Этногенез и биосфера земли

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич

(1912-1992)

Историк, географ, этнолог, философ, представитель русского космизма. Считал, что всемирная история неразрывно связана с влиянием на нее различных сил Космоса. Занимался вопросами этносов (под которыми понимал «специфические человеческие целостности», противопоставляющие себя другим, обладающие едиными стереотипами поведения и имеющие собственную структуру), этногенеза. Рассматривал исходную категорию своей концепции - этнос - двояко: как социокультурную общность и как форму внутренней дифференциации вида Homo sapiens в зависимости от географических условий жизни и хозяйственной деятельности. Считал, что возникновение новых этносов обусловлено космическими энергетическими (пассионарными) толчками, порождающими «пассионариев» - высоко устремленных отдельных индивидов, способных во имя реальной или иллюзорной цели жертвовать жизнью, как своей, так и других, для ее реализации. Пассионарии - люди, в которых появляются новые генетические признаки вследствие микромутаций. Все этносы проходят несколько стадий развития: возникновение и подъем, вызванные пассионарным толчком; фаза наибольшего подъема этнической активности, которая сопровождается внутриэтническим соперничеством, фаза рассеивания пассионарной энергии, ее кристаллизация в памятниках культуры и искусства; фаза жизни этноса «по инерции» и фаза необратимой деградации этноса и обывательского покоя. Любая культура генетически связана с прежними культурами, их традициями, исходными элементами. Жизненный цикл этноса составляет примерно 1200-1500 лет, за которые он развивает свою культурную традицию. Но затем появляются новые пассионарии, и возникает новый этнос.

По Гумилеву, русский этнос примерно на 500 лет моложе западноевропейских народов. Поэтому, как бы мы ни старались воспроизвести европейские формы жизни, мы не сможем добиться благосостояния и нравов, характерных для Запада, который находится сейчас в инерционной фазе и принадлежит к иному суперэтносу. Можно сделать попытку войти в его состав, но тогда платой будет полный отказ от отечественной традиции и последующая ассимиляция. Согласно Гумилеву, Россия - особый культурно-исторический мир, судьбы которого связаны не с Западом, а с входящими в нее и участвующими в ее историческом формировании народами.

Основные работы, в которых отражены культурологические идеи: «Открытие Хазарии» (1966), «Древние тюрки» (1967), «Этногенез и биосфера Земли» (1979), «Древняя Русь и Великая степь» (1989), «От Руси к России: Очерки этнической истории» (1992), «Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации» (1993) и др.

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА ЗЕМЛИ

...Общей для человека и всех других живых существ является необходимость обмениваться со средой веществом и энергией, но отличается от них тем, что все необходимые для него средства существования вынужден добывать трудом, взаимодействуя с природой не только как биологическое, но и прежде всего как социальное существо...

Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают из природы...

...Человек не имеет природного ареала, а распространен... по всей суше планеты...

Элементы природы переходят в друг друга... Природа живет вечно, набухая той энергией, которую получает от Солнца и звезд нашей Галактики и радиораспада в глубинах нашей планеты... Предметы, созданные человеком, могут или сохраняться, или разрушаться. Пирамиды стоят долго, Эйфелева башня так долго не простоит. Но не вечны не те, ни другая. В этом принципиальная разница между биосферой и техносферой, какие бы грандиозные размеры последняя ни приобрела.

...Человек совмещает присущие ему законы жизни со специфическими явлениями техники и культуры, которые, обогатив его, не лишили сопричастности стихии, его породившей.

...Каждый человек является одновременно и членом общества, и представителем народности, но оба эти понятия несоизмеримы и лежат в разных плоскостях... Во избежание терминологической путаницы народности мы будем именовать этносами... Этносы - явление, лежащие на границе биосферы и социосферы...

Когда какой-либо народ долго и спокойно живет в своей родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения, т.е. все то, что ныне именуется «стереотипом поведения», единственно возможны и правильны. А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это - от «необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя...

