Национально смешанные деревни 1 страница
Башкирская д. Абдуллино, по мнению отдельных историков, была основана башкиром Абдуллой Ивановым73. В самом деле, 17 декабря 1714 г. башкиры Кущинской волости Акбаш Бакеев, Абдулла Иванов, Наураз Атаков с другими припустили башкира той же волости Иликея Тересева в свою вотчину вместо умершего одно-вотчинника Москова Козилиева, сын которого упоминается в документе за 1712 г. о займе им денег у одного крестьянина74. Его сын, башкир Суюндук Абдуллин из Кущинской волости, упоминается в событиях 1738 г., когда жители этой деревни во главе с Муртазой Нуркее-вым «жили по ту сторону р. Ай, как восстали, то переехали за р. Ай в леса и живут в лесах». Следовательно, деревня существовала в первой трети XVIII в. и могла возникнуть в 90-х гг. XVII в. Подтверждением тому, что было сказано, служит время припуска башкиром из д. Абдуллово Кущинской волости Акбашем Бакеевым татарина Батея Тураева в свое повытье (участок) в общей вотчине при условии несения за него всех повинностей. Текст записи о припуске за 13 июня 1726 г. гласит: «Уфимского уезду, Сибирской дороги, Кущинской волости деревни Абдуловой башкирец Акбаш Бакеев дал сию запись тое же деревни татарину Батею Тураеву в том: за неизможением своим платя ясак и других податей и подводные гоньбы, припустил я, Акбаш, его, Батея, в вотчину свою во владения моего повытия, в пахотную землю, в сенные покосы, и в лесах в рубку бревен и дров, и в бортные старые дельные деревья, и вновь делать сколько похочет, в звериные и рыбные ловли, и в бобровые гоны, и в хмелевое счипанья, и во всякое употребление, чем и протчие нашей волости товарыщи мои употребляютца. За который мой, Акбашев, ево, Батея, во владенья вотчины нашей припуск моего повытья ему, Батею, платить в казну е.и.в. в Уфу за меня моим, Акба-шевым, именем ясак и другие всякие подати, какие потребуются, и подводы гонять, куды будет поведено. А мне Акбашу, до той вотчины, до моего повытья, дела
Давлетбаев Б. С. Твое шежере. Вып. 1. Серия IV. С. 5. МИБ.Т. 3. С. 88, 119.
МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН
нет и ничем вышеписанным не владеть. И по смерти его, Батеевой, потому ж владеть той вотчиной и с показанного платежа ясака и податей и подводные гоньбы детям ево и внучатам»75. Это был припуск лишь одной семьи. В последующем, в 1776 г. и 1782 г., были припущены татары76.
Относительно тептярей земский исправник утверждал, что они «владеют землей по которому вообще с башкирами-вотчинниками Кущинской волости с платежом оброка с каждого двора по 2 руб. в год»77. Следует понимать вышеприведенный текст таким образом, что часть татар, припущенных в конце XVIII в., перешла в сословие тептярей.
О развитии деревни свидетельствуют следующие данные:
Таблица 237
Приведем ниже имена башкир-вотчинников за 1834 г., припускавших в свое время татар и тептярей и сегодня почти растворившихся среди последних. Это — судьба всех башкирских населенных пунктов, оказавшихся этнически смешанными78.
1. Файзулла Валитов 45 лет, умер в 1821 г., его сыновья Хусейн 35 (его Файзулла 5 лет), Галиулла 24, Наси-булла 19 лет.
2. Утягул Валитов 45 лет, указной азанчи, его сыновья Фахрутдин 24, Бадритдин 5, Шабангалий 3 лет.
3. Абдулла Абдулкаиров 50 лет, умер в 1831 г., его сыновья Абдулвалий 24, Габдулсамат 9 лет.
4. Сейфулла Валитов 60 лет, умер в 1829 г., его сыновья Якуп 15, Нигаметула 10, Сафиулла 9 лет.
5. Хасан Суюшев 60 лет, его сыновья Хисметулла 33 (его Тохветулла 7), Фазыл 16, Ермухамет 15, Саяф 14, Давлетша 5 лет.
6. Кусякай Суюшев 46 лет, его сын Туктамыш 9 лет.
