Творческий портрет композитора и его основные произведения.
Методика работы над аннотацией. Лекция 1.
Вступление.
Аннотация хорового произведения – это письменное изложение анализируемого произведения. Целью работы является самостоятельная подготовка студентами четко всестороннего, обоснованного изучения партитуры и ее интерпретации, основанное на всем комплексе средств художественной выразительности, приемах вокально-хоровых задач, показано ясно выраженное собственное отношение к произведению. Для овладения основными этапами написания аннотации необходимо поступенно, с опорой на навыки и знания студентов, полученные при изучении специальных и теоретических дисциплин осуществлять анализ музыкального произведения.
Работа над аннотацией должна начинаться задолго до начала ее письменного изложения. Внутри разделов необходимо четко группировать однородный материал. Каждая фраза должна содержать в себе смысл, любая мысль выражаться ясно и по возможности короче. Написанное полезно прочитать вслух – это поможет выявить и исправить указанные недостатки.
Следует не забывать о грамотности излагаемого материала, а также обращать особое внимание на правильность написания специальных терминов, иностранных слов. Все термины и специальные обозначения нужно писать или в переводе на родной язык, или же на языке оригинала.
Необходимо следить за правильностью разделения текста на абзацы. Начало каждого абзаца должно соответствовать смене смыслового содержания разделов или отдельных фраз.
Анализ хорового произведения осуществляется путем последовательного изучения определенных разделов, первым из которых является историко–эстетический анализ.
Историко-эстетический анализ:
Творческий портрет композитора и его основные произведения.
Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.
История создания произведения, его основная идея и содержание.
ИСТОРИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В этом разделе аннотации концентрируются сведения о композиторе, о поэте, на стихи которого написано произведение, об истории создания литературного первоисточника и его воплощения в музыкальных образах. Знакомясь с творчеством композитора и поэта, очень важно прежде всего собрать данные об эпохе, в которую они жили, эстетических и художественных взглядах авторов.
Зачастую в процессе работы над этим разделом студенты большую часть отводят написанию жизненного пути композитора и поэта, что не всегда является важным составляющим для исследования. Следует научиться использовать только проверенные источники, обращаясь в первую очередь к словарям и энциклопедиям, уметь отбирать и структурировать найденный материал. Также важно помнить, что информация из интернет – источников не всегда может быть достоверной.
Творческий портрет композитора и его основные произведения.
Характеристика творчества должна включать в себя биографические данные автора музыки и его краткое жизнеописание – годы жизни, учителя, местá проживания.
Необходимо помнить о краткости изложения материала, характеризующего музыкальное наследие композитора. Более подробно следует рассмотреть хоровое творчество композитора (хоровые жанры, темы, образы его произведений, своеобразие приемов хорового письма). В тоже время, многие композиторы успешно реализовывались в разнообразных музыкальных жанрах, в этом случае важно осветить в аннотации самые яркие музыкальные произведения написанные композитором, с акцентом на его хоровые сочинения.
В том случае если произведение является частью циклического произведения, следует кратко охарактеризовать весь цикл, основную идею, художественные образы, количество частей, состав исполнителей, место и значение данного хора в крупной форме (мессе, оратории, кантате, опере, оперной сцене и т.д.).
Если предметом анализа является обработка народной песни или переложение вокального (инструментального) сочинения, необходимо дать сведения об авторе данной обработки или переложения, охарактеризовать первоначальный источник, проанализировать степень изменения хорового сочинения в сравнении с оригиналом.
Связующим звеном в изложении творческой биографией композитора и литературным текстом может послужить проведение параллели между анализируемым сочинением и произведениями других композиторов, написанных на тот же литературный источник или посвященными той же теме.