...Есть закон развития, относящийся к этносам, как к любым явлениям. Проявление его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Греческое слово «этнос» имеет в словаре много значений, из которых мы выбрали одно: «вид, порода», подразумевается - людей... Это свойство вида Homo sapiens группироваться так, чтобы можно было противопоставить себя и «своих» (иногда близких, а часто довольно далеких) всему остальному миру. Противопоставление «мы - они»... характерно для всех эпох и стран...

Связь этнической культуры с географией несомненна, но ею нельзя исчерпывать всю сложность взаимоотношений многообразных явлений природы с зигзагами истории этносов. И более того, тезис, согласно которому любой признак, положенный в основу классификации этносов, является адаптационным к конкретной среде, отражает только одну сторону процесса этногенеза... Сложившись в определенном регионе, где приспособление к ландшафту было максимальным, этнос при миграции сохраняет многие первоначальные черты, которые отличают его от этносов-аборигенов...

По предложенному нами определению формой существования вида Homo sapiens является коллектив особей, противопоставляющий себя всем другим коллективам. Он более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени, что и составляет проблему этногенеза. Все такие более или менее коллективы разнятся между собой, иногда по языку, иногда по обычаям, иногда по исторической судьбе...

«Объединиться в этнос» нельзя...

...Этносы - коллективы людей, возникающие и рассыпающиеся за относительно короткое время, но имеющие в каждом случае оригинальную структуру, неповторимый стереотип поведения и своеобразный ритм, имеющие в пределе гомеостаз.

... Этнос - это элементарное явление, не сводимое ни к социологическому, ни к биологическому, ни к географическому явлениям.

Этносы... всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности. Последняя проявляется в двух направлениях: приспособлении себя к ландшафту и ландшафта к себе... Стереотип поведения складывается как адаптивный признак, т.е. как способ приспособления этноса к географической среде... Можно ли, сделав усилие, сменить свою этническую принадлежность? Видимо, нет!.. Этнос не «состояние»... а процесс.

Каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю структуру и свой неповторимый стереотип поведения. Иногда структура и стереотип поведения этноса меняются от поколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего. Такие этносы можно назвать персистентами, т.е. пережившими себя...

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: а)между коллективом и индивидом; б)индивидов между собой; в)внутриэтнических групп между собой; д)между этносом и внутриэтническими группами. Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачестве другого народа...

Сила этнического стереотипа поведения огромна потому, что члены этноса воспринимают его как единственно достойный, а все прочие - как «дикость»...

Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям... Вынести за скобки мы можем только одно - признание каждой особью: «Мы такие-то, а все прочие другие». ...Поскольку это явление универсально, можно предположить, что оно отражает некую физическую или биологическую реальность... Поведение этноса меняется в зависимости от его возраста, который удобно отсчитывать от момента выхода этноса на историческую арену...

По мере накопления знаний возникает квантование времени в сознании людей, т.е. деление его на эпохи, весьма неравные по продолжительности, но эквивалентные по наполнению событиями...

...Люди... забывают прошлое и не хотят знать будущего. Они хотят жить сейчас и для себя. Они мужественны, энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают для себя. Они тоже совершают подвиги, но ради собственной алчности, ищут высокого положения, чтобы насладиться властью, ибо для них реально только настоящее, под которым неизбежно понимается свое, личное... Когда процент людей этого склада в составе этноса увеличивается, то наследство, скопленное их жертвенными предками, быстро растрачивается, и это производит обманчивое впечатление изобилия, почему и считается «расцветом».

... Наличие в этносе людей этого склада ведет... к остановке роста, что иногда бывает даже целесообразно, так как, е принося в жертву себя, эти люди... ставят целью... стремление к беспредельному расширению этнического ареала...

...Игнорирование не только прошлого, но и настоящего ради будущего. Прошлое отвергается как исчезнувшее, настоящее - как неприемлемое, реальной признается только мечта...

...Этнос не арифметическая сумма человеко-единиц, а «система»...

...Реально существующим и действующим фактором системы являются не предметы, а связи... Любая система не статична, а находится либо в динамическом равновесии (гомеостаз), либо в движении от какого-то толчка, импульс которого находится вне данной системы... Наличие всеобщих связей, создающих динамические стереотипы, более или менее устойчиво, но никогда не вечно.