7. Уметдин Мухаметов 45 лет, его сыновья Зейнитдин 16, Амир 8, Гилязитдин 5 лет.
8. Губейдулла Суяргулов 54 лет, его сыновья Мухамет-гарей 15, Шагингарей 14 лет.
9. Лукман Абузяров 45 лет, его сын Исламутдин
13 лет.
10. Габдулла Гусейнов 62 лет, умер в 1821 г., его сыновья Габидулла 48 (его Уразай 5), Абдулкаир 32, Юлай 22 лет.
11. Ильяс Санъяпов 58, его сыновья Айбетулла 26, Галиулла 14 лет.
12. Биккиня Тюменбаев 65 лет, его сыновья Тимерхан 5, Мухаметхан 2 лет.
75 Там же. С. 238.
76 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 42.
77 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 85.
пДавлетбаев Б. С. Твое шежере. С. 20-22; ЦГИАРБ. Ф. 138.
Оп. 1. Д. 571. См. также дц. 374-а (1816 г.), 724 (1859 г.).
13. Бикмухамет Тюменбаев 57 лет, его сын Мирхайдар 7 лет.
14. Узбек Максютов 67 лет, его сын Исламгул 14 лет.
15. Сейфулла Максютов 48 лет, умер в 1830 г., его сын Рамазан 6 лет.
16. Надыр Утарчин 56 лет, его сыновья Аюп 25 (его — Гилямутдин), Сеитгалий 24, Курбангалий 8 лет.
17. Хабибулла Салимявгаров 67 лет, его сыновья Калимулла 37, Мухаметкарим 28 (его Абдулмалик 8), Нугаман 24 лет.
18. Расуль Кунакбаев 58 лет, его сыновья Мухамета-мин 33, Мухаметсадык 22, Мухаметша 16, Шамсутдин 11, Сахаутдин 3 лет.
19. Зималитдин »Кунакбаев 41 года, его сын Хисамут-дин 1 года.
20. Мавлют Кунакбаев 26 лет, умер в 1825 г.
21. Абдулгафар Суяргулов 56 лет, умер в 1819 г., его сын Ибрагим 15 лет.
22. Аит Айдаров 62 лет, умер в 1833 г., его сын Аглиул-ла 15 лет.
23. Сагит Бикбаев 55 лет, его сыновья Рахматулла 33 (его Мингажитдин 5, Фаттахитдин 2), Хайбетулла 28 (его — Муфтахутдин 1), Ярулла 13 лет.
24. Яныбай Юлдашев 63 лет, отставной зауряд-есаул (причислен из 8-го кантона в 1833 г. по худому поведению).
Итого: 74 мужчины (женщин было 76 человек).
Обратим внимание на описание и общую характеристику д. Абдуллино, где раздельно рассмотрены хозяйственные возможности башкир и припущенников за 1897 г.
«Д. Абдуллино — в низине, на ровном месте у южной границы участка в 180 верстах от уездного города Златоуста, в 12 верстах от д. Большая Ока — главного места сбыта сельскохозяйственных продуктов. При селении р. Ай. Население: башкиры-вотчинники, в числе 76 дворов и 114 душ мужского населения по X ревизии. Земля в трех участках.
Полеводство бессистемное. Сеют рожь, овес, пшеницу, ячмень, полбу, лен, горох. Пашут 3-конными сабанами (от себя добавлю, что в 1842 г. на 168 башкир сеяли 51 четверть озимого и 226 четвертей ярового хлеба, а также 5 четвертей картофеля. — А.А.). В селении 4 молотилки и 4 веялки. Огороды разводят. Скотоводство хозяйственное, скот башкирской породы. До 15 мая пасется по сенокосным угодьям, а осенью по жнивью и отаве. Лес в трех местах, в 1894 г. взят казною под охрану. Избы топятся сухостоем и валежником из своего леса. Оброчные статьи: хлебная пристань на р. Ай (5 дес.) сдана в аренду на 12 лет за ежегодную плату по 50 руб.; переправа через р. Ай (1 дес.) сдана в аренду на 6 лет по 10 руб. и 1 мельничное место (3 дес.) — на 12 лет по 3 руб. В селении 1 лавка и 1 мельница, принадлежащие отдельным хозяевам.
