойной скорби померли Ногайской дороги Табынской волости Биккул, Бишауылской — Шалтык-Абыз, Меркицкой — Клин»42. В документах упоминается житель Бишаул-Табынской волости Нурбат — активный участник восстания 1737 г.43

Марийцев, татар, чувашей, мордвы и мишарей, переселенцев из Поволжья, оказавшихся без разрешения властей в Башкирии и поэтому названных «беглыми», разыскивали и принудительно возвращали на места специальные сыскные отряды. Башкиры, предоставившие им земельные наделы, всегда выступали против таких насильственных правительственных акций. Так, после подавления восстания 1704—1711 гг. к башкирам Уфимского уезда (т.е. всей огромной Исторической Башкирии) был направлен полковник граф И. Г. Головнин для приведения их «в послушание» и для сбора пленных (во время восстаний с обеих сторон захватывались таковые) и беглых людей. Один из его людей Тимофей Юркин рапортовал о результатах своей поездки следующее: «...посылал он по Нагайской дороге в Бешауль-Табынскую волость к башкирцам Бексею с товарыщи для высылки беглецев, и они, Бексей с тов., собрався многолюдством, учинили противность и беглецов не отдали, а которых было и взяли, и тех отбили и ево, Юркина, били дубьем»44. Этому сюжету созвучны слова Н. В. Никольского: «Башкирцы принимали к себе вопреки указам беглых татар, чуваш, черемис и других и не выдавали их»45.

Наши рекомендации