...Реальную этническую ценность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. В такой системе первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно удалять накапливающуюся энтропию, обмениваясь с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству... Этнос - форма коллективного бытия, присущая лишь человеку.

...Суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов... Субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса.

Суперэтносом мы называем группу этносов, одновременно возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим обобщением, что отнюдь не исключает военных столкновений между ними...

...Все этносы смертны... Смерть этноса - это распад системной целостности, а не поголовное истребление всех особей, в нее входящих...

Совпадают ли понятия культуры и этноса или даже суперэтноса? Как правило, нет, за исключением частных случаев, подтверждающих правило...

...Культура - это создание людьми... Культура существует, но не живет, ибо без введения в нее творческой энергии людей она может либо сохраняться, либо разрушаться... А этногенез?.. Это то условие, без которого создание или восстановление культуры невозможно. Ведь культуры - дело рук людей, а в нашем мире нет человека без этноса. Создание же этноса и его развитие, т.е. этногенез - это как бы подключение тока к остановившемуся мотору, после чего он снова начинает работать.

Этногенез - процесс природный, следовательно, независимый от ситуации, сложившейся в результате становления культуры. Он может начаться в любой момент; и если на его пути оказывается преграда из действующей культурной целостности, он ее сломает или об нее разобьется.

...Человек не только приспосабливается к ландшафту, но и приспосабливает ландшафт к своим нуждам и потребностям. Значит, пути через разные ландшафты ему проложили не адаптивные, а творческие возможности...

Если бы этносы были «социальными категориями», то они бы возникали в сходных социальных условиях... Этнос... - ...система, состоящая не только из особей, разнообразных как генетически, так и функционально, но и из продуктов их деятельности в течение многих поколений: техники, антропогенного ландшафта и культурной традиции... Этнос вырастает из консорции, т.е. группы людей, объединенных общей судьбой...

Этнос - не зоологическая популяция, а системное явление, свойственное только человеку и проявляющее себя через социальные формы, в каждом случае оригинальные, ибо хозяйство страны всегда связано с кормящим ландшафтом, уровнем развития техники и характером производственных отношений...

Общими чертами для этноса как такового, т.е. любого, являются: 1)противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2)мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс развития от пускового момента через акматическую фазу к рассеянию или превращению в реликт...

...Формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни. Такое, безусловно, редко встречающееся явление есть отклонение от видовой нормы поведения, потому что описанный импульс находится в оппозиции к инстинкту самосохранения и, следовательно, имеет обратный знак. Он может быть связан как с повышенными способностями (талант), так и со средними... Этот признак... лежит в основе антиэгоистичесой этики, где интересы коллектива, пусть даже неверно понятые, превалируют над жаждой жизни и заботой о собственном потомстве. Особи, обладающие этим признаком, при благоприятных для себя условиях совершают (и не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и инициируют новые этносы.

...Этот эффект... известен как страсть, но... для целей научного анализа мы предложим новый термин - пассионарность (от лат. Passio, ionis, f.), исключив из его содержания животные инстинкты... а равно душевные болезни, потому что хотя пассионарность, конечно, - уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое...

...Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения или, переводя на язык физики, - к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака - пассионарии не могут заставить себя рассчитывать последствия своих поступков... Пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания... Степени пассионарности различны, но, для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный.

...Пассионарность - стихийное явление... Не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения...

...Работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения...

...Для пассионариев... характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни... Пассионарность... заразительна. Это значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени - импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой природный психоэтнический поведенческий облик...

Любой этногенез - это более или интенсивная утрата пассионарности системой, иными словами, гибель пассионариев и их генов; особенно это проявляется во время тяжелых войн... Но ... пассионарность столь же неклонно падает о рвемя глубокого мира, причем даже быстрее, чем в жестокие времена... Пассионарность - не просто «дурные наклонности», а важный наследственный признак... Пассионарность - это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, - это проявление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединиться и действовать согласно; так возникает первичная консорция... Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев не только в древности «либо изгоняли из племен, либо просто убивали»...