Часть вышеописанной деревни — на возвышенности. Население: башкиры-припущенники, в числе 52 дворов и 86 ревизских душ по X ревизии. Надел в одном месте, получен от башкир-вотчинников. Пашня по возвышенной и по ровной местности. Распахана давно. Полеводство бессистемное. В селении 2-конная молотилка и 3 веялки. Скотоводство хозяйственное. Скот пасется по всем угодьям»79.
79 Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. 6. Златоустовский уезд. С. 39.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
О мишарях д. Азикеево (Малая Ока)по ведомости, составленной начальником 2—3-го мишарских кантонов войсковым старшиной Резяповым в 1841 г., сказано следующее: «Землю владеют по согласию башкирцев в общем с ними владении с давних лет»80. Речь идет о мишарях, но здесь проживали и башкиры-вотчинники. Сначала завершим разговор о мишарях. По выявленным источникам выходит, что в деревне по поземельным правам имелись три группы мишарей: одна из них числилась по материнской д. Большая Ока и владела землей с остальными мишарями этого же селения. Мишари первой группы находились в составе 2-го башкирского кантона Красноуфимского уезда. Их насчитывалось 7 душ м.п. по VII ревизии 1816 г., 13 душм.п. по VIIIревизии 1834 г. Вторая группа мишарей подчинялась начальнику 8-го башкирского кантона, расположенного в фим-ском уезде. Относительно их поземельных прав в документе сказано: «Поселились с давних лет по допуску башкирцев Кущинской волости без всяких актов». Их было соответственно вышеуказанным годам 13 и 12 душ м.п. Третью группу мишарей д. Азикеево представляло 10 и 17 душ м.п., находившихся в подчинении 3-го мишарского кантона (Уфимский уезд). О поземельных правах последней группы мишарей в документе сказано следующее: «Представили копию с договорной записи от 14 августа 1753 г.», по которой «видно, что они были припущены башкирцами Кущинской волости из оброка на вечные времена». Однако она (договорная запись) нигде «не засвидетельствована», то есть губернскими учреждениями не была утверждена81.
В Азикеево жили и башкиры. По первому наименованию деревни — Азикеево — башкиры — коренные жители. По второму — Малая Ока — припущенники. Сами башкиры считали себя вотчинниками, поскольку участвовали в поземельных операциях наравне с остальными кущин-цами. Однако среди них были и башкиры-припущенники, ссылавшиеся на договорную запись 1714 г.82 Об этом же свидетельствуют материалы ревизий. В 1816 г. башкир-вотчинников было 35, в 1834 г. — 60 душ м.п., в то же время в деревне насчитывалось башкир-припущенни-ков соответственно 31 и 36. Всех мишарей в те годы было 30 и 42 души м.п. Были и крестьяне, под которыми следует понимать ясачных крестьян: соответственно 7 и 13 душ м.п.83
В 1795 г. в Азикеево было 15 башкирских дворов и 71 человек, 13 мишарских дворов и 55 человек. В 1859 г. в 40 дворах проживало 305 башкир (по Б. С. Давлетбаеву— 416 человек в 45 дворах), в 39 дворах — 216 припущенни-ков. В 1870 г. все население состояло из 514 жителей (82 двора). В 1920 г. в 226 дворах было 1246 башкир и теп-тярей (последних было несколько десятков человек, а здесь, главным образом, башкиры и мишари). Поспи-сочный состав башкир и мишарей за 1816—1859, 1917—1920 гг. см. в публикациях Давлетбаева Б. С.84
79 Сборник статистических сведений по Уфимской губер
нии. Т. 6. Златоустовский уезд. С. 39.
80 ЮАС. Вып. 2. С. 325.
81 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 12. Л. 24.
82 Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 106.
83 Там же.
84 Давлетбаев Б. С. Твое шежере. С. 46-71.
Выяснив социальный статус и численность жителей деревни, перейдем к происхождению ее названия. Название д. Малая Ока лишний раз напоминает нам, что есть и Большая Ока, коренное поселение мишарей, часть которых оказалась в дочернем поселении на основании договора 22 декабря 7201 (1692) г., как и большеокинцы. Другие группы мишарей, как было сказано выше, обосновались чуть позже. Наименование д. Азикеево происходит от имени, вернее, фамилии башкира-кущинца Шункара Атакова — Атикеева — Азикеева, припустившего с другими одновотчинниками мишарей, основавших д.Ока (Б. Ока)85.
А теперь общая характеристика состояния деревни и данные о ее хозяйственных возможностях из многократно упоминавшегося нами земского сборника и материалов ЦГИА РБ.
«Д. Азикеева (Малая Ока) — на ровной низменности у р. Оки в средине участка, в 5 верстах от д. Большая Ока — главного места сбыта сельскохозяйственных продуктов; р. Ока пригодна для устройства мельниц. Население: башкиры-вотчинники, в числе 98 дворов и 125 ревизских душ по X ревизии. Земля в трех местах: одно при селении, другое в 40 верстах от него и третье в 25 верстах. Пашня расположена частью по возвышенной холмистой местности с отлогим склоном; поверхность полей неровная, изрезана 18-ю оврагами с площадью в 32 десятины. Полеводство бессистемное. Сеют рожь, овес, полбу, ячмень, лен. Пашут сабанами (от себя добавим, что в 1842 г. на 230 башкир сеяли 86 четвертей озимого, 433 четверти ярового хлеба, а также 6 четвертей картофеля). Мишари 3 кантона в числе 30 человек сеяли 4 четверти озимого, 35 четвертей ярового хлеба. В селении 4 молотилки и 5 веялок. Огороды разводят для собственного хозяйства. Скотоводство хозяйственное. Скот башкирской породы. Выгон в низменной долине при р. Оке.
Часть вышеописанной деревни — население: татары(тептяри)-припущенники в числе 66 дворов и 98 ревизских душ по X ревизии. Надел в одном месте, получен от башкир-вотчинников по плану специального межевания. Изменения в угодьях: часть усадьбы отошла под выгон. Часть леса расчищена под пашню. Полеводство бессистемное. В селении 8 молотилок и 8 веялок. Огороды разводят. Скотоводство хозяйственное».
Мишарские села
К ним относятся Алегазово, Малокызылбаево, Новому слюмово, Средняя Ока и Большая Ока. Отметим лишь общие моменты истории этих сел, поскольку имеется фундаментальная монография известного исследователя, профессионального историка Б. С. Давлетбаева по истории его родного села Большая Ока, которая до сих пор остается единственной в Уральском регионе, а может быть и в России, уникальной по своей информативности, а также и по хронологическим рамкам (1692—1991 гг.)86.
85 Давлетбаев Б. С. Большая Ока. С. 13; ЦГИА РБ. Ф. 172.
Оп. 1. Д. 42. Л. 97.
86 Давлетбаев Б. С. Большая Ока.
МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН
Из всех мишарских населенных пунктов самым ранним является д. Большая Ока.Она возникла по договору от 22 декабря 1692 г.87, когда мишарей припустили башкиры Кущинской волости Кызылбай Урчекин и Шункар Атикеев (Азикеев). Однако имеется другая договорная запись — от 5 июля 7199, т.е. 1691 г., которая была дана мишарям от имени только одного башкира Шункара Атикова. Ниже даем копию ее текста:
«Се язь Шункар Атиков сын Уфимского уезду Сибирские дороги Кущинские волости башкирец дал есми на Уфе сию запись Осинские дороги деревни Енагушевы служилому мещаряку Тойгильде Енгалышеву в том, что в нынешном во сто девяносто девятом году июля в пятый день пустил я, Шункар, их, Шемяка (вдруг и второй мещеряк?) и Тойгильду, в вотчину свою кто себе в товарищи ходить им, Шемяку и Тойгильде, в той моей вотчине и детям и внучатам с секова числа вечно и всякого зверя побивать, и рыбу ловить, и борти вновь разделывать, и из новых и из старых бортей мед выдирать и в бобровых гонах ходить вместе, а с тое вотчины в казну великих государей есак и всякие подати платить и подводы гонять вместе ж, а кто их из тое вотчины станет высылать и насильство какое чинить, и мне, Шункару, их очищать, слово и убытку никакова не довести, а буде моим не очищениям какие убытки учинятся, а от убытки на мне, Шункаре, по их сказке, а буде мои, Шункаровы, родственники о той вотчине учнут великим государям бити челом и им, Шемяку и Тойгильду, в тех моих Шункаровых убытках и проестях не помогут, а буде я, Шункар, их, Шемяка и Тойгильду, или детей или внучат их из той вотчины стану высылать, и на мне, Шункаре, взять им, Шемяку и Тойгильду, по сей записи за неустойку в чем против сей записи не устою, сто рублев денег да за всякое раздельное дерево по гривне. Буде они, Шемяк и Тойгильда, в той моей вотчине ходить не похо-тят, и теми раздельными деревьями владеть мне, Шункару, в том им сию запись дал. Толмачил Иван Сокуров, а на то послухи Максим Сивалов, Михайло Панков, а писал запись Уфимской площади подьячий Андрюшка Савинов. Лето 7199, июля в 5-й день»88.