...Пассионарии обречены... Наиболее трагично гибнут пассионарии в конечные фазы этногенеза, когда их становится мало и взаимопонимание между ними и массами обывателей утрачивается...

Как ни велика роль пассионариев в полном смысле слова мы называем людей, у которых этот импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового. У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоничную личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную... К этому необходимо добавить, что и в развивающихся этносах большая часть особей имеет столь же слабую пассионарность, что и в реликтовых этносах. Разница лишь в том, что в динамических этносах присутствуют и действуют пассионарии, вкладывающие свою избыточную энергию в развитие своей системы.

Однако надо заметить, что интенсивность развития не всегда идет на пользу этносу. Возможны «перегревы», когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную...

Сначала может показаться, что чем выше пассионарность персоны или системы, тем богаче творческая жизнь общественной группы, тем обильнее культура этноса. И так как эпоха Возрождения в Италии изобилует талантами, то можно рассматривать ее как акматическую фазу в этногенезе. Но в XV в. итальянский этнос переживал тяжелый период: фазу надлома... На...общем загнивании выросли такие цветы искусства и науки, как творчество художников Беато Анджело и Боттчелли, гуманистов Джованни Понтано, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола...Кроме ...Ярких примеров, должны существовать варианты, слабее выраженные, при которых пассионарий не идет на костер или баррикаду (Гус и Сулла), но жертвует многим ради своей цели. Творческое сгорание Гоголя и Достоевского, добровольный аскетизм Ньютона, надломы Врубеля и Мусоргского - это тоже примеры проявления пассионарности, ибо подвиг науки или искусства требует жертвенности, как и подвиг «прямого действия». В процессах этногенеза ученые и артисты тоже играют важную роль, хотя и другую, нежели деятели политической истории. Они придают своему этносу специфическую окраску и таким образом либо выделяют его из числа прочих, либо способствуют межэническому общению, благодаря чему возникают суперэтнические целостности и культуры...

Обратим внимание на относительно слабые, но творческие степени пассионарного напряжения системы. Их две: ода на подъеме до «перегрева» системы, который мы будем называть «акматической фазой», и вторая - в надломе, знаменующая переход к фазе, которую мы называли «инерционной». Образно говоря, оба интересующих нас момента являются перегибами кривой роста (плюс - минус) пассионарности этнической системы, причем даже при спаде до полной потери напряжения еще далеко. При относительно невысоком уровне пассионарности стереотип поведения и общественный императив человека не таковы, чтобы незаметно для него самого толкнуть его на добровольную смерть ради им самим выбранной идеальной или даже иллюзорной цели... Вот тут-то, если у человека есть соответствующие способности, он предается науке или искусству...

...Если же эти способности отсутствуют - человек накапливает богатство, делает служебную карьеру и т.п. Исторические эпохи, где господствует данный уровень пассионарности, рассматривается как расцвет культуры, но за ними всегда следует один из двух возможных жестоких периодов: либо при подъеме пассионарности происходит уже описанный «перегрев», либо при медленном ее спаде наступает упадок...

Механизм этнической регенерации таков. Обычно среди субэтносов, образующих этнос, один является наиболее инициативным и, следовательно, ведущим. В нем пассионарность особей интенсивно преображается в деяния, и потому процесс растраты пассионарности идет быстро... Когда же ведущий субэтнос, исчерпав свои возможности, терпит крушение, один из периферийных субэтносов перехватывает эстафету и процесс этногенеза, готовый прерваться, продолжается...

...Принцип, характерный для всех этносов, - противопоставление себя всем прочим («мы» и «не мы»)... может быть истолкован просто. Когда носители одного ритма сталкиваются с носителями другого, то воспринимают новый ритм как нечто чуждое, в той или иной степени дисгармонирующее с тем ритмом, который присущ им органически... Несходство фиксируется сознанием как факт, не имеющий объяснения, но и не вызывающий сомнения. А проявляются ритмы этнического поля в стереотипе поведения... неповторимом.

Видимо, именно благодаря наличию этнического поля не рассыпаются на две части этносы, разорванные исторической судьбой и подвергшиеся воздействию разных культур. Они даже могут регенерировать, если устранить причины, нарушившие первоначально заданный ритм этнического поля. Отсюда же, между прочим, вытекает объяснение явления ностальгии. Человек, заброшенный в среду чужих, пусть даже симпатичных людей, ощущает странную неловкость и тоску. Но эти чувства ослабевают, когда он находит соплеменников, и исчезают при возвращении домой. При этом не имеют значения ни климатические условия, ни наличие комфорта.

И теперь мы можем ответит на вопрос: почему «безнациональны», т.е. внеэтничны, новорожденные дети? Этническое поле, т.е. феномен этноса как таковой, не сосредотачивается в телах ребенка и матери, проявляется между ними. Ребенок, установивший связь с матерью первым криком и первым глотком молока, входит в е этническое поле. Пребывание в нем формирует его собственное этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения с отцом, родными, другими детьми и всем народом. Но поле в начале жизни слабо, и если ребенка поместить в иную этническую среду, перестроится именно поле, а не темперамент, способности и возможности. Это будет воспринято как смена этнической принадлежности, в детстве происходящая относительно безболезненно.

Личность человека формируется на протяжении первых трех-пяти лет жизни... И очень опасно отчуждение ребенка младше трех лет от матери - точнее, от человека не столько кормящего, сколько ласкового, внимательного, доброго. Такая разлука часто ведет к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, повышенной уязвимости и агрессивности.

Ясно, что здесь действует не генный аппарат, а биополя ребенка и взрослого, взаимодействующие при общении. Сказанное справедливо не только для персон, но и для систем высшего порядка - этносов...

Обязательным условием возникновения и течения процесса этногенеза (вплоть до затухания его, после чего этнос превращается в реликт) является пассионарность, т.е. способность к целенаправленным сверхнапряжениям. Объяснить ее мы пока можем, лишь приняв гипотезу... пассионарность - это врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы. У людей эта способность колеблется настолько сильно, что иногда ее импульсы ломают инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового, вследствие чего некоторые люди... пассионарии, совершают и не могут не совершать поступки, ведущие к изменению их окружения... Следовательно, пассионарность имеет энергетическую природу... Следовательно, пассионарность имеет энергетическую природу...

Если социальные условия определяют направленность поступков человека, то энергетическое их напряжение зависит от состояния организма, в том числе генетически обусловленных признаков... Пассионарность - признак нерасовый и вредный, если не сказать губительный, и для самого носителя, и для его близких... при пассионарных «перегревах» часто возникают кровавые усобицы, жертвами которых становятся не только соперники, но и их семьи... В... войнах уцелели не те, кто умел искусно прятаться. Однако особенности пассионарности как признака состоят, кроме прочего, в том, что она задерживается в популяции благодаря наличию так называемых «незаконных детей», наследующих биологические, а не социальные особенности родителей...

Если мы примем за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения (1), индивидуального и видимого, то импульс пассионарности (Р) будет иметь обратный знак. Величина импульса пассионарности, соответственно, может быть либо больше, либо меньше, либо равна импульсу инстинкта самосохранения. Следовательно, правомочно классифицировать особей: на пассионариев (Р>1), гармоничных (Р=1) и субпассионариев (Р<1). Соотношением в системе, в нашем случае - этносе. Вслед за пассионарным толчком оно быстро возрастает, затем наступает «перегрев», после которого идет медленный спад, часто с задержками. Если построить кривую, то это будет фиксация инерционного процесса. Все величины будут положительными; в лимите, практически недостижимом, - нуль.

...Этнос - феномен биофизический... пассионарность - эффект энергии живого вещества биосферы, и ... сознание, а равно и связанная с ним история культуры играют роль руля, а не двигателя...

...Импульсы, возникающие в биосфере из-за этих толчков, и есть материальная основа творчества, проявляющаяся в стремлении к красоте - искусство, то к истине - наука, то к справедливости - мораль, то к власти - благодаря этому импульсу создаются государства, то к победе - будь то завоевание чужой страны или мимолетный успех оперного тенора, и т.д... Коллективная память этносов - это и есть история культуры.

...Упадки культуры - столь же важные явления, как и ее подъемы. Откуда же берутся целые столетия без искусства, литературы, философии? Поясним.