Сравнение текстов договорных записей от 1691 г. и 1692 г. показывает, что первый из них неполный, пропущена фамилия мурзы Шемяка (Янбаев), место его выхода (д. Кискеево-Кусекеево, ныне в Бирском районе). Б. С. Давлетбаев уточняет и местонахождение деревни (Бирский район РБ) другого мишаря Тойгильде и его фамилию (Янклычев, а не Енгалышев). Этот договор был утвержден Уфимской расправной канцелярией 12 июля 1717 г.89
Следует особо подчеркнуть, что в деревне проживали представители нескольких сословий, имевшие неодинаковые права на землепользование. Из них землевладельцами-вотчинниками были башкиры-кущинцы, которых было единицы. Это — Биктимировы («Дети, оставшиеся от умерших башкир деревни Оки, значущиеся по ревизии под номерами 91, 92, 93 Сагадия, Бикташа, Тажбулата Биктимировых, сей сказкой показали, что предками их Уресейком и Кучюком Разметевыми земли были
ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 42. Л. 97.
Там же
Там же. Л. 97 об.
приобретены по грамоте во дни царствования царя Иоана Васильевича, почему и земля та, на коей они живут, по Кучуком Разметеве называется Кущинской (это легенда. — А.Л.), поэтому они по родовому праву, считая себя вотчинниками той земли, представили документы, по которым они были признаны вотчинниками»90. В 1816 г. башкир-вотчинников было 21, в 1834 г. — 47 человек.
Подавляющее большинство населения составляли мишари, припущенные башкирами-вотчинниками по договорным записям 1691 г. и 1692 г. Однако они претендовали на владение землей, куда они были припущены. Поверенный мишарей мулла Вайс Даутов заявил об этом следующее: «По документам считаем себя с башкирцами Кущинской волости одновладельцами земли» (в доверенном ему письме от общины имеются следующие имена: Нигматулла, Тазитдин, Гайдулла, Ганий Баязитовы, Салимявир, Кутлузаман Еминевы, Зулькарнай Муллагу-лов, Кунакбай Имангулов, Муслим Мусин, Тактагул Мустафин, Рафик Шарипов, Биккул Ишбаев, Сайфуль-мулюк Салтанов, Хабий Шарипов, Ишмухамет Баширов, Габдулвахит Исхаков). Их представители Кишефор Амиров и Бикташ Мунасипов в 1815 г. и 1834 г. продали двум русским из д. Кунакшей И. В. и А. В. Бабушкиным две мельницы по речкам Ока и Карза, устроенные на выселке Могильниково. Однако попытка мишарей доказать свое социальное происхождение «об одновотчинни-чество» с кущинцами полностью провалилась91. Сенат отказал в их праве из-за отсутствия документов о владении землей.
Вторая группа мишарей (в 1816 г. — 41, 1834 г. — 34 души м.п.) была припущена мишарями первого припуска от 1691—1692 гг., но «актов на то не имеют»92.
В Большой Оке проживали и тептяри из татар, которых насчитывалось по VII ревизии 73, по VIII ревизии — 105 душ м.п. «Однако актов на землю не имеют. По их прошению 1758 г. видно, что они припущены башкирцами Кущинской волости из оброка»93. В публикации Б. С. Давлетбаева тептяри — «допущенники» мишарей, хотя в оригинале документа сказано достаточно четко: «Кто их допустил на жительство не знают». И там же сказано, что тептяри в деревне проживают с 1758 г.94
Таким образом, в деревне проживали мишари — припущенники башкир Кущинской волости, мишари — припущенники мишарей, тептяри — припущенники башкир-кущинцев и башкиры-вотчинники.