... «Цивилизация»... - время, благоприятное для накопления материальной культуры, упорядочения быта, стирания локальных этнографических особенностей, унаследованных от прошлых эпох. Это время, когда начинает процветать трудолюбивый римский обыватель - «золотая посредственность» Августа. Тип обывателя встречается на всех стадиях развития этноса, но на ранних он подавляется рыцарями и индивидуалистами, а здесь его лелеют, ибо он никуда не лезет, ничего не добивается и готов чтить господ, лишь бы его оставили в покое.

...Инерция пассионарного толчка теряется за 1200 лет при любом, даже самом благоприятном варианте, но лишь счастливые этносы доживают до естественного конца... Этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим и не покорим, так как для покорения его нужны такие затраты, которые не окупит любой успех. Но этнос, меняющий фазу развития, легко язвим и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен...

...избыток пассионарного напряжения этнической системы далеко не всегда бывает ей полезен, но исчезновение пассионарности еще более губительно...

В периоды первых двух фаз этногенеза этническая система преодолевает посторонние воздействия, растущее пассионарное напряжение делает ее резистентной. Но даже в эти начальные фазы в этносе всегда присутствуют и преобладают численно гармоничные особи, у которых пассионарность и инстинкт уравновешены. Это люди серьезные... Они консервируют этнический стереотип поведения и традицию, основу сигнальной наследственности людей... Наличие пассионариев в системе делает ее пластичной и способной к сопротивлению внешним воздействиям, ибо пассионарии умеют находить выход из самых сложных ситуаций. И когда между этими типами членов этноса устанавливается некое оптимальное соотношение - система почти неодолима, но как только при смене фаз это соотношение нарушается, система становится восприимчивой к ударам извне. Тогда этнос легко может погибнуть от смещения.

...Фазы этногенеза различаются лишь степенью разнообразия, определяемой уровнем пассионарного напряжения...

...Инерционная фаза этногенеза - спад пассионарности этнической системы и интенсивное накопление материальных и культурных ценностей...

...Любое изменение агрегатного состояния среды требует большой затраты энергии, в нашем случае - пассионарности. Как всякая энергия, пассионарность действует при разности потенциалов. Эта разность может возникнуть либо за счет пассионарного толчка, явления природного, либо за счет тесного межэтнического контакта, где пассионарность одного этноса превышает пассионарность другого...

Как правило, для первой фазы характерно стремление к благоустройству. Люди, живущие в начальных фазах этногенеза, не представляют себе, что и их систему ждет конец... Поэтому всегда существует стремление строить навечно, не жалея сил. Богатства природы еще представляются неограниченными, и задача заключается в том, чтобы наладить их беспрепятственное получение. Иногда это ведет к хищничеству...

Самое плохое в фазе цивилизации - это стимуляция противоестественных миграций... - переселений целых популяций из натуральных ландшафтов в антропогенные, т.е. в города... Каждый город... накапливает столь большую техническую базу, что в нем могут жить пришельцы из совсем непохожих стран...

...Упадок культуры - процесс повсеместный...

В фазе этнической инерции способность к расширению ареала снижается и наступает пора воздействий на ландшафты собственной страны, растет техносфера, т.е. количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари - разумеется, за счет природных ресурсов. Часть таких изменений - относительно безвредные искажения природы: арыки, поля монокультур, огромные стада рогатого скота. Оставленные без внимания, они возвращаются в естественные геобиоценозы. Но там, где природные материалы заключены в оковы строгих форм, саморазвитие прекращается, заменяясь медленным, но неуклонным разрушением, которое часто бывает необратимым. Такие руины нужны только археологам. Они исследуют следы не растущих, а гаснущих этносов, оставивших векам черепки посуды из обожженной глины, фрагменты вавилонских табличек с клинописью, пирамиды и ... Облик этого упадка обманчив. На него надета маска благополучия и процветания, которые современниками представляются вечными, потому что они тешат себя иллюзией о неисчерпаемости природных богатств. Но это - утешительный самообман, рассеивающийся после того, как наступает последний, и на этот раз роковой, фазовый переход.