Д. Средняя Окабыла учтена в 1795 г., однако в ней «душ нет», т.е. жители учитывались по материнской деревне Большая Ока. Так было и в последующих ревизиях: в 1816 г. — 53, в 1834 г. — 85 душ м.п. показаны в д. Большая Ока, хотя проживали в Средней Оке. Затем она приобрела самостоятельность. В 1920 г. в 147 дворах зафиксировано 704 мишаря. Поземельное право связывают с владенной памятью от 15 июля 1714 г.
90 Там же. Л. 100.
91 Там же Л. 5, 24.
92 Там же. Д. 12.
93 Там же.
94 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 123;
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 4619. Л. 188.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
В 1795 г. в Большой Оке было 620, в 1834 г. - 998, в 1870 г. — 1548, в 1920 г. — 2541 человек (в т.ч. мишари — 1705, тептяри — 425, русские — 256, башкиры — 82, татары — 73 человека).
В 1842 г. в Большой Оке на 796 человек, находившихся в 6-й юрте 2-го башкирского кантона, было засеяно 1076 четвертей ярового хлеба. Озимого хлеба и картофеля еще не было. В конце века в деревне имелось по одной молотилке и веялке.
В Средней Оке, расположенной в двух верстах от Большой Оки, в 1859 г. было 103 двора и 360 мишарей. Имели по 2 молотилки и веялки. Была одна мельница. В начале XX в. действовало 5 мечетей и 4 мектебе, русско-татарская школа и женское медресе «Хафизия».
Большие события происходили в Оке и вокруг нее во время Крестьянской войны 1773—1775 гг., где бывали Е. И. Пугачев и Салават Юлаев. Ока — родина пугачевского главного полковника Бахтияра Канкаева. Большая Ока — один из очагов восстания башкир, тептярей, мишарей в 1835 г. Обо всем этом и о многом другом можно найти интересные материалы в монографии Б. С. Давлет-баева «Большая Ока».
Д. Алегазовопри одноименной речке возникла на основе договора башкир Большекущинской волости от 1720 г.95, где сказано, что мишари имеют «землю, купленную в вечное владение у башкирцев по договору в 1720 г. данному». Однако это был припуск, а не купля. Здесь среди жителей были и тептяри, припущенные башкирами в 1797 г. и 1801 г.96 Тем не менее по переписям они не прослеживаются. В 1816 г. в 33 дворах насчитывалось 198 мишарей, в 1834 г. — 279 человек, в 1859 г. в 100 дворах — 644 человека. В 1870 г. было 103 двора и 670 человек, в 1920 г. — 283 двора и 1390 человек.
В 1842 г. на 279 человек сеяли 91 четверть озимого и 410 четвертей ярового хлеба. В конце века имели по 10 двухконных молотилок и веялок. Была частная лавка.
Д. Новомуслюмовобыла основана мишарями на основании договоров башкир Дуванской волости о припуске в 1782 г. сроком на 25 лет, в 1828 г. — на 40 лет97. Как нам представляется, деревню основали мишари — выходцы из д. Муслюмово Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Челябинская область). Поэтому новое поселение получило название Новомуслюмово.
Первопоселенец Муслюм по документам не прослеживается. Зато известны его сыновья и внуки Мухаметра-хим Муслюмов (1775—1816), его брат-близнец Рафик (его сыновья Гибатулла, Габайдулла, Хабибулла, Хисматулла), Абдулкарим Муслюмов, 1745 г. (его сыновья Абдулвагап, Абдулнасыр, его Абдулгалим, его Габдулвали, Габдул-салям Муслюмов (1750—1814), его сыновья Хисраушар (его Фахритдин) и Абдусаттар (его Мухаметжан)98.
В 1816 г. было 379 человек и 51 двор, в 1834 г. — 623 человека и 96 дворов, в 1859 г. - 665 человек и 192 двора, в 1920 г. — 2746 человек и 514 дворов.
В 1842 г. на 623 человека сеяли 260 четвертей озимого и 520 четвертей ярового хлеба. В конце века было по
10 молотилок и веялок «местного изделия», а также
2 мельницы, 4 лавки. Прихожанам принадлежали
3 мечети и 1 медресе. С 1902 г. работала земская школа.
Д. Малокызылбаево в 1816 г. состояла из 8 дворов с 50 мишарями, в 1859 г. было 10 дворов и 160 человек. 114 дворов и 577 тептярей показала перепись 1920 г. Можно предположить, что поземельные права мишарей и тептярей были те же, что и у их братьев в коренной д. Болыпекызылбаево.
В 1842 г. на 55 мишарей сеяли 6 четвертей озимого и 69 четвертей ярового хлеба. По тептярям нет сведений. В конце XIX в. было по 20 молотилок и веялок. Была лавка.
Пос. Степнойне ^ зафиксирован ни в материалах 1920 г., ни в переписи 1925 г.
Русские населенные пункты
Самый крупный из них — с. Большеустьикинское,возникшее в устье р. Ик на основе договора башкир-кущинцев, предоставленного государственным крестьянам от 1 декабря 1800 г. сроком на 40 лет. Вторая группа была допущена ими же по договору от 16 марта 1807 г. сроком на 30 лет. Через 10 лет по третьему договору от 5 июня 1817 г. сроком на 25 лет была припущена новая группа государственных крестьян99. Сохранился текст последнего договора: «1817 года июля 5 дня Уфимского уезда 8-го башкирского кантона Кущинской волости команды юртового старшины Абуталыпа Дарбанова деревень Кызылбаевой и Азикеевой старые и молодые башкирцы с общего согласия дали сей договор Емашин-ской волости живущим на броду Аюп крестьянам Ефиму Ретькину, Павлу Петрову с товарищами в 15 дворах в том, что взяли мы от них на свои общественные надобности денег 200 рублей и заложили вотчинную свою землю на 25 лет с получением от них в каждый год оброчных денег по 10 рублей по урочищам, начиная от р. Борсыклы Каменного брода на Иликаеву пашню на устье и на дубраву, на луг и краем логу на межевую яму сыртом на развалистую березу, у коей одна половина верх срублена, по малой дорожке на Букшан (по-видимому, Бушкан (см. Давлетбаев Б. С. Большая Ока. С. 55. — А.А.), отсель логом на Абуталыпову пашню березняком на маленький лог, на гору, а сыртом на Мишкину пашню, оттоль тележной дорогой на Ик, идя берегом на устье Бульман и правым берегом в них по течению р. Ик до жительства русского Сары Булата и по течению реки Ика до Бор-саклы Каменного брода с тем, чтобы на сей отданной ими земле, не выходя дальше означенных границ им, крестьянам, пашню производить, сено косить, покосные и пахотные места очищать, дрова рубить, хмелевать и на выгодных местах заводить, оставляя в целости одни бортевые деревья с условием от них, чтоб сию землю никому другому по переездно* не продавать. По истечении же срочного времени без согласия сих припущенни-ков крестьян никому сию землю нам не продавать и не закладывать и никакого спора им, крестьянам, от них не делать»100.
95 ЮАС. Вып. 2. С. 326.
96 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 106.
97 Там же. Ф. 419. Оп. 1. Д. 12; Ф. 172. Оп. 1. Д. 42. Л. 112;
ЮАС. Вып. 2. С. 324.
98 Давлетбаев Б. С. Твое шежере. С. 172.
99 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 12. Л. 18. * Переезд — земельная мера, обычно равная половине десятины (80 саженей в длину, 20 — в ширину). 00 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1.Д. 12. Л. 11-12.
БЕЛОКАТАЙСКИЙ РАЙОН
Устьикинские крестьяне — арендаторы, действуя противоправно, свободно распоряжались землей, полученной ими в кортом. Так, в 1818 г., 1825 г. и 1834 г. они припустили из Кунгурского уезда Пермской губернии (с. Усть-Кишерть) группы крестьян (Вотолины, Ивасевы и др.)101. Причем, и по истечении арендного срока продолжались такие действия. В 40-х гг. XIX в. на основе закона
0 земле 1832 г. крестьяне Устьикинска наделялись землей
по 15 десятин на ревизскую душу.