Последняя фаза этногенеза деструктивна. Члены этноса, неспособные по закону необратимости эволюции вернуться к контакту с биосферой, переходят к хищничеству, но оно их не спасает. Идет демографический спад, после которого остаются периферийные субэтносы, минимально связанные с главной линией этногенеза. Они либо прозябают как реликты, либо создают новые этносы с иными поведенческими доминантами. Тогда процесс возобновляется, конечно, лишь в том случае, если происходит очередной пассионарный толчок.

Отличительной чертой «цивилизации» является сокращение активного элемента и полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого населения... Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узакониваются коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами...

Порядок, устанавливающийся в этой фазе, которую правильнее всего назвать «обскурацией», никак нельзя считать демократическим. Здесь господствуют, как и в предшествовавших стадиях, группы, только принцип отбора иной, негативной. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность..

...После наступления торжества обскурации носители ее исчезают, как дым, и остаются уцелевшие от всех передряг потомки первоначальных носителей статического состояния, которые на руинах вновь начинают учить своих детей жить тихо, избегая конфликтов с соседями и друг с другом. Автоматически и физиологически они полноценные люди, приспособившиеся к ландшафту, но пассионарного напряжения у них столь мало, что процесс развития этносов не идет...

Как ни странно, фаза обскурации не всегда приводит этнос к гибели, хотя всегда наносит этнической культуре непоправимый ущерб... Направленное развитие вырождается в подобие «броуновского движения», в котором элементы - отдельные люди или небольшие консорции, сохранившие, хотя бы частично, традицию, получают возможность противостоять тенденции к прогрессивному упадку... Они консервируют отдельные островки культуры, создавая обманчивое впечатление того, что существование этноса как целостной системы не прекратилось. Это самообман. Система исчезла, уцелели только отдельные люди и их память о былом.

... Пассионарии никого не вытесняют из этноса, но за счет своей избыточной энергии создают разнообразие, усложняющее этническую систему. А сложные системы устойчивее упрощенных. ...После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди отнюдь не становятся хуже, т.е. слабее, глупее тех, которые до сих пор составляли подавляющее большинство этноса. Изменяются не люди, а этническая системная целостность. Раньше рядом с большинством были пассионарные «дрожжи», будоражащие, многим мешающие, но придающие системе, т.е. этносу, сопротивляемость и стремление к переменам. Тогда идеал... - это развитие, а теперь - консервация. Агрессивность этнической системы, естественно, исчезает, резистентность снижается, а закон пассионарной энтропии продолжает действовать. Только взамен приобретений идут утраты...

Даже для финальных фаз этногенеза нужна пассионарность, хотя бы заимствованная. Вот почему пассионарные толчки не только губят, но и спасают этносы, находящиеся в соседстве с ареалом толчка... без пассионарности люди менее приспособлены к жизни на Земле, чем животные. Те в стабильных и благоприятных условиях не вымирают...

...»Искусство требует жертв» от художника, а способность жертвовать собою ради иллюзии - это и есть проявление пассионарности...

...Различие мировоззрений исключает возможность взаимопонимания людей разных этносов или разных культурных регионов, за исключением того, что лежит в сфере рациональности: наука, экономика, право...

Сам пассионарный толчок... явно неземного происхождения. Уже то, что оси зон толчков располагаются на поверхности планеты, а перпендикуляры к ним проходят через центр Земли, указывает на зависимость оси толчка от магнитного поля планеты. Предположение, что эти энергетические удары по Земле идут не от Солнца, а из рассеянной энергии Галактики, нашло уточнение. Американский астроном Джон Эдди обнаружил, что деятельность Солнца варьирует настолько, что даже 11-летний цикл активности солнечных пятен не прослеживается. На основе этих выводов Джон Эдди составил график солнечной активности за 5 тыс. лет. И оказалось, что все датированные пассионарные толчки хронологически совпадают с минимумами солнечной активности либо с периодами ее спада. Это уже закономерность... При уменьшении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются, и отдельные кванты или пучки излучения могут достигать земной поверхности. А жестокое излучение, как известно, вызывает мутации...

Наши рекомендации