Основными жителями Устьикинска были крестьяне кунгурцы, численность которых росла из года в год. В 1812 г. в 89 дворах их было 549 человек, в 1834 г. — около 800, в 1859 г. — 1430 человек. Образовались его выселки Верхний Загорский (1807 г.), Нижний Загорский (1817 г.), а также в бывшей башкирской д. Сальево (Сарбулат) в 1833 г.102 В 1870 г. в коренном поселении было 248 дворов и 1574 человека, в 1920 г. — 403 и 2388 жителей. На территории Устьикинска или на ее части была башкирская д. Туктугулово («Биксентеево тоже»), которая известна под названием Малой Сальютовой. Там устьикинцы построили 3 мельницы и возвели 8 домов. Башкиры исчезнувшей деревни после 1834 г. переселились в д. Сальзигутово103. С. Устьикинское имеет и другое название — Шидали, производное от гидронима.
В 9 верстах от д. Большая Ока находилась д. Мало-устьикинская(Сарбулат), ставшая затем селом. В 1859 г. было 144 двора и 420 человек, в 1920 г. — 220 дворов и 1468 человек русского населения. Землевладение жителей было общим с болыиеустьикинцами. 8 дворов было бесскотным в конце XIX в., в коренном селе — 3 двора. В последнем известен пестропольный севооборот: каждый хозяин на своей полосе-наделе вел свою систему; поля унавоживались через каждые 5—6 лет при норме 300 возов на десятину при 20 пудах каждый воз; имели 60 молотилок и 10 сеялок. Молотили и провеивали хлеб исключительно машинами, за все это взималась плата —
1 коп. с пуда.
Д. Бобино(Верхнее) возникло на основе договора башкир Кущинской волости от 13 июня 1806 г. Через 10 лет там было 25, в 1834 г. — 27 душ м.п. По договору от 27 сентября 1826 г. был основан выселок Нижнее Бобинос условием уплаты башкирам оброка104. Там в 1859 г. было 22 двора, в 1920 г. — 56 дворов и 404 человека. Землевладение было общим с коренным селом. В конце XIX в. взяты на учет кузница и маслобойки (2). В Верхнем Бобино, как и в других селениях под таким названием, жили русские государственные крестьяне из Красноуфимского уезда Пермской губернии. В 1859 г. в 43 дворах было 200 человек, в 1920 г. — 80 дворов и 505 человек. Был Среднебобинскийвыселок в 15 верстах от с. Емаши, состоящий в конце XIX в. из 5 дворов. Землевладение было общим с д. Верхнее Бобино. В 1920 г. этого выселка уже не было.
В Верхнем Бобино в 1895 г. надел получили от казны. Он был разделен между 110 душами м.п. Господствовал трехпольный севооборот. Практиковалось унавоживание
101 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 106. Л. 2.
102 Давлетбаев Б. С. Большая Ока. С. 54—55.
103 Давлетбаев Б. С. Предыстория Болыпеустьикинска //
Наша жизнь (районная газета). Декабрь 1995 г.
104ЦГИАРБ. Ф. 419. Оп. 1.Д. 12. Л. 5.
почвы. Имели 24 молотилки и столько же веялок, а также 4 кузницы и 2 лавки; в Нижнем — 1 кузницу и 2 маслобойки.
Д. Буртаковкав 1920 г. состояла из 6 русских дворов с населением в 27 человек. Количество дворов свидельст-вует о недавнем ее возникновении. В 1998 г. проживало 332 человека из русских и башкир. Название ее — от антропонима. Действительно, в д. Сальзигутово в 1816 г. и в последующие годы были зафиксированы башкиры Бурта-ковы, сыновья Буртака Абдулвагапова. Среди них — старшинский помощник зауряд-есаул Ибниамин Буртаков (1782-1851), Ягуда Буртаков (1791-1825), Мурзабай Буртаков (1775—1825). Были их сыновья, внуки и правнуки*. Все эти имена и фамилии наводят на мысль, что русская деревня, видимо, носила имя башкира Буртака Абдулвагапова.